«Исаакиевский собор должен быть не музеем-храмом, а храмом-музеем»

В Петербурге прошла дискуссия о передаче храмов в пользование Церкви

Возвращение святынь 
0
387
Время на чтение 5 минут

Вчера в Санкт-Петербурге, в Северо-Западном бюро «Интерфакса», состоялась  дискуссия сторонников и противников передачи Исаакиевского собора и других храмов в безвозмездное пользование Русской Православной Церкви, сообщает сайт Санкт-петербургской митрополии. Открывая встречу, архиепископ Петергофский Амвросий обратил внимание на ее название «Будущее музеев Петербурга: передавать ли их Церкви?» и уточнил: передаются Церкви не музеи, а храмы, которые в данный момент используются музеями.

В своем выступлении владыка напомнил историю вопроса. Правящий архиерей Санкт-Петербургской епархии обратился на основании федерального закона в правительство города с просьбой о передаче нескольких храмов. «Мы действуем только в правовом поле. Некоторые опасения, высказываемые через СМИ, преувеличены, не обоснованы и надуманны. Речь идет о передаче не в собственность, а в бессрочное безвозмездное пользование», ‒ пояснил владыка позицию митрополии.

Он подчеркнул, что хотя в пресс-центре собрались люди с разными взглядами на обсуждаемую проблему, необходимо действовать в русле диалога. Никакие острые вопросы, зачастую еще больше обострившиеся через СМИ, не должны разделять и приводить к противостоянию. Главное ‒ это сохранить мир как самую большую ценность.

«Мы должны услышать друг друга», ‒ призвал владыка. ‒ «Говоря о церковных зданиях, о сохранении культурного наследия, мы не должны забывать о главных храмах. А главные храмы ‒ это люди. Подобно тому, как реставраторы аккуратно, с любовью, боясь что-то повредить, восстанавливают иконы или фрески, и мы должны относиться друг к другу».

Председатель епархиальной архитектурной комиссии архимандрит Александр (Федоров) напомнил об основном функциональном назначении храма ‒ богослужебном. «Главные цели и задачи присутствия в мире Церкви Христовой ‒ не имущественные, не материальные. За две тысячи лет своей истории Церковь бывала и гонимой, и торжествующей. В разные периоды государственные и церковные структуры взаимодействуют, а вот мера взаимодействия может быть разной», ‒ напомнил он.

Отец Александр привел примеры других соборов Санкт-Петербурга, в отношении которых действия Церкви сочетаются с действиями государства. В частности, Казанский кафедральный собор, переданный в пользование епархии несколько лет назад, остается в государственной собственности, а его реставрация финансируется из госбюджета.

Директор ГМП «Исаакиевский собор» Николай Буров поддержал призыв к мирному диалогу и подтвердил, что «музей четырех соборов» готов передать в пользование Церкви Смольный и Сампсониевский соборы, оставив за собой Исаакиевский и собор Воскресения Христова («Спас-на-Крови»). По его мнению, музей и сегодня успешно сотрудничает с епархией, которая во всех названных храмах совершает богослужения.

«Сейчас музей работает в том режиме, к которому привык. К концу сезона мы примем 3 миллиона 300 тысяч посетителей, защитим достаточно обширный бюджет, завершим громадные реставрационные объекты. Мы откроем "ангельскую" балюстраду, пригласим вас на подъем и освящение 1000-пудового колокола», ‒ пообещал директор.

Депутат Законодательного Собрания Максим Резник, выступающий противником возвращения Исаакиевского собора Церкви,  высказался за проведение референдума среди петербуржцев. По его мнению, вопросы передачи храмов обсуждаются пока слишком узким кругом лиц. «На данный момент у меня складывается впечатление, что речь идет о перераспределении финансовых потоков», ‒ заявил депутат.

Парламентарий заявил, что необходимо сделать процедуру возможной передачи Церкви объектов культуры максимально прозрачной. Для этого он намерен инициировать общественные слушания о внесении изменений в региональный закон 2012 года. Депутат считает, что объекты культурного наследия должны передаваться не решением правительства города, а только законом Санкт-Петербурга, в принятии которого участвуют как законодательная, так и исполнительная ветви власти.

За сохранение музейного статуса храмов в категоричной форме высказались исполнительный директор фонда Д.С.Лихачева Александр Кобак, директор Государственного музея городской скульптуры Владимир Тимофеев, профессор СПбГИК Владимир Яковлев.

Владимир Тимофеев, в частности, рассказал, как складываются взаимоотношения его учреждения с епархией в вопросе возвращения Благовещенской церкви Александро-Невской лавры. Он вновь настаивал на том, что церковь строилась как усыпальница, не имела богослужебного назначения и не может быть возвращена епархии по федеральному закону. По его мнению, 900 кв.м, занимаемые церковью, не играют большой роли для монастыря, и вести богослужебную деятельность в помещении вместимостью 35-40 человек не имеет особого смысла. Директор напомнил, что музей совместно с городом и частным инвестором из США отреставрировали церковь в 1988 году, сохранив ее от разрушения. Тогда, заявил он, епархия не ставила вопрос о ее возвращении, он возник после реставрации. Директор привел несколько мнений, в частности, сослался на письмо сенатора Людмилы Косткиной о том, что единственно возможным решением ситуации с Благовещенской церковью может быть только совместное использование.

Отвечая на эти заявления, руководитель сектора коммуникаций информационного отдела епархии Наталья Родоманова отметила, что Благовещенская церковь, первое каменное строение Александро-Невского монастыря, строилось прежде всего как храм. Постоянные упоминания о ней как об усыпальнице без слова "церковь" не соответствуют исторической действительности. По православной традиции в церкви могли быть захоронены ее ктиторы, в том числе члены императорской семьи, именитые представители аристократических родов и наши знаменитые соотечественники. Для Александро-Невской лавры Благовещенский храм имеет не просто важнейшее значение. Именно сюда были собственноручно внесены императором Петром I в 1724 году мощи святого Александра Невского. Вопрос возвращения престола в честь небесного покровителя лавры и Санкт-Петербурга в епархии рассматривают как принципиальный.

Также Наталья Родоманова дала разъяснение по поводу исторической формы собственности храмов. Она подчеркнула, что в рассмотрении вопроса передачи исторических храмов Церкви не важно, на какие деньги строились эти храмы. Это могли быть государственные средства, средства императорского двора или самого государя, это могли быть средства ктитора, прихожан, но от этого само назначение и предназначение церквей не менялось и измениться не может.

«Дискуссия показала, что вопрос о статусе и форме пользования давно нуждался в решении, но это сложный процесс, требующий открытого обсуждения, разъяснения финансовой стороны, корректного взаимодействия представителей музейного сообщества и епархии», ‒ отмечается на сайте митрополии.

Завершая встречу, владыка Амвросий отметил, что отнюдь не Церковь обостряет ситуацию, как это утверждают многие СМИ. «Мы не заводим общество, не собираем подписи, не будоражим людей, не настраиваем кого-то против кого-то. Мы всего лишь обратились с просьбой, в которой нет ничего криминального. Епархия руководствовалась в первую очередь желанием, чтобы Исаакиевский собор был не музеем-храмом, а храмом-музеем», ‒ заключил он.

Ранее, после Божественной литургии в соборе апостолов Петра и Павла в Петергофе, правящий архиерей в своей проповеди обратился к верующим с просьбой поддержать позицию епархии: «Я недавно обратился к руководству нашего города, чтобы возвратили нам храмы, которые были тогда отобраны. Это Исаакиевский собор, храм Воскресения Христова (Смольный собор), Сампсониевский собор, Благовещенская церковь Александро-Невской лавры. Их надо возвращать Церкви, здесь нет ничего плохого, все по закону. Поэтому я прошу вашей поддержки, чтобы вы тоже помолились, чтобы Господь восполнил то, что мы потеряли сто лет назад, чтобы наши святыни вернулись к нам и мы могли совершать полноценные богослужения и развивать приходскую жизнь. Если мы это сделаем, Господь не оставит нас. Мы должны быть активными христианами».    
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Возвращение святынь
Предстоятель РПЦ посетил Игуменское кладбище
Валаамского монастыря, Музей современной иконы, Зимнюю гостиницу
11.07.2024
«Главная наша проблема в потере самих себя»
Восток и Запад для нас не являются сакральной целью, целью для нас должны быть мы сами, наша самобытная цивилизация
29.06.2024
Что хотелось бы услышать в Лавре из уст Президента?
О некоторых застарелых проблемах церковной жизни
27.06.2024
Патриарх Кирилл: «В храме иконы никогда не портятся»
Владимир Путин поклонился иконе «Троица» в Свято-Троицкой Сергиевой лавре
27.06.2024
Шаг на пути возвращения святынь Церкви
В России запретили приватизацию имущества религиозного назначения
24.06.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 19:52
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06