«Исаакиевский собор должен быть не музеем-храмом, а храмом-музеем»

В Петербурге прошла дискуссия о передаче храмов в пользование Церкви

Вчера в Санкт-Петербурге, в Северо-Западном бюро «Интерфакса», состоялась  дискуссия сторонников и противников передачи Исаакиевского собора и других храмов в безвозмездное пользование Русской Православной Церкви, сообщает сайт Санкт-петербургской митрополии. Открывая встречу, архиепископ Петергофский Амвросий обратил внимание на ее название «Будущее музеев Петербурга: передавать ли их Церкви?» и уточнил: передаются Церкви не музеи, а храмы, которые в данный момент используются музеями.

В своем выступлении владыка напомнил историю вопроса. Правящий архиерей Санкт-Петербургской епархии обратился на основании федерального закона в правительство города с просьбой о передаче нескольких храмов. «Мы действуем только в правовом поле. Некоторые опасения, высказываемые через СМИ, преувеличены, не обоснованы и надуманны. Речь идет о передаче не в собственность, а в бессрочное безвозмездное пользование», ‒ пояснил владыка позицию митрополии.

Он подчеркнул, что хотя в пресс-центре собрались люди с разными взглядами на обсуждаемую проблему, необходимо действовать в русле диалога. Никакие острые вопросы, зачастую еще больше обострившиеся через СМИ, не должны разделять и приводить к противостоянию. Главное ‒ это сохранить мир как самую большую ценность.

«Мы должны услышать друг друга», ‒ призвал владыка. ‒ «Говоря о церковных зданиях, о сохранении культурного наследия, мы не должны забывать о главных храмах. А главные храмы ‒ это люди. Подобно тому, как реставраторы аккуратно, с любовью, боясь что-то повредить, восстанавливают иконы или фрески, и мы должны относиться друг к другу».

Председатель епархиальной архитектурной комиссии архимандрит Александр (Федоров) напомнил об основном функциональном назначении храма ‒ богослужебном. «Главные цели и задачи присутствия в мире Церкви Христовой ‒ не имущественные, не материальные. За две тысячи лет своей истории Церковь бывала и гонимой, и торжествующей. В разные периоды государственные и церковные структуры взаимодействуют, а вот мера взаимодействия может быть разной», ‒ напомнил он.

Отец Александр привел примеры других соборов Санкт-Петербурга, в отношении которых действия Церкви сочетаются с действиями государства. В частности, Казанский кафедральный собор, переданный в пользование епархии несколько лет назад, остается в государственной собственности, а его реставрация финансируется из госбюджета.

Директор ГМП «Исаакиевский собор» Николай Буров поддержал призыв к мирному диалогу и подтвердил, что «музей четырех соборов» готов передать в пользование Церкви Смольный и Сампсониевский соборы, оставив за собой Исаакиевский и собор Воскресения Христова («Спас-на-Крови»). По его мнению, музей и сегодня успешно сотрудничает с епархией, которая во всех названных храмах совершает богослужения.

«Сейчас музей работает в том режиме, к которому привык. К концу сезона мы примем 3 миллиона 300 тысяч посетителей, защитим достаточно обширный бюджет, завершим громадные реставрационные объекты. Мы откроем "ангельскую" балюстраду, пригласим вас на подъем и освящение 1000-пудового колокола», ‒ пообещал директор.

Депутат Законодательного Собрания Максим Резник, выступающий противником возвращения Исаакиевского собора Церкви,  высказался за проведение референдума среди петербуржцев. По его мнению, вопросы передачи храмов обсуждаются пока слишком узким кругом лиц. «На данный момент у меня складывается впечатление, что речь идет о перераспределении финансовых потоков», ‒ заявил депутат.

Парламентарий заявил, что необходимо сделать процедуру возможной передачи Церкви объектов культуры максимально прозрачной. Для этого он намерен инициировать общественные слушания о внесении изменений в региональный закон 2012 года. Депутат считает, что объекты культурного наследия должны передаваться не решением правительства города, а только законом Санкт-Петербурга, в принятии которого участвуют как законодательная, так и исполнительная ветви власти.

За сохранение музейного статуса храмов в категоричной форме высказались исполнительный директор фонда Д.С.Лихачева Александр Кобак, директор Государственного музея городской скульптуры Владимир Тимофеев, профессор СПбГИК Владимир Яковлев.

Владимир Тимофеев, в частности, рассказал, как складываются взаимоотношения его учреждения с епархией в вопросе возвращения Благовещенской церкви Александро-Невской лавры. Он вновь настаивал на том, что церковь строилась как усыпальница, не имела богослужебного назначения и не может быть возвращена епархии по федеральному закону. По его мнению, 900 кв.м, занимаемые церковью, не играют большой роли для монастыря, и вести богослужебную деятельность в помещении вместимостью 35-40 человек не имеет особого смысла. Директор напомнил, что музей совместно с городом и частным инвестором из США отреставрировали церковь в 1988 году, сохранив ее от разрушения. Тогда, заявил он, епархия не ставила вопрос о ее возвращении, он возник после реставрации. Директор привел несколько мнений, в частности, сослался на письмо сенатора Людмилы Косткиной о том, что единственно возможным решением ситуации с Благовещенской церковью может быть только совместное использование.

Отвечая на эти заявления, руководитель сектора коммуникаций информационного отдела епархии Наталья Родоманова отметила, что Благовещенская церковь, первое каменное строение Александро-Невского монастыря, строилось прежде всего как храм. Постоянные упоминания о ней как об усыпальнице без слова "церковь" не соответствуют исторической действительности. По православной традиции в церкви могли быть захоронены ее ктиторы, в том числе члены императорской семьи, именитые представители аристократических родов и наши знаменитые соотечественники. Для Александро-Невской лавры Благовещенский храм имеет не просто важнейшее значение. Именно сюда были собственноручно внесены императором Петром I в 1724 году мощи святого Александра Невского. Вопрос возвращения престола в честь небесного покровителя лавры и Санкт-Петербурга в епархии рассматривают как принципиальный.

Также Наталья Родоманова дала разъяснение по поводу исторической формы собственности храмов. Она подчеркнула, что в рассмотрении вопроса передачи исторических храмов Церкви не важно, на какие деньги строились эти храмы. Это могли быть государственные средства, средства императорского двора или самого государя, это могли быть средства ктитора, прихожан, но от этого само назначение и предназначение церквей не менялось и измениться не может.

«Дискуссия показала, что вопрос о статусе и форме пользования давно нуждался в решении, но это сложный процесс, требующий открытого обсуждения, разъяснения финансовой стороны, корректного взаимодействия представителей музейного сообщества и епархии», ‒ отмечается на сайте митрополии.

Завершая встречу, владыка Амвросий отметил, что отнюдь не Церковь обостряет ситуацию, как это утверждают многие СМИ. «Мы не заводим общество, не собираем подписи, не будоражим людей, не настраиваем кого-то против кого-то. Мы всего лишь обратились с просьбой, в которой нет ничего криминального. Епархия руководствовалась в первую очередь желанием, чтобы Исаакиевский собор был не музеем-храмом, а храмом-музеем», ‒ заключил он.

Ранее, после Божественной литургии в соборе апостолов Петра и Павла в Петергофе, правящий архиерей в своей проповеди обратился к верующим с просьбой поддержать позицию епархии: «Я недавно обратился к руководству нашего города, чтобы возвратили нам храмы, которые были тогда отобраны. Это Исаакиевский собор, храм Воскресения Христова (Смольный собор), Сампсониевский собор, Благовещенская церковь Александро-Невской лавры. Их надо возвращать Церкви, здесь нет ничего плохого, все по закону. Поэтому я прошу вашей поддержки, чтобы вы тоже помолились, чтобы Господь восполнил то, что мы потеряли сто лет назад, чтобы наши святыни вернулись к нам и мы могли совершать полноценные богослужения и развивать приходскую жизнь. Если мы это сделаем, Господь не оставит нас. Мы должны быть активными христианами».    

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
"Возвращение святынь Церкви"
Старая Ладога - колыбель русской государственности
Митрополит Варсонофий и губернатор Ленобласти Александр Дрозденко обсудили вопросы возрождения объектов духовного наследия Новой и Старой Ладоги
23.10.2019
Сиять незакатно...
3/16 августа - память прп. Исаакия Далматского
15.08.2019
Вы готовы воссоздать Чудов и Вознесенский монастыри?
Православная общественность направила вопрос на «Прямую линию с Президентом»
19.06.2019
Все статьи темы