«Мы ‒ русские, украинцы, белорусы ‒ единый народ»

Православные священнослужители о высказывании Владимира Путина об украинцах

Александр Сергеевич Пушкин 
0
1022
Время на чтение 5 минут

Как сообщалось, Президент России Владимир Путин на встрече с представителями национальных общественных объединений Крыма 17 августа заявил: «Я считаю, что русские и украинцы ‒ это вообще один народ. Разницы мы не делаем». Поэтому, по словам главы государства, рано или поздно Украина непременно будет строить свое будущее вместе с Россией. Прокомментировать эти слова Владимира Путина, а также ответить на вопрос: кто для вас украинцы ‒ другой народ или часть народа русского,  корреспондент издания Regions.ru попросил известных православных священнослужителей.

Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, уверен, что русские и украинцы единый народ. «А что среди украинцев некоторые хотят жить иначе, ‒ так, простите, и среди русских есть такие. Только это выражается не в виде политического сепаратизма, а в виде неприятия своей культуры. Эти люди, как правило, долго мучаются, а потом уезжают на Запад. В лучшем случае возвращаются назад, в худшем ‒ их судьба плачевна, как личности они погибают», ‒ сказал священник. «Мы все этнически русские, ‒ продолжил отец Александр. ‒ И среди русских было это стремление уйти из пространства русской цивилизации, оно существует и сегодня. Началось это, наверное, не с XIX века, а с Даниила Галицкого, с князя Курбского и других. Неприятие русской государственности, русской культуры, русской цивилизации и, в конце концов, русской веры было и во времена Пушкина: вспомните "Философические письма" его друга Чаадаева. Был как-то интересный разговор о том, где быть России ‒ на Востоке или на Западе. Ведь если мы христиане, то должны быть на Западе, хватит нам сидеть между двух стульев. Но есть такое возражение: очень даже удобно сидеть между двумя стульями, потому что именно там находится престол Российской Империи. Вот кто не понимает этого, тот будет находиться в неопределенном состоянии, не находя престол. А если найдет, то обопрется и найдет своей место в духовной и культурной жизни мировой культуры».

Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, также убежден, что «мы ‒ русские, украинцы, белорусы ‒ единый народ, просто с течением времени разделенный границами». «Что же касается перспектив нашего дальнейшего сосуществования - все будет зависеть от руководства Украины, ‒ продолжил он. ‒ Недавно я читал про историю возникновения славян, и в этой книге написано, что в течении 600 лет территория Украины переходила из одних рук в другие. Она была и у Австро-Венгрии, и у литовских князей, и у поляков. А сегодня (и этого никто не скрывает) Украина под внешним управлением. Идеи, которые там провозглашают, не народные, они поступают "сверху". А вообще национализм на Украине очень силен исторически, особенно в ее западной части. В дальнейшем, думаю, все будет зависеть от того, кто придет к власти. Будет это человек, по-настоящему любящий Украину и ее народ, он никогда не допустит кровопролития. Все, что делает на Украине сегодняшняя власть ‒ развязывание войны, реформы в социальной сфере, демонстрирует: она не любит свой народ. Хочется пожелать, чтобы украинский народ наконец-то вымолил у Бога ту власть, которая его любить будет».

Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, отметил, что сегодняшнее размежевание, как и в годы Великой Отечественной войны, и во второй половине XIX ‒ начале XX века, вызвано подстрекательством извне: «С исторической точки зрения это выглядит иначе, чем, например, национально-освободительное движение в XIX веке на завоеванных Балканах, или на той же самой окраине Речи Посполитой (а Украина по-польски означает "окраина"), когда угнетенное православное восточнославянское, русско-украинское население поднималось на национальную освободительную борьбу. Любой взрослый человек не может не видеть и не понимать, кто друг кто враг - мы живем в реальном мире. Так вот, я абсолютно уверен: русские, украинцы, белорусы один народ - исторически, культурно, по своим религиозным убеждениям, государственной традиции, исторической судьбе. Думаю, и будущее у этого народа может быть тоже только одно».

По словам пастыря, «только наивные безумцы или платные провокаторы способны утверждать, что у этих частей одного народа может быть общее будущее с сообществами западного или иного мира. Но это единство возможно только в том случае, если будет не просто названа и осознана, но и восстановлена та идея, вокруг которой наш единый народ, его культура, единое, историческое, государственное пространство могло сформироваться и удерживаться. Это вера, нравственные ценности - то, что мы называем отношениями с Богом», ‒ заключил он.

Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, напомнил, что «все мы вышли из владимирской крещальной купели», и что «Киев - наша духовная Родина». «Православные ориентиры жизни, которые мы получили, объединяют все три братских восточнославянских народа (русских, украинцев, белорусов)», ‒ подчеркнул он.

При этом священник призвал разделять понятия «украинский народ» и «украинский национализм»: «В России ведь тоже поднимает голову свой великорусский национализм. Так вот, никогда не нужно путать разрушительную идеологию и сам народ». Вместе с тем, отец Вячеслав не согласен с тезисом, что «украинцы ‒ такие же русские». «Нет. Это самостоятельный молодой народ, который, точно так же, как русский, начал формироваться где-то в XV‒XVI столетии, имеет свой язык культуру и быт. Но в этом нет ничего страшного. Нас объединяет единство корней, единый генофонд, единая вера. И ничего, что у нас разные языки», ‒ сказал он. По мнению священника «все народы равны, и когда между людьми существуют добрососедские, мирные отношения, ни в коем случае сюда нельзя примешивать идеологию. Как только появляется национализм, шовинизм и крайнее проявление фашизма ‒ расизм, тут-то и начинаются все беды».

«Для нас украинцы как были братьями, так и остались, ‒ заявил он. ‒ В нашем районе из приезжих еще в результате переселения по столыпинским реформам образовались целые украинские поселки, да и у меня у самого украинские корни. Мои предки живут здесь уже боле ста лет, и это наша родина. Пусть кто-то из приезжих стал русским, кто-то нет - мы все славяне, все православные, и это нас объединяет».

Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, подчеркнул, что Президент России знает, что говорит, «и важен не акцент на личные пристрастия и чувства, а акцент на историческую реальность». «Президенту доступно более глубокое знание текущей реальности, чем большинству. Есть на эту тему монашеская пословица, как один игумен монастыря поссорился с монахом. И монах говорит: "Ты хоть и игумен, но не умен". На что тот ответил: "А ты хоть и умен, но не игумен"», ‒ напомнил отец Макарий.

«История русского народа и всех восточнославянских народов хорошо известна. Татарское нашествие раскололо наш народ, воздействие Запада продолжило эту скорбную страницу, потом Переяславская рада вновь объединила... То есть украинская история динамична. То украинцы были под властью Литвы, то Турции, то России, то откололись от России. Они более подвержены внешним влияниям, чем великороссы, это факт. И сегодняшнее печальное положение - гражданская война, страшная русофобия и ненависть к России под американскую дудку - все это история уже видела. Ну что ж, не будем из этого делать большой трагедии, просто учтем эту особенность. Еще важно, что украинский народ даже не помнит, что история не всех украинцев относится к идентичности России. Западная часть Украины в состав России и Московского государства не входила никогда вплоть до окончания Великой Отечественной войны. Эти территории принадлежали Литве, Польше, Австро-Венгрии, по вероисповеданию они католики и по настроению своему они к России не имеют никакого отношения. И надо помнить, что народы, которые объединяли Югославское государство, разошлись с кровопролитием, народы Чехословацкого государства тоже разошлись, но не кроваво, слава Богу. И если западная часть Украины получит свободное волеизъявление, она с Россией не воссоединится, и это исторически правильно. А на остальную часть Украины мы, конечно, должны смотреть с надеждой и видеть их снова в единстве с нашим российским народом, который объединяет и Беларусь, и всю территорию РФ», ‒ заключил священник.    
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Сергеевич Пушкин
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Кирилл Д.
14.11.2024 00:31
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
13.11.2024 21:42
Диверсия государственного уровня?
Новый комментарий от наталья чистякова
13.11.2024 21:27
Греция – Македония: спор из-за Александра Македонского не утихает
Новый комментарий от Павел Тихомиров
13.11.2024 21:20
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Новый комментарий от р.Б.Алексий
13.11.2024 21:15
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Апографъ
13.11.2024 20:34
«Стратегическая победа всех защитников традиционных ценностей»
Новый комментарий от Владимир Петрович
13.11.2024 19:22