В связи с инцидентом в московском «Манеже» глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин призывает как православных, так и устроителей выставок, к соблюдению закона, сообщает «Интерфакс-религия».
«Во всем должна соблюдаться законность. Если Цорионов закон нарушил, пусть отвечает по всей строгости. Но закон должны соблюдать и те, кто устраивает выставки», ‒ заявил отец Всеволод.
Сначала священник отметил, что сам он не видел экспонатов выставки, «но если они оскверняют образ Распятия, то нужно было сразу же, как эта выставка была устроена, выяснить, происходит ли осквернение почитаемого верующими символа». Позже отец Всеволод заявил: «сходил вчера на выставку в "Манеже", провел там около часа, посмотрел на экспонаты очень внимательно. Многое понравилось: работы Анатолия Слепышева, некоторые произведения Вадима Сидура». По его мнению, последний, «бесспорно, испытывал религиозные поиски, некую религиозную муку, вполне искреннюю». «Впрочем, в его работах она сильно перемешана с маммально-генитальным изобразительным рядом, и в случае изображения Христа распятого или снятого с креста, конечно, верующие воспримут это как кощунство», ‒ заметил священник. Кроме того, он добавил, что в некоторых работах В.Сидура позитивно преподносится «лесбийская любовь».
«Одна из работ так и называется ‒ "Лесбиянки". Возникает вопрос: должны ли несовершеннолетние видеть работы, в которых, на мой взгляд, присутствует позитивная оценка гомосексуальности, к тому же преподносимой весьма натуралистически? Конечно, выставку посещают в основном престарелые поклонники Малой Грузинской, но и пару-тройку подростков я на ней видел», - сказал священник.
Отец Всеволод также осмотрел на т.н. головы Иоанна Крестителя ‒ современные работы художницы под псевдонимом Megasoma Mars ‒ и счел их «оскорблением священного символа ‒ главы Иоанна Крестителя». По его мнению, унизительно трактуются и образы коммунистических деятелей: работа Владимира Лемпорта «На свалке истории» «крайне унизительно изображает Ленина, Хрущева, Брежнева и других руководителей советского государства», а на входе на выставку посетителей встречает работа Анатолия Осмоловского, который изобразил отрубленные и посаженные на копья головы Маркса, Энгельса, Ленина, Троцкого, Сталина, Мао Цзэдуна, Хошимина и других известных коммунистов.
«Я весьма далек от почитания этих деятелей, но на месте людей, которым их образы дороги, выразил бы самый решительный протест. Кстати, два последних деятеля ‒ это основатели дружественных нам государств в их нынешней форме, Вьетнама и Китая. Интересно, что об отношении к этим фигурам скажут в этих странах», ‒ отметил священник.
В целом же, как считает отец Всеволод, выставка еще раз напоминает о том, что «этическая граница допустимого и недопустимого в искусстве у нас проложена неправильно еще с 80-х ‒ начала 90-х годов».
«Не должно быть в публичном пространстве порнографии, изображения половых органов, осквернения почитаемых верующими символов и предметов, оскорбительного изображения тех или иных людей, живых или усопших, в том числе политических деятелей, которые кому-то нравятся или не нравятся», ‒ убежден священник.
При этом отец Всеволод подчеркнул, что «очень важно, чтобы всегда, когда происходит осквернение символа, почитаемого верующими, правоохранительные органы немедленно реагировали, чтобы закон, запрещающий такое публичное осквернение, исполнялся вопреки любым окрикам в Интернете или звонкам из разных кабинетов».
«Плохо, когда кто-то врывается на выставки и их громит, но точно так же плохо, когда оскверняются вещи, священные для христиан, людей иных религий или неверующих. Нужно, наконец, добиться, чтобы не происходило ни первого, ни второго, иначе конфликтность в обществе будет постоянно нарастать», ‒ подытожил священник.