Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Памятник врагу государства Российского

17.08.2015


В Зеленоградске открыли памятник польскому националисту Адаму Мицкевичу …

Памятник Мицкевичу в Зеленоградске

10 августа на официальном портале Правительства Калининградской области в разделе новостей появилось сообщение: «В Зеленоградске открыли памятник польскому поэту Адаму Мицкевичу».

В заметке было сказано: «Мероприятие состоялось при поддержке министерства культуры Калининградской области. На торжественной церемонии открытия памятника Адама Мицкевича выступили врио министра культуры Калининградской области Светлана Кондратьева, атташе по культуре Польского консульства Рышард Сосиньски и представитель Белоруссии Василий Горбатенко. Глава Зеленоградска Георгий Попшой поделился планами о создании поэтической аллеи в городе. Гранитная скульптура работы Валерия Ковалева стала вторым монументом в будущей городской достопримечательности - ранее неподалеку был установлен барельеф калининградского поэта Сэма Симкина».

На портале Правительства Калининградской области приведена справка: «Адам Мицкевич - польский поэт, политический публицист, деятель национально-освободительного движения. Оказал большое влияние на становление польской, литовской и белорусской литературы в XIX веке. В Польше считается одним из трех величайших польских поэтов эпохи романизма. Город Зеленоградск знаменитый польский поэт посещал в 1824 году по пути в Санкт-Петербург. Адам Мицкевич дружил с Александром Пушкиным, авторы переводили произведения друг друга».

Справку эту можно дополнить. Действительно, Адам Мицкевич был деятелем национально-освободительного движения. Он боролся за отделение от России территорий, входивших ранее в состав Речи Посполитой, то есть был сепаратистом. Почему этому сепаратисту поставили памятник в Зеленоградске? Мицкевич, якобы, несколько дней октября 1824 года провел в этом курортном городе. И по каким причинам? Ехал в ссылку в Санкт-Петербург. Оказывается, за сепаратистскую деятельность злые царские власти выслали Мицкевича из Литвы. И куда? В столицу Российской империи. Там Мицкевич познакомился с участниками декабристского движения, а также с видными русскими писателями и поэтами, в том числе с Пушкиным. В течение нескольких лет «ссыльный» обитал то в Санкт-Петербурге, то в Москве, то в Одессе, то в Крыму, то опять в Санкт-Петербурге.  пока не решил укатить в Европу, что и сделал в 1829 году.

Действительно, в Польше Мицкевича считают одним из величайших польских поэтов, оказавшим значительное влияние на становление польской литературы. В Белоруссии и Литве Мицкевич считается местным поэтом по факту рождения в Новогрудском уезде Литовской губернии Российской империи. В России имя Мицкевича вроде бы известно, однако произведения его мало кто читает. Они не рассчитаны на русского читателя. Дело в том, что Мицкевич был не только большим поэтом, но и политическим публицистом, активнейшим польским националистом. Это обстоятельство придало его поэзии сильный антироссийский колорит. Одним из первых его произведений была «Живиля», в котором героиня - литовская девушка Живиля убивает своего возлюбленного за то, что тот впускает в родной город русских.  Это имя, выдуманное Мицкевичем (по-литовски Živilė от литовских слов «žygiuoti» («двигаться») и «viltis» («надежда»), до сих пор очень популярно в Литве. Понятно, в силу каких причин. На литовском языке Мицкевич никаких поэм не написал, но антирусскую направленность его поэзии литовские националисты ценили всегда. И не только литовские. Памятники Мицкевичу стоят в Польше, Литве, Белоруссии и, например, на Украине. Теперь появился в российском Зеленоградске.

Во время пребывания в Санкт-Петербурге Мицкевич издал поэму «Конрад Валленрод» с посвящением... российскому императору Николаю I. В этой поэме главный герой, литовец по происхождению, мнимо отрекается от родины, вступает в Тевтонский орден и со временем становится во главе его. Своим коварством он ведет Орден к катастрофе. Поэма прочитывалась современниками как аллюзия борьбы поляков с российским государством. В ней иезуитски разрешалась проблема примирения морали с политикой: внешне смириться с оказавшимся сильнее врагом и пойти на службу к нему, одновременно тайно действуя против него. «Посвящение» поэмы правителю России императору Николаю I ясно показывает, какое государство должно быть разрушено изнутри. Для шестой колонны, действующей в государственных органах нынешней России, эта поэма может служить моральным оправданием ее разрушительной антигосударственной работы, руководством к действию, а также средством для вербовки сторонников.

Известна оценка пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин» как «энциклопедии русской жизни». Пушкин работал над этим романом с 1823 по 1831 гг. Мицкевич, уехав из России в Париж, написал в 1832-1834 гг. свою «энциклопедию польской жизни» - эпическую поэму «Пан Тадеуш». Помимо описания быта польской шляхты в этой поэме присутствует сильнейшая военная и патриотическая линия. Описанная в «Пане Тадеуше» польская шляхта Западной России времен 1811-1812 гг. охотится, пирует, празднует, любит и ждет нападения на государство Российское объединенной Наполеоном Европы, ждет разрушения государства Российского. Это было вершинное поэтическое произведение Мицкевича. После «Пана Тадеуша» он перестал писать стихи и в течение двадцати лет занимался только политической публицистикой.

 Антироссийская направленность творчества Мицкевича вызвала некоторое недоумение у его русских друзей, в свое время гостеприимно принявших его в Санкт-Петербурге и Москве. Перед отъездом Мицкевича в Польшу на прощальном обеде московские литераторы поднесли ему кубок, на котором были вырезаны имена его русских друзей. Ответным подарком из эмиграции прозвучали стихи Мицкевича «К друзьям москалям», в которых тот высокопарно писал:

«Если  издалека,  из  среды  вольных народов, долетят к вам на север мои

грустные  песни,  пусть  звучат  они над вашей страною и, как журавли весну,

предскажут вам свободу.

Вы  узнаете  меня  по  голосу.  Пока я был в оковах, я свертывался, как

змей, и обманывал деспота. Но вам открывал я тайны моего сердца и был с вами

простодушен, как голубь.

Я теперь изливаю на свет мою чашу яда. Горяча и жгуча горечь слов моих;

она  вышла  из  крови и слез моей родины. Пусть же она жжет и грызет ‒ но не

вас, а ваши оковы.

А если кто из вас станет упрекать меня, то его упрек покажется мне лаем

пса,  который  так привык к терпеливо и долго носимой цепи, что кусает руку,

ее разрывающую».

Знакомые речи, кстати. И сегодня «из среды вольных народов» летят в Россию (и не только в Россию) «песни, предсказывающие свободу». Летят из Лондона, из Вашингтона, из Вильно и даже из Киева... После 1830 года Пушкин оказался с Мицкевичем по разные стороны ратных станов. Пушкин написал «Клеветникам России» и «Бородинская годовщина». В 1834 году, Пушкин в последний раз обратился к Мицкевичу стихами:

                                          ...теперь

Наш мирный гость нам стал врагом - и ядом

Стихи свои, в угоду черни буйной,

Он напояет. Издали до нас

Доходит голос злобного поэта,

Знакомый голос!.. Боже! освяти

В нем сердце правдою твоей и миром,

И возврати ему...

Но для Мицкевича эти слова Пушкина были уже «лаем пса, привыкшего к терпеливо и долго носимой цепи, что кусает руку, ее разрывающую». Мы знаем, что сердце Мицкевича так и не освятилось правдой Божией. В Париже он попал под влияние  проповедника польского мессианства Анджея Товяньского и сам стал горячим проповедником польского мессианизма. Существенную роль в этом причудливом учении играли представления о «колоннах» бессмертных духов, действующих через людей, о миссиях отдельных народов и о посланцах Бога, через которых осуществляется Провидение. К таким посланцам Товяньский причислял Наполеона и себя. По учению Товяньского, Польша единственная католическая и вместе с тем единственная христианская страна. Она ‒ Мессия, ибо послана в мир искупить грехи рода человеческого и, как мессия, распята. Как в Ветхом Завете были рассеяны евреи, народ избранный, так в Новом Завете были рассеяны поляки ‒ новый богоизбранный народ. Но настанет час - Польша воскреснет, поляки соберутся в ней и переродят весь мир.

В духе польского мессианизма Товяньского Мицкевич написал свои религиозно-публицистические «Книги польского народа и польского пилигримства». Национализм Мицкевича достиг уровня шовинизма. Идеи польского мессианизма Мицкевич стал пропагандировать, заняв должность профессора славянской словесности в парижском Коллеж де Франс. Этим было шокировано даже правительство Франции, отстранившее в 1845 году Мицкевича от чтения лекций, а в 1852 году уволившее его из этого учебно-научного заведения. В глазах французского правительства вред от политической деятельности Мицкевича намного превысил его заслуги как поэта. Римский папа Григорий XVI запретил католикам читать «Книги польского народа и польского пилигримства». Видимо, было за что. Эта книга зло воздействовала на своего читателя, подменяя в нем веру в Бога верой в нацию.

В 1847 году в Киеве у членов Кирилло-Мефодиевского общества в числе иной политической литературы были изъяты запрещенные в России «Книги польского народа и польского пилигримства» Мицкевича и написанный Костомаровым «Закон Божий», более известный как «Книга бытия украинского народа». Изучив изъятое, киевский генерал-губернатор Дмитрий Гаврилович Бибиков пришел к выводу: «Книга бытия украинского народа» есть ни что иное, как переделанная Костомаровым «Книга польского народа и польского пилигримства». Все идеи, стиль изложения, библейский пафос Костомаров заимствовал у Мицкевича, заменив только в тексте Польшу на Украину, а польский богоизбранный народ на богоизбранный украинский. Так на базе книги Мицкевича Костомаровым создавалась вера в украинскую нацию. Самое нелепое то, что сам Костомаров до шестнадцатилетнего возраста даже не подозревал о существовании Украины и украинского языка.

Мы знаем, что сердце Мицкевича не освятилось и миром. Когда в Царстве Польском вспыхнуло кровавое восстание 1830-1831 гг., Мицкевич сделал попытку присоединиться к его руководителям. В тот раз не получилось. Но в 1853 году началась Крымская война. Коалиция европейских государств в составе Франции. Англии, Италии, а также Османской империи начала войну против государства российского. В сентябре 1854 года союзные европейско-турецкие войска высадились в Крыму. Началась осада Севастополя, затянувшаяся на многие месяцы. Весь мир следил за драматическими событиями Крымской эпопеи. В апреле 1855 году Мицкевич овдовел. После похорон жены он направился в Стамбул (Константинополь) с целью организовать из числа польских и еврейских добровольцев т.н. Новый польский и еврейский легионы для помощи французам и англичанам в борьбе с Россией. До Крыма Мицкевич со своими легионерами так и не добрался. Заразившись холерой, он умер в Стамбуле (Константинополе) 26 ноября 1855 года. Умер в борьбе с Россией. Умер во время борьбы за Крым.

Русский поэт Федор Тютчев дал следующую оценку антироссийской пропаганде середины XIX века, активным участником которой был и Мицкевич: «Давно уже можно было предугадывать, что эта бешеная ненависть, которая с каждым годом все сильнее и сильнее разжигалась на Западе против России, сорвется когда-нибудь с цепи. Этот миг и настал... Это весь Запад пришел выказать свое отрицание России и преградить ей путь в будущее».

Нынче в Калининградской области поставили памятник заслуженному борцу с Россией, павшему на боевом посту при формировании легионов, которые должны были помочь Европе и Турции отобрать у России Крым. Если бы памятник поставили лет пять назад, никто бы не заметил политической подоплеки. Но сегодня установка этого памятника - вызов России, вызов Президенту, вызов политике собирания русских земель. С прошлого года именно воссоединенный с Россией Крым стал средоточием мировой политики. Снова Европа ополчилась на Россию. Поэтому установка памятника Мицкевичу в Калининградской области именно сейчас выглядит весьма зловеще. Известно, что в Калининградской области очень сильны прозападные настроения у части т.н. интеллигенции. Область очень тесно экономически связана со странами ЕС. Для России этот отрезанный от митрополии полуэксклав является самым слабым звеном. А тот факт, что на создание памятника «злобному поэту» (так назвал Мицкевича в своем последнем обращении Пушкин) Министерство культуры Правительства Калининградской области еще и бюджетные деньги выделило, показывает наличие шестой колонны в региональных органах власти.

Егор Тимофеев



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 12

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

12. Юрий Серб : Участникам дискуссии
2015-08-19 в 19:42

В Петербурге, то есть в нашем Петрограде, уже стоит бюст Мицкевичу перед одной гимназией недалеко от метро "Достоевская".
Культурная политика РФ в надежных волосатых руках!
11. иерей Илья Мотыка : Re: Памятник врагу государства Российского
2015-08-19 в 16:48

Да уж не очень хорошо получилось. Я имел ввиду памятник Адаму Мицкевичу. 12 часовой комментарий Георгия Обломова на счет князя Владимира я не видел. Так что по получилось, то что получилось.
10. иерей Илья Мотыка : Re: Памятник врагу государства Российского
2015-08-19 в 13:06

Нам такой фигни не нужно.
9. Обломов : И это Третий Рим?!
2015-08-19 в 12:21

А памятник Святому Равноапостольному князю Владимиру I Крестителю в Москве так ДО СИХ ПОР и не установили.....
8. Анна де Бейль : Ответ на 6., Русский Сталинист :
2015-08-19 в 01:43

Почему бы сразу не Тадеушу Костюшко?Или самому пану Пилсудскому? Их тоже польский народ обожает.Интересно, а в Варшаве есть памятник Пушкину?Ну или хотя бы в каком-нибудь задрипаном Щецине?



Вроде бы был . Причем парный - Пушкин и Мицкевич.
7. Натали : Ответ на 6., Русский Сталинист:
2015-08-18 в 22:54

Вот это зря.

На территории Польши покоятся около 600000 советских воинов на 638-ми воинских кладбищах.
И поляки в большинстве своем чтят их память, несмотря на 30 лет непрерывной демонизации России в польских сми и политике!


Многие поляки воспринимают захоронения советских воинов как свои. Во всяком случае, среди моих собеседников в Польше не было никого, кто назвал бы наших солдат оккупантами, зато многие рассказывали, что кладут цветы на могилы советским воинам, приводят детей, вместе зажигают свечи.




А вот "польский мессианизм" берет свои начала в иудаизме и каббале.
Преподобный Лаврентий Черниговский сказал, что в Польше была раньше "тайная жидовская столица". В ней и придумано слово "Украина".
6. Русский Сталинист : "Памятники Пушкину в Варшаве". Нет такой темы!
2015-08-18 в 07:53

Почему бы сразу не Тадеушу Костюшко?
Или самому пану Пилсудскому?
Их тоже польский народ обожает.
Интересно, а в Варшаве есть памятник Пушкину?
Ну или хотя бы в каком-нибудь задрипаном Щецине?
5. Натали : Re: Памятник врагу государства Российского
2015-08-18 в 00:08

М.[ицкевич] верил, что Польше предназначено разрешать мировые задачи, быть спасительницей народов: "Польше предназначено раньше всего разрешить славянский вопрос... A потом мессианизм должен разрешить наиболее давнюю и трудную из всех проблему израильского народа. Недаром этот народ избрал Польшу своей отчизной... Наиболее духовный из всех, еврейский народ способен проникнуться наиболее возвышенным в человечестве, но доныне, задержанный на пути к своему прогрессу, не видя нигде конца обещаний, данных ему Провидением, он растерял силы своего духа на земных путях и опошлел. Но тем не менее он никогда не переставал ждать своего Мессию, и его вера, несомненно, не могла не повлиять на характер польского мессианизма" (Literatura Słowianska, 1842 г., лекция XXXIII).


http://www.jewage.or...wiki/ru/Encyclopedia:%D0%9C%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87,_%D0%90%D0%B4%D0%B0%D0%BC


Образ Адама Мицкевича стоит в центре хитросплетений этих влияний.О возможности франкистского мировоззрения у Мицкевича, а также об образе Польше и ее предназначении в мистической философии Яакова Франка см. у A. G. Duker, “Polish Frankism`s Duration, from Cabalistic Judaism to Roman Catholicism and from Jewishness to Polishness”, Jewish Social Studies, 25 (1963), pp. 287-333. А также Меир Босак, «Франкистские элементы в творчестве Адама Мицкевича», «Давар» 9.7.1954. Мицкевич подпал под влияние мистика Товянского в 1841, после встречи с ним в Париже и чудесного исцеления его больной жены, и в результате этого изменил свое отношение к польской литературе, и к литературе и поэзии в целом. Сам Товянский находился под влиянием французского мистика Луи Клода де Сен-Мартена (L. C. de Saint-Martin, 1743-1803), на которого повлиял португальский каббалист Мартинес Паскуалис (Martinez Pasqualis, 1722-1774). Согласно Сен-Мартену пророческая поэзия это «поэзия высшей ступени, единственная, которую можно назвать вечной поэзией». См. Wictor Weintraub, Literature as Prophecy, Scholarship and Martinist Poetics in Mickiewicz`s Parisian Lectures, The Hague 1959 (далее: Вайнтрауб). (См. также А. З. Эшколи, «Движение Товянского среди евреев – мессианский эпизод», Иерусалим, 1933). Есть большое подобие между взглядами Мицкевича на пророческую поэзию, как они выразились в его лекциях в Коллеж де-Франс после его встречи с Товянским, и взглядами Ури Цви Гринберга на поэзию как на пророчество и провидение, и на поэта как на пророка и национального провидца. Его символическая концепция еврейской истории тоже очень похожа на историческую концепцию, принятую Мицкевичем в сороковых годах – концепцию, которую Виктор Вайнтрауб называет «мифо-аллегорической», ibid., стр. 63. О мессианской концепции Мицкевича в отличие от таковой Krasiński и Słowacki см. поразительное обсуждение у Andrzej Walicki: Philosophy and Romantic Nationalism: The case of Poland, Oxford, 1982, pp. 239-291, и о концепции еврейской истории Мицкевича ibid., стр. 261-265. О библейском базисе в польской литературе см. вкратце Encyclopaedia Judaica Vol. 13, p. 749 о «Книгах польского народа и польского пилигримства» (1832), которые переводят на «библейский язык» политические и общественные реалии Европы (на фоне поражения польского восстания 1830), см. Яструн (иврит) стр. 206-208. Книги были переведены на иврит в 1882 («Книга народа Полонис и пилигримов Полонис Адама Мицкевича, переведено на еврейский язык Моше Ехиэлем Азкариэлем, Париж». Предисловие написал Арман Леви (1827-1891), французский журналист, сын выкрестов, перешедший в иудаизм под влиянием Мицкевича и участвовавший в попытке организации «еврейского легиона» в рамках польского легиона в Турции, который Мицкевич (несомненно также в «подражание» байроновской модели) создавал в 1855. См. у Лихтенбойма, ibid., стр. 78-82; 124-130).


http://david-2.livej...rnal.com/295244.html
4. М.Яблоков : Re: Памятник врагу государства Российского
2015-08-17 в 21:17

Ну, и для чего на Русской земле памятник этому козлу?
3. Олег Владимирович Коршунов : Польская зараза
2015-08-17 в 21:00

Господину из народа хочется сказать, что дружбу с польским народом не разовьешь пренебрежением к русскому народу и его истории, в которой, увы, Польша всегда была врагом России, даже когда смирялась. Иезуиты научили поляков подлости и Мицкевич, конечно, обдурил простодушных русаков, попользовавшись их гостеприимством вволю. Мы же люди второго сорта, с нами можно! Правильно делает автор. Надо называть вещи своими именами, а не прятать голову в песок.
Белоруссию веками ополячивали, не вышло. Опять взялись. Белорусы все равно будут считать своими поэтами Пушкина и Есенина. Навязывают Адама Мицкевича и прочих ляхов, надеются на молодежь, как на Украине. Идет серьезная схватка за душу народа. Россия почти не участвует в ней, надеется на авось, что ли?
Автору статьи благодарность за сведения и историческую справку. О.В.К.
2. Lucia : Re: Памятник врагу государства Российского
2015-08-17 в 19:05

Шевченко памятники стоят, Ленину стоят, Дзержинского некоторые прямо обожают.
1. Из народа : Из мухи - слона
2015-08-17 в 18:12

Никому никакого вызова в инициативе администрации Калининградской области не наблюдается. Наоборот, эта акция своевременно подчеркивает наше уважение к народу Польши и его культурному наследию. «Злобных поэтов» ранга Мицкевича не бывает, вообще это метафора, и если не следовать корректным выражениям в комментариях, можно было бы применить её к автору статьи.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме