Русская Православная Церковь предложила для широкого обсуждения проект документа «О церковном браке». В проекте указано, что брак может быть расторгнут в случаях отпадения одного из супругов от Православия, в случае прелюбодеяния, заболевания одного из супругов проказой, сифилисом или СПИДом, а также если женщина сделала аборт (по-видимому, подразумевается «без согласия мужа») или, напротив, муж принуждал ее к аборту, сообщает Regions.ru.
Сравнивая эти причины для развода с мнением россиян, издание приводит данные недавнего опроса ВЦИОМ, согласно которым для каждого четвертого (27%) расторжение брака возможно при «фактическом распадении семьи», а каждый второй (50%) говорит, что все зависит от конкретного случая. 25% респондентов считают уважительной причиной развода бедность и безработицу, 14% ‒ супружескую измену. Кроме того, к разводу может привести эгоизм (13%) несовпадение характеров (12%), бытовые проблемы (7%), отсутствие жилья (6%), алкоголизм или наркомания (7%) и др. 8% уверены - ничто не должно и не может препятствовать желанию людей разорвать супружеские узы. За сохранение брака любой ценой выступают около 10% опрошенных.
Между тем в США к разводу относятся строже. Компания LifeWay Research провела опрос среди взрослых американцев. Вопрос, который задавался респондентам - «В каких случаях развод нельзя считать грехом?» 61% опрошенных считает, что развод оправдан в случае супружеской измены; по 62% оправдывают развод, если люди больше не любят друг друга, или если один супруг ушел от другого. 63% полагают, что можно развестись с человеком, который с тобой дурно обращается (abuse - это слово чаще всего подразумевает побои или насилие). 65% считают уважительной причиной развода пристрастие супруга к порнографии. 37% опрошенных полагают любую из названных выше причин достаточной для развода.
Назвавшие себя христианами американцы в целом реже готовы одобрить развод: так, 43% не считают уважительной причиной дурное обращение, а также причины «ушел/ушла» и «разлюбил/разлюбила», 39% ‒ пристрастие к порнографии. Из тысячи протестантских пасторов больше половины (61%) сочли, что тот, кто разводится, потому что «любовь ушла», совершает грех.
Прокомментировать эти данные издание попросило известных православных священнослужителей.
Епископ Орский и Гайский Ириней считает, что развод может быть оправдан только в тех случаях, которые перечислены в проекте документа «О церковном браке». «Да и то выбор ‒ за одним из супругов. Может, кто-то готов нести крест за другого. К примеру, оступился человек, изменил, но его вторая половина желает сохранить семью. В таких случаях брак не расторгается», ‒ заметил он. «Церковь перечисляет причины, по которым можно расторгнуть брак, но это не значит, что его непременно нужно расторгать, ‒ пояснил владыка. ‒ Церковь всегда выступает за сохранение брака, так как есть дети, их слезы, обиды одного и второго супруга, родные, которые также переживают. И последнее слово остается за праведным человеком».
«А почему случаются разводы? ‒ потому что люди, заключая брак, не задумываются о возлагаемых на них обязанностях, а впоследствии оказываются не готовы к жертвам. Первое время супруг или супруга смотрит на свою вторую половину со страстью, видит в ней источник наслаждения, и не смотрит на нее как на человека, через которого можно спастись, которого дал Бог, чтобы вместе чего-то добиться. Если бы супруги каждодневно поддерживали друг друга, делились своими печалями, радостями и планами, все было бы по-другому. Тогда они боялись бы потерять друг друга. Но у многих не хватает на это терпения, и в результате вторая половина уходит туда, где любят и ждут. Поэтому, дорогие братья и сестры, относитесь друг к другу внимательно, умейте терпеть и любить по-настоящему. И найдите духовного наставника ‒ священника, с которым можно советоваться и согласовывать поступки, совершая молитву Богу», ‒ посоветовал владыка.
Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, отметил, что церковные браки чаще всего расторгают, когда семья уже распалась: «В какой-то момент молодые люди пожелали вступить именно в церковный брак, пришли в храм, попросили совершить над ними таинство венчания ‒ но когда в их отношениях появилось трещина и возникли сложности в семье, они, к сожалению, не возвращаются туда, где происходило заключение брака, чтобы посоветоваться со священником, получить поддержку. И в итоге через какое-то время совершается церковный развод». «А причины развода, ‒ добавил пастырь. ‒ указаны правильно - в жизни могут возникнуть разные обстоятельства, которые препятствуют тому, чтобы семья была живой и полноценной».
«Но, конечно, у христиан особое отношение к церковному браку - он все-таки наделен сакральным, священным смыслом. Это понимают люди, даже не очень близкие к Церкви: венчаться - значит, раз и навсегда. Бог связал людей, и нужно приложить максимум усилий, чтобы сохранить брак, ‒ быть может, преодолев препятствия, которые возникают с течением времени. Наверное, сейчас основная проблема в том, что сложности часто преувеличивают. Люди хотят комфортной, спокойной жизни. Они боятся проблем, не готовы решать их совместно. Как результат ‒ распадаются семьи, когда их можно было бы попытаться сохранить. А зачастую проблемы эти преувеличены, и большинство вопросов решаемы ‒ особенно, если люди, заключившие брак в Церкви, обращаются затем к ней уже по поводу своих семейных проблем», ‒ убежден отец Константин.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, напомнил, что все причины для расторжения брака перечислены и в «Основах социальной концепции РПЦ». «Все эти причины оправданы, за этим стоит опыт не одной тысячи лет Православной Церкви основанный на евангельских заповедях», ‒ отметил он.
«Христианский брак - высокая нравственная ценность. Но когда есть прямая угроза для жизни одного из супругов, потому что другой до такой степени болен душевно или физически, или ведет нравственно-преступный образ жизни, или вовлекает в безнравственность второго супруга, то есть представляет угрозу не только для физического существования, но и для души, ‒ развод разрешен. Внутренне такой брак уже не существует. Потому что брак ‒ это единство нравственное, духовное, физическое ‒ или, по крайней мере, обоюдное стремление к единству. А если об этом не может быть и речи, как в случае со склонением к аборту, например, ‒ то о каком духовном единстве можно говорить? Можно ли такое сожительство назвать браком? Такой брак с христианской точки зрения не осуществлен. Утрата христианского миропонимания жизни, гедонизм, который сегодня можно назвать основной ценностью общества потребления, поклонение "золотому тельцу", а не следование заповедям ‒ из этого проистекает отсутствие жертвенности и христианского служения. А когда этой установки нет, то и семья распадается», ‒ заключил священник.
Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, в свою очередь заметил: «Практика церковных разводов показывает: они совершаются, когда брак уже фактически распался. Когда Церковь говорит о причинах разводах, она их не оправдывает ‒ просто в некоторых случаях брак уже не сохранить. Тому могут быть разные причины, но основная заключается в неправильном отношении к браку. Люди либо вступают в него необдуманно, ошибочно, не с тем человеком, либо неправильно понимают природу христианского брака. Например, если заключая брак, допускают возможность его расторжения. Вступая в брак, человек должен отдавать себя другому полностью, и осознавать: это вечный союз. Но сейчас люди нередко создают "пробные союзы", не понимают, что такое ответственность за будущую семью, а заключая брак, допускают возможность супружеской измены. Иногда так же заключают и церковный брак. Но если брак, заключенный в ЗАГСе, расторгается в соответствии с законодательством, для расторжения церковного брака уважительных оснований гораздо меньше. И, по сути, все они - лишь снисхождение к человеческой немощи. На протяжении большей части XX века люди не могли получить правильной христианской подготовки к браку, поэтому в нашем обществе к разводу относятся легко. В тех странах, где христианские ценности не подвергались изгнанию из общественной жизни, отношение к разводу более консервативно. Развод наносит ущерб и обоим супругам и детям, однако есть ситуации, когда жизнь в браке становится невыносимой. Но такую ситуацию нужно воспринимать как горе, а не как нормальную. Люди, разрушившие собственную семью, должны раскаяться, осознать причины, по которым они не смогли создать семейный очаг, и изменить себя. Избавиться от тех черт характера, которые привели к разводу».
Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова, признался, что сам порой поддерживает желание кого-то из супругов развестись: «Это бывает, когда страдают дети. Например, в результате алкоголизма или наркомании одного из супругов, или насилия над ребенком. Или, скажем, сексуального растления, ‒ к которому относится, в том числе, просмотр порнографии в присутствии ребенка. Плохо отражается на детях и дурной пример ‒ когда, например, один из супругов систематически не работает. А психологические детские травмы ‒ серьезная проблема и для священника, и для психолога. Поэтому я в таких случаях, чтобы не травмировать детей, поддерживаю желание второго супруга развестись. Даже если потом ребенку придется жить в неполной семье, его нужно уберечь от отрицательных воздействий. Для меня это главное. Если у супругов угасли чувства друг к другу, можно попытаться сохранить семью. Но если при этом в семье такие отношения, что ребенку плохо, лучше цивилизованно разойтись. Поэтому, когда говорят о необходимости сохранить брак любой ценой, я отвечаю: "только не ценой душевного здоровья детей". Мне понятно, когда брак сохраняют ради детей, чтобы у них не было травмы в связи с распадом семьи, но если в этом сохраненном браке постоянные скандалы и мордобой, это уже не ради детей, а против них».
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, напомнил, что семья является живым организмом. «Иногда, когда мы болеем, то не знаем, что у нас болит, что причина болезни, ‒ сказал священник. ‒ Так и в семье ‒ осложнения могут самые разные, потому что это два разных человека со всеми своими достоинствами и недостатками, с эгоизмом, со своими характерами. Если строятся идеальные отношения, которые должны быть заложены в христианский брак, а это отношения взаимного доверия, жертвенности, когда люди ради семьи готовы уступить в личных прихотях, тогда и о разводе никогда не говорят. А если семья разрушается, там и отношений таких нет.. В Евангелии Христос говорит, что уважительная причина для развода - это прелюбодеяние. Но мы зачастую сталкиваемся с тем, что один изменил, а другой готов простить. И мы - священники, к которым обращаются с вопросом, как поступить, говорим: "Если ты еще любишь и хочешь с ним жить, а он оступился и хотел бы больше так не делать, может, имеет смысл не разводиться?" Я добавляю еще, что никогда не надо напоминать об этой ошибке, пускай ничто не будет омрачать ваших отношений, совершите еще одну попытку построить хорошие, добрые, почти идеальные отношения. А в Церкви мы расторгаем брак, когда уже никуда не деться. Иногда приходят люди и просят их развести. А мы спрашиваем: "У вас уже новые семьи? Ваше венчание вам мешает? А если вы через год придете и скажете, что помирились и хотите попробовать снова. Опять венчаться будете? Но венчание ‒ это акт Божий". Перечень претензий из документа указывает на веские причины, а остальные ‒ из разряда "не сошлись характерами", или "муж храпит слишком громко по ночам", ‒ иногда вызывают смех. Мы, конечно, в таких случаях советуем обратиться к врачу».
«Я всегда стою на том, чтобы священник был умным и благочестивым, тогда он правильно сможет урегулировать семейную проблему. Потому что пока развода еще нет, семью можно пытаться сохранить. Другое дело, что часто приходят люди, которые давно разведены и имеют уже другие семьи. Они просят развести их по-церковному, чтобы повенчаться с новой супругой. Вторые браки, кстати, часто бывают крепче, чем первые, потому что люди обрели опыт и знают, что такое горькая чаша семейной жизни. А то приезжают молодые венчаться и стоят такие красивые. А что они знают о жизни? Но мы их от венчания не отговариваем, конечно. Искусство хранить семью ‒ это принимать супруга таким, каков он есть, и помогать ему становиться лучше, но помогать так, чтобы не отвернуть от тебя. Так что все решает любовь, уважение, наша личная культура. Ну и вера, конечно. Ведь Бог благословляет наши семьи, потому что любит нас», ‒ заключил отец Георгий.