В России планируется провести социальную рекламную кампанию по повышению культуры потребления алкогольной продукции и борьбе со злоупотреблением спиртным, пишет Regions.ru. Росалкогольрегулирование получило правительственное поручение разработать материалы и план проведения такой кампании. Росалкогольрегулирование уже начало сбор предложений по организации «отрезвляющих» мероприятий.
7 августа в ведомстве состоялось обсуждение предстоящей кампании с представителями общественности и бизнеса. «Мнений было очень много. Общественники, к примеру, выступали за то, чтобы ограничить показ алкогольной продукции, например, в кинопродукции. Была позиция бизнеса: заняться повышением культуры потребления. Плюс были локальные мероприятия — например, формирование общественного мнения против распития алкоголя за рулем, пьяной езды, — рассказал представитель пресс-службы ведомства газете «Известия».
Предлагались также отмена лицензирования для отечественных виноделов и организацию турмаршрутов по винным местам России, чтобы сделать вино доступнее и популярнее.
Председатель координационного совета по защите граждан РФ от наркотиков, алкогольной и табачной зависимости Общественной палаты РФ Султан Хамзаев счел странным, что разработчиком соцкампании стало Росалкогольрегулирование, а не Минздрав. «Это как пчелы против меда. Ведь Росалкогольрегулирование защищает интересы производителей, которые не заинтересованы в снижении употребления спиртного», — говорит Хамзаев.
В свою очередь, гендиректор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз уверен, что кампания должна быть направлена именно на повышение культуры употребления алкоголя: «Снизить количественное употребления алкоголя сейчас невозможно, в период социально-экономичеких катаклизмов оно только растет. Антиалкогольная кампания обречена на провал», — утверждает эксперт.
По его мнению, население стоит научить ходить выпивать в заведения: «Сейчас у нас культура питья дворово-улично-кабинетно-кухонная, только 3% алкоголя выпивают в барах и ресторанах. На Западе в заведениях выпивается порядка 45% алкоголя, потому что там он в семь раз доступнее по цене».
Кроме того, по его мнению, россиян оздоровит изменение структуры употребляемых напитков. Сейчас средний россиянин в год употребляет порядка 70 л пива, 8,5 л вина и шампанского и не менее 17 л крепкого алкоголя и суррогатов. Дробиз полагает, что наиболее рациональна структура потребления 1980-х годов: «Например, в 1984 году доля в среднегодовом употреблении одним гражданином винодельческой продукции составляла более 25 л, еще порядка 24 л пива и около 10 литров крепкого алкоголя — водки и коньяка».
По официальным данным, последние 5 лет потребление спиртного в России снижается. Как заявлял в июне главный психиатр-нарколог Минздрава РФ Евгений Брюн, в 2009 году на душу населения приходилось 18 л спирта в год, а на сегодняшний день этот показатель составляет 13,5 л.
«Что, на ваш взгляд, государство должно сделать главной целью: снижать потребление алкоголя или повышать культуру его потребления? Как этой цели добиться?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, считает, что «государство должно делать все, чтобы алкогольный геноцид русского человека, который уже без малого сотню лет активно осуществляется - с момента принятия ГОСТа по спирту-ректификату». «Это просто преступление против человечества, - подчеркнул он. - Напитки на основе ректификата, а не дистиллята, - это тонкий химический яд. Дистиллят, на котором делают коньяк, виски, ракию, узо и прочее, быстро не усваивается организмом, поэтому те, кто пьют ректификат, спиваются быстрее. И это большая тема, касающаяся культуры пития».
«Как воспитать эту культуру, я не знаю, потому что у нас во главе угла доход, коммерция правит бал, - посетовал отец Андрей. - "Сухой" закон, принятие новых ГОСТов, введение госмонополии, борьба с подделками, с самогоноварением – для этого есть государственный аппарат и академии наук, пусть разъяснят, как бороться. А пока государство на этом повышает бюджет, все программы - популизм чистой воды».
Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная Москва», сказал: «Конечно, необходимо снижать потребление алкогольных напитков и, возможно, повышать культуру пития, но я не имею в виду поддержку баров и ресторанов и вообще идею, что культура употребления алкогольных напитков состоит в том, чтобы употреблять их "на выезде". Коммерсантам, безусловно, это выгодно, но все-таки усилия власти должны быть направлены на другое».
«Очень хорошо, - продолжил он, - что борются с алкоголизмом за рулем, - возможно, это тоже сказывается на снижении употребления алкогольных напитков. А еще полиции нужно следить, чтобы на улицах наших городов не появлялись люди в нетрезвом состоянии, чтобы не было распития спиртного в транспорте и других общественных местах. Чтобы, как раньше, появление нетрезвого человека в общественном в любом общественном месте считалось оскорблением окружающих, и дорого бы ему стоило. Сейчас, я знаю, нет вытрезвителей, в которых можно отправить того, кто перебрал со спиртным, до полного протрезвления. И вообще полиция предпочитает с выпившими товарищами не связываться. Может, на предотвращение антиобщественного поведения и нужно направить свои усилия нашему государству и полиции?»
«Пропаганда здорового образа жизни, конечно, необходима, - убежден отец Михаил. - Человеку, который много работает или серьезно занимается спортом, не до пьянства. Он может немного выпить, и в этом я не вижу ничего страшного. Сильно пьют в основном от безысходности или когда нечем себя занять. Если государство направит свои усилия на пропаганду здорового образа жизни, предоставит больше возможностей для занятий физкультурой, спортом, детям, подросткам и взрослым, сделает доступными посещения театров и музеев, различные кружки, люди найдут, чем себя занять».
«Церковь также может внести в это свой вклад. Я наблюдаю за людьми, постоянно приходящими в храм – все-таки они разительно отличаются от тех, которым нечем заняться в выходной день. Приходите: посадить цветы, навестить больную старушку, позаниматься с детьми – смотришь, и к бутылке не потянет», - предложил пастырь.
Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, призвал: «Нужно и снижать количество потребления спиртного, и повышать культуру пития и качество алкоголя – это немаловажный фактор». «Очень важен и ценовой регулятор - нужно уменьшить также количество дешевого алкоголя, - считает он. - Запретительные меры, которые применялись в период правления Михаила Горбачева, до сих пор многие вспоминают как глупости партноменклатурщиков – вырубку виноградников, уничтожение элитных сортов винограда».
«Культура спорта, музыки, речи, потребления алкоголя – родственные понятия. Может быть отвратительной музыка, деструктивным спорт, а может быть культурным и умеренным употребление алкоголя. Это сохраняет некую нашу национальную идентичность, и учит человека чувству меры», - заключил отец Алексий.
Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, напомнил, что «у нас уже есть отрицательный опыт антиалкогольной компании 80-х годов, которая не достигла нужных целей, поскольку проводилась непродуманно». «Поэтому государство должно создавать условия для того, чтобы граждане наносили меньше вреда своему здоровью», - призвал он.
«Одно из этих условий – повышение культуры потребления алкоголя, - отметил пастырь. - Действительно, во многих зарубежных странах алкоголь чаще употребляют в барах в кафе: там он дешевле, чем в магазинах. В нашей стране, быть может, кто-то бы и хотел прийти посидеть с друзьями в приличное место, но ресторанные наценки на алкоголь делают это почти недоступным для большинства населения. Поэтому люди пьют дома, либо на улицах, тогда как употребление спиртных напитков именно в соответствующих заведениях формирует культуру их потребления. Увы, этому мешает высокая цена. Если бы в кафе было дешево, люди пили бы там, и вели себя соответствующим образом – культурно».
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, считает, что «любая мера, которая снизит потребление алкоголя, хороша». «Можно заниматься повышением культуры потребления, но это тоже дело непростое, - убежден он. - Просто надо подумать, что будет эффективнее. И, на мой взгляд, шаги со стороны государства - регулирование потока алкоголя в Россию из-за границы, контроль качества - должны быть в комплексе с остальными мерами: с пропагандой здорового образа жизни, культуры потребления алкоголя».
«Например, - продолжил отец Иоанн, - в июне я был в городе Кемь - это Республика Карелия, берег Белого моря. На вокзале стоит большой магазин, но он открывается после отправления нашего поезда, мы не успеваем купить продукты и заходим в круглосуточный ларек, который стоит рядом. Там одна полка вдоль всего магазина занята продуктами, а три полки такого же размера уставлены бутылками водки всех видов и любой формы. Я не знаю, кто у нас в стране запрещал ночью продажу алкоголя, но его все равно продают в любое время суток и в любом количестве».
«У меня ощущение, что все попытки нашего государства что-то сделать с проблемой алкоголизма имеют косметический или даже показушный характер, - посетовал пастырь. - Надо начинать с того, что происходит у нас в глубинке. Не в крупных сетевых магазинах, где действительно касса отключается в определенное время и алкоголь уже не купить, а в маленьких городках, где алкоголя три полки против одной с продуктами. И это дело государства, а не кого-то еще. В провинции народ кроме этой "паленой" водки ничего покупать не будет, и про культуру им бесполезно рассказывать, потому что они покупают то, что им по средствам, а это самый дешевый алкоголь».
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, убежден, что нужно снижать потребление алкоголя. «Если от дворово-улично-кабинетно-кухонной культуры пития перейдут к ресторанной, мало что поменяется, - считает он. - Когда у человека нет внутреннего ограничителя, - какая разница, где он будет пить? Измениться должно отношение к алкоголю».
«Задача государства - донести через СМИ, что много пить - не только вредно для здоровья, но и чревато для карьеры, разрушительно для семейных отношений. Понимание основных задач послужит причиной принятия правильных решений, а пока этих задач законодатели не понимают. Предлагают научить граждан ходить в кафе и рестораны, но у нас как пили, так и будут пить во дворе. Поэтому нам нужно учить не культуре пития, а ограничивать употребление спиртного, запустив идеологическую машину на полную мощь, - предложил отец Андрей. - Раньше нам твердили о правильности советской идеологии, и люди в это верили. А идея о пользе спиртного послужит оздоровлению всей нации. Алкоголь - это ведь не только угроза нации, но государству в целом. В обществе, где все пьют, государственных задач не решить».
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, отметил, что «все эти формулировки не точно отражают существо проблемы». «Беда в употреблении алкоголя во зло, - пояснил он. - Путей нормализации ситуации много, но они все сходятся на личности человека. Если люди изменят личностные установки в сознании, будет положительный результат. Поэтому все пропагандистские, экономические, юридические задачи сходятся на личности человека, что далеко не характерно для других наших государственных задач. И кто принимает меры – Минздрав или Росалкогольрегулирование – это уже вопрос второй».
«Примеры борьбы с алкоголем в 1914 и 1985 году очень характерны. Люди начали меняться в это время. Но поражение в Первой мировой войне и революция, а во втором случае печальная судьба "перестройки" перечеркнули весь успех, шансы были упущены. Хотелось бы добраться до сердца человека. Я вижу два пути. Первый: бескомпромиссная информационная кампания, которая продемонстрирует губительное действие алкоголя. То есть образ пьяницы как насильника, вора, убийцы, взяточника, должен быть людям отвратителен. И второе: юридическое усиление ответственности за любые нарушения связанные с употреблением, производством, распространением спиртного», - предложил отец Макарий.
«Приведу пример: в штате Массачусетс, где я жил, любой купленный алкогольный напиток кладут в бумажный мешок, запечатывают степлером и прикрепляют чек. Зачем? Там все ездят на машинах, и если полицейский останавливает машину и находит там открытый пакет, это уже состав преступления, человек лишается прав и получает серьезные неприятности. И вот чтобы не было даже мысли открыть бутылку, ее запечатывают. А если пакет вскрыт, мало никому не покажется. Наказания за езду в пьяном виде в этом штате гораздо жестче, чем в нашей стране даже после всех кампаний по усилению ответственности. То есть и у нас наказание должно быть более строгим, чем сейчас», - заключил пастырь.