Кстати, не могу не отметить, что социологический опрос петербуржцев, проведенный в конце 1994 года сотрудниками НИИ комплексных социальных исследований под моим руководством (опрошено 1100 чел.), показал, что 86% петербуржцев были убеждены в том, что все помещения храмов, принадлежавших ранее РПЦ, должны быть ей возвращены (только 9% были с этим не согласны, остальные затруднялись ответить). Кроме того, 82% петербуржцев считали, что церковное имущество (иконы, утварь, книги и т д.) также должно быть возвращено. Однако сопротивление чиновников и музейщиков продолжается, и закон постоянно игнорируется.
Вместе с тем, власть нарушает и нравственные законы по отношению к православному сообществу (а православными даже в Петербурге считают себя по данным репрезентативных опросов не менее 55% людей). Таким образом, могила величайшего русского полководца и глубоко верующего человека Александра Васильевича Суворова уже много десятилетий пребывает не в храме, как это должно быть, а в светском помещении - музее (другому нашему великому полководцу - Михаилу Илларионовичу Кутузову - повезло больше, и его гробница находится ныне в Казанском кафедральном соборе). В то же время на православном Никольском кладбище Лавры можно видеть помпезные могилы не православных представителей постперестроечной власти, на которых нет даже намека на православный крест.
Следует посмотреть на происходящее в нашей современной духовной жизни в более широком контексте. Конституционный запрет на государственную идеологию лишает страну национальной идеи, внятного образа будущего и общей сплачивающей людей цели. Поэтому на практике и по умолчанию господствует идеология потребления и «религия денег». В последнее время аморализм, пошлость и вульгарность вышли на новый виток своего самоубийственного штопора (достаточно пробежаться по экранам «наших» телевидения, кинопроката и интернета). Трагикомично и страшно, что это происходит в условиях, когда весь «западный мир» (в котором теперь и почти все наши бывшие «друзья») под предводительством США ополчился на нас. А, собственно, чем мы отличаемся от них? Пожалуй, только неприятием гомосексуальных «браков».
Пока! Ибо процесс зомбирования «общества без идеологии» идет со всей интенсивностью. Ведь ассимилировали, приняли и «бои без правил», и «стриптиз», и проституцию, и олигархов, и наркотики, и СПИД, и ЛГБТ, и «кто не работает, но очень даже ест», и зарплаты и пенсии, на которые невозможно прожить, и ЕГЭ, и «бакалавриат», и «индексы Хирша», и посредственных футболистов-долларовых миллионеров, и детей-самоубийц, и собственных кино-вампиров и маньяков, и ГМО, и заросли «борщевника» вдоль дорог, и загаженные и вырубленные леса, и повсеместную порнографию, и «профессиональных киллеров», и «оборотней в погонах», и откровенное взяточничество врачей, чиновников и кого-угодно, и «непотопляемых государственных воров по-крупному», и американизацию, и т. д. и т. п.
И в этих условиях наша единственная российская идеология - это Православие. И ещё - наша Победа в мае 1945 года. Но в последнее время и эти наши ценности подвергаются постоянным провокациям и нападениям. Поляризация и противостояние в обществе нарастает. К сожалению, «белые» и «красные» не могут до конца понять, что Бог и справедливость - это единственные ценности, которые помогут им (объединившись) победить «голубой сатанизм». И здоровым силам во власти тоже пора это понять. Верните храмы верующим, введите нравственную цензуру и прогрессивный налог, вспомните правило, что «вор должен сидеть», а закон здорового общества – справедливость.
И поставьте, наконец, памятник митрополиту Иоанну!
Валентин Евгеньевич Семёнов, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России
1. Re: «Верните храмы верующим!»