Закаты и восходы митрополии Казанской и Татарстанской

Михаил Щеглов подчеркивает, что фрагменты неустроенности в Церкви не способны повредить весь ее организм, и видно это особенно в рядовой приходской жизни

Проблемы церковной жизни 
0
1129
Время на чтение 6 минут
Вот, узнаём о решении Священного Синода от 13 июля 2015 г. :

«Преосвященным Казанским и Татарстанским, главой Татарстанской митрополии быть митрополиту Симбирскому и Новоспасскому Феофану».

«Преосвященным Симбирским и Новоспасским, главой Симбирской митрополии быть митрополиту Казанскому и Татарстанскому Анастасию».

В общем, если говорить короче, то митрополитов Татарстанского и Симбирского поменяли друг с другом.

Как любые перемены на таком уровне проходили они, судя по всему – не просто. Для администрации регионов эта замена так вовсе оказалась если не шоком, то явной неожиданностью. Хотя администрации врио президента Татарстана Рустама Минниханова вряд ли можно было рассчитывать на хоть как-то согласованные с ней действия патриархии. Это после того, как она не отреагировала на известие о приезде в Казань Патриарха Кирилла, во время которого Святейший планировал поднять вопрос о фактической реализации преподавания Основ православной культуры в школах этого региона – единственного в России, где этот предмет до сих пор не преподают. Примечательно также, что ранее один из высоких местных чиновников назвал «причитаниями» разговоры о притеснении православия в республике, за что вежливо, но довольно жестко был раскритикован главой Правозащитного центра Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) Романом Силантьевым.

В общем, так или иначе, но по прошествии недель о каких-либо серьёзных контактах новых митрополитов с региональными властями – ни из Казани, ни из Ульяновска не было слышно. Только в последний день июля поступила информация об официальной встрече врио президента РТ Рустама Минниханова с митрополитом Казанским и Татарстанским Феофаном. И сводка опубликована довольно сухая, минимум информации.

А что же поменялось для нас, «рядовых» православных, кто «внизу» церковной иерархии?

Вот, в Казани ближайший праздник иконы Божьей Матери «Казанская» 21 июля, новый владыка Феофан отслужил первую свою большую службу, был и традиционно многочисленный крестный ход от Благовещенского собора Казанского кремля к Крестовоздвиженской церкви, расположенной на месте обретения Казанской иконы Богородицы.

Поистине удивительна была проповедь нового владыки, произнесённая после литургии. И дело не в том, что харизматичная, и почти шестнадцать минут слушается (да и читается текстом) она на одном дыхании.

Некоторые положения и идеи в публичной проповиди архиерея здесь было даже не представить отродясь.

Вот, например, как владыка о Казанской иконе Божьей Матери сказал в значении общерусском и общероссийском.

«…список, но этой чудотворной иконы Божией Матери, некогда вывезенный из России, бывавший во многих странах, вновь вернулся сюда, в град Казань, на землю Русскую. Нет, я не оговорился, не говорите мне, что иная земля. Мы все на одной земле, мы все живем в одном государстве. И я не сомневаюсь, что и на тех, кто исповедует иную веру, Матерь Божия и на них простирает свой Покров, ибо видит и знает, что они трудятся здесь, на той земле, где она явилась».

Подумать только, «на землю Русскую»! Как сердце каждого русского, православного человека жаждало этих слов долгие десятилетия! И, ведь, иных – не обидел.

А после того, как в проповеди прозвучало о примере мусульман, когда тысячи мужчин собрались на молитву в свей недавний праздник, буквально прогремело: «А где наши мужчины?! Вы что, забыли, что вера — это не удел стариков и старух, вера — это дело сильных!»

Думается, у многих присутствовавших не меньшим порывом в душе откликнулось пламенное: «Я обращаюсь к тебе, славянин!»

Да и простое «Народ русский» - оказывается нисколько не страшно, когда вслух здесь, в центре Казани, произносится.

А в Ульяновске подобающему, казалось бы, торжеству встречи православных с новым митрополитом Анастасием помешал досадный скандал. Группа верующих с участием представителей священства встретили нового архиерея возгласами «анаксиос» («не достоин» – греч.), что в церковной жизни – исключительная, почти невероятная редкость. «Анаксиос» звучало и на площади перед Спасо-Вознесенским собором, и, затем, в самом соборе. Так и служба не началась, пока группа с этим возгласом не покинула собор.

Почему такое стало возможным? Причина кажется очевидной – отсутствие какой-либо реакции на обвинения, многократно звучавшие в адрес митрополита Анастасия в содомском грехе. Сам владыка Анастасий также не отреагировал на требование двух ульяновских священников и группы присоединившихся к ним мирян оправдаться либо покинуть кафедру.

Событие вызвало совершенно ненужный ажиотаж в прессе и соцсетях, но это всё – наносное, скоро уляжется, особенно если будет дан окончательный ответ Церковного суда, но теперь уже этот «анаксиос» будет долго звучать эхом в нашей церковной истории.

Благо, Церковь наша Православная такова, что фрагменты неустроенности не способны повредить весь Её организм, и видно это особенно – в рядовой приходской жизни. И духовная основа Русского Православия всегда давала и сейчас даёт каждому человеку возможность совершить, уж если и не подвиг, то хотя бы благое деяние.

Приведу два примера из недавних собственных наблюдений.

В нашем крае некогда сверкали благолепием усадьбы русских купцов и помещиков, до сегодня уцелели лишь фрагменты строений, среди них – когда-то великолепные православные храмы.

Вот, село Чирпы Лаишевского района Республики Татарстан, что в 60 километрах от Казани по Оренбургскому тракту. Внешне – обычная деревенька, но если заглянуть в её историю – она потрясающа, и связана с именами Толстых, Милославских, Завалишиных (генерал знаменитый), Змеёвых (казанский стольник, устроители засечной линии)...

И была в Чирпах в 1747 году построена Смоленско-Богородицкая церковь, перестраивалась она в 1899 году как кирпичная церковь во имя Чудотворной иконы Смоленской Божьей Матери с приделом во имя Преподобного Сергия Радонежского.

До сего дня дожили лишь остатки некогда красивейшего в округе храма, памятника русской архитектуры.

В один из нынешних июньских дней решили вдруг жители села прибраться вокруг церкви. Инициативу проявил глава сельского поселения, местная активистка подключилась, собрались десять женщин и двое мужчин, включая и самого главу. Выкосили бурьян, вырубили сорные деревья, убрали мусор. Договорились ещё собраться, большим, чем в этот раз, числом.

И, может даже, забыли эти люди – как Богу молиться, в отличие от своих предков, некогда добросовестных прихожан этой в те века ещё великолепной церкви. Но возможно именно сейчас малыми шажками началось возрождение некогда утраченного духовного богатства?

Да, к сожалению, нередка до сих пор здесь, в земле Казанской такая картина: стоит руинированная церковь посреди скопления коттеджей, а порой - почти замков. Немым упрёком не только тем, кто парит повыше, но и жителям поселения, кто живёт здесь и носит крест нательный. И, хоть малыми делами, но надо начинать сообща менять эту ситуацию.

А в другом месте близ Казани – посёлке с символичным названием Дачное Высокогорского района, церкви по историческим данным раньше – не было. Но местный житель Михаил Яковлев сам решил взяться строить часовню рядом с местном кладбищем. По памяти, уже лет пять строит постепенно, по мере того, как выкроит какие-либо средства. Поначалу от сторонней помощи односельчан деньгами – отказывался. Обжегся, говорит, мол, рубль дадут, а потом спрашивают – почему крыша не покрыта? Но, куда ж без помощи: вот одни внесли свои лепты на купол, а одна семья выделила средства на крест с позолотой. И, вот, июльским днём состоялось торжественное освещение креста и купола и их водружение на своё место.

Служил настоятель храма святителя Варсонофия Казанского чудотворца, что при роддоме № 3 Казани, иеромонах Вячеслав (Шапоров). Прихожан пока – едва ли два десятка, включая мужчин, прибывших помочь. Но, как говорится, лиха беда начало.

Может быть, и скажет кто-то, мол, что за «события» – здесь на часовенку куполок с крестом поставили, а там – у полуразрушенной церкви прибрались?! И, разве это – уровень митрополий, с которого начали речь?

А, вот, в том-то и суть, что подобные, по масштабам даже малые дела – начало непростого пути, от малого – к великому.

И каждое такое дело – как свет на зорьке. Если закатный, то померкнет, тьма наступит. А если рассветный – разгорится новым светлым днём. И многое в этом – от каждого из нас зависит.

Михаил Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Закаты и восходы митрополии Казанской и Татарстанской

В ближайшее время Казанскую и Татарстанскую митрополию ожидают: 1. Увеличение налога с приходов до 20%. 2. Всех монахов, правящих в своих приходах, отправят служить по монастырям. 3. Производить закупки церковной утвари ТОЛЬКО через центральный склад митрополии, для этого закупят грузовой транспорт. 4. Уберут все церковные лавки и киоски, не принадлежащие Казанской митрополии. 5. Обяжут всех священников носить рясы на улицах и в общественных местах. Именно такие предложения были отчасти реализованы в Симбирской митрополии,но... Монахи, как служили в своих городских приходах, так и служат; рясы как не носили на улицах, так и не носят; Кроме конечно налогов и финансовых потоков. В целом же казанцам с новым митрополитом повезло, как и симбирянам с митрополитом Анастасием. Симбирску сегодня необходима молитва. Митрополит Анастасий - как раз тот самый смиренный молитвенник перед Богом за нас грешников. С точки зрения духовности. Произошедшие события в Симбирске - церковный майдан, как раз и говорят сами за себя - как лукавый боится нового митрополита молитвенника владыку Анастасия!!! С НАМИ БОГ!
Валерий / 03.08.2015, 09:41
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Юрьевич Щеглов
Очарование сельского прихода на Волге
Путешествие в Покровскую церковь (XVIII в.) в селе Полянка Спасского района Республики Татарстан
02.12.2024
«Рцем вси !...»
Почему надо в воскресение посещать храм
15.11.2024
Станет ли Казань центром обсуждения насущных проблем общества, или вновь вклинятся «чиновники-вахтёры»?
Непраздный вопрос в канун дискуссии «Россия и Русский мир: история, современные вызовы и перспективы», назначенной в Казани на 4 ноября 2024 г.
01.11.2024
Анатолий Степанов: Казань – один из важнейших центров русской цивилизации
Беседа с председателем Общества русской культуры Республики Татарстан Михаилом Щегловым в канун праздника Дня народного единства и участия в заседании дискуссионного клуба «Третья столица» Казанского отделения «Русского собрания»
28.10.2024
Казань, Покров. Веселье души, воздух русской души!
Краткий очерк с праздничного архиерейского богослужения
14.10.2024
Все статьи Михаил Юрьевич Щеглов
Проблемы церковной жизни
Нововведения Второго Ватиканского Собора и его последствия
Перед нами мессианский гуманизм, где Бог растворяется в человечестве
25.12.2024
Имеет ли силу церковная анафема?
Митрополит Климент (Вечеря) предлагает лукавую интерпретацию отлучения от Церкви Мазепы
25.12.2024
К чему нужно быть готовым пророку Илии?
Современное «предание», по которому живёт земная Церковь, не препятствует людям грешить
23.12.2024
Священники были приветливыми, а Патриарх Кирилл, как всегда, на высоте
Заметки участника Ежегодного Собрания московского духовенства, 20 декабря 2024 г.
21.12.2024
Когда же придёт царь?
Или За полчаса до Илии
17.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Астафьев – русский писатель
Новый комментарий от С. Югов
28.12.2024 16:05
Суд отказал в защите чести и достоинства писателя Гелия Рябова
Новый комментарий от Наталья Сидорина
28.12.2024 12:48
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
28.12.2024 12:47
Книга о допотопной истории человечества
Новый комментарий от ОСт
28.12.2024 12:45
Трагедия деревни
Новый комментарий от ОСт
28.12.2024 12:38
«Советский период сменился бледной немощью»
Новый комментарий от Александр Волков
28.12.2024 11:33
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Туляк
28.12.2024 11:30