Когда мы слышим евангельское повествование об учениках Христовых, плывущих на лодке среди бури, на память невольно приходит пророк Илия, который по повелению ангела в течение сорока дней и ночей шел до горы Божией Хорив. Бог приглашает нас, как некогда Илию, к встрече с Ним и назначает место встречи. Но как часто мы опаздываем или просто не приходим к Нему! Вне сомнения, мы недостаточно внимательны к зову Господню. Говорят, человек — это желание. Скажи мне, чего ты хочешь, и я скажу, кто ты. Есть ли у нас желание воздать славу Богу и принести благодарение Ему? Может быть, мы не смиренны в наших молитвах? Конечно, мы часто хотим чрезвычайных духовных явлений, но совсем не бури, не землетрясения, не огня. Господь — в веянии тихого ветра, «во гласе хлада тонка».
Мы нередко приходим в уныние от того, как мы молимся, потому что сознаем, что нет Господа в нашей духовной жизни. «Я не могу молиться, потому что не чувствую ничего. К тому же, я не получаю ничего». Нам не следует так судить о качестве нашей молитвы. Достаточно для нас уверенности, что мы сами присутствуем на молитве. Наша молитва начнет углубляться, когда мы поймем, что начать молиться — это прежде всего, как говорят святые отцы, замолчать. Иными словами, избавиться от многозаботливости и многословия, чтобы сделаться способными слышать веяние тихого ветра. Этот тихий ветер веет всегда, но мы создаем в себе столько шума, что не можем различить его. Этот «глас хлада тонка» — Дух Святой. Он, говорит апостол Павел, молится в нас.
Начало истинной молитвы — готовность сказать, как это делают святые: «Господи, раб Твой слушает Тебя». Такое слушание — также и послушание. Как можем мы творить волю Отчую, если мы не знаем ее? Но только слушая Господа — в молитве, в богослужении, в усердном и благоговейном чтении слова Божия, — мы начинаем различать замысел Божий о каждом из нас. Этот замысел — привести нас к вечному блаженству, сделать нас бесконечно счастливыми. Как должны мы опасаться пройти мимо этого дара!
Если среди миллионов крещеных так мало сегодня таких, кто готов всю свою жизнь посвятить Богу, то это не потому что Христос больше не зовет нас, а потому что мы не находим времени, чтобы внимательно слушать Его. И, узнавая Его, отвечать на зов Его.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России