Последние дни перед юбилеем со дня преставления святого равноапостольного великого князя Владимира в Санкт-Петербурге и других городах России показали достаточно грустную вещь. Масштаб юбилея Крестителя Руси явно не соответствовал масштабу общенационального праздника. К сожалению, ничего сверхобычного не происходило. А церковные службы прошли бы и так, и без 1000-летнего юбилея со дня преставления равноапостольного князя Владимира.
Крестный ход вокруг собора святого князя Владимира и так положен по чину престольного праздника, какие-то нюансы, имевшие место, также ничем необычным не запомнились.
В общем, ничего особенно юбилейного, достойного такой даты, которая бывает раз в тысячу лет, по сути, мы и не увидели. И не увидели мы этого, как в Санкт-Петербурге, так, по сути, и в других городах России.
Этот юбилей был достоин, как минимум, общегородского Крестного хода по главной улице нашего града, по Невскому проспекту. А также проведения большого народного праздника на Дворцовой площади. Это было намного логичнее, чем проведение разных, невнятных мероприятий, которые там часто проводят по всяким пустякам. А здесь такой юбилей - 1000-летие со дня преставления Крестителя Руси Святого равноапостольного князя Владимира, и чиновники нашего города могли бы организовать что-то более серьезное и масштабное, нежели чем то, что было. Данный повод имел много больше оснований проходить на Дворцовой площади, нежели какие-либо другие празднества, проходившее в этом году в нашем городе.
К сожалению, масштабной рекламы по поводу этого события не проводилось, поэтому большинство горожан узнали об этом знаменательном дне из новостей. И нет ничего удивительного, что они не стали его участниками и не отмечали этот великий юбилей по-настоящему.
Мы говорим, что святой равноапостольный князь Владимир - духовный основатель Руси, но при этом забываем, что в нашем городе не было и нет ни улицы, ни площади, посвященной этому Великому князю. А ведь 1000-летие со дня преставления Крестителя Руси было бы замечательным поводом для того, чтобы в честь этого события в городе появились места, посвященные святому князю Владимиру. Это было бы действительно памятно.
Пройдет время, и какая память останется от этого 1000-летнего юбилея в нашем городе, да и вообще во всей стране? Да, по сути, будет нечего вспомнить. Правда, в Москве обещают установить памятник князю Владимиру.
Слава Богу, он там будет. Но ведь князь Владимир был князем всея Руси, он должен быть дорог всем православным россиянам даже из самых дальних уголков России. И, мне кажется, наш Санкт-Петербург тоже достоин иметь у себя, как и
Москва, памятник князю Владимиру. Ведь Санкт-Петербург является наследником и Новгорода, и Киева, и Владимира, и Москвы. Наша Северная столица увенчала бы этим памятником всю историю России, от князя Владимира до Петра I, и это было весьма символично. Мы бы почувствовали связь града Петра с Киевом - Матерью городов русских.
Если вспомнить предыдущий 900-летний юбилей князя Владимира, проходивший еще при монархии, то невольно удивляешься русским людям. Как в условиях войны 1915 года были найдены и средства, и силы, и возможность торжественно отпраздновать это событие! Были Крестные ходы, многосвятие на Неве, архиерейские службы. А у нас в 2015 году в Санкт-Петербурге это было достаточно скромно и почти незаметно.
Эти грустные размышления навели меня на мысль, что надо к этому юбилею сделать хотя бы что-то. Поэтому появилась идея организовать автобусный крестный ход к храмам, посвященным князю Владимиру. На сегодняшний день в исторической черте города такое место всего лишь одно - это Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне. А всего наша митрополия содержит 11 храмов и часовен в честь святого равноапостольного Великого князя Владимира. Правда, некоторые из них еще строятся или проектируются, но уже зарегистрированы юридически.
До Октябрьской революции в Санкт-Петербурге в исторической части города было всего три храма. Один из них был взорван при советской власти, другой не действует, вот и получается, что на Петроградской стороне остался единственный действующий храм, посвященный Крестителю Руси святому князю Владимиру.
И вот мы воплотили идею Крестного хода в жизнь. Основу нашего автобуса составляли паломники, являющиеся прихожанами нашего храма, а вообще в поездке могли принять участие все желающие. Некоторые сели в автобус сразу после
службы в Князь-Владимирском соборе. Кстати сказать, в этот знаменательный день я имел радость служить в этом соборе на литургии. И мне довелось во время Крестного хода нести освященную в честь 1000-летнего юбилея икону с изображением святого князя Владимира. На мой взгляд, Князь-Владимирском собор на Петроградской стороне является одним из главных храмов, поставленных в честь князя Владимира на всей Русской земле. В свое время в этом храме собирались кавалеры ордена князя Владимира как лучшие представители нашего народа.
После революции с 1937 года по 1941 год этот собор был кафедральным, и в нем жил правящий архиерей митрополит Алексий I (Симанский), а жил он в келейной, которая находилась в колокольне. Келья архиерея сохранилась и поныне. За эти 5 лет, пока храм был кафедральным, за эту пятилетку безбожия, именно святой князь был главным покровителем Санкт-Петербурга. Получается, что град Петра был тогда под покровительством князя Владимира.
В начале нашего путешествия мы отправились на Васильевский остров, где на углу Большого проспекта и 6-й линии, у Андреевского собора, стоит небольшая часовенка. Может, не все знают, но она посвящена святому равноапостольному князю Владимиру. Часовня была воздвигнута в конце XVIII века в период возрождения памяти святого князя Владимира в России. Удивительным образом этому обстоятельству способствовало присоединение Крыма к России, так как присоединение полуострова стало и присоединением значительной части русской истории. В России вспомнили, что в Крыму на территории нынешнего Севастополя в Херсонесе (Корсуне) крестился святой князь Владимир.
Государыня Императрица Екатерина Алексеевна много способствовала утверждению почитания святого князя. Правительница России, которую часто упрекали в немецком происхождении, тем не менее, как она сама говорила, была русская душой. Это подтверждается тем фактом, что именно она возродила особое почитание святого князя Владимира, Крестителя Руси. Именно она утвердила в России орден во имя святого князя Владимира в 1772 году в качестве одной из высших наград. Именно ей принадлежала идея освящения нового храма во имя святого князя Владимира, а ведь он строился вначале как Успенский храм. В результате чего Успенским стал только боковой придел. Вообще же строительство и освящение этого храма совпало с 800-летием Крещения Руси, и он стал памятником этому событию. Во время строительства собора была воздвигнута и часовня.
Наша паломническая группа также посетила часовню и помолилась святому князю, после чего мы проследовали на другое памятное место. На проспекте Энгельса, в доме под номером 1 находится строение некогда Орлово-Новосильцевской богадельни, при которой был прекрасный храм князя Владимира. Он был построен по проекту архитектора Иосифа Ивановича Шарлеманя. Этот храм был возведен на средства Екатерины Новосильцевой в память о своем сыне Владимире, который был убит на дуэли. Храм строился с 1834 по 1838 год, и в год его окончательной постройки случилась юбилейная дата - 850-летие Крещения Руси. Этот храм, построенный на месте дуэли, стал неожиданно местом молитв дуэлянтов того времени. Сюда заезжали для того, чтобы помолится о мирном исходе дуэли, а также ставились благодарственные свечи о примирении. Так получилось, что храм стал патрональным для дуэлянтов всего Санкт-Петербурга. Князь Владимир оказался небесным примирителем офицеров, шедших на такой безрассудный поступок. К сожалению в советское время храм не пожалели, и в 30-е годы XX столетия храм архитектора И.И.Шарлеманя был уничтожен.
Наша паломническая группа почтила в этот престольный праздник место бывшего храма, помолившись на месте его основания. Недавно был организован приход храма князя Владимира, который ставит своей целью его возрождение. Приход возглавляет протоиерей Михаил Груздев. Хотелось бы пожелать им молитв святого князя Владимира и народной помощи в возрождении храма.
Также мы вспомнили храм святого князя Владимира при военном госпитале в Санкт-Петербурге на Суворовском проспекте. Здесь, к счастью, здание, в котором находился госпитальный храм, сохранилось. Правда, Богослужение в храме не проводятся. Попасть на территорию госпитального храма нам не удалось, так как госпиталь - это режимное учреждение, поэтому мы помолились на расстоянии этому престолу.
Вот мы и посетили все три престола великому святому равноапостольному князю Владимиру в исторической части Санкт-Петербурга. Далее мы выдвинулись в сторону области, в поселок Лисий Нос.
В этом поселке находится удивительный храм святого князя Владимира. Этот храм стал последним храмом Российской Империи. Он был освящен 28 июля 1917 года будущим священномучеником Вениамином Петроградским. После этого не прошло и двух с половиной месяцев, как в Санкт-Петербурге произошла Октябрьская революция.
Бытует мнение, что это не только последний храм, построенный при монархии в России, но и вообще последний дореволюционный храм. По крайней мере, в Санкт-Петербурге точно. Необходимо отметить тот факт, что последний дореволюционный храм в Санкт-Петербурге оказался князь Владимирским. И это очень символично, ведь революция опрокинула наследие святого князя Владимира и пыталась его перечеркнуть. По какой-то исторической иронии последний храм оказался храмом Крестителя Руси. Еще одной удивительной особенностью храма является то, что он не закрывался в советское время. Хотя его пытались закрыть, и несколько месяцев он не работал, но он не был разорен, и из него не было ничего вынесено. Он был закрыт только на ключ. Вскоре верующие отстояли этот храм, здесь надо вспомнить о настоящем подвиге жителей этого дачного поселка, часть из которых еще до революции служила в различных службах охраны, где применялось различное оружие. Когда красная власть пыталась захватить храм, они дали понять приехавшим комиссарам, что попытка закрыть храм не останется без последствий. Те решили не связываться, и храм оставили в покое. Сбросили лишь колокол. Местные жители рассказывают, что тогдашний староста церкви не выдержал этого зрелища и умер от разрыва сердца.
Эти события дают нам возможность почувствовать, какая это была трагедия, как переживали русские люди, как разрывались от таких кощунств их православные сердца.
В 30-е годы ХХ века этот храм стал местом собирания святынь из закрывавшихся повсюду уже тогда в
Ленинграде православных церквей. В 1932 году в Лисий Нос в храм св. князя Владимира по льду Финского залива в февральскую стужу верующие люди, почитатели святого праведного Иоанна Кронштадтского чудесным образом смогли спасти и перевезти киоты с иконами из Андреевского собора, который был взорван. Эти иконы и киоты сохранились до сих пор. Кстати сказать, в этом храме есть чудесная возможность помолится пред иконами, пред которыми молился сам дорогой батюшка Иоанн Кронштадтский. Иначе как чудом такое назвать невозможно. Также там хранятся иконы и из Морского собора. Поэтому храм в Лисьем Носу хранит часть благодати Кронштадта. Поэтому паломникам и почитателям Иоанна Кронштадтского я настоятельно рекомендую не проезжать мимо Лисьего Носа и этого храма.
Далее мы последовали через КАД в Усть-Ижору, совершив полукольцо вокруг нашего города. По дороге мы молились, читали Святое Евангелие, пели тропарь. По пути я рассказывал о житии святого князя Владимира.
Усть-Ижора известна как место Невской битвы, о чем нам напоминает храм святого благоверного князя Александра Невского. Но кроме него есть и храм святого князя Владимира. Так случилось, что он тоже связан с темой Невской битвы, так как сама битва произошла в день памяти святого князя Владимира. Думаю, этот значимый и неоспоримый факт знал и святой благоверный князь Александр Невский, и помнил об этом. Вне всяких сомнений, в день битвы Александр Невский призывал в помощь своего пращура - Крестителя Руси святого князя Владимира и его молитвами одержал победу, а также и благодаря молитвам святых Бориса и Глеба.
В 1889 году на кладбище в Усть-Ижоре был построен храм святого князя Владимира в память о битве, которая произошла в день памяти князя Владимира. Этот храм нам напомнил, что 28 июля, кроме 1000-летия со дня преставления князя Владимира, было еще и 775-летие Невской битвы.
Храм построен архитектором Михаилом Арефьевичем Шуруповым в византийском стиле. Именно в таком стиле знал и видел храмы на Руси святой князь Владимир. Этот храм является уменьшенной копией Свято-Владимирского кафедрального собора в Херсонесе. Всем своим обликом он напоминает о временах святого князя Владимира. В Санкт- Петербурге храмов, построенных в том же византийском стиле, как в Усть-Ижоре, найдется не так много. Их можно пересчитать по пальцам. Их всего четыре. Это Морской Никольский собор в Кронштадте, церковь Милующей иконы Божией Матери в Галерной гавани, Иоанновский монастырь и Казанская церковь Новодевичьего монастыря.
В Усть-Ижоре, в храме святого князя Владимира, служит известный, досточтимый настоятель о. Николай Дорохов. К сожалению, когда мы подъехали, вечерняя служба уже закончилась, и храм был закрыт. Поэтому мы помолились у храма, где и отслужили праздничный молебен. Затем мы обошли храм Крестным ходом. Неожиданно к церкви пришла женщина, которая работает в ней, после чего она нам открыла храм. Мы расценили это как чудо - гостеприимство святого князя Владимира, после чего мы приложились к святыням. Вскоре я позвонил отцу Николаю Дорохову и поблагодарил его за то, что нас впустили храм, и поздравил его с престольным праздником. Этот храм стал одним из первых возрожденных храмов в начале перестройки. Случилось это в 1985 году, ровно 100 лет спустя после первого освящения, случившегося в 1885 году. Второй раз чин освящения в 1985 году совершил митрополит Алексий, будущий Патриарх Алексий II.
Эти два храма святому князю Владимиру, один с западной стороны, а другой с восточной стороны, хранят наш город. Князь-Владимирский храм в Усть-Ижоре напоминает о том, что князь Владимир - это покровитель русского воинства. А также о том, что он помогал своему потомку, Александру Невскому, на поле брани, Дмитрию Донскому и Иоанну Грозному, Дмитрию Пожарскому, Александру Васильевичу Суворову, Михаилу Илларионовичу Кутузову, всем войнам, принимавшим участие в Великой Отечественной войне.
Далее в нашем автобусном Крестном ходе значилась Свято-Владимирская учительская школа при Новодевичьем монастыре. Эта школа была учреждена по инициативе обер-прокурора Синода Константина Победоносцева. На Московском проспекте для нее было построено специальное здание, и поскольку ее открытие также совпало с 900-летием Крещения Руси, то Победоносцев выступил с инициативой присвоить школе имя святого князя Владимира. Это была учительская школа, которая решала проблему кадров для церковноприходских школ России. Она была образцово-показательной, ибо покровительство самого обер-прокурора обеспечивало ей хорошее финансирование и профессиональный уровень. Отроковицы и девицы, учившиеся в этой школе, становились высококлассными учителями по всей Русской земле.
Это здание несколько раз перестраивалось. Недавно оно было передано его историческому собственнику - Новодевичьему монастырю. В нем вновь открылась Свято-Владимирская школа. Также примечателен тот факт, что Константин Петрович Победоносцев просил похоронить себя у алтаря храма этой школы. Так оно и произошло, могила сохранилась и по сей день. И мы помолились не только князю Владимиру у этой школы, но и чете Победоносцевых. Кстати сказать, супруга Константина Петровича была попечительницей этой школы.
На этом месте мы замкнули круг нашего путешествия. Как мы впоследствии увидели, мы действительно совершили кольцо вокруг Санкт-Петербурга, после чего вернулись на Леушинское подворье.
На Леушинском подворье у нас случилась довольно необычная трапеза. Мы угостили всех паломников чаем князя Владимира.
Дело в том, что до революции на 900-летие Крещения Руси известному торговцу чаем Павлу Кузьмичеву был сделан заказ, в котором надо было составить особый, чайный букет и назвать его «Князь Владимир». Заказ был выполнен, чай по достоинству оценили во время юбилейных торжеств и застолий. Он настолько всем понравился, что было решено выпустить этот чай отдельной маркой, которая так и называлась – «Князь Владимир». После революции чайная империя Павла Кузьмичева эмигрировала во Францию, но она существует до сих пор. Правда, французам трудно произносить русскую фамилию Кузьмичев и они называют этот чай кратко «Kusmi-Tea». И марка чая – «Князь Владимир» - до сих пор имеет место быть во Франции, правда, называется она сейчас «Принц Владимир». Я специально просил своих знакомых приобрести мне его во Франции, и прямо перед празднованием 1000-летнего юбилея со дня преставления князя Владимира мне его передали. И вот на нашей праздничной трапезе мы испили этого замечательного напитка, что стало достойным завершением нашего паломничества. Мы пили тот самый чай, который был изготовлен по дореволюционному рецепту. А рецептура во Франции строго сохраняется. Этот чай сам по себе очень ароматный и душистый. Напомню, что этот чайный букет был специально создан и посвящен святому князю Владимиру. А учитывая, что Павел Кузьмичев был близок к Иоанну Кронштадтскому, о чем свидетельствует фотография, запечатлевшая их вместе, вполне можно предположить, что этот чайный букет пил и сам батюшка Иоанн Кронштадтский.
В концовке своего рассказа я бы хотел поделиться своим наблюдением. Все-таки в столице имперской России было довольно мало храмов святого равноапостольного князя Владимира. И тем сильнее у нас должен быть долг перед нашим великим князем Владимиром, Крестителем Земли русской. Мы должны чаще вспоминать о том, какой неоценимый вклад он внес в нашу христианскую культуру. Возможно, в будущем подобный автобусный Крестный ход станет доброй традицией, чтобы таким образом почитать и прославлять святого равноапостольного Великого князя Владимира.
Протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель храма св. апостола Иоанна Богослова (историческое Леушинское подворье), директор мемориального музея-квартиры св. праведного Иоанна Кронштадтского
1. Re: Мы все в неоплатном долгу перед подвигом Крестителя Руси