Доходы религиозных организаций от «совершения обрядов и церемоний», а также от «продажи религиозной литературы и предметов религиозного назначения» снижаются, сообщает Regions.ru. В прошлом году они составили 4,15 млрд рублей, фиксирует официальная статистика Федеральной налоговой службы. Согласно обнародованным год назад данным, в 2013 году доходы религиозных организаций от обрядов, церемоний и прочего составили 4,6 млрд рублей (после подачи уточненных деклараций эта сумма также снизилась — до 4,2 млрд рублей, отмечает ФНС). В 2012 году россияне оставили в храмах 4,5 млрд рублей.
Самое сильное снижение - в Санкт-Петербурге. Хоть он и остался самым «набожным» городом России, доходы храмов здесь снизились в два раза: с 2,9 млрд рублей до 1,3 млрд. Доходы Москвы (находится на втором месте), напротив, выросли с 800 млн до 1,1 млрд рублей. На третьем месте — Свердловская область, где храмы смогли заработать 620 млн рублей (в 2013 году — 470 млн).
Эти цифры касаются прежде всего Русской Православной Церкви: пожертвования прихожан других конфессий, как правило, не попадают в официальную статистику.
«На снижение выручки храмов повлияло сразу несколько причин, — сказал газете «Известия» глава комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов (фракция ЛДПР). — С одной стороны, экономический кризис заставил людей экономить на всем, в том числе и на тратах в храмах. С другой стороны — распространение интернета сделало религиозную литературу более доступной: Библию и другие книги не нужно покупать, их можно скачать или ознакомиться с ними в интернете. Соответственно, и тратить стали меньше».
«Действительно ли в России стали меньше жертвовать Церкви? Если да – чем это объясняется? Как Церковь будет выживать в условиях кризиса?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, согласен, что доходы в храмах заметно уменьшились - в первую очередь, конечно, из-за кризиса.
«Но там, где активные священники, храмы могут себя содержать благодаря сплоченным общинам. Я желаю, чтобы такие общины были в каждом храме. Тогда люди будут ратовать за храм, но одновременно и требовать от священнослужителей достойного поведения, обсуждений, на какие цели будут направлены их средства. Думаю, к этому мы со временем придем. Считаю, это нормально - люди делают пожертвования, и вправе знать, на что тратятся их средства. Если будут знать, что во благо, сами не перестанут жертвовать, а еще и привлекут новых жертвователей. Плохо, когда храм зависит от одного крупного спонсора – сегодня у него есть деньги, а завтра нет. Кроме того, думаю, у нас начнут строить небольшие храмы. Крупные, такие как храм Христа Спасителя, содержать сложно. Не зря городские власти взяли его на баланс. Конечно, нужно благодарить их за то, что помогают Церкви. С другой стороны, храм уже называют «бизнес-центром» – его помещения сдают в аренду, проводят там различные нецерковные мероприятия. На мой взгляд, строительство небольших храмов не за горами. Раньше, кстати, так возникали монастыри, школы: был лидер, вокруг которого объединялись люди. Я рад, что в Орской епархии такие лидеры есть. В их храмах дружные общины, а значит, есть будущее. В Орской епархии таких храмов около десятка. Конечно, ответственность священников там выше, но меня как правящего архиерея это только радует. Так что кризис, с одной стороны, приносит несчастья, с другой - заставляет задуматься о будущем. Быть может, Господь хочет, чтобы настоятели храмов осознали, откуда деньги и на что и их нужно тратить», - заключил владыка.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, считает: «Чтобы делать какие-то выводы, нужна более подробная статистика, а я с нею не знаком».
«Ну а вообще опубликованные данные очень интересны, и, в общем-то, ожидаемы: кризис действительно отразился на многих, люди не в состоянии тратить столько, сколько раньше. Правильно указана и одна из причин снижения доходов Церкви - распространение книг через интернет, который постепенно становится доступным самым широким слоям населения. Поэтому произошедшие процессы ожидаемы, их можно было предвидеть», - продолжил он.
Священник также процитировал Честертона: «Да, много раз - при Арии, при альбигойцах, при гуманистах, при Вольтере, при Дарвине - вера, несомненно, катилась ко всем чертям. И всякий раз погибали черти». Так что Церковь переживет все трудности, заключил о. Александр.
Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, отметил, что, конечно, доходы в храмах связаны с жизнью людей.
«Многие думают, что в храм приходят богатые, жертвуют огромные суммы, попросту сорят деньгами – это заблуждение. Большие пожертвования делают на конкретные нужды - например, на строительство храма, его ремонт либо реставрацию. В остальных случаях пожертвования небольшие - на свечи, книги. Их вносят постоянные посетители храма. Кто-то чаще, кто-то реже. Благосостояние храма зависит от того, на что живут простые люди - прихожане, посещающие тот или иной храм. Церковь чутко реагирует на происходящие в жизни процессы. Если население становится беднее, то и пожертвования в храмах уменьшаются. Если народ начинает жить немного лучше, появляется возможность помочь Церкви, батюшкам. Думаю, сегодняшние трудности временные - люди не стали меньше ходить в храмы», - заключил отец Константин.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, считает, что вопрос довольно сложный, тем более об этом трудно судить со своей колокольни.
«Исторически Церковь всегда существовала на пожертвования прихожан. Когда жертвователи оскудевают, Церковь вынуждена использовать какие-то свои механизмы: что-то сдавать в аренду, что-то перепродавать. Например, Апостол Павел делал палатки и продавал, и на эти средства существовал. Другой пример: в дореволюционное время свечное производство было одной из серьезнейших статей доходов. И когда государство в лице Сперанского решило прижать Церковь и поставить свечное производство под контроль, это резко уменьшило доходы духовенства. Так что ситуации бывают разные. Поэтому применительно к той или иной ситуации Церковь использует какие-то возможности. И если не получает иных пожертвований, значит, извлекает доходы доступными ей способами, которыми располагает применительно к экономической ситуации, так было во все времена. Например, в монастырях монахи изготавливают ладан, четки вяжут и продают. Или я знаю сам такие монастыри, где активно развивают сельское хозяйство, и в пост, когда сами не употребляют в пищу определенные продукты, продают сыры, сметану, молоко», - подчеркнул священник.
Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, заметил, что, действительно, литературу больше читают в интернете.
«Я и сам как священник рекомендую прихожанам, которые обращаются с какими-то вопросами, идти не только в церковную лавку или магазин, где можно приобрести книгу, но и советую, где можно в интернете ее официально найти и скачать: для меня как пастыря важно не чтобы человек купил книгу, а чтобы он ее прочитал и свою жизнь привел в соответствие с тем, что там написано. А если для него 100 рублей за книгу становится препятствием для покупки, то пусть скачает в интернете и почитает. Что касается доходов, то со статистикой согласен: на 10-12% снизалось поступление средств, это так. Поскольку экономическая ситуация в стране изменилась, было бы странным, если бы она не изменилась у прихожан. Хотя на фоне общего понижения доходов и возможностей есть ситуации, когда люди, понимая, что всем тяжело, и Церкви тоже, приносят в храм даже больше, чем делали это раньше и отдают, может быть, последнее. Это тоже есть», - подчеркнул он.
Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, отметил: «Если россияне вынуждены меньше тратить на путешествия, питание, одежду, им, естественно, труднее делать пожертвования. Но это связано не с ослаблением интереса людей к Церкви, а с тяжелой экономической ситуацией в стране. Кроме того, полагаю, что эти статистические данные могут быть не вполне точными. А вообще нам нужно более разумно относиться к своим расходам и осознавать: трудности в экономике касаются всех, в том числе религиозных организаций».
Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, отметил, что он не понимает, откуда берется это статистика: «пожертвования в кружку» не облагаются налогом и нигде не отражаются.
«Не указываются также пожертвования на строительство храмов. Бывает и так, что человек жертвует какую-то сумму, но не хочет это обнародовать. Иногда жертвуют на храм цементом, кирпичом, другим строительным материалом. Учесть можно только отчисления с зарплаты священнослужителей в пенсионный фонд, иные отчисления не дают полной картины, и говорить о какой-то динамике - спаде, всплеске - не совсем корректно. Более того, в Церкви не принято считать, упали или возросли доходы – что Бог дал, за то и спасибо. О доходах Церкви можно судить, наверное, только по количеству людей, приходящих в храмы. Но, по моему впечатлению, на большие праздники их стало даже больше», - добавил он.
«Конечно, кризис повлиял на всех. Я как священнослужитель получаю зарплату в Кафедральном соборе, с которой идут все налоговые отчисления. Сегодня средняя зарплата церковнослужителей в Благовещенской епархии – 15-20 тысяч. Между тем цены в магазинах выросли, повышается квартплата. Наша семья из четырех человек (я, супруга, два сына) тратит в магазине на продукты около тысячи рублей за раз. Так что излишеств позволить себе не можем, живем от зарплаты до зарплаты – как, впрочем, остальные священнослужители, да и многие верующие люди. Однако не думаю, что они стали жертвовать на храмы меньше. В Церкви есть такое понятие как "десятина" - обязательный взнос. Он, кстати, узаконен Священным писанием. Но Русская Православная Церковь десятину не взимает, так как среди прихожан много людей с низким достатком. Взамен этого мы предлагаем людям, которым нужно крестить детей или отпеть умерших родственников, оставить пожертвование. За счет этого оплачиваем коммунальные услуги, работу тех, кто охраняет храмы, или, скажем, следит за свечками. В нашем кафедральном соборе недавно сделали капитальный ремонт - его не было более десяти лет. Естественно, это "влетело в копеечку". Зарплату нам дали, но когда некоторые священнослужители собрались в отпуск, их попросили подождать с отпускными. Потом, конечно, все выплатили, но какое-то время финансовые затруднения были. Тем не менее, с хлеба на квас не перебиваемся - люди по-прежнему жертвуют Церкви. Надеемся, Бог не оставит нас и дальше», - заключил священник.
Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, отметил, что, действительно, ситуация сегодня тяжелая.
«Обычно в связи с кризисами мы стараемся повышать зарплату, но в этот раз повысили только тем, у кого она была минимальной - да и то ненамного. Зарплата всех остальных осталась такой же, а если переводить заработанное в доллары, доходы упали - можно сказать, вдвое. К тому же сейчас в храме, где я служу, идут масштабные строительные, ремонтные работы. Так что никакого повышения зарплаты не предполагается - закончить бы ремонт. Но мне кажется, если в храме хорошая община и понятно, на какие конкретно цели идут деньги, выживать проще - за счет сильного общинного духа. Некоторые монастыри публикуют отчеты о том, куда пошли средства, и это людей вдохновляет - они видят, что участвуют в реальных делах. У нас тоже есть такие проекты, где идет сбор на конкретные цели, - например, на сложные операции. Их мы сворачивать не собираемся. Но, конечно, от чего-то придется отказываться. Где-то потребуется прибегать к помощи волонтеров – у нас, кстати, в храме сильное волонтерское движение. Люди готовы помогать - если и не деньгами, то как-то еще. Так что если будет сильным общинный дух, выдержим - с Божьей помощью», - подчеркнул о. Петр.
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, отметил, что эти официальные цифры очень «cмазаны»: доходы религиозных организаций не всегда легко вычислить.
«Все религиозные организации, конечно, подчиняются законодательству, и многие зарегистрированы как государственные учреждения, - например, если речь идет о православных школах, которые получают государственное финансирование. Таких структур и организаций, действующих в Церкви, много, и они платят налоги. Церковь состоит их людей – граждан государства, и понятно, что изменения в государстве влияют и на Церковь, которая приспосабливается к новым условиям и действует соответствующим образом. А ряд церковных структур формально может не иметь статуса религиозной организации, а, будучи негосударственными и НКО, они как служили, так и служат дальше, и в официальную статистику их доходы уже не входят. Серьезных перемен в доходах я не вижу. Как люди покупали иконы и свечи, так и покупают: цены на эти предметы церковного обихода незначительны и не всегда жестко фиксированы. Во многих храмах введено пожертвование, то есть свечи можно приобретать не за фиксированную сумму, а за пожертвование. Кто-то 5 рублей положит, а кто-то 100 рублей. Еще играют роль новые технологии, конечно. Та же литература, которую можно найти в интернете. Но покупать меньше религиозные книги, мне кажется, не стали: основной контингент, который ими пользуется, это все же люди, предпочитающие бумажные книги», - заключил о. Андрей.
Священник Игорь Шумилов, настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на Московской области, отметил, что в последнее время пожертвования действительно уменьшились.
«Это я знаю и по тому храму, в котором служу настоятелем, и из общения с другими священниками. Думаю, это просто у людей стало меньше денег - такова финансовая ситуация в стране. "Обряды и церемонии", как это заявлено, Церковь не проводит. Церковь совершает богослужения и Таинства. Если дать себе труд вдуматься - разница большая. "Выживать" - странное слово в применении к Церкви. Она не для выживания в этой жизни создана Спасителем, а для оживления душ, умерщвлённых страстями и похотями. А стоять она будет, как и всегда - Божией милостью. Если при этом достаток её будет скудным, - что ж, не будет в ней людей, пришедших "не ради Иисуса, а ради хлеба куса"», - подчеркнул он.
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, считает, что вопрос очень сложный, потому что по-настоящему посчитать церковные пожертвования и доходы очень трудно, а сами они во многом зависят от конкретного храма, от его местоположения, от установки, которую дает настоятель.
«Я не очень знаком с церковной жизнью Санкт-Петербурга: может быть, приход нового архиерея поменял немного церковную политику в отношении оплаты церковных нужд или треб. Мы, например, служим в храме, где все требы совершаются принципиально бесплатно. И, например, у нас практически не продают духовную литературу, а есть отдельный магазин, где продают ее и церковную утварь. То есть в основном доходы нашего храма от продажи свечек, подачи записок и пожертвований. Что касается пожертвований, трудно сказать, сколько люди жертвуют и отчего это зависит. Я думаю, все зависит не от кризиса, а от количества прихожан. Чем их больше, тем больше доход храма. А все остальное второстепенно. Количество прихожан в храме зависит в первую очередь от того, в каком месте храм находится. Если он в спальном районе, а рядом других храмов нет, то там очень много прихожан и доход большой. Если это центр Москвы, где храмов много, а жилых домов мало, там и прихожан мало и поэтому доход меньше. В таких условиях храм может жить весьма бедно - все зависит от того, какие священники, как происходит работа с прихожанами. Бывают активные приходы, где и молодежная, и миссионерская, и образовательная работа, и вне зависимости от расположения народ туда идет. Сейчас в Москве строятся новые храмы на окраинах по программе «200 храмов». Думаю, это должно повлиять на доходы», - заключил священник.