Вчера в Балтийске Президент России Владимир Путин провёл совещание, на котором обсуждалась новая редакция Морской доктрины Российской Федерации, сообщает сайт Кремля.
Совещание прошло на борту фрегата «Адмирал флота Советского Союза Горшков». В нём приняли участие заместитель председателя Правительства Дмитрий Рогозин, министр обороны Сергей Шойгу, командующий Военно-Морским Флотом Виктор Чирков, командующий войсками Западного военного округа Анатолий Сидоров.
В новой Морской доктрине России сделан акцент на выстраивании союзнических отношений с Китаем и Индией и развитии атлантического и арктического направлений.
В тот же день Президент России подписал поправки к Морской доктрине РФ. Изначально этот документ, определяющий основы морской политики, был утвержден указом Владимира Путина 27 июля 2001 года. Главные причины правки документа — «изменение международной ситуации» и укрепление России как «морской державы», сообщил Дмитрий Рогозин. Доктрина, по его словам, охватывает четыре направления: военно-морская деятельность, морские транспорт, наука, разработка полезных ископаемых, а также шесть региональных — к атлантическому, арктическому, тихоокеанскому, каспийскому и индоокеанскому, которые были отражены в предыдущей редакции документа, добавилось антарктическое. «В последнее время вокруг Антарктиды развивается много событий, это очень интересный для России регион»,— заявил Рогозин. В доктрине отмечается, что Антарктика обладает огромным ресурсным потенциалом.
Основные акценты сделаны на Арктике и атлантическом направлении, сообщает «Российская газета». «В последнее время происходит достаточно активное развитие Североатлантического альянса и его приближение к нашим границам, на что, безусловно, Российская Федерация находит свой ответ», - сказал вице-премьер. Второй момент, по его словам, связан с воссоединением Крыма и Севастополя с Россией и необходимостью принять меры для скорейшей их интеграции в экономическую деятельность страны. «И конечно, восстановление присутствия российского морского флота в Средиземном море», - добавил он. Кроме того, согласно документу, российский флот должен развивать дружеские связи с Китаем и Индией. «Важной составляющей национальной морской политики на Тихоокеанском региональном направлении является развитие дружественных связей с Китаем, а также наращивание позитивного взаимодействия с другими государствами региона», - говорится в доктрине в рамках Тихоокеанского регионального направления. В Индийском океане документ закрепляет развитие дружественных связей с Индией как основное направление развития.
О будущем ВМФ России рассуждает в интервью «Русской народной линии» председатель Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России, капитан первого ранга в отставке, служивший на Северном флоте на атомной подводной лодке (1977—1983) Борис Александрович Орлов:
На мой взгляд, все сделано верно, а с точки зрения стратегии, все было четко продумано и взвешено. Мы наследники великой страны под названием Советский Союз.
На моей памяти в советское время было развитие Тихоокеанского флота. Тогда ежедневно на просторах нашей страны на службе находилось несколько десятков кораблей, которые присутствовали во всех точках мирового океана, в том числе около 20 подводных лодок стратегических и многоцелевых. Этот флот был создан в противовес Соединенным Штатам, сдерживая их агрессивные помыслы и действия, напоминая им о нашем присутствии во всех уголках Мирового океана.
К сожалению, после развала
СССР Америка сделала все, чтобы Россия не поднялась с колен, но, как обычно, Россия смогла удивить всех своих «стратегических друзей». Россия, как неваляшка, ее качают, а она снова приходит в исходное состояние.
Недавно я ради интереса ознакомился с современными тактико-техническими характеристиками американских подводных лодок, а затем посмотрел тактико-технические характеристики наших подлодок и уяснил для себя, что мы по многим позициям опережаем американцев. И этот факт не может не радовать.
Как многие знают и помнят, после развала Советского Союза в мире сразу же ожесточилась геополитическая борьба за владычество над Северным Ледовитым океаном и Северным морским путем. По существу у нас хотели забрать наши исконные владения. Но уже тогда началась работа по их защите.
Одним из первых этим начал заниматься председатель общероссийского Движения поддержки флота – Михаил Петрович Ненашев. На тот момент он являлся депутатом Госдумы и часто выступал со своими предложениями по защите северных акваторий на самых высоких уровнях госаппарата нашей страны.
Затем было исследование арктического шельфа крупным ученым, исследователем Арктики и Антарктики - Артуром Чилингаровым. Тогда на дне Северного Ледовитого океана были обнаружены огромные залежи природных ресурсов. По сути, те месторождения были обнаружены на нашей территории, и отдавать их ни в коей мере было нельзя. Поэтому я не скрываю своей радости по поводу новой российской военно-морской доктрины.
Наша страна сегодня не только укрепляет мощь, но и сохраняет за собой потенциальные природно-энергетические запасы, такие как нефть и газ. Во многом и благодаря этому были созданы войска для прохождения службы и охраны интересов нашей страны в Арктике. Не секрет, что во время Великой Отечественной войны немецкие подводные лодки заходили на север к Таймыру и пытались контролировать тамошние территории. Слава Богу, нашим войскам удалось их выбить оттуда.
На сегодняшний день Вашингтон, видимо, начал планировать идти по тому же пути, который в свое время осуществлял Адольф Гитлер. Особенно глядя на современную мировую обстановку, которая очень похожа на ту, когда Гитлера привели к власти. Поэтому мы сейчас должны особенно пристально следить за нашими западными партнерами.
В свое время наш Президент
Владимир Владимирович Путин сказал, что у России возникнет проблема в связи с вхождением Крыма в состав Российской Федерации. В связи с этим напрашивается мысль об укреплении Черноморского флота. И я вчера порадовался, узнав, что на этом стратегически важном направлении у нас теперь ходит три подводные лодки. Это особенно приятно, зная, что после разграбления СССР там пытались хозяйничать американцы.
Правда, также значительно сильнее нашего Черноморского флота после развала Советского Союза был турецкий военно-морской флот. Поэтому одной из главных задач сегодня является возвращение утраченных позиций в Черноморском регионе.
Думаю, после последних событий, связанных с «Мистралями», руководство нашей страны обратит свое внимание на отечественные судостроительные верфи. Наши кораблестроительные заводы ничем не хуже заводов наших западных партнеров, а во многом даже превосходят их. Но активно перенести взгляд в родное Отечество мешает ориентированная на Запад пятая колонна, работающая на свой карман и находящаяся сейчас у власти. Именно они составляют основной олигархический десант «Троянского коня», а конь этот достался нам в наследство после развала Советского Союза.
Понятное дело, что эти «западники» не заинтересованы в том, чтобы укреплялась наша мощь и промышленность.
В свое время в России проводилось огромное количество совещаний по поводу принятия единой системы кораблестроения. Считаю, это было бы правильным шагом в деле развития судостроения в нашей стране. Таким образом, мы смогли бы возродить верфи в Кронштадте, в Комсомольске-на-Амуре и в других регионах нашей страны. Мы должны создать свои судостроительные заводы и уменьшить риски, как это было с «Мистралями». Россия, на мой взгляд, вообще в военном плане и в плане военного судостроения, в частности, не зависит ни от кого на Западе, и это очень здорово.
Конечно, социальные вопросы в ВМФ необходимо тоже решать. Военные моряки не должны задумываться о том, как прокормить семью и наладить благополучие. Во времена СССР я, как лейтенант, служивший в свое время на АПЛ, знал, что я материально обеспечен, и что у меня вскоре будет жилье. Мне не надо было ждать долго, мне тогда давали квартиру в гарнизоне, где я проходил службу, и делали это в сравнительно короткие сроки. Так же дело обстояло и со многими моими друзьями - военными офицерами. В этой связи я считаю, что надо брать опыт с Вооруженных Сил Советского Союза. Там было очень много положительного.
Также, я хотел бы отметить проблему квалифицированных кадров. Конечно, хорошо, когда воспитывают минеров, механиков, радиоспециалистов. Но, в первую очередь, должны воспитывать офицеров, которые знают историю военно-морского флота как Российской Империи, так и советского периода. Молодые люди, находящиеся на обучении в профильных морских, военных вузах, должны воспитываться в рамках традиций военных моряков.
Я не раз отмечал, что мне повезло, так как, находясь на обучении в военно-морском училище в начале 70-х годов прошлого столетия, нам преподавали офицеры-фронтовики. К примеру, тогдашний замначальника училища Яков Спиридонович Павленко, капитан 1-го ранга, командир БЧ-5, командир подводной лодки С-13. Он служил вместе с легендарным Александром Ивановичем Маринеско. И он рассказывал, что их, когда они были молодыми курсантами, воспитывали офицеры Российской Империи. И это очень важно - связь традиций через несколько поколений.
Если взглянуть на нынешних молодых офицеров, то зрелище это являет собой довольно печальное. Офицерской выправки в нынешнем молодом человеке не чувствуется, гордости офицерской тоже, иначе бы он не так демонстративно жевал жвачку и не держал бы руки в карманах брюк. Это есть самый настоящий сердюковский набор. Именно годы его правления армией и флотом оказали такое негативное влияние на наши Вооруженные Силы и на психологию многих офицеров в целом.
Офицер должен быть выше своего гражданского сверстника, который может идти с бутылкой пива, материться или быть полурасстегнутым. Офицер должен быть примером, как бы банально это ни звучало. Ведь такое поведение офицеров было свойственно не только нашей стране во времена Советского Союза и во времена Российской Империи, но оно свойственно и сейчас многим офицерам западных стран.
Кадровую проблему надо решать и воспитывать офицеров высокого морального облика с высоким интеллектом и широким кругозором.
Повторюсь, мне повезло, что я в свое время закончил ВМУ им. Дзержинского, наше училище располагалось тогда под Адмиралтейством, рядом с Эрмитажем. И так получилось, что во время обучения нас очень часто водили на экскурсии в Эрмитаж и Русский музей, Капеллу, Филармонию. Таким образом, я и мои сокурсники, которых было много и из сельской местности, приобщались к культуре нашего города. Это очень важно - быть культурным офицером. Тогда слова «долг» и «честь» будут для него не пустым звуком. И мысли о материальном состоянии уйдут далеко на второй план. Но еще хорошо бы, чтобы Родина взяла бы эти заботы на себя. И, уходя в море, человек думал бы только о воинском долге и чувствовал, что, оставляя семью на земле, у нее там будет все нормально. Детям не надо будет мыкаться по чужим квартирам, а ему, офицеру, впоследствии искать жилье.
Поэтому современная доктрина, на мой взгляд, очень правильная и необходимая, и, как капитан 1-го ранга в отставке, я хотел бы заявить, что я просто счастлив тем, какие реформы сейчас происходят у нас в армии и на флоте. Еще буквально 5 лет назад я ощущал определенное уныние, глядя на наш флот, который тогда просто существовал. Особенно больно ударили по флоту годы командования Министерством обороны Анатолием Сердюковым.
1. Возвратить утраченные позиции