20 июля в Казань прибыл новоназначенный глава Татарстанской митрополии митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, сообщает Патриархия.ru. По прибытии владыка совершил благодарственный молебен в Благовещенском соборе Казанского кремля. В молебном пении приняли участие епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен и клирики Казанской епархии.
По окончании богослужения митрополит Феофан обратился к духовенству с приветственным словом, в котором отметил, что он не без трепета узнал о своем назначении на Казанскую кафедру: «Не думал, что так быстро мне придется покинуть Симбирскую митрополию, которую я успел полюбить. Но мы знаем, что в Церкви есть одно слово - "послушание". Послушание нас, архипастырей, нашему Святейшему Патриарху и Священному Синоду не подлежит обсуждению и рассуждению. Мы можем вспомнить слова, которые говорил каждый из нас, архипастырей, когда его спрашивали о желании быть епископом. Епископ говорит: "с радостью приемлю и ничтоже вопреки глаголю". Любое назначение, данное нам Святейшим Патриархом и Священным Синодом, мы принимаем с радостью и благодарностью. Куда бы нас ни посылали, как это было у меня - будь то Святая Земля или далекая Аргентина, бурлящий ныне Ближний Восток или же Сирия, далекий Магадан или же непростая кафедра Кавказа - Ставрополье, где позади Беслан, трагедия Южной Осетии и многое другое. Затем были Челябинск, Симбирск, и вот я здесь».
Вспоминая свою юность, митрополит Феофан сказал: «Когда меня призвали в армию, нас привезли в Казань. Пятьдесят лет назад в Казанском кремле я принимал присягу на верность воинского служения Отечеству, а ныне вошел под эти древние своды собора как архипастырь. Трепещет душа, ибо на Казанской кафедре были великие угодники Божии. Именно в Казани была обретена чудотворная икона Царицы Небесной, которая затем стала известна как Казанская. Она стала защитницей России, стала любимой иконой в каждом православном доме. Весьма знаменательно, что в канун праздника Царицы Небесной Господь сподобил меня войти в кафедральный град Казань, в этот великолепный собор. Я вступаю под Покров Пресвятой Богородицы и буду в меру сил и разумения нести служение архипастырское здесь».
Новый правящий архиерей подчеркнул, что приоритетной задачей митрополии остается сохранение межрелигиозного и межнационального мира в республике. Затем архипастыри Татарстанской митрополии приняли участие в открытии выставки икон «Казанская в судьбах России» в Благовещенском соборе кремля.
Вечером, в канун праздника Казанской иконы Божией Матери, митрополит Феофан совершил всенощное бдение на месте обретения Казанской иконы Божией Матери - в Крестовоздвиженском соборе Казанско-Богородицкого монастыря, а 21 июля - Божественную литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля. После Евангельского чтения митрополит Феофан обратился к верующим со словом проповеди. «Мы все на одной земле, мы все живем в одном государстве. И я не сомневаюсь, что и на тех, кто исповедует иную веру, Матерь Божия простирает Свой Покров», - сказал, в частности, архипастырь.
«Наши собратья, бок о бок живущие с нами, - они все в мечети, особенно мужчины, - продолжил правящий архиерей. - А где наши мужчины? Вы что, забыли, что вера - это не удел стариков и старух, вера - этот дело сильных? Александр Невский, Димитрий Донской, преподобный Сергий Радонежский, святитель Ермоген, отдавший жизнь за Россию, Минин и Пожарский, с верою шедшие защищать Россию - это что, слабые люди? Нет! Веру всегда хранили и защищали не только женщины, но в первую очередь мужчины».
Митрополит Феофан обратился к молящимся со следующим призывом: «Бог наш есть не Бог разделения, а Бог мира и согласия. Мы живем бок о бок в просторной "квартире" России с нашими иноверными братьями, но мы должны жить, каждый исповедуя свою религию, в мире, согласии и взаимоуважении. Это главное, ибо многие хотели бы разделения на религиозной, на национальной почве лишь для одного - расшатать Россию. И мы, носители разных религий, все равно знаем - нет, не удастся! Мы жили, живем веками и впредь будем жить во взаимопонимании».
По окончании богослужения был совершен крестный ход к месту обретения иконы Божией Матери в Казанско-Богородицкий монастырь. В молитвенном шествии приняли участие не только жители Татарстана, но и верующие из многих городов России.
Как отмечает издание EurAsia Daily, первая служба нового митрополита Казанского и Татарстанского Феофана в Благовещенском соборе Казанского кремля собрала полный храм и «произвела эффект, который производит дождь на жителей пустыни». «В своей первой проповеди владыка Феофан сказал, что "Казань ‒ русская земля", а место и значимость Казани для Православия огромны, ‒ пишет казанский религиовед Роман Николаев. ‒ Ничего подобного услышать от Анастасия за все 27 лет его архипасторства в Татарстане было невозможно. В блогах и социальных сетях уже появились благодарные отклики: последние четверть века русским давали понять, что они в этой республике - не совсем дома (известен случай, когда журналистка республиканского телеканала прямо заявила, что русские - это оккупанты), и Анастасий никогда против этого вслух не возражал».
По словам религиоведа, на состоявшейся встрече со священниками митрополит Феофан также сделал ряд заявлений: «Во-первых, все монахи, которые вдруг стали служить в церквях Казани, должны отправиться в монастыри, а не "жировать" по приходам. (...) Во-вторых, все священники, кто имеет "лексусы", отправляются служить в деревни. (...) В-третьих, митрополит Феофан уже написал письмо врио президента Татарстана Рустаму Минниханову, что здание Архиерейской резиденции в Кремле, где до революции постоянно жили и работали казанские архиереи, следует вернуть Церкви. (...) В-четвертых, Феофан предупредил все духовенство, а через них и чиновников, что приходить, заискивать перед ним, просить за кого-нибудь из священников ‒ бессмысленно: "У меня одна духовная связь - перед Богом, а подчиняюсь я Святейшему патриарху и Священному Синоду". Это должно сразу отбить желание некоторых засидевшихся при Анастасии искать защиты и покровительства у местной татарской этнократии. В-пятых, Феофан публично заявил о желании возродить Казанскую духовную академию ‒ один из самых известных в Российской империи религиозных вузов».
«Поскольку при Анастасии даже малейшей попытки для этого не предпринималось, то решительность нового митрополита может внушать только оптимизм», ‒ заключает Роман Николаев.