Как сообщалось, в Рязанской епархии произошел неприятный инцидент, раздутый СМИ до невообразимых масштабов. В Солотчинском женском монастыре Рождества Пресвятой Богородицы одна из послушниц сделала неуместное замечание матери девятилетнего ребенка, страдающего детским церебральным параличом, которая завезла коляску в храм, оставив на полу следы из песка. Женщину попросили подмести полы, после чего, как сообщает она сама, ей пришлось покинуть храм.
Как пояснил позже пресс-секретарь Рязанской епархии, эта неприятная ситуация произошла от недопонимания, так как послушница «не знала о том, что ребенок болен». В настоящее время, виновница инцидента уже понесла наказание, а игуменья монастыря Анимаиса принесла извинения. Тем не менее, некоторые СМИ продолжают раздувать эту историю, превращая ее в антицерковную кампанию.
Прокомментировать этот инцидент и неадекватную реакцию на него корреспондент издания Regions.ru попросил известных православных священнослужителей.
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, признал, что зачастую в нашем современном обществе, стремящимся к благополучию, «больные люди вызывают раздражение». В связи с этим священник призвал поставить во главу угла человека, «помня, что он создание Божие и не имеет цены». «Надо открыть двери обществу, чтобы пустить туда благодать Божию и культивировать религиозные ценности, и тогда будет все в порядке», ‒ полагает священник.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, справедливо заметил, что «это случай, когда аж до федерального уровня искусственно раздувается совершенно незначительный и незначимый эпизод». «Представьте себе, что в школе уборщица накричала на мать с ребенком. И что ‒ это должно попасть в прессу и вызвать шумиху? Мало ли какие бывают люди ‒ недалекие, с плохими нервами, доведенные до раздраженного состояния. Есть люди воспитанные, есть не очень. Такие же родители бывают. Я не понимаю, почему это должно привлекать такое внимание. Верующие люди посмотрели на это дело, помолились о ворчливой старушке и все», ‒ сказал священник.
«Это очень злобное пристрастное отношение СМИ и разных общественных организаций к Церкви, ‒ отметил отец Александр. ‒ Вот с ними надо бороться и урезонивать, а то и укрощать самых свирепых. Куда они лезут со своими гуманистическими проблемами? Ну, нет там пандуса, ‒ там, может, вообще ничего нет. У нас в храмах нищета и бедность, что говорить. Нельзя поддаваться на такие провокации, надо просто призывать к порядку тех, кто желает поскандалить. И дай Бог здоровья этой мамочке с ребенком и этой несчастной монахине, которая не сдержалась по каким-то причинам. Там такое напряжение в духовной жизни, что может еще худшее произойти. К духовной жизни наших обителей надо относиться деликатно и бережно, ‒ а туда лезут, как слон в посудную лавку, со своими гуманистическими идеями разные правозащитники. Нечего им там делать».
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, призвал помнить о том, что «самая главная христианская заповедь ‒ о любви к Богу и к другому человеку». «И когда это забывается в обыденности, тогда в устроении храмовой жизни на передний план выходят другие проблемы и темы - строительство, ремонт, внутреннее устройство богослужения, обихода. Так и выходит, что тут не тронь, там не прикоснись: стены становятся важнее самого человека», ‒ отметил он.
«Мы двадцать с лишним лет занимались восстановлением стен в первую очередь, а о человеке думали, получается, в гораздо меньшей степени, ‒ признал священник. ‒ И Патриарх говорил, что настало время не только о стенах думать, а и о том, как восстанавливать моральную и духовную жизнь народа. Или зачем эти стены нужны, их можно опять сломать, если не будет стремления к жизни евангельской. Ведь почему стены в 1917 году сломали? Потому что начало все вырождаться в формализм. А сейчас мы рискуем наступить на те же грабли, если будем такими же фарисеями и формалистами. И эту проблему надо исправлять».
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, считает, что нужно отделять «техническую часть от человеческого фактора»: «Техническая часть в самом деле у нас не оформлена - дороги не очень хороши, строительство не очень разумно ведется, пандусов не хватает. Хотя, например, в нашем кафедральном соборе в Иванове, который только вчера освящал Патриарх Кирилл, есть красивейший пандус: новые храмы оснащаются средствами въезда для маломобильных людей. А что касается человеческого фактора, то нормальные люди, которых большинство, имеют нормальное сострадательное отношение к инвалидам, и даже физические барьеры компенсируются таким отношением. Сколько раз видел, когда люди берут коляску в руки и вносят через ступени. Это норма человеческого поведения. А с безобразиями, которые творятся в храмовой среде, а тем более дело происходило в монастыре, и мне многократно приходилось сталкиваться. К сожалению, не раз я видел, что монашествующие обоего пола ведут себя не так, как должны, будучи не примером для общества, а контрпримером. Могу припомнить слова покойного митрополита Сурожского Антония, который, принимая монашеский постриг, сказал: "Ты принял монашеский облик, смотри не потеряй человеческого". И он попал просто в яблочко».