Российское военно-историческое общество (РВИО) запустило интернет-опрос, посвященный выбору места установки памятника святому равноапостольному князю Владимиру в Москве. Из десяти мест, которые рассматривались для установки памятника, эксперты РВИО, - историки, архитекторы, скульпторы, искусствоведы, ‒ выбрали три: Зарядье, Боровицкая и Лубянская площади, сообщает Regions.ru. С 20 июля по 20 августа каждый может высказать свое мнение, проголосовав за один из предложенных вариантов. Ожидается, что памятник по проекту Народного художника России Салавата Щербакова откроют в Москве в День народного единства ‒ 4 ноября. Вне зависимости от того, какая площадка победит в голосовании, размеры скульптуры меняться не будут: 12,8 метров составит сама скульптура, общая ее высота с крестом в поднятой руке - 17 метров. Регулировать общую высоту композиции будут при помощи изменения размеров постамента.
Высказать свое мнение о том, где должен стоять памятник Крестителю Руси и почему, вокруг установки монумента этому великому русскому государственного деятелю возникла атмосфера скандала, корреспондент сайта Regions.ru попросил известных православных священнослужителей.
Епископ Орский и Гайский Ириней считает, что на Лубянке памятник «ни в коем случае устанавливать не следует». «Все понимают: это место плача, стонов, убийств многих людей. Лубянка ‒ страшное место, и я не хотел бы, чтобы у кого-то оно ассоциировалось с князем Владимиром. Красное солнышко ‒ вот как говорили о нем люди», ‒ сказал владыка. «А что касается оставшихся двух мест, нужно взвесить все "за" и "против", выяснив, что там располагалось ранее. Следует также посмотреть, какие архитектурные сооружения есть поблизости, будет ли памятник гармонировать с общим ансамблем. Мне бы хотелось, чтобы для этого памятника было выбрано столь же удачное место, как для памятника Петру I на Москве реке, который как бы парит над столицей. Кроме того, люди должны иметь возможность сделать там удачные фотографии, а не сниматься так, чтобы в кадр попали только они и, скажем, постамент», ‒ добавил владыка.
Что же касается противления некоторых деятелей установке памятника князю Владимиру, то, по мнению епископа Иринея, видимо это связано с тем, что «у некоторых этот памятник ассоциируется с нынешним главой государства, Владимиром Владимировичем Путиным, ‒ мол, "Красно солнышко" - это он». «Меня, кстати, эта ассоциация не пугает, ‒ добавил архиерей. ‒ Князь Владимир сделал для Руси многое, в этом году отмечается тысячелетие со дня его представления. Если наш президент будет стремиться стать таким же замечательным правителем - это хорошо».
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, уверен в том, что «скандал возникает потому, что есть люди, желающие скандалить». «Вопрос нужно решать конструктивно, и предложение поставить в Москве памятник великому равноапостольному князю Владимиру очень своевременное, удачное и правильное, ‒ считает пастырь. ‒ Народ в свое время уже поставил ему необыкновенный памятник, пусть и устный, создав цикл былин и присвоив ему имя "Владимир Красно Солнышко": вот так в народе относятся к князю Владимиру».
Что же касается выбора места, то, признался отец Александр, ему не очень нравится идея с Лубянской площадью: «Попытка установить там памятник действительно сделает этот вопрос политизированным и вызовет множество не относящихся к проекту соображений. Если выбирать между Боровицкой площадью или Зарядьем - ну, быть может, стоит остановиться на первом варианте: Боровицкая площадь более посещаемая. Думаю, совместными усилиями специалистов будет выбрано наилучшее место, которое соответствует той светлой памяти в народе и значению в жизни государство, которое оставил великий князь Владимир Красно Солнышко».
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, отметил, что причиной споров является то обстоятельство, что «в обществе нет идейного единства, внятной идеологии»: «Россия почти тысячу лет была христианской, потом советской, а сейчас непонятно какая: значительная часть населения отравлена обществом потребления и поклонения "золотому тельцу". Общество внутренне расколото и не имеет ясного идейного сознания, не понимает, какую систему ценностей мы исповедуем. Установка памятника князю Владимиру связана именно с христианским миропониманием, потому что Владимир ‒ равноапостольный святой, единственный в своем роде: его народная молва в свое время назвала Красным солнышком. Больше никого народная память совершено искренне так не возвеличивала. В наше время эта память утратилась, и наше общество не назовешь сегодня христиански ориентированным, поэтому по этим вопросам и оказывается расколотым ‒ из-за незнания своих основ, истории».
«Мне трудно сказать, какое место в Москве наиболее подходит для памятника, ‒ признался отец Андрей. ‒ Конечно, должно быть широкое обсуждение: раньше такие вопросы решали на Земском соборе. По интернету проводить опрос вполне нормально. И, кстати, Воробьевы горы неплохой был вариант, если бы не решили, что почва там не годится. Архитекторы, конечно, выбирают место с точки зрения эстетической, а вот определить место с точки зрения нравственной сложно. Такой памятник уместно ставить так, чтобы он возвышался над городом, потому что вера во Христа превыше всего для нас. Кстати, еще и поэтому многие были против установки памятника на Воробьевых горах. А вот из предложенных трех мест даже не знаю, что можно выбрать. И что удивительно: когда строят современный торговый центр, это не вызывает активного возмущения, хотя это большое высокое здание, как правило, а князь Владимир кому-то кажется неугодным».
Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, полагает, что «атмосфера скандала» ‒ это все-таки преувеличение, «но некое напряжение, действительно, есть». «Мне кажется, тому две причины, ‒ сказал пастырь. ‒ Первая - политическая ангажированность противников установки этого памятника. Все созидательное, что бы ни предлагалось в нашей стране, расценивается как варварство, дикость, глупость, некомпетентность властей, их антинародность. Если бы мы обсуждали вопрос строительства детских садов или больниц, думаю, все равно бы сказали: "это плохо". Памятник ‒ только политический предлог для такого отношения. Вторая причина - мы живем в обществе, в стране, где утрачена историческая память, не обретена национальная идея. Невозможно 80 лет уничтожать свою страну, народ, а потом вдруг за 25 лет возродить их. Сказать, что у нас вырос человек, свободный от идеологического шлака XX века, советской России, никак нельзя. Этого не произошло ‒ да и не могло произойти. Чтобы в сознании людей произошли изменения, нужно гораздо больше времени, и даже по прошествии десятилетий новое отношение к прошлому и перспективам будущего нашей страны может появиться только благодаря целенаправленной, трудной, скрупулезной государственной работе в этом направлении. Почему человеку, без которого было бы невозможно существование современной России, народа этой страны, нельзя поставить памятник? Почему это должно вызывать ожесточенные споры? Понятно, почему: мы этого не помним».
Что же касается выбора места, то, признался отец Филипп, Воробьевы горы ему нравились больше всего. «Но и Лубянка - тоже вполне подходящий вариант. Установка там памятника человеку, которому наша страна обязана своим бытием, поставило бы точку в спорах о появлении памятника палачу», ‒ пояснил он.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, заметил, что «наша страна живет своими законами, а не чьими-то мнениями, не указаниями какого-нибудь "Голоса Америки" и прочего. И установка памятника будет решаться по законам Российской Федерации и решениям правительства города Москвы». «Скандалы, ‒ продолжил он, - как сопровождающий шумовой фон, они будут всегда. Они раздуваются не из-за установки памятника, а именно ради подрыва законных основ нашего общества, которое мы пытаемся сейчас консолидировать. Весь российский народ принимает меры к тому, чтобы начать жить на законных рельсах, а враги России этим очень недовольны, поэтому любая с их точки зрения стоящая ситуация служит поводом для вбивания клиньев. Это та же технология, с помощью которой погубили Украину».
«А еще установка памятника князю Владимиру пересекается с попыткой вернуть памятник Дзержинскому на Лубянской площади. А я бы поставил памятник князю именно на Лубянке, потому что памятника Дзержинскому там быть более не должно», ‒ заключил отец Макарий.