Смысл поражения православной монархии

Слово протоиерея Александра Шаргунова в день памяти Святых Царственных Мучеников

Пастырская проповедь 
0
1465
Время на чтение 6 минут
После всего, что произошло, должны ли мы заключить, что православная монархия в целом потерпела поражение? Да, по отношению к идеалу христианской цивилизации и культуры, которые православная монархия хотела осуществить. Но будем справедливы, это следует измерять только согласно человеческим меркам. Ибо все человеческие дела и среди них устроение жизни государства и общества на христианских началах в конечном счете с неизбежностью обречены на поражение. Никогда не существует совершенного успеха в рамках земной истории. В искушении осуществить христианский идеал здесь и сейчас, на земле и во временной истории, всегда присутствует тень Вавилонской башни. Как если бы судьба человечества могла завершиться на этой отпавшей от Бога земле, как если бы его история могла найти свою цель и свой смысл во временном. Всякий земной град, и даже православная монархия, — непрочное соединение Иерусалима и Вавилона, Града Божия и града зла. Часто соблазняются словами блаженного Августина о «земном граде», и делают из этих слов неправильные выводы. Ясно, что взятый по существу «земной град», временный град, не есть что-то прóклятое Богом. Это нормальное место, где живет человек, созданный Богом, благословленным Им: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1, 28). Это земля, где мы должны умножать таланты, вверенные нам. Одно дело создать теоретическую модель общества, где царствуют правда, порядок и мир, заповеданные творению, предназначенные для нашего земного существования, — то, без чего не может обойтись наша временная жизнь. Ничто как православная монархия не может содействовать созданию и сохранению этих ценностей. Но после этого следует тотчас же добавить, что не сюда должен быть направлен наш духовный взор, или, если угодно, идеальный замысел, обозначающий цель, к которой должна устремляться наша деятельность. Если бы такой замысел был действительно осуществим, временная деятельность человека прямо соответствовала бы его возрастанию в вечном. Но вот то, что реально существует: мы имеем не только доброе естество, которое восхотел даровать нам благой Творец, в истории и в жизни постоянно обнаруживает себя наше падшее естество, ослабленное и искаженное грехом.

Среди как будто самых благоприятных обстоятельств мы видим повсюду неистребимое и многообразное присутствие греха и зла. Только на краткие мгновения траектория человеческой деятельности становится единой с идеальным путем, ведущим к Богу. Человек постоянно уступает своим страстям, и даже во граде справедливости покоряется прежде всего воле власти. Мир, как правило, — торжество силы, а то, что именуется порядком, основано не на согласии и любви, и этот порядок — не более чем «упорядоченный беспорядок». Каждое благо и каждую ценность этой земли, именуются ли они родиной, искусством или наукой, даже если они устремлены к высшей цели, следует воспринимать как промежуточную цель, как ступени восхождения к Богу, как то, через что человек достигает высшего блага. Увы, в наших руках эти блага, эти ценности нередко разрушаются в самой своей сущности, превращаясь в чудовищные карикатуры. Здесь не следует сразу же говорить о пессимизме историков-атеистов, выносящих приговор всякой политической системе, в особенности православной монархии. Они констатируют повсюду торжество греха, зла, решительно побеждающего силы добра: православная монархия для них в обозреваемом периоде истории, с точки зрения провозглашаемого ею идеала, — только насмешка над ним. Сознавая слепоту этих историков, там где они добросовестно заблуждаются, не видя главной — светлой стороны жизни, мы, христиане, не можем не признавать их частичной правоты. В коллективной истории мы находим тот же горький опыт поражения, что и в личной жизни в нравственном плане: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7, 19). То что было в начале прекрасной мечтой, благородным предприятием, по мере того как теоретический его образ уточнялся, все более вызывало разочарование. Все яснее обнаруживался разрыв между тем, чем люди хотели бы быть, и тем, чем они остаются и фактически становятся. Наступает день, когда это расстояние становится слишком большим, и перед нами разверзается бездна.

Но всякое поражение во временной жизни, каким бы оно ни было, не должно приводить нас в отчаяние, как это бывает с не знающими Бога людьми, когда они видят, что все их возможности исчерпаны. Ибо наша надежда устремляется дальше и выше. Да, все земное приговорено к исчезновению, и зло возрастает. Но Бог никогда не обещал нам, что мы будем непременно успешными в земных делах. Вот почему православное богословие — снова и снова будем повторять эту мысль — отвергает как иллюзию надежду тысячелетнего царства, царства праведников со Христом на этой подчинившейся злу и смерти земле и во временной истории. Скорее мы должны ждать противоположного. Мы знаем, как судит Бог лжепророков, вдохновляемых подобным воображением. «Пусть никто, — говорит блаженный Августин, — не обещает того, чего не обещает Евангелие. Наше Священное Писание не возвещает в веке сем ничего, кроме испытаний и мук, несчастий, страданий и искушений» (Толкование на псалом 39).

Но мы узнали, что подлинная история — та, которая имеет смысл, — не завершается в обозримом пространстве времени, «ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13, 14). После Первой мировой войны, а также после Второй, люди в большинстве своем хотели надеяться, что это страшное явление навсегда уйдет из человеческой истории. Хотя удобная и наивная вера многих в идущий по прямой линии прогресс рассеялась навсегда как иллюзия. Революция 1917 года в России и ее конвульсии — гражданская война, голод, концлагеря, безжалостное уничтожение миллионов людей, а на Западе ни с чем не сравнимый кошмар нацистской Германии, когда великие культурные народы уступили небывалому коллективному безумию, — говорят сами за себя. Мир, который был достигнут — чем дальше, тем это становится очевидней, — лишь передышка, достигаемая равновесием страха и взаимных угроз атомной или химической смерти, время от времени нависающей над всеми. И мы помним слово Писания: «Когда будут говорить: “мир и безопасность”, тогда внезапно постигнет их пагуба, и не избегнут» (1 Фес. 5, 3). Где найти ответ в этом идеологическом Вавилоне, который представляет собой сегодняшний мир? После разрушения православной монархии никогда и нигде тирания не была столь жестокой, как в тех странах, где люди верили, что они осуществляют судьбу человечества. Но для нас, христиан, необходимо, прежде всего, задавать себе вопрос: вера, которую мы исповедуем в служении Откровению, — просвещает ли она нас пониманием тайны?

В адрес православных христиан нередко звучат обвинения в алармизме, в апокалиптическом восприятии всего происходящего, в сгущении красок. Но поскольку участие каждого человека в земной истории, по крайней мере, видимое, находит свой конец в час смерти, очень важно для нас не допустить, чтобы искажение христианского идеала в мире не сопровождалось атрофией апокалиптической надежды. Конец света, как обычно это называют, — определение с разным значением. Ибо если верно, что «проходит образ мира сего» (1 Кор. 7, 31), то, как говорят святые отцы, исчезает только его образ, форма, но не сущность. Чудесно преображенный, мир станет новым и лучшим — и это будет последним днем всеобщей истории. У многих же, увы, даже среди именующих себя христианами, этот день удерживается в сознании как образ катастрофы, исполненный отчаяния и страха. Как если бы этот день Второго Пришествия Господа не должен быть для нас всепревосходящей надеждой, как если бы христиане не должны были жить в ожидании победоносного возвращения Христа, «избавляющего нас от грядущего гнева» (1 Фес. 1, 10), как если бы Священное Писание не заканчивалось словами: «Ей, гряди, Господи Иисусе» (Откр. 22, 20). Но есть у великих катастроф исключительные преимущества, когда кровь невинно убиенных и кровь мучеников вопиет к небу: «Доколе, Владыка Святый и Истинный?» (Откр. 6, 10). И здесь ответ на вопрос о смысле истории.

Смысл истории — глубокое испытание веры. Прогресс в христианстве — не линейный и не горизонтальный, он — вертикальный. Он измеряется вечностью, не продолжительностью времен. Христианство всегда требует от нас решительного и полного обращения. «Покайтесь!» — первое слово проповеди святого Иоанна Предтечи (Мф. 3, 2) и Самого Спасителя (Мф. 4, 17), а также апостола Петра в день Пятидесятницы (Деян. 2, 38). Это то, что требуется от нас сегодня не только в личном плане, но и в подлинном видении решающих событий истории. И столь же важно другое ключевое слово, непрестанно звучащее в Евангелии: «Не бойтесь!» — уверенность, что среди самого беспросветного мрака всегда есть решение, и что здесь источник ничем не омрачаемой радости. Увы, чаще о христианстве говорят, желая возвеличить или унизить его с точки зрения чисто земной, — содействует ли оно внешнему процветанию или, наоборот, ведет к упадку. Чтобы познать подлинную человеческую историю в ее целостности, в ее полноте или хотя бы в какой-то ее период, надо быть Богом — Тем, «Кто был, Кто есть и Кто грядет» (Откр. 1, 4). Или надо быть Божественным — тем, кто по дару Христа знает, куда мы идем.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

6. Ответ на 2., Лебядкин:

Так ведь в государственном строительстве вообще нет ничего более пагубного и кровопролитного, чем попытка осуществлять его непосредственно по ИДЕАЛАМ. Коммунизм и национал-социализм в 20-м веке показали это со всей опытно данной неопровержимостью. Это и есть тот ИНФАНТИЛЬНЫЙ МАКСИМАЛИЗМ, о котором Вы говорите. Что касается требуемой Государственной идеологии для России, то она уже никак не может быть православной по образцу Российской Империи. Теперь требуется идеология ПАЛЛИАТИВНАЯ, заведомо лишённая социального утопизма – как на коммунистический манер, так и на манер волевого восстановления былой православной монархии. По этому поводу см. мой пост от 23 апреля «Есть такая идеология! Пора и партию строить.»
Сергей Абачиев / 17.07.2015, 16:50

5. Ответ на 1., Лебядкин:

1. Если хотите понять богословскую и историософскую глубину проблемы, то рекомендую Вам приобрести новую книгу о. Александра «Царь». За последние 10 лет лично я не читал ничего более проникновенного на эту тему, которую о. Александр разрабатывает около двух десятилетий. Но книгу надо бы иметь личную, чтобы в ней делать подчёркивания ключевых мест, заметки на полях и т. п. Понятно, что теперь так работать с книгами куда как «не модно», но их авторы рассчитывают и надеются, что читатели будут работать с текстами именно так, построчно. Эта работа неспешная и на много дней, но в высшей степени благодарная. 2. Общее поражение православного монархизма в России после окаянного Февраля 1917 года – это исторический факт и не на «текущий момент», а без малого на прошедшее столетие с неопределённой перспективой в будущем. Как всё в этом мире, который, согласно Апостолу, весь во зле лежит, православная монархия суть ЗАВЕДОМО НЕСОВЕРШЕННОЕ социальной устроение многогрешного человечества. Как и Церковь Христова в своей земной части. Только вот Церковь возглавляется Самим Христом-Богом, поэтому и в земной своей части восстаёт после таких катастрофических падений, каких не способна пережить ни одна чисто человеческая общность. Но обычно на искупительной крови мучеников и исповедников веры. То есть, ЛУЧШЕЙ ЧАСТИ своих пастырей и чад, так как в жертвы Богу традиционно приносится лучшее. Духовный смысл жертв Богу в христианстве совсем иной, нежели даже в ветхозаветном монотеизме, но всё равно. Что же касается православной монархии, то это государственное устроение возглавляется не более, чем Божиим Помазанником. И её падения могут быть НЕОБРАТИМЫМИ, как падение Византийской православной монархии. По историческому факту, и в России Династия Романовых выродилась до такой степени, что из неё свой Исход прямо в Царствие Небесное совершил СВЯЩЕННЫЙ ОСТАТОК. Прежде всего, Царственные Страстотерпцы, Великая княгиня Елизавета Фёдоровна и Великий князь Сергей Александрович. Земная часть РПЦ в лице высшего священноначалия в феврале 1917 г. фактически предала Династию, которой в 1613 г. во главе всего народа присягала на верность до конца времён. Народ классически предал Царя молчанием. Вот, собственно, за всё за это и последовали в истории Отечества 20-го века кровавые социальные потрясения. ИСКУПИТЕЛЬНЫЕ по своей духовной сущности. 3. С отказом от патриотизма такое понимание истории Отечества никак не связано. Предельно жёсткие условия для определения в своей патриотической или предательской позиции – это да и это другой вопрос. Так, генерал Власов по отношению к сталинскому Советскому Союзу сориентировался неадекватно и стал практически общепризнанным предателем. А генерал Деникин в своей парижской эмиграции сориентировался адекватно, когда наотрез отказал гитлеровским оккупантам Франции последовать примеру Власова. Вокруг этой проблемы на РНЛ идёт оживлённая полемика, в которой и Вы участвуете. Например, в связи с планами возвращения памятника Дзержинскому на Лубянскую площадь. 4. Православная монархия в феврале 1917 г. пала ПРЕЖДЕ ВСЕГО потому, что в результате церковных реформ Петра 1-го от её былой православной Государственной идеологии осталась, в основном, лишь пышная и помпезная форма. ФОРМАЛЬНЫМИ чадами РПЦ по факту принятия Таинства крещения в России Николая 2-го были практически все граждане, включая либеральных и большевистских бунтарей-революционеров. А вот по мотивации всех своих поступков и деяний – троекратное «увы»! Так же и сейчас. Постсоветским «Вторым Крещением Руси» не следует обольщаться: статистику верующих в нынешней России определяют номинальные православные христиане, из которых полноценно воцерковлённых едва ли не один на стоню. А остальные – православные только по факту Крещения или «захожане» в храмы по случаю освещения пасхальных куличей да раздачи крещенской воды. Поэтому для полноценного возрождения православной монархии в наше время острейшим образом не хватает именно того, что́ оказалось в острейшем дефиците к февралю 1917 г. То есть, «критической массы» православных россиян не по факту Крещения, но по мотивации всех своих поступков и деяний, включая служение Богу вплоть до самопожертвования. Теперь для обретения этого наиважнейшего условия восстановления монархии, вероятнее всего, уже требуются какие-то исторические события чрезвычайного или даже сверхъестественного порядка.
Сергей Абачиев / 17.07.2015, 16:32

4. Вопрос глубоко уважаемому отцу Александру.

Изречение преп. Серафима Саровского о том, что он прославит того царя, который прославит его, стало как бы "общим местом". Вместе с тем, всё, чтО я перечитал о православной аскетике и слышал о ней по "Радонежу" в течение почти 20 лет, заставляет меня скептически относиться к этой истории. Ведь ни один святой ПРИ ЖИЗНИ не застрахован от великих падений и даже заикнуться не имеет права о своей личной святости. Как быть с этим противоречием, батюшка?
Сергей Абачиев / 17.07.2015, 11:37

3. Re: Смысл поражения православной монархии

Остается только добавить:"Цель, абсолютное знание, или дух, знающий себя в качестве духа, должен пройти путь воспоминания о духах, как они существуют в нем самом и как они осуществляют организацию своего царства. Сохранение их (в памяти), если рассматривать со стороны их свободного наличного бытия, являющегося в форме случайности, есть история, со стороны же их организации, постигнутой в понятии, - наука о являющемся знании; обе стороны вместе - история, постигнутая в понятии, - и составляют воспоминание абсолютного духа и его Голгофу, действительность, истину и достоверность его престола, без которого он был бы безжизненным и одиноким; лишь - Из чаши этого царства духов Пенится для него его бесконечность". Гегель."Феноменология духа".
Бондарев Игорь / 17.07.2015, 08:12

2. Re: Смысл поражения православной монархии

Автор заявляет - " В искушении осуществить христианский идеал здесь и сейчас, на земле и во временной истории, всегда присутствует тень Вавилонской башни. " Возможно, всему виной инфантильный максимализм, и, возможно, стоит делать упор не на построение идеала, а на построение общества, максимально приближенного к божьей справедливости, дабы в последствии использовать таковое общество как плацдарм, стартовый этап приближения к Богу? Подобная задача достаточно солидна, почтенна и сложна, но — выполнима. И возможно, с проигрышным таковым максимализмом (суть же этого - гордыня) связанны и плачевные результаты? И в самом деле - нельзя же в одночасье достигнуть совершенства ни в праведности, ни в аскетизме, ни в богоугодности, ни в государственном строительстве.
Лебядкин / 17.07.2015, 07:09

1. Re: Смысл поражения православной монархии

«….......................... И окунаться в неизвестность, И прятать в ней свои шаги, Как прячется в тумане местность, Когда в ней не видать ни зги. Другие по живому следу Пройдут твой путь за пядью пядь, Но пораженья от победы Ты сам не должен отличать …...........................» - /Б. Пастернак, «Быть знаменитым некрасиво»/ Но, собственно, не согласен — ибо «не возьму никак я в толк», какова цель статьи — зафиксировать отказ от патриотизма и общее поражение православного монархизма на текущий момент — или? Сам не не теолог, и сайт не теологический, потому и возникает такой вопрос.
Лебядкин / 17.07.2015, 06:31
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Ради этого Он пришел — найти то, что потеряно
Евангелие среды (Лк, 78 зач., 15, 1—10)
27.11.2024
Все или ничего
Евангелие вторника (Лк, 77 зач., 14, 25—35)
26.11.2024
Еще одна заповедь блаженства
Евангелие понедельника (Лк, 75 зач., 14, 12—15)
25.11.2024
Как можно ошибиться в направлении дороги
Слово в Неделю 22-ю по Пятидесятнице
25.11.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Юродивые
27.11.2024
«Мы забыли слово «нежность...»
В день памяти свт. Иоанна Милостивого петербургскому старцу исполняется 98 лет
25.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Новое оружие России
Новый комментарий от Ленчик
27.11.2024 06:26
Дьявольский удар готовится в первый день Рождественского поста
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
27.11.2024 06:25
Над Россией нависает угроза!
Новый комментарий от Рабочий
27.11.2024 06:25
«Педагоги не могут качественно передавать им знания»
Новый комментарий от Ленчик
27.11.2024 06:18
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
26.11.2024 22:43
Либеральный момент: от «конца истории» до Трампа
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
26.11.2024 21:48