Глава Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов заявил, что приобретающее все большую популярность в обществе экстракорпоральное (искусственное) оплодотворение категорически неприемлемо с нравственной точки зрения, поскольку в ходе этой процедуры погибают эмбрионы, сообщает
Regions.ru.
Отец Димитрий напомнил, что данная процедура противоречит установлениям, изложенным в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви».
По словам священника, Церковь выступает против экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), когда используются донорская сперма, донорские яйцеклетки или суррогатная мать. При этом, отметил протоиерей Димитрий Смирнов, возможно лечение бесплодия «искусственным оплодотворением половыми клетками мужа», поскольку «оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений».
«При использовании технологий ЭКО с зародышами обращаются как с объектами, в частности их могут подвергать консервации, что недопустимо. Подобные манипуляции с людьми были признаны тяжкими преступлениями во время процесса против нацистских преступников в Нюрнберге», - заявил протоиерей.
Сторонники ЭКО и суррогатного материнства ссылаются на огромное число бесплодных мужчин и женщин, многие из которых мечтают о детях, и на то, что не все согласны воспитывать чужого ребенка, - некоторые стремятся непременно продолжить собственный род.
Напомним также, что процедуры ЭКО принципиально позволяют создать эмбрион, содержащий генетический материал более чем от двух родителей.
«Считаете ли вы допустимым «зачатие в пробирке»? Почему?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, привел слова главного педиатра Минздравсоцразвития РФ Александра Баранова, который сообщил, что 75% детей, рожденных в результате ЭКО - инвалиды.
«Он, кстати, выступал по этому вопросу в Госдуме и сказал, что если государство будет увеличивать финансирование на эту технологию, пусть сразу закладываете деньги и на детей-инвалидов. 75% - страшная цифра. Еще и поэтому Церковь выступает против экстракорпорального оплодотворения. А вообще Церковь считает, что с момента зачатия появляется новая душа, поэтому убивать эмбрионы нельзя. С помощью ЭКО рожают ведь одного или двух детей, а остальные эмбрионы выбрасывают - мы с этим согласиться не можем. Но детей, рожденных таким способом, мы крестим – дети ни в чем не виноваты», - заключил владыка.
Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, разделяет точку зрения протоирея Димитрия Смирнова и придерживается установлений социальной концепции Русской Православной Церкви, так как тоже священник, крещенный православный человек.
«Эта концепция - не искусственный документ. Она - отражение концепции сохранения жизни на земле. Да, сегодня действительно многие страдают бесплодием. Зададимся вопросом: "Почему?" Причин много. Ранние половые связи, аборты, образ жизни, связанный с половой распущенностью. Как следствие, затруднение деторождения, когда люди, наконец, на это решаются. И тогда они выдумывают способы это преодолеть. Церковь же говорит, что преодолевать нужно не последствия, а причину, сокрытую в безнравственном поведении большинства наших современников. Кстати, ЭКО – вовсе не финал репродуктивной технологии. Специалисты, разработавшие экстракорпоральное оплодотворение, сегодня работают уже над другим – созданием искусственной матки, то есть инкубатора для людей. Если это получится, родители будут уже не нужны. Это заветная мечта гомосексуалистов. Я бы не хотел увидеть такую картину продолжения жизни на Земле. Поэтому Церковь сегодня настаивает, чтобы нравственно и физически здоровые мужчины и женщины естественным образом, в браке, рождали здоровых детей», - заключил священник.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в
Москве, отметил, что «искусственное оплодотворение с использованием клеток законных супругов Церковь не осуждает - только когда используется клеточный материал другого лица, в чем есть элемент прелюбодеяния».
«Кроме того, из-за консервации или уничтожения эмбрионов тут еще и элемент убийства есть. То есть идет нарушение заповедей, человек появляется на свет уже не как творение Бога. Я сталкивался с людьми, которые приходили в недоумении с вопросом, что им делать, потому что у женщины не получилось забеременеть с помощью ЭКО, эмбрионы заморожены, и теперь надо регулярно платить несколько тысяч рублей за их хранение. Как быть дальше – уничтожать или нет. То есть возникает масса вопросов, которые мучают самого человека, не то что Церковь. Приходится лезть из кожи вон ради того, чтобы иметь ребенка, нарушая Божьи заповеди, но это все равно не может быть путем к земному счастью. Нарушая заповеди, земное счастье не построишь, потому что Бог этому противится», - подчеркнул о. Андрей.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, заявил, что он, как и многие другие православные, однозначно затрудняется высказаться на этот счет.
«Искусственное оплодотворение не входит в прямое противоречие со Священным Писанием, но и не соответствует тому, чему учит Священное Писание о сущности продолжения жизни. Так что, как говорил апостол Павел: "Все позволительно, но не все полезно. Все испытывайте, хорошего держитесь". Думаю, эти слова наиболее полно выражают христианское отношение к этому и к другим подобным вопросам. Мы же не можем предвидеть различные варианты поведения человека, которые не вписываются в Священное Писание, в традиционные отношения мужчины и женщины. Порицать женщину, которая хочет продолжить свой род, ни в коем случае нельзя, но и поощрять эксперименты, которые не вписываются в традицию естественной семейной жизни, тоже нельзя», - заключил он.
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, полностью разделяет мнение отца Димитрия.
«Если у родителей не получается родить ребенка естественным путем - что ж, детские дома у нас переполнены, многих детей бросают совсем маленькими. Можно воспитать их, как родители считают нужным. Бог каждому человеку определяет его путь. Кто-то растит нескольких детей, кому-то счастья деторождения не дано. Случаи бывают разные – иногда, отчаявшись родить своего ребенка и прислушавшись к воле Божьей, а не настаивая на своей, люди усыновляют чужого, и после этого Господь дает им собственного. А кто-то идет к своей цели напролом. Но это не значит, что для ее достижения нужно убивать тех детей, которые могли бы родиться - эмбрионы. То, что у нас сейчас происходит – показатель духовного кризиса в обществе. У нас суррогатные продукты, а теперь еще и такое же материнство. Нам нужно задуматься, почему происходят такие ужасные вещи? Нельзя превращать женщину в инкубатор, ломая ей психику. Нельзя убивать нерожденных детей. А мы делаем это, причем все более изощренными методами», - подчеркнул священник.
Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, напомнил, что при ЭКО происходит что-то вроде аборта: отбраковываются эмбрионы.
«Мы не можем к этому относиться хорошо. У нас в хабаровской семинарии как-то читала лекцию женщина, один из ведущих специалистов в области акушерства и гинекологии. Она рассказала, что в Сингапуре живет ученый – христианин, который проводит эксперименты, не абортируя другие эмбрионы. Если бы все делали так, Церковь не была бы против ЭКО, если речь идет об оплодотворении яйцеклетки семенем мужа. Но это длительный и сложный процесс, он обходится очень дорого. Мы крестим детей, рожденных при помощи ЭКО - это такие же живые души, только при зачатии часть братиков и сестренок таких детей были уничтожены. Правда, здоровье таких детишек подвержено большому риску. Я как-то присутствовал на одной научной конференции, куда меня пригласили как священника, чтобы я высказал позицию церкви по экстракорпоральному оплодотворению. Там выступали местные светила акушерства, рассказывая последствиях ЭКО: оказывается, высок процент того, что дети, зачатые таким способом, будут с отклонениями - например, синдромом Дауна, с ДЦП или нарушениями слуха, зрения. Частные клиники, которые проводят ЭКО, должны предупреждать будущих родителей о возможных последствиях - не знаю, делают ли они это», - продолжил он.
«В любом случае ЭКО есть вмешательство человека в Божий замысел. Если супруги не могут стать родителями, значит, Бог по каким-то причинам, видя будущее человека, "закручивает кран". У нас в Хабаровске был такой случай: бездетная пара, православные верующие кафедрального собора, хотели пойти на ЭКО, но, осознавая последствия, не решались. Их духовный наставник - священник порекомендовал усыновление. Они послушались. А через несколько месяцев женщина забеременела, в семье родился собственный ребенок. Со временем мама охладела к приемному ребенку, настаивала, чтобы его вернули. Ребенка отдали. От этой женщины ушел муж, а вскоре умер ее ребенок. Эта трагическая история свидетельствует о промысле Божьем: Он хотел, чтобы женщина взяла ребенка, а она пошла против Его воли и осталась у разбитого корыта. Мы не знаем Божьих планов и настаиваем на своем, чего делать не нужно. Даже у священников иногда не могут родить жены. Мне известен случай, когда семья священника приняла решение взять ребенка из местного детдома. Планировали одного, а навстречу выбежали двое его друзей. Их всех взяли, а потом в этой семье один за другим появились двое своих ребятишек. Бог "открыл кран". Современные люди, к сожалению, торопят события, желая "всего и сразу"», - подчеркнул о. Святослав.