Как сообщалось, в Госдуме предложили сделать выходным днём 8 июля – День семьи, любви и верности.
«Можно ли говорить, что этот праздник приживется в обществе? Как бы вы посоветовали его отмечать? Имеет ли смысл делать его выходным и если да, за счет чего?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, считает, что «раз государство заинтересовано популяризировать семейные ценности и направлять все возможные усилия для того, чтобы институт семьи сохранять, то уместны и такого рода шаги». «Если будет продолжаться разрушаться институт семьи, это приведет к гибели общества и государства, - предостерег он. - Институт семьи - древнейший, и многое на нем держится, Церковь в том числе. Недаром апостол говорит, что семья - это малая Церковь».
«Сохранение семьи - это не просто сохранение народа, - подчеркнул пастырь. - Это традиционная форма, которая служит не просто физическому выживанию рода, но и нравственному, и духовному. Тут все взаимосвязано. Поэтому, конечно, общество и государство должно заботиться о формах, которые семью поддерживают. И нужна разнообразная поддержка семьи: финансовая и духовная. А на Руси вообще вполне принято обращаться к исторически значимым фигурам – таким, как Петр и Феврония».
«За счет чего делать этот день выходным – пусть государство само разбирается. Можно понять некоторые финансовые сложности, потому что у нас, как в западных странах, социальное обременение весьма высокое, но поддержка семьи в интересах самого государства, - как ни крути, это первоочередная государственная задача», - убежден отец Андрей.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, признался, что не видит особого смысла делать этот день выходным. «Приживется праздник или нет – тоже трудно предугадать, - полагает он. - Мне, конечно, хочется, чтобы он прижился, я был бы рад. Но если говорить о других церковных праздниках, то есть и более значимые, которые проходят незаметно для общества. И нам бы с теми разобраться, которые явно по церковному рангу выше дня святых Петра и Февронии. Но пусть приживается и этот праздник, потому что это замечательные святые, и нам есть чем дорожить, гордиться и что выставить на место этого самого Валентина. Наши святцы такого праздника не знают – непонятно даже, к которому из святых Валентинов он относится. А вот Петр и Феврония замечательные святые, замечательное их житие можно литературно обработать и сделать прекрасный рассказ для воспитания детей».
«Конечно, - продолжил отец Александр, - это шаг в очень правильном направлении. Не хочу говорить о сомнительных моментах мирского празднования этого дня, потому что у нас пост продолжается. Но это вопрос уже канонической дисциплины, а как всенародный праздник пусть прививается, чтобы мы действительно дорожили своим прошлым, своей историей, историей благочестия нашего».
«И еще недавно был прекрасный праздник - Сретение Владимирской Божьей матери. В этот день в 1480 году закончилось Великое стояние на Угре, - после чего, говоря современным языком, мы окончательно сбросили татарское иго. То есть Церковь - это великолепная платформа во всех отношениях для нашего быта, благочестия, наших нравов. История - это уроки веры, торжества, единства страны. В этом направлении двигаться и необходимо», - призвал пастырь.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, считает, что все должно происходить естественно. «День памяти святых князей Петра и Февронии - праздник церковный. Если люди не ходят в Церковь, непонятно, зачем им его навязывать: он для них останется чем-то внешним, - полагает он. - Если есть люди, понимающие, насколько драгоценна крепкая, счастливая семья, тогда нужно прикладывать усилия к тому, чтобы СМИ кинематограф, литература способствовали ее укреплению и стремлению людей создавать прочные семьи. Почему считают, что привлечение внимания к этой проблеме искусственным путем будет способствовать прочности брака?»
«Все зависит от того, понимают ли люди, что верность – абсолютное достоинство, изменить семье - предательство, пусть и в "микромасштабе"? Что, разрушая одну семью и создавая другую, ты пытаешься строить счастье на несчастье того, кого бросил и предал? Люди должны понять: это недопустимо. Если ты дал слово, значит, дал его на всю жизнь. А то получается как в песне: "Люблю тебя до поворота, а дальше как получится". Значит, ты просто вероломный человек, который желает комфорта себе, а остальные как хотят. Мне кажется, все эти предложения мимо цели. Никакого толку от них не будет», - заключил отец Александр.
Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, полагает, что День семьи, любви и верности уже прижился – «не припомню, чтобы раньше был такой ажиотаж в соцсетях». «Люди разных профессий (необязательно верующие) поздравляли друг друга с этим праздником, - пояснил он. - Мне вчера, например, часто звонили и присылали смс-ки. А еще я принял участие в праздничном мероприятии, организованном объединением амурских мотоциклистов "Мотопатриот" для детей с ограниченными возможностями и их родителей. Отслужил молебен Петру и Февронии. В Благовещенске, кстати, проходило несколько мероприятий, посвященных этому празднику. Было весело: представления, конкурсы».
«А еще в городах России стали появляться памятники Петру и Февронии, - отметил отец Святослав. - У нас несколько лет назад такой памятник поставили возле ЗАГСа. А вчера памятник Петру и Февронии был освящен в Райчихинске, одном из крупных городов Амурской области. Присутствовали сотрудники ЗАГСа, мэрии. Вечером многие семьи, несмотря на будний день, пошли в парк, чтобы отметить этот праздник всей семьей. Думаю, по всем этим признакам можно судить: несмотря ни что, он становится народным».
«Празднование Дня семьи, любви и верности особенно актуально на фоне последних событий - в странах Европы и в США легализуют "антисемьи", гомосексуализм нам навязывают в пику отношениям нормальным. Так что семье нужно уделять больше внимания, - призвал пастырь. - Естественно, это задача и государства, которое могло бы популяризировать этот праздник, поддерживать многодетные семьи, и Церкви - она могла бы в этот день делать акцент в своей проповеди на традиционные ценности».
«Я считаю, этот праздник должен быть в числе государственных. Мне кажется, целесообразно было бы забрать день у новогодних праздников – по опыту известно: людям хватает первых двух дней, а потом они уже устают от безделья, да и деньги заканчиваются. И не надо связывать этот праздник с днем святого Валентина, который прославляет вовсе не традиционные ценности. Дарить друг другу «валентинки» могут и гомосексуалисты», - заключил отец Святослав.
Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, сказал: «Мне кажется, такой праздник нам нужен. Во-первых, День памяти Петра и Февронии взят не "с потолка" - это традиция. Во-вторых, в пропаганде гомосексуальных отношений гомосексуалисты любят расписывать, как "прекрасны их союзы". Ну а почему бы не сказать о том, как прекрасен союз мужчины и женщины, семья, освященная Богом? Одного запрета пропаганды извращений мало».
«Так что День памяти семьи, любви и верности, чтобы это стало хорошей традицией, праздновать нужно, дарить подарки крепким семьям. Трудно сказать, приживется праздник или нет, но следует работать в этом направлении», - призвал он.
«Валентинов день должен был заменить языческий праздник плодородия, но сейчас Католическая церковь его не празднует: он стал праздником не семьи, а "неглавных женщин" в жизни мужчины, и вдобавок насквозь пропитался духом коммерции. В общем, праздник получился каким-то сомнительным, а языческая подоплека осталась. А в основе Дня семьи, любви и верности – житие святых Петра и Февронии, - напомнил отец Петр. - С этим уже не поспоришь. Мы соотносим семью с их праведной святой жизнью».
«И вообще для российских девушек семья остается ценностью, о ней мечтает большинство представительниц прекрасного пола. В отличие от зарубежных девушек, которые согласны, что семья должна быть, но стараются отодвинуть процесс ее создания до 35 - 40 лет, рассматривая это как некий проект, который со временем нужно будет реализовать. Даже в такой благочестивой католической стране как Ирландия до 30-35 лет живут в незарегистрированном сожительстве, ну а уж потом создают семьи, венчаются. Так что у нас гораздо больше поводов для того, чтобы этот праздник укоренился», - уверен пастырь.
Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, считает инициативу депутатов хорошей. «Думаю, - продолжил он, - выходным этот день сделать нужно, и, безусловно, за счет новогодних праздников – мне кажется, их вообще следует сократить. Сейчас 11 дней длится разгул, что подчас приводит к печальным последствиям. Но я бы предложил сделать праздничным не 8 июля, а второй день памяти преподобных Петра и Февронии, который отмечается в сентябре. Этот день не будет постным, и можно отмечать его более широко - если не государству, то Церкви. Организовывать красивые венчания, особые трапезы, поздравлять молодоженов. Мне кажется, это большое преимущество».
«Конечно, первые десять лет (а может, и больше) надеяться, что праздник прочно приживется в обществе, не стоит: у нас вообще нет примеров, чтобы праздники приживались сразу, за исключением, быть может, Дня Победы. Но здесь главное - начать, а со временем все привыкнут. Для сегодняшних детей, когда они вырастут, он уже станет чем-то само собой разумеющимся - по крайней мере, для тех, кто будет ценить семью. День семьи пришел из церковного календаря, но праздник внеконфессиональный. Нет никаких причин людям, исповедующим ислам, или, скажем, иудаизм, не принимать в нем участие. Было бы здорово, если бы у этого праздника также появился какой-то региональный колорит», - выразил надежду отец Николай.
Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, сказал: «У нас в поселке праздник в этом году получился радостным и замечательным. Он не всегда выпадает на выходной, и мы стараемся отмечать его накануне, в воскресенье. Этот праздник уже прижился. Его отмечают даже в таких небольших населенных пунктах, как наш поселок. У нас на территории храмового комплекса устраивают хорошую концертную программу, организуют детскую площадку, поздравляют пары юбиляров - варианты есть всегда».
«Действительно, - продолжил он, - у нас в стране сейчас кризис семьи. А память об этих святых свидетельствует: семья была, есть, и будет в России ценностью, которая значима всегда. Некоторые наши либералы скептически относятся к этому празднику. На днях один телеведущий нелестно отзывался и о святых Петре и Февронии, и о самом празднике. Хочется сказать этим господам: давайте смотреть на жизнь святых искренне и честно – так, как они жили, и тогда мы будем понимать смысл этих праздников».
«Думаю, не стоит делать День семьи, любви и верности выходным днем, - считает пастырь. - Можно провести его накануне в выходной. Ценностей у нас много, и если мы каждый день будем объявлять выходным, в России будет работать некому и некогда. Да, пока по-настоящему общенародными праздниками остаются Новый год, День защитника Отечества, 8 марта и
День Победы - к сожалению. Это издержки советского прошлого. Но думаю, постепенно мы превратим 8 июля в хороший, значимый праздник. Я, кстати, категорически против использования здесь слова "импортозамещение" и проведения аналогии с Днем святого Валентина - этот праздник уже уходит из нашего быта. Церковь работает в этом направлении. Еще пять-десять лет назад у нас его отмечали везде: в школах, институтах, техникумах. Сейчас люди уже поняли, что этот праздник взялся неизвестно откуда. А день Петра и Февронии - иконно русский праздник, имеющий многовековую, исторически обоснованную традицию, и освященный Церковью и любовью».