Правозащитники оспаривают приказ Минобрнауки «О приеме граждан в образовательные учреждения», согласно которому в российских школах с 2014 года перестали принимать мигрантов, а также детей из других регионов. Жалобу, которую подала в Верховный суд (ВС) РФ в прошлом месяце председатель общественной организации «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина, рассмотрят уже 10 июля, пишет Regions.ru со ссылкой на газету «Известия».
С начала этого года к правозащитникам обратились уже более 30 семей мигрантов, в частности из Сирии и Узбекистана. По словам правозащитников, сложившаяся ситуация противоречит нормам Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка и ФЗ «Об образовании», где сказано, что каждый ребенок имеет право на образование.
Согласно приказу Минобразвания, «при приеме детей в школу, прежде всего, принимается регистрация по месту жительства или месту пребывания». Выходит, что мигранты и дети из других регионов не имеют права на получение образования. Такая ситуация, по словам правозащитников, противоречит Конституции РФ — государство «гарантирует каждому право на образование», а также «общедоступность и бесплатность дошкольного и среднего образования в госучреждениях».
Светлана Ганнушкина уверена, что требование иметь регистрацию у ребенка или его родителей по месту жительства или по месту пребывания трактуют однозначно, не учитывая наличие у семьи документов, подтверждающих законность пребывания в РФ, — миграционной карты, временной регистрации.
Корреспондент Regions.ru спросил у священнослужителей, как, на их взгляд, следует решать эту проблему.
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, считает, что это известная проблема: «Когда бухгалтеры начинают заниматься решением важных задач, все заканчивается словами: "Это невыгодно, закрываем тему". Поэтому ни в коем случае нельзя решать вопрос так».
«Американцы вкладывают огромные средства, не жалеют денег, чтобы внедриться, войти в другие страны, сблизиться с другими народами и сеять среди них свое "неразумное и невечное", которое должно прорастать и давать плоды, – напомнил он. - А тут к нам милостью Божьей люди приехали сами, и нужно потратить всего десять копеек, дабы открыть им красоту русской культуры, всего того, что имеет Россия, чтобы у них не осталось сомнений – ее нужно любить, беречь ценить и быть у нее в союзниках».
«Конечно, - продолжил отец Алексий, - это не означает, что мы одновременно должны создавать трудности для наших собственных школьников. Есть языковые, культурные, другие барьеры, но эти проблемы решить можно. Ну, вложите лишние сто рублей - потом сэкономите десять тысяч на войне с террористами, которые будут вас ненавидеть не потому, что вы плохие, а потому, что когда нужно было дать узнать себя, они узнали не вас, а своих проповедников или прочитали инструкцию ЦРУ».
«Любые способы должны быть использованы на благо России и тех людей, которые оказались на ее территории и, безусловно, способствовать установлению крепкого мира и умножению количества наших союзников - если и не братьев, то верных друзей. А как приобрести друзей? – задается он вопросом. - Оказать им любовь, усадить за свой стол напоить, накормить, дать им лучшее, что у нас есть. Благодаря этому качеству русской души, такому отношению к малым народам и появилась многонациональная Россия».
Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, сказал: «Есть исторический пример того, как подобную проблему решал один русский святой XX века - святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец. Он, оказавшись в эмиграции в Китае, собирал по улицам Шанхая брошенных китайских детей, которых родители не могли прокормить. Принимал их в свой приход, в свою общину, воспитывал, кормил, обучал. Его община насчитывала несколько тысяч человек. Это смог сделать один человек, находясь в эмиграции. Дети стали патриотами России, активными членами Православной Церкви. По сей день их потомки - из лучших людей в тех местах, где сегодня проживают».
«Мне кажется, - продолжил он, - это очень яркий пример. Человек ценность сам по себе, в независимости от того, какого цвета у него кожа, и на каком языке написан документ, удостоверяющий его личность. Считаю, государство должно быть заинтересовано воспитывать любого попадающего в поле его зрения ребенка как гражданина России, человека, который впоследствии может и должен трудиться на благо и укрепление этого государства – будь то уроженец Узбекистана, Ирана или житель соседнего региона. Думаю, министерству образования как государственной структуре необходимо заниматься вопросами содержания, воспитания, образования граждан и патриотов России, а не отталкивать оказавшихся в стране молодых людей, как кукушка, выталкивающая кукушат из гнезда».
Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, считает, что «если не учить этих детей, криминальная обстановка в стране может обостриться». «Так что их как-то нужно социализировать, - предложил он. - К этой работе можно привлечь другие службы, помимо организаций, занимающихся исключительно образованием. Например, социальные службы, Церковь. Пускать на самотек ситуацию нельзя – мигрантов много, с ними нужно заниматься, знакомить с традиционными ценностями, присущими регионам, куда они приезжают. Они должны изучать культуру незнакомой им страны, знать ее законы, общепринятые нормы».
«Пожалуй, - продолжил отец Константин, - учиться детям мигрантов нужно в обычной школе. Возможно, выходом из сложившейся ситуации могли бы стать дополнительные занятия по русскому языку – в наших школах сейчас выстраивается гибкая система образования, есть множество факультативных занятий. Кроме того, некоторые школы могут специализироваться на обучении мигрантов – ну а что делать? И в советское время у нас были специализированные школы. Проблему нужно как-то решать».
Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, полагает, что «решение проблемы лежит на поверхности». «Все доводы комментаторов сводятся сложностям из-за языкового барьера. Они полагают, что детям, плохо говорящим по-русски, будет трудно влиться в общую работу класса, догнать сверстников, которые значительно опережают их по уровню знаний. Думаю, проблему нужно решать, открывая для детей мигрантов отдельные школы - их же не очень много. Возможно, следует подсчитать, сколько потребуется средств на эти цели. Частично расходы могло бы взять на себя государство, а оставшиеся средства, полагаю, должны внести сами мигранты – обучение их детей не должно полностью лечь на россиян», - уверен он.
«У нас в Благовещенске ввиду территориальной близости с Китаем при многих университетах открыты специализированные отделения - например, факультеты русского языка как иностранного. Человеку, приехавшему из Узбекистана и знающему лишь несколько русских слов, сложно. Поэтому необходимо разработать учебную программу для детей с небольшим словарным запасом, - предложил отец Святослав. - Если уж мы взялись социализировать этих детей, целесообразно также открывать специальные школы или - по крайней мере, в крупных городах, где большое количество мигрантов. Решается же проблема с взрослыми мигрантами, которые в соответствии с нашим законодательством обязаны сдавать экзамены по русскому языку? Возможно, такие же курсы следует сделать для их детей. Эти ребята не должны учиться в общеобразовательных школах вместе с остальными школьниками, у которых другой уровень знаний».
«Когда говорят об опасности криминализации, почему-то никто не задумывается об опасности криминализации школ, куда попадают дети мигрантов. Думаю, для детей мигрантов нужны отдельные школы с адаптированной учебной программой», - заключил пастырь.
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, сказал, что находится на стороне тех, кто против обучения детей в одном классе с мигрантами.
«Например, в
Москве мигранты складываются в такие крепкие группы, как в армии, когда выходцы из кавказских республик устанавливают свои правила и диктуют их остальным. То есть приезжее меньшинство диктует свои правила русскому большинству. С этим что-то надо делать», - уверен он.
«С одной стороны, их нужно социализировать и окультуривать. Но с другой стороны, приходится в этой ситуации приносить в жертву тех русских ребят, которые с ними должны учиться. Я бы, честно говоря, посоветовал бы мигрантов обучать отдельно: даже если они не агрессивны, они действительно сильно снижают уровень образования в классе. Как правило, они не только писать, но и говорить по-русски толком не умеют, а по Конституции школа обязана их учить, ведь все имеют право на образование. И компромиссом могло бы стать создание отдельных школ или классов. Надо и Конституцию соблюдать, и образование детям давать, и это должно быть не в ущерб русскому населению», - подчеркнул отец Иоанн.
«Только не надо путать мигрантов из числа приезжих из других республик, например, среднеазиатских, - и из регионов, где преобладает русское, славянское население. Последние не создают своих анклавов внутри учебного заведения, что характерно для ребят из азиатских и кавказских регионов. Нужно дифференцировать. Допустим, Вася, Петя и Коля из Архангельска будут вести себя иначе, чем три человека из Дагестана. Это вопрос уже национальной политики. Кстати, в нашу православную школу съезжаются дети из разных концов Москвы, они едут из другого конца города, лишь бы учиться в хорошем коллективе», - заключил пастырь.