Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своем сайте данные опроса о том, как изменилось мнение наших сограждан о добрачных сексуальных отношениях за последние 25 лет.
К добрачным сексуальным отношениям в наши дни относятся куда более либерально, нежели 25 лет назад. Так, если в 1989 г. недопустимым секс до брака для юношей считали 29%, а для девушек и того больше – 37%, то в 2014 г. таковых стало заметно меньше – 21% и 26%, соответственно. Пожилые люди в этом вопросе более консервативны, нежели молодежь: для юношей непозволительным такого рода поведение считают 42% опрошенных старше 60 лет и только 8% 18-24-летних, для девушек, соответственно, 47% и 16%. Каждый четвертый (26%) терпимо относится к половым связям молодого человека с будущей женой, каждый третий (32%) – к подобного рода отношениям девушки с будущим супругом.
Существенно чаще сегодня признают право граждан на сексуальные отношения с любыми партнерами: для юношей – с каждой женщиной (с 11% до 27%), для юных барышень – с каждым мужчиной (с 6% до 20%). Часть опрошенных считает добрачный секс не только дозволенным, но и полезным (для юношей – 13%, для девушек – 9%).
Наиболее приемлемым возрастом вступления в добрачную связь половина тех, кто ее в принципе допускает, считает 18-19 лет (48% в 1989 г. и 49% в 2014 г.). Для 17% вполне нормальным кажется начало половой жизни в 16-17 лет, а 23%, напротив, полагают, что с этим не следует спешить и лучше подождать как минимум до 20 лет.
О массовом распространении добрачных сексуальных отношений сегодня говорят заметно чаще, нежели во времена Советского Союза (59% против 41%). Около трети полагают, что секс до брака встречается довольно часто, но все же не повсеместно (29%). Интересно, что редким подобное явление, как четверть века назад, так и в настоящее время назвали лишь 3% опрошенных.
Главной причиной широкого распространения добрачных связей 52% респондентов считают упадок морали и нравственности (с 42% в 1989 г.). Чаще стали указывать в качестве основного фактора подражание западному образу жизни (с 14% до 34%). Другие пеняют на недостаточное половое воспитание молодежи (31%), более раннее физическое созревание (29%), изменение представлений о любви (27%) и т.д.
Среди возможных негативных последствий добрачных сексуальных отношений участники опроса чаще всего отмечали распространение венерических заболеваний (56%). Другие считают вероятным появление большого числа брошенных детей (46%), увеличение числа непрочных семей, созданных «по необходимости» (37%). В два раза больше стало тех, кто предполагает рост бесплодия у женщин в результате абортов (с 21% до 40%). Также чаще стали указывать на такие последствия, как трудности в получении образования из-за ранней беременности (с 12% до 27%), ухудшение отношений молодежи со старшим поколением (с 12% до 25%).
Regions.ru попросили священнослужителей прокомментировать эти данные.
Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, отметил, что статистика удручающая. «На основе нее можно сделать вывод: отношение к традиционным ценностям меняется, причем не в лучшую сторону, - посетовал он. - И в этом виноваты все: представители духовенства, власти, родители и школа. С экрана телевизора нас убеждают: "ни в чем себе не отказывайте, нужно попробовать все". Фильмы, сериалы, передачи рождают у человека мысли о вседозволенности».
«Если разрушительные процессы, которые идут в нашем обществе, продолжатся, мы можем потерять Россию, - предостерег владыка. - Выход один: нужно менять государственную политику в отношении СМИ, строже следить за тем, к чему нас призывают, больше рассказывать о воспитании детей, о дружных, многодетных семьях. В общем, о том, что приближает человека к Богу. Нам нужно что-то вроде цензуры. Да и медийным персонам следует осознавать свою ответственность – именно с них берет пример наша молодежь. Их призывы будут услышаны в первую очередь. А о каких примерах может идти речь, когда мы только и слышим, как кто-то из наших артистов развелся или сменил любовника?»
Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, отметил, что данные, которые приводит ВЦИОМ, ему известны: «В нашем Отделе по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии мы проводим различные конференции, семинары, на которых, в том числе, обсуждаем вопросы семьи и брака. Падение морали, отсутствие принципов - закономерный итог того, что происходило в нашем обществе последние двадцать лет. У нас произошла подмена понятий "нравственные ценности". Разрушительные процессы в нашем обществе продолжаются, о чем и свидетельствуют данные ВЦИОМа. Такие взгляды на отношения, семью - первопричина ее кризиса. Можно, кстати, сравнить эти данные со статистикой браков и разводов, и многое станет понятно. И тогда мы, быть может, наконец, задумаемся: как с этим жить дальше».
Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, сказал: «С одной стороны, конечно, эти цифры говорят о фактическом изменении сознания народа. Перестают действовать сдерживающие духовно-нравственные нормы, поэтому растет число добрачных отношений. Это огорчает».
«С другой стороны, - продолжил он, - все больше людей начинает понимать, что это влечет серьезные отрицательные последствия. И в какой-то степени это радует, потому что когда обозначена опасность, приходит понимание, что с нею надо бороться. Хочется, чтобы мы не ограничивались констатацией происходящего, но чтобы в обществе предпринимались шаги к исправлению положения. Ясно, что для православного народа без опоры на систему православного воспитания не обойтись. Как раз та либеральная концепция, которая нам навязывается очень активно, предполагает договорные критерии, что считать нравственным и безнравственным. У нас же есть данные нам Богом для ориентации в жизни неизменные на протяжении тысяч лет ценности, помогающие отличить достойное от недостойного. Мы должны опираться на эти заповеди».
«Иоанн Златоуст поучает, что не надо слишком долго находиться вне брака. Если трудно было в IV веке удержаться человеку от впадения в блудный грех, то и сейчас человек нисколько не стал сильнее ни духовно, ни психически, - считает отец Сергий. - Поэтому, на мой взгляд, не надо бояться ранних браков. У нас разрешены браки с 18 лет, а в 20-21 год для девушки выйти замуж вполне приемлемо. В отношении юношей надо смотреть не только на половое созревание, но еще и на готовность содержать семью, сможет ли он взять на себя ответственность».
«У нас ведь главная проблема даже не в возрастном цензе, а в возможности ответственно подойти к созданию семьи, в понимании того, что семья и брак установлены самим Богом, а не просто союз для удовлетворения телесных потребностей. Чтобы брак был хотя бы по формуле "стерпится-слюбится". Кстати, очень здравая формула, которая отлично противостоит формуле "мы не сошлись характерами". Взаимное терпение должно быть, - убежден пастырь. - Когда один научается терпеть другого, тогда и любить научается. Я, конечно, не имею в виду страшные пороки кого-то из супругов – алкоголизм, наркоманию и прочее».
«Так что надо воспринять данные опроса как предупреждение, как серьезную угрозу и начинать деятельно исправлять положение, - призвал он. - И это не должно быть половое воспитание, которое нам пытаются навязать. Это должно быть воспитание целомудрия, которое даст возможность сохранять семью и воспитать следующее поколение молодежи. Иначе народ деградирует и перестанет существовать».
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, считает, что «статистика показывает нравственное и моральное падение». «Все перечисленные факторы свидетельствуют об ухудшении здоровья, демографии и семейных отношений. Это все очень печально, - посетовал он. - Наша ответственность в том, чтобы сдерживать эти цифры, за которыми стоят судьбы наши. Это и есть поле действия нашей Церкви. Мы должны в этом пространстве работать, потому что сейчас, как видим, не дорабатываем».
«Люди, - продолжил отец Александр, - которые мешают Церкви участвовать в этих процессах, также разделяют ответственность за увеличение этих печальных цифр. К сожалению, этих людей становится все больше. Они считают, что Церкви не надо вмешиваться в общественно-политическую жизнь, - мол, мы вас не трогаем, и вы нас не трогайте. Но показатели в опросе описывают именно нравственный уровень, и зависят они от Церкви. Это та самая грань, в которой Церковь и общество соприкасаются и влияют друг на друга, и когда влияние уменьшается, это сказывается именно таким печальным образом».
«Если наши правители захотят иметь союзника в укреплении нравственных устоев нашего общества, Церковь готова к этому, - как и наш народ, я думаю. Кстати, любая традиционная религия влияет на нравственное здоровье благотворно, но раз мы живем в России, где абсолютное большинство православных, то на нас ответственность больше, и мы эту ответственность хотим и готовы нести», - заключил пастырь.
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, сказал: «Действительно, добрачные связи уже стали в нашем обществе нормой. Молодых людей, которые считают это грехом, можно пересчитать по пальцам. Большинство не видят ничего дурного в интимной добрачной связи. Как следствие - венерические заболевания, бесплодие из-за абортов».
«Как исправить ситуацию? – задается он вопросом. - У человека должен быть страх Божий. Если его нет, он пускается во все тяжкие: алкоголь, наркотики, беспорядочные половые связи. Воспитывать наших детей необходимо еще с детского сада, рассказывая им об основах нравственности. Разумеется, в школах воспитание нужно продолжать. Необязательно, чтобы на эту тему с детьми говорил священник (а иногда и нежелательно – все-таки этим должен заниматься человек с педагогическим образованием). Необходимые опытные педагоги, хорошие учебники. Если мы не займемся воспитанием сейчас, через несколько десятилетий на смену нашей цивилизации может прийти другая».
Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, считает, что для нашей страны, для русского народа это чрезвычайно актуальный вопрос. «Мы вымирающая нация, - а ведь еще сто лет назад Россия была самой многодетной страной в мире, - напомнил он. - У нас вследствие упадка нравственности деградировал институт семьи. Нельзя сказать, что виной всему подражание западному образу жизни (хотя и это тоже: все-таки в советское время еще была мораль - данные, которые приводит ВЦИОМ, об этом свидетельствуют). Тем не менее, упадок нравственности произошел не за последние 25 лет, хотя именно тогда рухнули барьеры и занавесы и вседозволенность стала нормой».
«Вожди Советского государства хорошо понимали: чтобы удержаться у власти, внедрить в сознание народа свою античеловечную психологию, нужно разрушить основы России. Эти основы - семья, школа и Церковь. Их последовательно уничтожали на протяжении советской эпохи. Да, после гражданской войны, захвата и укрепления власти удалось выстроить могущественнейшее государство с лучшей в мире школой. Но все это рухнуло. Почему? Потому что в основе государственной идеологи была ложь, а она не может привести ни к чему положительному, только к разрушению. Поэтому даже эти данные ВЦИОМа можно считать оптимистичными. На самом деле ситуация гораздо хуже. Если мы не найдем нравственные основы своей жизни, мы попросту вымрем», - предостерег отец Филипп.
Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, отметил: «Сейчас происходит то, о чем Церковь давно уже предупреждала. Согласно православному вероучению в основе отношений между людьми должно быть целомудрие, но это правило всеми силами стараются свести на нет. Во времена Советского Союза за моралью следили строго – помню, как ко мне, члену профсоюзного комитета, обратилась женщина по поводу измены мужа. Как ни странно, в чем-то коммунизм базировался на библейских принципах. Но, думаю, коммунистам просто досталась в наследие мораль прежней России - раньше у нас в стране добрачные отношения не допускались. Говорят, что причина наших бед – подражание Западу. Это не совсем так: например, фильмы и сериалы с сексуальными сценами, которые показывают на нашем телевидении, в Америке по центральным каналам вы не увидите. Только по кабельным, и то в крупных городах. А в тихих провинциальных городках, где проживают в основном протестанты, такого нет. Люди там верующие, а по воскресеньям они собираются в храмах».
«Так что во многом сексуальная революция у нас произошла из-за того, что государство пустило все на самотек, - полагает он. - В результате сейчас какой сериал ни включишь – пропаганда добрачных отношений. Ну и чего мы добились? Уже сами родители рекомендуют эти отношения своим детям с формулировкой "пусть поживут, а вдруг не сладится". Полностью происходит подмена наших религиозных православных устоев современным суррогатом отношений. В обществе утрачено понимание семьи. Отношения между мужчиной и женщиной сводятся исключительно к получению удовольствия. Мы сейчас пожинаем плоды отсутствия должного воспитания, и дальше будет еще хуже».
«Сейчас половые отношения нередко начинают в 12-13 лет, да и рожают уже некоторые в 13-15 лет. Когда два года назад я начал читать в старших классах школ лекцию о вреде абортов среди 15-16 летних учащихся, педагоги мне сказали: ее нужно читать среди 12-13- летних. Наша задача – воспитывать детей в целомудрии, вот тогда что-нибудь может поменяться. Когда гитлеровцы проводили медицинский осмотр наших пленных девушек, которых они сгоняли на работы, в 99, 9% случаев те были девственницами. Настолько была высокой нравственность в нашем государстве! А что показала бы статистика медицинских осмотров сейчас? – вопрошает пастырь. - Кстати, ученые, которые предлагали характеризовать морально-нравственное состояние общества путем научных исследований, могли бы заняться этим вопросом - это будет одним из показателей».
«Нам предстоит решить трудную задачу – мы должны вернуть в нашу литературу, искусство, общественную жизнь такую добродетель, как целомудрие - причем не только в добрачных отношениях, но и в браке - неслучайно, венчая, мы говорим: "брак честен, ложе нескверно". Только тогда отношения между мужчиной и женщиной будут идеалом любви, к которой призывал нас Христос. А до тех пор наше общество будут морально разлагать. Процесс этот идет очень активно, а мы, к сожалению, пока сопротивляемся слабо», - заключил отец Вячеслав.