Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своем сайте данные опроса о том, какова роль Церкви в обществе в настоящее время, и какой она должна быть, по мнению россиян.
С 2007 г. по 2015 г. доля россиян, выступающих за сохранение конституционной нормы о светском государстве, заметно выросла: с 54% до 64%. Каждый десятый (10%) полагает, что стране все же нужна определенная религиозная составляющая (в 2007 г. таковых было 17%). Восстановление государственной религии на законодательном уровне поддерживают по-прежнему около 10% опрошенных (13% в 2007 г. и 12% в 2015 г.). Православные придерживаются данной точки зрения реже, нежели последователи других религий (13% и 19%, соответственно), однако чаще, чем неверующие (3%).
Церкви следует влиять на духовную жизнь социума, но не вмешиваться в политику – таково представление об идеальных взаимоотношениях Церкви, общества и государства 47% наших сограждан. И столько же (47%) отмечают, что в настоящее время Церковь верно выстраивает свои отношения с социумом, высказывая свою позицию только при необходимости и не вмешиваясь в вопросы, ее не касающиеся.
Каждый третий (32%) считает, что представителям Церкви не следует как-либо вмешиваться в светскую жизнь, а заниматься проблемами веры и религии. 18% отмечают сегодня чрезмерно активное участие религиозных институтов в общественной жизни (среди атеистов – 36%, тогда как среди православных в два раза меньше – 15%). Другие же (14%), напротив, ратуют за увеличение роли Церкви в решении острых социальных вопросов. При этом 18% сетуют, что ее участие в жизни страны недостаточно.
Наше общество скорее является секулярным. Более половины россиян (57%) хотят жить в стране, где религия не оказывает значимого влияния на жизнь большинства людей, а вера или неверие является частным делом каждого. Иной позиции придерживаются 34% опрошенных: они хотят, чтобы в их стране религиозные ценности играли важную роль в социальной жизни. Первую точку зрения чаще разделяют неверующие (70%), жители сел (63%), активные интернет-пользоавтели (62%), тогда как вторую – последователи православия (36%) и других религий (39%), москвичи и петербуржцы (46%).
Корреспондент Regions.ru попросил священнослужителей прокомментировать эти настроения в обществе.
Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, отметил, что «Церковь сегодня не влияет на политику государства, а Патриарх никому не указывает, как поступать, но при этом поднимает важные вопросы, объясняя, почему Церковь выступает против того или иного решения».
«Некоторые думают: "представители Церкви всюду лезут и только мешают". Не могу согласиться с теми, кто так считает, - пояснил он. - Церковь никому не навязывает своего мнения, но если кто-то хочет услышать, услышит. У Церкви и государства задачи разные. Цель Церкви - спасение людей для вечной жизни, а государства - создать земное благополучие. Но оно невозможно, если не соблюдать нравственных норм, поэтому задачи Церкви и государства в чем-то похожи».
«Да, - продолжил владыка, - у нас светское государство, но это не значит, что религию должны «выдавливать» из всех сфер жизни общества, отстранять Церковь от участия в решении общественно значимых задач, лишать ее права давать оценку действиям властей. Церковь - значимый институт гражданского общества, и вправе рассчитывать, чтобы к ней прислушивались - тем более, когда речь идет о таких важных вопросах, как, например, семейные ценности, нравственность общества. Так что государство, оставаясь светским, может сотрудничать с Церковью. Это не противоречит принципу взаимного невмешательства в дела друг друга».
Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, считает, что «нужно повышать рейтинг доверия Церкви, используя все имеющиеся у нас для этого средства». «Чтобы традиционную религию поддерживали на государственном уровне, в обществе должны считать это правильным, - отметил он. - Церкви необходимо активно осваивать информационное пространство – нужно работать со СМИ, выкладывать новости. Жизнь Церкви, верующих должна восприниматься как неотъемлемая часть жизни нашего общества, и часть интересная. Надеюсь, это поможет. Сейчас обычно внимание СМИ приковывают скандалы, слухи, а положительного никто как будто бы не замечает. Конечно, нужно менять сложившуюся ситуацию. Это, на мой взгляд, будет способствовать оздоровлению нашего общества в целом».
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, полагает, что данные опроса свидетельствуют о важных вещах. «Они отражают состояние мировоззрения, нравственности общества, - подчеркнул он. - Настроения, как известно, формируются под внешним воздействием. Например, хорошее образование и воспитание не берутся ниоткуда, это результат деятельности неких умных сил, направленной на достижение определенного уровня образования, нравственности. Эти силы формируют сознание граждан. Мы всегда по умолчанию думали, что таковы представители государственной власти, но вот уже много лет мы живем в стране, где государственная власть не отвечает вразумительно на вопросы о смыслах и ценностях нашего государства: нам предлагают догадываться самим».
«При этом наши враги, желающие уничтожения Православия, носителей этого мировоззрения, продолжают активно воздействовать на мышление, психику русского человека, и весьма в этом преуспевают, поскольку в их руках находятся СМИ - основные рычаги, направляющий наш образовательный процесс, куда им нужно. Мы понимаем: приведенные статистические данные характеризуют их успешность в этом деле, и вместе с тем - наше противостояния этим "умным силам". Если мы хотим быть сильнее, сделать нашу жизнь и страну лучше, конечно, должны прилагать к этому усилия, ставить цели и задачи, формировать культуру. Будет культура другой - станут другими цифры», - убежден он.
«Православие пока еще остается определяющей силой, которая дает нам возможность надеяться на возрождение. Но нашим врагам хотелось бы минимизировать его влияние на людей, чем они и занимаются. Поэтому саморазрушение русского народа и русского государства остается в активной фазе. Все, о чем мы молимся и чего желаем - затормозить этот процесс, повернуть его вспять. Мы уповаем на Промысл Божий и сохраняем оптимизм, несмотря на эти печальные цифры», - заключил отец Алексий.
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, сказал: «Есть страны с государственной религией – как Великобритания или Израиль. Есть мусульманские страны - Саудовская Аравия и другие. Там религия в основе существования государства. Уровень жизни в них гораздо выше, чем у нас. То есть религиозный фактор вносит положительный потенциал».
«А обратная сторона медали в том, что мы, например, если захотим получить какое-то сокровище, обладать какой-то ценностью, то должны быть к этому готовы. Потому что если человека, не умеющего водить машину, посадить за руль, он разобьет машину и может даже покалечить других людей. То есть государство и общество должны дорасти до принятия религии на государственном уровне», - считает он.
«Если люди не будут высказывать разные мнения, как в этом опросе, значит, мы готовы принять государственную религию. Это приведет к колоссальному скачку в развитии: повысится рождаемость, мы освоим территории и прочее. То есть Господь даст нам такую возможность. Но люди не готовы к этому сейчас. Многие в нашем обществе вообще не понимают, зачем нужна религия. Есть силы, которые постоянно вымывают из умов людей эту ценность, не дают возможности нашему народу сделать рывок. Кто-то хочет, чтобы народ был в полудреме, в полуобморочном состоянии. Отсюда рост наркомании, преступности. А вот трудиться хорошо, детей рожать, развиваться – это почему-то не актуально», - посетовал пастырь.
«Надо чтобы люди поняли, для чего живут. Если они поймут, что нужен прогресс и развитие, то принятие религии в качестве государственной только поможет им в этом. Если же у общества другие цели, тогда введение государственной религии будет кощунством», - предостерег отец Александр.
Игумен Агафангел (Белых), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область), полагает, что противопоставлять Церковь и общество – вообще ошибка. «Церковь - часть общества и никакого отношения не имеет к государству. Церковь и государство - вещи разной природы, - пояснил он. - Церковь не от мира сего, возникла установлением сверхприродным, а государство, если следовать школьному определению, - политическая организация. Общество же - это объединение людей по ряду признаков - в нашем случае по стране проживания, гражданству, религии и так далее. Поэтому когда мы говорим о взаимодействии эти трех составляющих – Церковь, общество и государство, нам следует понимать: влиять Церковь на происходящее может только если большая часть общества будет поддерживать религиозные идеалы. Больше никак. Попытки Церкви как института оказывать влияние на принятия государством каких-то решений мне кажутся порочной практикой, она должна остаться в глубоком прошлом: византийской, римской, российской (по крайней мере с XVII века) или еще какой-либо истории. Любая "государственная религия" в этом случае будет шагом прочь от Евангелия и Христа».
«Церковь, как я уже сказал, может влиять на государство, только свидетельствуя о религиозных идеалах своим членам, которые могут составлять основную, решающую часть общества, и прививая через эту активную часть общества здравое миропонимание всем остальным – и никак иначе. А государство может быть любым – монархией, демократией, тиранией – такие случаи в истории тоже были. Церковь же, слава Богу, существовала при всех возможных видах государственного устройства и будет существовать независимо от того, что там думает по этому поводу кто-либо», - заключил отец Агафангел.
Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, отметил: «Согласно нашей Конституции, Россия - государство светское. Церковь не призывает к изменению конституционного строя. Мы взаимодействуем с обществом в условиях того государственно-общественного устроения, которое существует в нашей стране. Задача Церкви - не изменять общественный строй, но менять внутренний мир человека, направляя людей на путь спасения».
«Да, - продолжил он, - в нашем обществе соседствуют разные взгляды на место Церкви в общественной жизни, разные оценки взаимодействия Церкви и общества, со временем они могут меняться – это все естественно. Вдобавок люди зачастую по-разному понимают смысл словосочетаний "светское государство" и "политическая деятельность". Под последним, вполне возможно, некоторые подразумевают деятельность общественную. Сомневаюсь я и в том, что все респонденты хорошо знают о роли Церкви в общественной жизни. О ее деятельности судят в основном по СМИ, а реальная работа, которую проводит Церковь в разных регионах, в том числе, в сельских приходах, зачастую остается неизвестной большинству наших сограждан».
«Ну и, наконец, мнение общества подвержено влиянию СМИ, часть которых сознательно и целенаправленно выступает против любых общественных инициатив Церкви. Но, полагаю, наша Церковь уже обрела достаточный опыт взаимодействия с обществом, в том числе с людьми иных взглядов», - заключил отец Серапион.
Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря, сказал, что «Церковь не принимает участия в политических структурах, кампаниях и выборах, но высказывает свое мнение, дает нравственную оценку происходящему». «А в социальной жизни Церковь очень активна – в благотворительности, во взаимодействии с обществом. Поэтому, думаю, большинство людей все устраивает, - полагает он. - Люди стремятся, чтобы духовные и традиционные ценности активнее присутствовали в нашей жизни - это нормально. Мы же христианская цивилизация, мы на этом выросли. А то, что людей устраивает участие Церкви в жизни общества, свидетельствует, что Церковь приносит благие плоды. И это тоже абсолютно нормально».
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, пояснил: «Церковь не вмешивается в политические процессы, да и не может этого делать. Она следует своему служению по слову Спасителя и не принимает на себя Земное царство».
«Но ее активность в обществе все заметнее, и кое-кому это очень не нравится – хотя Церковь не преследует мирских задач: власти и материального благополучия. Она вмешивается лишь в те социальные процессы, которые для жизни общества важны и необходимы. Церковь говорит о наболевших проблемах, - например, о том, что нельзя убивать детей в утробе матери. Выступает против пропаганды гомосексуализма, педофилии. Да, некоторым и это не нравится - тем, кто желает, чтобы Россия потихоньку вымирала, а еще лучше, чтобы не потихоньку, а побыстрее. Повлиять на настроения в обществе нетрудно с помощью СМИ. Мы чаще слышим о скандалах вокруг Церкви, чем о ее деятельности. А о ней стоило бы рассказать - например, о синодальных программах по реабилитации наркоманов, игроманов, алкоголиков», - заключил отец Андрей.