itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Нововведения в этой сфере могут быть опасны»

Православные священнослужители о предложении ввести статью в УК РФ, предусматривающую наказание за сексуальное домогательство

Новости Москвы 
0
1133
Время на чтение 7 минут
В Уголовный кодекс России предложено ввести новую статью, предусматривающую наказание за сексуальное домогательство. Соответствующее обращение направила в Федеральное собрание Ассоциация адвокатов России за права человека, сообщает Regions.ru.

По словам председателя ассоциации, адвоката Марии Баст, имеющаяся сегодня в УК статья 133 «Понуждение к действиям сексуального характера» не отвечает реалиям и не защищает женщин от домогательств. В связи с этим адвокатское сообщество, выступающее за защиту прав женщин, настаивает на введении отдельной статьи за сексуальные домогательства либо дополнении статьи 135 УК «Развратные действия».

Баст уверена, что статья необходима, если не в Уголовном, то хотя бы в Административном и Трудовом кодексах с расширением ряда сопутствующих статей. «Одно дело ухаживать, а другое — когда девушка идет по улице, а ей что-то выкрикивают, за руки и ноги хватают. Это причиняет большой моральный вред женщине», — отметила юрист.

Впервые словосочетание «сексуальное домогательство» (sexual harassment) появилось в 1974 году, когда в одном из американских судов рассматривалось дело помощницы врача, которая из-за домогательств начальника была вынуждена покинуть работу. В 1986 году Верховный суд США признал, что сексуальное домогательство — это форма дискриминации. Сейчас «sexual harassment» – серьезное правонарушение во многих странах Запада. Одного обвинения в нем достаточно, чтобы погубить карьеру.

Проблема действительно существует: женщины (а иногда и мужчины) действительно не так уж редко становятся объектом нежелательного внимания на улице, на службе и в других ситуациях. С другой стороны, эта сфера крайне трудно поддается и доказательству, и формализации: грань между домогательством, флиртом и даже просто следованием традиционным нормам этикета очень тонка. Поэтому во многих странах подать женщине пальто, открыть для нее дверь, предложить помощь, сделать комплимент стало небезопасно.

«Как вы думаете, нужен ли в России подобный закон? Если да - какое наказание он должен предполагать? Если нет - как защитить женщин от нежелательных проявлений внимания? Не превратится ли новая статья в средство шантажа?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, отметил, что такие статьи всегда появляются, когда падает нравственный ценз в обществе и сказывается нехватка должного воспитания, навыка владеть своими чувствами и определять ценностные ориентиры.

«Если бы мы учили нашу молодежь правильно жить и добиваться высоких целей, то таких вещей было бы гораздо меньше и существующих законов вполне хватило. Но поскольку распущенность нравов усиливается, следует ожидать ужесточения законодательства, которое всегда стремится исправить то, что упущено в других областях - и в первую очередь в воспитании. Так что надо обратить внимание, насколько привлекают внимание к интимной жизни школьные программы, насколько наши современные произведения искусства демонстрируют образцы именно такого поведения, и постараться это исправлять. Закон должен только дополнять то, что для общества становится очевидным. Конечно, возможны и подстроенные обвинения, недостойные формы конкурентной борьбы, решение сомнительных дел между родственниками, заинтересованными лицами. Сейчас настолько нравы упали, что возможны всякие извращения самого понятия "домогательство". Так что спешить с большим наказанием не стоит ни в денежном, ни в каком другом виде», - подчеркнул он.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, отметил, что, конечно, наказание должно быть вплоть до уголовного преследования.

«Но я не уверен, что во всех случаях надо его применять. Есть же опыт у США, когда за одно слово можно получить уголовное наказание. Я не думаю, что это помогает налаживать отношения между мужчинами и женщинами в быту и на службе. Тут нужна здравая мера. Если она будет соблюдена, то, дай Бог, все окажется иначе. Важнее то, что могут дать религиозные традиции. Мы - многоконфессиональная страна, а целомудрие приветствуется у всех традиционных религий. Так что надо через традиции к этому подходить, а не через парламентские решения. Это будет надежнее и не вызовет у людей никакого раздражения. У нас полно законов, которые вызывают раздражение своей бесчисленностью, многомыслием и бестолковостью. Мы часто беспокоимся о вещах, которые всего-навсего следствие, а не причина падения нравов и ухудшения духовно-нравственной обстановки в нашем обществе и наших коллективах», - заключил о. Александр.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, отметил, что все зависит от того, на что мы ориентируемся: на Запад и применение западной практики? Или на собственные традиции?

«И еще важно соотнесение с идейно-нравственной установкой внутри общества. Если есть критерий, что позволительно, а что нет, - должен быть и закон, где четко сказано, что домогательство, а что нет, чтобы нельзя было, вооружившись такой статьей, подавать в суд, что на Западе стало уже традицией. Там армия адвокатов обслуживает тех, кто хочет изъять деньги за то, что не так посмотрел, не так сказал или, не дай Бог, прикоснулся. Потому что в современном обществе культ денег. Так что надо избежать такого в России, где деньги тоже стали основным критерием. Цель закона не покарать, а исправить, предотвратить следующее нарушение. Из этого и надо исходить. А чтобы исключить еще и шантаж, не надо наказывать уголовным преследованием», - подчеркнул священник.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, считает, что это предложение звучит несерьезно.

«Мне, например, не приходилось слышать, чтобы проходящую мимо женщину кто-то вдруг начал хватать за руки и за ноги. Если такое действительно происходит, это уже не домогательство - физическое насилие. Для подобных случаев имеется соответствующая статья в Уголовном кодексе, я не вижу повода для дополнительных санкций. А если меры защиты женщин в нем недостаточно оговорены, нужно обсуждать их на самом высоком профессиональном уровне, и исходить именно из того, чтобы не навредить новыми поправками. Действительно, что же получится: если ты воспитанный человек и хочешь открыть женщине дверь, подать пальто или сделать комплимент, можешь погубить свою карьеру и сесть за решетку? – это, мягко говоря, странно. Так вот, если такая проблема действительно есть в нашем обществе - назревшая, а не надуманная (мне, конечно, трудно судить), - исправлять ее нужно не так», - заключил он.
Протоиерей Александр Куцов, настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии, отметил: «Сложность в том, что некоторые женщины, а чаще молодые девушки, сами провоцируют мужчин на совершение нежелательных для себя действий. Их внешность, поведение часто вызывающи. Не случайно к этим женщинам проявляют повышенный интерес. Зато потом, когда к ним начинают приставать, они возмущаются и говорят о посягательствах на честь и достоинство».

«Боюсь, сложно будет определить, когда речь действительно идет о сексуальных домогательствах. В отношениях между супругами говорить об этом, например, вовсе неуместно. "Жена своим телом не владеет, но муж", говорит апостол Павел. Если речь идет о чужих друг другу людях, безусловно – честь девушки, ее достоинство нужно защищать. Мне кажется, статья о сексуальных домогательствах нужна, - главное, дать верное определение поступкам, поведению обвиняемой и потерпевшей сторон. Быть может, следовало бы привлечь к работе над ней священников – чтобы они могли оценить это с духовной точки зрения. Часто виновны обе стороны. Поэтому защитить того, кто действительно пострадал, будет сложно. Но статья, повторю, нужна – особенно в наше нравственно непростое время», - заключил о. Александр.
Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, заявил, что разделяет обеспокоенность депутатского и адвокатского сообщества по поводу чести и достоинства женщины.

«Считаю, что слабый пол действительно нуждается в защите от домогательств, но специалисты должны как следует проработать предлагаемую статью. Даже по нынешней 133-й сегодня сидит много невиновных, павших жертвами мошенничества. Нет сомнений: новый закон породит новых мошенников и мошенниц, поэтому его формулировки должны быть грамотными, четкими и развернутыми. Сегодня женщины порой сами провоцируют мужчин на домогательства: вызывающая одежда, открытые части тела – это как приглашение. Поэтому, считаю, в статье и подзаконных актах к ней должны быть учтены права и ответственность каждой стороны, а также факторы, которые могут спровоцировать мужчину: чересчур вольное поведение женщины, ее вызывающий внешний вид. Понятно: если ты не хочешь стать объектом домогательств, не нужно «вызывать на себя огонь», а если все-таки такое произошло, прими это как должный урок. Конечно, речь не о том, чтобы измерять длину юбки - бывает, что пристают и к женщине, одетой и ведущей себя скромно. Но учесть все возможные тонкости необходимо», - подчеркнул он.
Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, полагает, что мы имеем дело с двумя разными проблемами.

«С одной стороны, нам известны многочисленные примеры сексуальных домогательств на работе, в обществе, да где угодно - и с точки зрения Церкви такие действия греховны и недопустимы. Общество должно прежде всего дать этому нравственную оценку. Но зачастую к этому весьма одобрительное отношение - к сожалению. Значительная часть общества считает: это нормально. Пока в обществе будет поощряться распущенность, мы будем сталкиваться с сексуальными домогательствами. Второй вопрос – какой должна быть ответственность за эти действия. Несомненно, нам необходимо развивать наше законодательство, но делать это профессионально. Мы не должны заимствовать опыт Европы и Америки - там другая культура, другое понимание автономии личности и другой уровень юридической защиты. Чтобы наше законодательство могло регулировать этот вид правонарушений, необходимо, во-первых, воспитать в обществе уважение к свободе и независимости личности, во-вторых - обеспечить защиту от злоупотреблений. В странах Запада мы часто видим, как невинные проявления приветливости, уважения к женщине (например, попытка уступить ей место в транспорте), воспринимают как нездоровый интерес. Так что это, прежде всего, нравственная проблема, а уж потом юридическая», - подчеркнул о. Серапион.
Священник Стефан Домусчи, кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой нравственного богословия Православного института св. Иоанна Богослова, считает, что вначале нужно понять, чем отличается предлагаемое Ассоциацией адвокатов России за права человека от того, что уже есть.

«Я, например, не знаю, какие положения содержатся в действующих статьях Уголовного кодекса. Но такая проблема, конечно, существует, и решать ее нужно. Однако есть и опасность сведения счетов: угрожая преследованием за сексуальное домогательство – люди, преследуя какие-то свои цели, будут добиваться от мужчин или женщин желаемого. На мой взгляд, вначале нам нужно развивать правовую культуру, а уж потом говорить о введении новых статей. Пока же проявления правового бескультурья в России заставляют полагать, что нововведения в этой сфере могут быть опасны», - заключил священник.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский танкист
28.03.2024 12:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Советский недобиток
28.03.2024 11:11
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59