На странице Святейшего Патриарха Кирилла в социальной сети «ВКонтакте» появился фрагмент его выступления на встрече с участниками I православного форума «От сердца к сердцу», пишет Regions.ru. В тексте говорится:
«Наша система ЕГЭ при определенных условиях может быть эффективной. Но есть, несомненно, и то, что вызывает большую озабоченность. Дети в школе сейчас не столько получают знания, как раньше, сколько готовятся к ЕГЭ. Весь процесс сосредоточен на ЕГЭ — нужно пройти эти тесты, а все остальное вторично. И получается, что мы не готовим человека к высшей школе, не вооружаем его системой знаний, а фрагментарно ориентируем на одну конкретную задачу — правильно проставить при тестировании крестики и галочки.
Сама система тестов заслуживает внимания, но она не может быть единственной при определении уровня знаний. В ней есть и рациональное зерно, но если у человека сформируется некая жизненная философия, зажатая этой системой тестов, мы очень многое потеряем. Мы потеряем видение, горизонт, широту.
Чтобы сформировать гармоничную личность, нам нужно уравновесить ЕГЭ очень серьезным изменением школьных программ, направленным на создание у учащихся целостной научной картины мира. Среднее образование должно давать базисные представления — в том числе по истории литературы и искусства, истории философской мысли, истории естествознания, — в виде законченной системы, которая будет сопровождать выпускника на протяжении всей его жизни. Даже если он что-то забудет, он будет знать, к каким источникам обратиться, потому что он не потеряет системы. Однако я опасаюсь, что современная школа такую систему знаний не дает».
«Должна ли школа, на ваш взгляд, ставить себе целью сформировать целостную научную картину мира? Можно ли считать удачным советский опыт в этом отношении?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник», отметил, что «в разговорах о системе образования мы обычно не затрагиваем глубинных причин кризиса образования, - который, кстати, происходит во всем мире, а не только в нашей стране».
«Прежняя (в том числе советская) система образования была основана на нескольких принципах. Первый – энциклопедичность, второй – подготовка человека к жизни в индустриальном обществе. Энциклопедия задумывалась и создавалась в XVIII веке, когда как раз появился современный тип школы, и задумывалась она как система знаний, а не "знаний о знаниях", что сейчас делает средняя школа, рассказывая о том, что есть такие-то научные достижения, при этом не обучая этим достижениям. То есть, условно говоря, нам рассказывают о живописи, а не учат рисовать, - и так во всем. В школе не просто не рассматривают современные тенденции, о них даже не рассказывают», - посетовал отец Максим.
«Мой сын сдавал экзамены в 9 классе по биологии, - рассказал он. - Там даже рассказ о самой эволюции настолько далек от современных представлений в этой области, что смешно говорить; а об отношениях эволюционизма и богословия, понятно, и речи быть не могло. То есть сам принцип экнциклопедизма не применим к современной школе. Советская школа могла чему-то научить, потому что это была технократическая цивилизация, но при этом гуманитарные науки были в глубоком загоне. Но мы живем не в индустриальном обществе, к которому готовила советская школа».
«Так что современная школа дает ученику знания, которых он никогда не применит в жизни, - считает пастырь. - А социальная практика в школе свелась к пребыванию ребенка под присмотром, - "лишь бы по улицам не шастал". И это невозможно исправить косметическими мерами. А ЕГЭ - это жирная точка в конце образования как такового. Да, в ЕГЭ не просто галочки надо расставить, там нужно и задачи решать, и сочинение писать, но в чем страх и ужас – ребенка не учат рассуждать, рефлексировать. Есть некий минимум, на который ребенка дрессируют, но на 95% даже этот минимум не пригодится ему в жизни».
«Нужен серьезный разговор о том, что такое среднее образование в современном мире, что дает и к чему готовит, - предложил он. - Нынешняя система образования во всем мире не отвечает современным реалиям. И поэтому приснопамятные слова Андрея Фурсенко, о том, что мы должны готовить грамотного потребителя – это констатация непонимания: что вообще делает образование, какова его цель? Какие-то цифры хорошо знать, запомнить, сколько людей живет в Китае, суметь взять интеграл? Какой области ни коснись, непонятно, зачем это знать или уметь. На эти вопросы современная система образования ответа не дает, а ЕГЭ добивает то, что было ранее».
Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, согласился со Святейшим Патриархом Кириллом. «Соображения, которые он высказал по поводу современной системы образования, верны, - подчеркнул он. - Их, кстати, высказывали уже многие. Рано или поздно общество придет к пониманию этих вопросов, но боюсь, к тому времени мы уже полностью ощутим печальные последствия внедрения тестовой системы».
«Как человек, - продолжил пастырь, - получивший университетское образование, причем не только церковное, но и светское, могу сказать: хорошее образование предполагает глубокое знание предмета. Кроме того, человек должен уметь размышлять. Только в этом случае у него формируется собственное представление о мире - более того, он и сам формируется как личность. Конечно, школа должна давать именно такие навыки. Недостаток нынешней системы образования в том, что она дает поверхностные знания. Еще древнегреческий философ Гераклит сказал: "Многознание уму не научает". На эти же грабли мы сейчас натыкаемся с ЕГЭ. Школьникам дают много знаний, но они большей частью бесполезны и не формируют глубоких представлений о мире, потому что действительно фрагментарны. Это особенность тестовой системы. Глубокие знания в той или иной области при такой системе образования, мне кажется, получить невозможно».
Протоиерей Александр Пелин, кандидат богословия, член Общественной палаты России, сказал: «Школа не должна формировать именно научную картину мира, потому что научная картина мира - это программа, основанная на проекте модернизации и индустриализации общества. В этой картине мира не было места Богу, духовным чаяниям человека. А нужно все поставить на свои места. Надо изучать различные научные теории и показывать, как человечество познает само себя. На этом основана вся великая классическая литература и искусство, где человек ищет себя в этом мире, отвечает на вечные вопросы бытия. То есть в школе должен быть элемент, связанный с духовно-нравственным воспитанием. А что современная школа действительно натаскивает на сдачу экзаменов, это правда. Я это вижу по своим детям-школьникам».
Игумен Агафангел (Белых), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область), рассказал: «Я вырос в семье учителей, учился в советское время, а позже (в 2000-х годах) сам проработал несколько лет в школе. Я убежден, что школа не просто должна давать некий пакет знаний, но должна учить человека самостоятельно получать знания и систематизировать их. Это очень важно. Безупречной единой научной картины мира не существует, но хорошо бы давать школьникам картину объективную».
«Действительно, - продолжил он, - ставить "галочки в нужные окошечки", постаравшись, можно и обезьяну научить, но найти нужные знания, ориентируясь в сегодняшнем огромном потоке информации, не так-то просто. Это один из главных навыков, которые должна давать школа – умение найти знания и применить их правильно. Я бы не сказал, что советскую школу можно считать идеалом. Конечно, опыт всех остальных стран мне лично неизвестен, но то, что я слышал о системе образования китайской или японской, в частности, об их способах обучения математике, позволяет полагать, что эти школы вполне могут конкурировать с советской».
«А что любая попытка навязать школе идеологию (в том числе и нашу сегодняшнюю) будет обречена на неудачу, - правда. Ни идеология, ни религия не может быть доминирующим и важным направлением в учебном процессе, если, конечно, речь не идет о специализированных учебных заведениях», - считает пастырь.
Игумен Лука (Степанов), заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета, отметил, что «целостная картина мира есть цель всякого образования, которое, в свою очередь, не может быть отделено от воспитания, хотя сейчас и пытаются без воспитания обойтись. Именно развитие ума и души в комплексе дают желанный результат – людей, готовых к жизни, готовых трудиться ради своего Отечества и ради спасения своей души, что для человека с христианским мировоззрением главная задача жизни».
«В школьном возрасте, когда закладываются основы будущей личности, мне кажется делом государственной важности выстроить воспитательную систему, которая бы не только в кругу гуманитарных и естественно-научных предметов делала бы из школьников людей мыслящих и имеющих мировоззренческие серьезные основания, но и выпускала бы во взрослую жизнь людей духовно-здоровых, утвердившихся в выборе между добром и злом. И тут уместны совсем другие методы, - полагает он, - чем всякие тестирования, тем более что ЕГЭ сделан по западному образцу».
«Советская система имела свои достоинства, и даже чрезмерная идеологизация имела и положительные следствия: она заполняла душевное пространство молодых людей. Сторонников компартии из нас не сделали, но воспитали нас в любви к Советскому Союзу. Мы прятали пионерские галстуки в карманы, выходя из школы, и не думали ими гордиться - но отношение к своей стране, к Родине, уважение к людям труда, к пожилым людям, забота о детстве как о времени первого духовного выбора – все это в нас, в людях воспитанных в советских школах, не просто оставило яркий след, а определило нашу жизненную позицию», - пояснил отец Лука.
«Не думаю, что сегодня школу можно развернуть к здоровому содержанию, если государство не перестанет считать православное вероисповедание чем-то для себя посторонним и не имеющим право регламентировать общественные процессы и культурные явления. Понятно, что множество наших невоспитанных соплеменников, еще и подогреваемые либеральной прессой, может возмутиться, что им предлагают освоить начала богословского православного мировоззрения. Но без этого тоже нельзя. Нельзя оставаться на полуатеистических дрожжах - оккультных и сектантских. Непременно задачей общества должно быть возвращение людям догматического сознания и школьных программ, наполненных идейной доминантой», - заключил игумен.
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, заявил, что «беспокойство Святейшего по поводу того, что происходит сейчас в нашей системе образования, я полностью разделяю». «Это объективная оценка, - пояснил он. - Слова Святейшего - отражение пожеланий родителей и тех, кто заинтересован, чтобы дети получали полноценное образование. Если в школе будет такая программа, которая позволила бы учащимся усваивать целостную научную картину мира, это можно только приветствовать».
«Несомненно, - убежден он, - современная система образования нуждается в реформировании с учетом сегодняшних реалий. За основу можно взять все лучшее, что было в советской школе, привлечь к работе известных академиков, профессоров. На одних "галочках" и "крестиках" далеко не уедешь - тестовая система не дает полного представления о том, насколько хорошо ребенок усвоил материал. Он вообще может угадать ответ».
«Святейший прав: знания, которые дают детям сейчас, фрагментарны. Вообще я считаю, что полноту знаний можно продемонстрировать только ответом учителю. Я помню своего учителя истории, Сергея Павловича Пискарева, который принимал у нас экзамен по два дня, выясняя, насколько хорошо ученики усвоили пройденное, и ставя им объективную оценку. Все знали: у него нужно учиться весь год, иначе экзамен не сдашь. Знания, полученные благодаря учителю - строгому, но справедливому, уверен, останутся у меня на всю жизнь. Сегодняшняя система образования, увы, отличается от той, что была в советское время. Но и в ней есть плюс: успешно сдав ЕГЭ, дети из семей с небольшим достатком могут поступить в престижные вузы безо всякого блата. Эта расширяет возможности ребят из провинции», - заключил отец Андрей.
Священник Стефан Домусчи, кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой нравственного богословия Православного института св. Иоанна Богослова, признался: «Меня всегда удивляло, когда я сталкивался с тем, что у человека, получившего образование в советской школе, знаний по большинству предметов больше, нежели у моих сверстников, даже учившихся в специализированных классах – математических или гуманитарных. Сравнение почему-то всегда было в пользу старшего поколения».
«Кстати, - отметил он, - в постсоветские годы часто в гуманитарные классы многие шли только потому, что не имели склонности к занятиям точными дисциплинами, а этой причины недостаточно. Вообще мне кажется, школа - не просто доуниверситетская ступень образования, а базовый уровень. В школе должны давать целостное образование, формировать у учащихся представление о мире – естественно, без идеологической составляющей. У нас же почему-то считается, что школа - просто ступень к вузу. С моей точки зрения, это неверно - школа отдельный, важный, самодостаточный институт, и чтобы иметь ту или иную профессию, совершенно не обязательно получать высшее образование. Люди, не получившие высшего образования, не будут хуже или неинтереснее, нежели те, кто вуз закончил. Многие профессии высшего образования просто не требуют».
«Но у нас в стране почему-то нет уважения к людям труда, - посетовал он. - Вот если бы их уважали, было бы уважение и к школе. Тех, кто оканчивают школу и не идут никуда учиться дальше, воспринимают как неучей. Это неправильно. Они не неучи, они закончили 11 классов - и этого вполне достаточно».
Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе, сказал: «Несомненно, школа должна давать целостную картину мира - иначе зачем она вообще нужна? Я преподаю в нескольких высших учебных заведениях студентам, которые попали под "каток" ЕГЭ. Их знания даже по самым общим вопросам близки к нулю, отсутствует желание читать классическую литературу, не говоря уже о научной и научно-популярной, отсутствует напрочь желание заниматься самообразованием. Известный педагог Константин Ушинский писал: "Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета"».