8-10 июня в Российском Институте Искусств и в Институте Истории Санкт-Петербургского Государственного Университета прошла конференция «Тысячелетние традиции почитания святого равноапостольного великого князя Владимира», сообщили РНЛ организаторы. В 2015 году исполняется 1000 лет со дня кончины св. князя Владимира. В связи с этим конференция поставила своей задачей - освещение жизни и деятельности святого равноапостольного князя Владимира в контексте христианского просвещения Руси, исследование путей христианской миссии в славянских странах, динамики и характера общественных изменений на Руси и в других странах, исследование развития основ государственности, законодательства, религиозно-философской мысли, литературы, архитектуры, изобразительного и певческого искусства. Кроме того, поскольку в 2015 год является также тысячелетней годовщины мученической кончины св. Бориса и Глеба, погибших в период безвластия после смерти князя Владимира, задачей конференции также является исследование борисоглебской темы в контексте просвещения славянских стран, славянского и общеевропейского почитания князей-мучеников, освещение их подвига в контексте примирения противоборствующих общественных сил и прекращения усобиц. Цель конференции - исследование цивилизационно-образующего значения жизни и деятельности св. равноапостольного князя Владимира и свв. Бориса и Глеба.
Первый день конференции, прошедший в стенах Института Искусств, был посвящен общефилософским, историческим и филологическим аспектам деятельности св. равноапостольного князя Владимира и его почитания. Характеру и метафизическому содержанию русской цивилизации был посвящен доклад доктора философских наук профессора А.Л.Казина «Цивилизационный выбор князя Владимира и русская культура». В докладе Сокуровой Ольги Борисовны (д. культ., доц. СПбГУ) освещались образы князя Владимира в культуре Древней Руси. Доклад Семенцова Василия Васильевича (к. пед. н., доц. ГУКиТ) касался значения образов святых Бориса и Глеба как основа возрождения русской православной патриархальности. Скотникова Галина Викторовна (д. культурологии, профессор, в. н. с. РИИИ) посвятила свое сообщение византийским корням русской философии. Весьма интересен был доклад Полывянного Дмитрия Игоревича (д.и.н., профессор, Иваново) «Христианское просвещение в Болгарии Х века». В нем он рассмотрел характер древнеболгарской книжности и пришел к ряду новых выводов о поступательном развитии древнеболгарской культуры и путях миграции староболгарских текстов на Русь. О Херсонесе как крестильной купели Руси сделал доклад Беляев Сергей Алексеевич (к. ист. н., ст. науч. сотр. Института Всеобщей истории РАН, с 1972 по 1984 гг. – начальник Херсонесской экспедиции Академии наук
СССР). В нем он осветил топографию Херсонеса, привязав к конкретным объектам известные исторические события взятия Херсонеса и крещения в нем св. князя Владимира. В докладе к. искусств. Ирины Анатольевны Чудеиновой «Женский голос в православном храме» освещались проблемы участия женщин в православном богослужении в разных странах. В докладе Светланы Владимировны Ивановой освещались проблемы византийского искусства, в частности изображение человека как образа Божия на византийских мозаиках. Состоялась презентация медиа-выставки Н.С.Серегиной и С.В.Ивановой «Древнерусское искусство книги и храма XI-XIII вв.» (медиа-выставка).
Вечером первого дня конференции состоялся уникальный проект – Моноспектакль «Слово о полку Игореве». Его исполнитель – лауреат межд. конкурса Е.Н.Кузнецова. Руководитель проекта – д. иск., в.н.с. РИИИ Н.С.Серегина. Этот моноспектакль представляет опыт нового прочтения великого древнерусского памятника, отраженный в книге Н.С.Серегиной «’"Слово о полку Игореве" и древнерусская певческая гимнография XII века. М., 2011»).
Второй день конференции, проходивший в стенах Института Искусства, был посвящен преимущественно проблемам филологии и музыкознания. В докладе Милютенко Надежды Ильиничны (к.ист.н., доцент СПбГУ). «Древнейшее богослужебное последование св. Владимиру» была отражена непростая судьба службы св. равноапостольному князю Владимиру, первая редакция которой относится к ΧΙV в. и дошла до нас в рукописи РНБ (Софийское собрание, № 382). Вторая редакция, попавшая в печатные минеи, относится к ΧV в. Третья, представленная единственным списком, - ΧVI в. В своем сообщении Н.И.Милютенко сосредоточилась на переходных типах редакций.
В докладе Бурыкина Алексея Алексеевича (д.ист.н., д.филол.н., Инст. лингвистических исследований РАН, СПб) «Святой Владимир в "Повести временных лет": к изучению канона характеристики личности князя в летописном своде» рассматривались частотность и характер упоминаний св. князя Владимира. В сообщении Рамазановой Натальи Васильевны (д. иск., РНБ.) «Крестители Руси – последователи князя Владимира в музыкально-поэтических текстах церковных служб» рассматривались службы преп. Леонтию, Стефану Пермскому и другим великим русским миссионерам. Доклад Гусейновой Зивар Махмудовны (д. иск., СПбГК) касался музыкального текста песнопений Стихираря минейного, конкретно - славника князю Владимиру, где рассматривались стилистические вариации распева. В докладе Пожидаевой Галины Андреевны (д. иск.,
Москва) рассматривались кондакарные песнопения первым русским святым и особенности кондакарного распева. Ряд сообщений касался русской церковной истории ΧΙΧ - начала ХХ в. - (Серегина Наталья Семеновна (д. иск., СПб. РИИИ). «О судьбе храма свв. Бориса и Глеба в
Ленинграде (по материалам Н.К.Прибытковой)»; Лебедева Элеонора Сергеевна (Всероссийский музей А.С.
Пушкина. СПб.) «Праздник Крещения Руси (Царское село.1831 год)». Серия докладов имела музыковедческий характер (Зайцева Татьяна Андреевна (д. иск., СПбГК) «Симфоническая картина «1000 лет» – симфоническая поэма «Русь» М.Балакирева»; Генченкова Мария Владимировна (к. иск., Москва). «Ново-сакральная музыка современных отечественных композиторов».
Миклухо Елена Олеговна (СПб), доклад «Чертог Твой вижду, Спасе мой: православные песнопения в жизни и творчестве английского композитора Джона Тавенера»). Особый интерес в этом ряду представлял доклад Никанорова Андрея «Т.Б.Шашкина как исследователь древнерусской колокольной культуры раннего периода: материалы к библиографии». В нем рассматривалась история колоколов и колокольного звона на Руси от домонгольского времени и до наших дней.
После второго дня конференции состоялась презентация книги М.В.Бражникова «Благовещенский кондакарь». Ее издание оказалось бы невозможной без Н.С.Серегиной, которая не только выступила ее редактором, но и вложила колоссальные усилия в ее публикацию. Также был представлен сборник статей «Беседы о преподобном Сергии» по материалам конференции 2014 года, посвященной 700-летию Преподобного Сергия Радонежского. Затем состоялся концерт, в котором были озвучены расшифровки знаменной нотации, сделанные Н.С.Серегиной и ее учениками.
Третий день конференции проходил в Санкт-Петербургском Государственном Университете, в Лектории Института Истории (бывший исторический факультет). В докладе д.и.н., проф. Александра Васильевича Назаренко освещались вопросы посмертного почитания святого равноапостольного князя Владимира. Докладчик обратил особое внимание на тот контраст, который представляла собой жизнь св. равноапостольного князя Владимира до крещения и после его. Это в особенности способствовало развитию его почитания. Причину сравнительно поздней официальной канонизации А.В.Назаренко видел в отсутствии чудес и в то же время указал на стихийное почитание св. Владимира еще в киевский период.
Доклад доцента МГУ П.В.Кузенкова был посвящен геополитическим и эсхатологическим аспектам крещения св. равноапостольного князя Владимира. Докладчик показал рост ислама и реальную возможность становления Руси как исламского эмирата. В то же время Византия, Восточно-Римская империя подвергалась ужасам гражданской войны. На этом фоне Крещение Руси являлось чудом, тем более, что миссия русских послов, видевших всю красоту богослужения в св. Софии, состоялась лишь за 2 года до падения купола главного храма Империи. И Запад, и Византия были пронизаны эсхатологическими ожиданиями. На этом фоне и возникает феномен апо́стольства св. князя Владимира.
Сенсационным явился доклад доцента, к.и.н. Виноградова Андрея Юрьевича «Русь и Херсонес». Докладчик поведал о новых эпиграфических находках - славянских надписях в Херсонесе, датируемых временам св. князя Владимира и готских надписях ΙΧ-Χ вв., содержащих цитаты из псалмов и богослужебных текстов. Тем самым подтверждается свидетельство о «Русских письменах» как готских, а равно и о «готских красных девах» в «Слове о Полку Игореве».
В докладе старшего преподавателя каф. истории славянских и балканских стран СПБГУ Алексея Сергеевича Кибиня рассматривались латинские контакты св. князя Владимира, а равно историческая память о нем в польской историографии.
Доклад доктора филологии Илианы Чековой был посвящен образу сеятеля в кирилло-мефодиевской традиции и в ранней древнерусской литературе, посвященной св. князю Владимиру. Докладчик аргументированно показал живые связи первых русских книжников с наследием св. Кирилла и Мефодия.
В перерыве докладчики были приняты настоятелем князь Владимирского собора прот. Владимиром Сорокиным. Они ознакомились с Князь-Владимирским собором и в беседе с настоятелем обсудили важные вопросы исторической памяти, связанной со св. князем Владимиром.
Доклад д.и.н. проф. СПБГУ Алексея Владимировича Сиренова был посвящен образу св. князя Владимира в Степенной Книге. Автор аргументированно показал участие митр. Афанасия в составлении жития св. князя Владимира и его редакторскую деятельность.
Доцент каф. истории славянских и балканских стран СПБГУ Алимов Денис Евгеньевич провел интересные параллели между Десятинной церковью и практикой моравских и хорватских князей по выделению десятины из своих доходов в пользу Церкви.
Доклад доцента каф. истории славянских и балканских стран СПБГУ диакона Владимира Владимировича Василика касался образа св. равноапостольного князя Владимира как нового Константина в богослужебных текстах. Автор аргументированно показал генезис этого образа из служб св. Императору Константину, а также из житийной и патристической традиции и осветил не только сакральную составляющую власти, но и общность судеб и нравственного облика двух равноапостольных правителей.
Доклад Н.С.Серегиной был посвящен песнопениям в честь Святого Климента в Благовещенском кондакаре и осветил прежде всего историческую, а затем литературную составляющую этих текстов.
Следует отметить, что конференция прошла на очень высоком уровне и явилась новым словом в изучении наследия св. князя Владимира.