«Советская Россия существовала на основах исторической тысячелетней России»

Православные священнослужители подвергли критике высказывания протодиакона Андрея Кураева о советской эпохе

Андрей Кураев 
0
1275
Время на чтение 5 минут
Известный публицист протодиакон Андрей Кураев выступил в эфире «Русской службы новостей». В своем интервью он, в частности, осудил смягчение тона представителей Церкви в характеристиках советской эпохи – имея в виду в том числе слова Патриарха о том, что положительным идеалом советского периода была солидарность: 

«Советская власть началась с революционного террора и обострения классовой войны. Как можно утверждать после этого, что советский период выражается термином "солидарность", я вообще не понимаю… Идея равенства, братства, социального государства — это идея не марксистская. Если ты хочешь понять своеобразие какого-то человека, мыслителя, попробуй понять именно его своеобразие, специфику. Все говорят, что надо жить по закону, по справедливости, а дальше пути достижения этого будут разные. Одно дело — социализм Платона или Фурье, а вот ноу-хау Маркса — это то, что "к этому социальному равенству мы придём через диктатуру пролетариата и под барабанный стук гильотины" — его буквальная цитата. Это разрешение на крайнее насилие, причём насилие, совершаемое люмпенами, людьми, которые по Марксу не могут сами познать… Половина советской истории шла под сталинские слова, что по мере приближения к коммунизму классовая борьба будет обостряться». 

Regions.ru попросили священнослужителей прокомментировать эти слова о. Андрея.
 
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, заявил, что в истории человечества было очень много разных формаций. 

«Были времена благоденствия, были времена тирании, были времена безбожия. Конечно, во времена советского периода было очень много плохого, но, несмотря ни на что, даже в таких тяжелейших условиях Церковь молилась. Хоть и оставалось несколько сотен храмов в стране, все равно шла молитва, были отшельники, которые жили по глухим местам и молились. Думаю, самое главное достижение Церкви во всех этих условиях, что мы не озлобились и никого не осуждаем. Потому что осуждение - не дело Церкви, это дело политиков, идеологов и других. Церковь - это сообщество людей, где все объединены порывом найти Христа и путь к спасению. Сейчас эпоха с точки зрения свобод, может быть, и лучше, чем тогда, но я могу заверить, что искушений и страданий не меньше. Поэтому не надо так огульно оценивать советское время, оно просто было в нашей истории и показало силу духа народа, который все преодолел», - заключил о. Александр.
 
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, посоветовал отцу Андрею поднять от книжек свою умную голову и поспрашивать людей, которые жили в советское время и строили это самое общество и государство, сумевшее преодолеть напор всей Европы во время Великой Отечественной войны. 

«Взял бы да посмотрел, на чем было основано советское государство. На утопиях Фурье, Кампанеллы и иже с ними? Или на целесообразности исторической, на необходимости выживания в условиях, когда весь западный цивилизованный мир на нас ополчился? Нет особенной разницы между разными строями. Чем социал-демократы лучше национал-социалистов? Все основано на утопиях. Надо не по книжкам смотреть на историю, а по ее фактическому содержанию. Это мой добрый совет очень умному человеку, но каждый раз оказывающемуся в очень конфузном состоянии, и это часто с ним бывает. Советская Россия существовала на основах Российской Империи, исторической тысячелетней России. Пусть такие умники, как отец протодьякон Кураев и иже с ним, научатся видеть в исторической ретроспективе традиции России и ее цивилизационную преемственность от Византии до нынешнего времени. А не увидят - что ж поделаешь. Россия движется путем, который предназначен был ей Богом от времен Крещения Руси. Да поможет Господь всем умникам найти правильное видение исторического пути России, а не кивать на давно уже истлевший прах бедных Фурье, Сен-Симона, Маркса с Энгельсом и прочих фантазеров-утопистов. И, кстати, еще живы люди, которые могут прямо сказать господину Кураеву, чего стоят его рассуждения», - заключил он.
 
Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, считает, что не нужно сваливать все в кучу. 

«Святейший Патриарх говорил, что мы из советской эпохи можем взять лучше, - он же не высказывался за возвращение коммунизма! За примерами далеко ходить не нужно. Раньше школа занималась воспитанием детей, сейчас она их только учит. В советскую эпоху образование было лучшим в мире, это признавали в международном сообществе. Почему бы нам не взять за основу образовательные стандарты, воспитательные программы той школы? Из плюсов советской эпохи я также могу назвать пионерские лагеря. Это действительно было здорово: песни у костра, совместное творчество. Сегодня у нас есть оздоровительные лагеря, но они не занимаются воспитанием, к примеру, патриотического чувства», - продолжил он. 

«Я считаю, кое-что хорошее можно позаимствовать и у протестантов или католиков - конечно, не в том, что касается вероучения. Допустим, у протестантов развита общественная жизнь, они умеют работать с прихожанами. У нас, к сожалению, люди пришли в церковь, помолились и разошлись, они даже в лицо друг друга не знают. Вот этому мы у протестантов могли бы поучиться. Так же и здесь - не трогая идеологию (коммунистическое вероучение), все хорошее из той эпохи позаимствовать можно. А отец Андрей почему-то приплел сюда Фурье, Маркса. Разве Маркс придумал, к примеру, ехать на целину, строить БАМ – без особых наград и привилегий? Это советское ноу-хау. Думаю, не нужно выдергивать отдельные слова из цитаты Святейшего и цепляться к ним», - заключил священник.
 
Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, отметил, что «отец Андрей занял очень удобную позицию: он никому ничем не обязан, и поэтому может говорить все, что хочет. Это очень удобно в плане критики священноначалия». 

«Думаю, все, что говорит отец Андрей, хорошо известно и Святейшему Патриарху. Более того - его позиция в отношении безобразий, творившихся в советское время, очень близка к высказываниям отца Андрея Кураева. Различие в том, что Святейший – Патриарх всего народа, и поэтому его слово гораздо весомее и по-пастырски мудрее, нежели слово церковного публициста, даже такого интересного, как отец Андрей. Святейший говорил о тех качествах русского народа, которые не смогли вытравить из русской души годы избиений и насилия. Солидарность, которую упоминал Патриарх, - не что иное, как христианское понятие ближнего, воспитывавшееся в течение тысячелетий. Несколько десятилетий советской эпохи не смогли его уничтожить. Однако многие христианские качества при идеологическом строе, видимо, переформатировались – не все в советское время можно было называть своими именами. При этом нельзя сказать, что абсолютно все призывы советской эпохи были враждебны христианству. Товарищество, жертвенность во имя идеи (пусть и ложной) были ей присущи», - отметил священник. 

Он полагает, что «отец Андрей совершенно прав, когда называет эту эпоху "людоедской": людям было позволено клеветать друг на друга, решать свои меркантильные вопросы, сажая соседа, его семью». «Это была эпоха, когда люди боялись всего, эпоха страха – перед репрессиями, политическим насилием. И в этом отец Андрей, конечно, прав. Но когда мы говорим о трагических страницах этой эпохи, не нужно, на мой взгляд, противопоставлять взвешенную позицию Святейшего Патриарха и эпатаж, который, к сожалению присущ медийным людям», - добавил батюшка. 

«Да, действительно, это была эпоха классовой борьбы: ужасающей, антихристианской. Святейший Патриарх в своих выступлениях говорил: события, связанные с Великой Отечественной войной, в некотором роде стали Божьим наказанием за беззакония, творившиеся в советское время, когда брат шел на брата, уничтожали социальные слои населения. На мой взгляд, не стоит отцу Андрею нападать на Святейшего – они подчас дают одинаковые оценки советскому периоду, только один подчеркивает преемственность, а другой - то, что было внесено большевиками в жизнь народную - отнюдь не самое доброе, а напротив: злое, бесчеловечное», - заключил о. Димитрий.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Кураев
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 19:02
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Туляк
23.11.2024 18:56
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Советский недобиток
23.11.2024 18:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06