«Любой гражданин должен понимать, как вести себя в обществе»

Православные священнослужители об инициативе Виталия Милонова наказывать штрафами за нахождение в общественных местах в «недостаточно одетом виде»

Новости Москвы 
0
1096
Время на чтение 11 минут
Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов предложил ввести штрафы от 1 тыс. до 3 тыс. рублей за появление в общественных местах в недостаточно одетом виде, сообщает Regions.ru. Под понятие «общественное место» в рамках законопроекта подпадут улицы Санкт-Петербурга, площади, парки и предприятия общественного питания. Пляжей и других рекреационных зон, а также ночных клубов запрет не коснется. 

Новой статьей КоАП предлагается запретить «появление на территориях общего пользования (за исключением зон рекреационного назначения) в Санкт-Петербурге в обнаженном виде либо в одежде, не соответствующей принятым этическим нормам». При этом обнаженный вид определяется статьей как «полное отсутствие одежды на теле человека либо отсутствие одежды на туловище человека, а равно не покрытая одеждой нижняя часть туловища», а неэтичной одеждой называются «мужское нательное белье (трусы, плавки), женское нательное белье (трусы, бюстгальтер, купальник, купальный костюм)». 

Сегодня появление на улице в полностью обнаженном виде расценивается как мелкое хулиганство и наказывается штрафом от 500 до 1 тыс. рублей либо административным арестом сроком до 15 суток. При этом к гражданам в пляжной одежде или с голым торсом эта статья КоАПа не применяется. 

По словам депутата, если в Санкт-Петербурге закон будет принят и положительно оценен гражданами, его предложат принять и другим субъектам страны. 

Напомним, что в 2011 году протоиерей Всеволод Чаплин предложил придумать общероссийский дресс-код, который бы регламентировал внешний вид женщин и мужчин. Это предложение вызвало в обществе в основном возмущенные насмешки: подавляющее большинство сочло манеру одеваться делом частным и не подлежащим регламентации. 

О появившейся манере одеваться в городе так, как раньше это допускалось только на пляже - голыми до пояса или в майках-«алкоголичках», в шлепанцах и шортах или даже трусах, - заговорили два года назад. Появилось даже название для тех, кто такое себе позволяет – «новые голые». Одни связывали эту новую манеру с низами общества – с «быдлом», «гопниками» или гастарбайтерами, которые тащат на улицу то, что раньше было допустимо лишь дома или на пляже. Другие, наоборот, видели здесь стремление обеспеченной молодежи, «хипстеров», перенести в Москву нравы европейских или курортных городов. Для одних это одичание, для других – цивилизованность. 

«Как вы относитесь к предложению Милонова? Следует ли законодательно регулировать манеру одеваться?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, отметил, что «такие предложения делают с целью вызвать общественное обсуждение затронутой темы, а не для реального принятия закона». 

«У нас принято достаточно хороших законов, которые затрагивают нравы людей, но они не исполняются - как, например, запрет на курение в общественном месте. А то видишь женщину, у которой в одной руке сигарета, другой она коляску везет, и попробуй сделать ей замечание. Мягко говоря, нарвешься на возражение. Так и с одеждой. Мы сейчас действительно одичали до такой степени, что некоторые вещи выходят за рамки приличия. Но не будешь же законодательно устанавливать приличную длину юбок? А ведь раньше женщина не имела право появляться даже на пляже в слишком короткой юбке, - специально измеряли длину ее купального костюма. Тем не менее юбки становились все короче, и не удержать их никакими правилами. В случае с нормами ношения одежды, думаю, даже если и примут решение на законодательном уровне, его все равно не будут исполнять. А когда не исполняются законы, это выливается в нигилизм», - продолжил он. 

«В первую очередь надо обращать внимание на духовно-нравственное воспитание, на нарушение сакральных запретов. Ведь это вредно не только тем, кто смотрит и соблазняется этими легкомысленными нарядами, но и тем, кто их надевает. Ведь сказано: горе человеку тому, через которого пришел соблазн. Да, ты можешь расслабиться дома или на пляже, но это не означает, что городские улицы должны превратиться в подобие этих пляжей. Хотя и тут двойные стандарты. Мы запрещаем ходить по улицам в непристойном виде, но при этом не покушаемся закрыть все непристойные заведения. Все время делаем реверансы в сторону греха – например, содомии - и его носителей. А на мой взгляд, следовало бы говорить иначе: да, мы боремся с содомией и носителями этих грехов, и на этот счет у нас имеется определенная государственная позиция и общественное мнение. Но, к сожалению, этого не услышишь, потому что мы должны уступать международным нормам, которые навязывают США и страны Европы. Или еще - в угоду неизвестно кому (а мы их называем либералами и грантоедами) приняли Стратегию развития воспитания, которая была сильно раскритикована всем обществом и здравомыслящими людьми, - а это ведь ключевой документ! Если с детства человек знает, что хорошо и что плохо, ему не нужны внешние законы. А как человека, который усвоил, что это точно хорошо, вразумить, что это плохо? Это гораздо труднее, чем с детства воспитывать правильные вкусы, взгляды и поведение», - заключил о. Сергий.
 
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, к предложению Милонова относится скорее положительно, но его следует грамотно донести до общества, чтобы оно не вызывало недовольства. 

«Если у нас общество христиански ориентированное, такой закон вполне уместен, как дресс-код и отсутствие вызывающего поведения в общественных местах. Но общество должно тогда понимать, для чего такие законы принимаются. Так что штрафы штрафами, но важно наличие серьезной мотивации в обществе, серьезного и высокого целеполагания, а не одни угрозы и наказания. Бессмысленно пытаться людей мотивировать только принуждением», - заключил он.
 
Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, напомнил, что в столице Абхазии – Сухуми - еще в прошлом году запретили ходить вне пляжа, по городу, в купальных костюмах. 

«Столичные власти можно понять – вид полуобнаженных туристов не сообразуется с культурными традициями патриархальной, в общем-то, страны. А вообще мне кажется, законодательно регламентировать этот вопрос сложно. В новой манере одеваться, действительно, есть что-то и от цивилизованности, и от одичания. Молодежь, с одной стороны, перенимает европейские нравы. С другой - у нас в России порой видишь примеры еще большего пренебрежения вкусом, неуважения к людям. Мне кажется, основная сложность - добиться, чтобы такой закон работал. В каком-то конкретном учреждении можно ввести определенную форму одежды, а если попробовать это сделать в отношении всех россиян, скорее всего, ничего, кроме насмешек, мы не получим. Возможно, сформировать общественное мнение могла бы социальная реклама. В общем, работать в этом направлении нужно, но грамотно», - заключил он.
 
Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная Москва», рассказал, что долгое время прожил в Лондоне, и не видел на его улицах такого безобразия - когда люди выходят почти обнаженными: женщины топлесс, мужчины в трусах. 

«Правда, там периодически проводят велопробеги полностью обнаженных людей. Их за это не штрафуют, но вряд ли стоит повторять подобное в Москве - здесь это будет воспринято по-другому. Да и там такое вызывает, в общем-то, насмешки большинства. Я ничего не имею против дресс-кода. В Церкви, например, он есть – мы просим женщин приходить храм в юбках, а не брюках, надевать платочки, а мужчин - снимать шапки при входе. И если кому-то из мужчин захочется зайти в церковь в шапке, это вызовет неодобрение остальных верующих. Лично мне неприятно, когда люди одеты неопрятно, распущены, но я не стал бы вводить за это штраф – мне кажется, всегда найдется возможность обойти этот закон. К тому же здоровое чувство стыдливости штрафами не воспитаешь - нужны более серьезные меры. Воспитание должно вестись в семье школе, да и людьми, формирующими общественное мнение. Если уважаемые многими люди станут об этом больше говорить по телевизору, подавать нравственные примеры, все будет нормально. Ну а штрафы лишь взбудоражат общество - тем более штрафы-то смешные. Для подростков это вообще может стать средством самовыражения, способом бросить вызов – прошелся в неподобающем виде, заплатил штраф – и уже герой», - подчеркнул священник.
 
Протоиерей Александр Куцов. настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии, поддерживает это предложение. 

«Любой гражданин должен понимать, как вести себя в обществе, в семье, относиться к своим соотечественникам. Внешний вид имеет большое значение. По нему мы можем судить о внутреннем мире человека. Зачастую одежда определяет поведение. Если человек одевается вызывающе, его внутренний мир, как правило, беден, а он сам нередко агрессивен. Так человек хочет подчеркнуть свое не совсем благожелательное отношение к обществу. Иногда это просто желание выделиться, привлечь к себе внимание. И то, и другое с христианской точки зрения, конечно, недопустимо – мы должны привлекать к себе внимание добрыми делами, добрым отношением к ближнему и исполнением заповедей Божиих. К этому должен стремиться любой человек. Наш внешний облик должен быть скромным и приличным. Поэтому слова протоиерея Всеволода Чаплина согласуются с церковными понятиями о человеке, о личности. К тому же мы не бесполые существа - мы мужчины и женщины. У нас есть различия, определенные обязанности по отношению друг к другу. А желание человека унифицироваться неестественно. Помните, как в "Собачьем сердце" профессор Преображенский говорит: "Сейчас ко мне вошли четверо, из них одна женщина, переодетая мужчиной?" Все пытаются этого не замечать, делать вид, что все хорошо и прилично. Нет, это не хорошо и не прилично. Нашему обществу пора вернуться на свой исторический, Богом заданный путь, и не обезьянничать Европе и Западу, как это продолжается до сих пор. Так что я предложение депутата поддерживаю, и надеюсь, оно будет одобрено. На свадьбу же никто не приходит в купальниках: тут все понимают, что внешний вид гостя при всей его благожелательности может оскорбить хозяев. Зато забывают о десятках и сотнях детей, которые видят все это на улицах», - подчеркнул он.
 
Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, отметил, что, когда он слышит о каком-либо законопроекте, сразу задумывается о механизмах его реализации. 

«Представим себе, что законопроект, предложенный депутатом Милоновым, примут. Что это изменит в обществе? У нас станут целомудреннее одеваться? Сомневаюсь. Этот вопрос законодательным путем не решить: проблема-то в головах россиян. Начинать нужно не с запретов – этот закон в любом случае будут трактовать как попытку ввести дресс-код или цензуру. Зачем зазря размахать красной тряпкой? Проблему это не решит, а вот напряжения в обществе добавит. Тем более у нас есть уже административное наказание - так зачем его ужесточать? К каждому голому полицейского не представишь. Проблему нужно решать не запретами, а изменением ценностей российского общества, делая при этом акцент на традиционных. Не помешало бы также обратиться к специалистам - мы должны понять, как поступать. Сегодня мужчин у нас намного меньше, чем женщин, и представительницы слабого пола стремятся хоть как-то выделиться. Конечно, на откровенные наряды обращают внимание не те, с кем можно создать семью, но это уже другой вопрос. Кроме того, нам нужно продолжать принимать законы, способствующие улучшение демографической ситуации. Посмотрите, к чему привело введение материнского капитала – благодаря ему на улице увеличилось количество беременных женщин, пар с колясками. У нас в городе впервые за много лет рождаемость превысила смертность! И это тоже заслуга материнского капитала», - продолжил он. 

«Нужно нам обращать внимание и на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. В советском кинематографе популяризировалась традиционная крепкая семья. Может, стоит начать с этого? С воспитания нравственности народа, его духовной составляющей. Возможно, Церковь тоже недорабатывает в этом вопросе. У нас летом в жару нередко приходят в храмы в коротких шортах, хотя можно взять платок, прикрывающий торс. В общем, эта проблема в обществе есть, но начинать нужно не с запретов, а с воспитания. Наверное, следует выделять бюджетные средства не на то, чтобы полицейские отлавливали голых по городам и весям, а на проекты, поддерживающие традиционную семью и улучшающие демографическую ситуацию в России. Думаю, это будет эффективнее», - заключил священник.
 
Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, полагает, что сложно будет законодательно это урегулировать - многое зависит от того, курортный ли это город, или, скажем, центр столицы; общественное ли это место или священное. 

«Да, в православных храмах человек должен соблюдать определенный дресс-код. Кстати, в большинстве храмов есть специальная служба, которая помогает одеться соответствующим образом - даже если храм находится на берегу моря. В Крыму много храмов, и люди, приходящие туда с пляжа, имеют возможность одеться и присутствовать на богослужении, - что мы как священнослужители, конечно, приветствуем. Конечно, ни в курортном городе, ни в столице недопустимо появляться в обнаженном виде или с голым торсом на улице. Думаю, это нужно рассматривать как нарушение общественного порядка, которое наказывается или задержанием на какой-то срок, или штрафом – а может, и тем, и другим. Что же касается свободной одежды – например, спортивной, тут, мне кажется, сложнее. Раньше если человек в шортах заходил в метро, это вызывало удивление, насмешку, сейчас реакция не столь бурная. А подобных случаев может быть множество», - добавил он. 

«Я сторонник принятия жестких мер к тем, кто совершает хулиганские поступки, но против крайностей, ведь даже у православных разный дресс-код. Когда я был на Крите, с удивлением узнал, что там женщины ходят в храм без платка. Эта традиция обусловлена историей: так греки противопоставляли себя туркам-мусульманам, которые во времена Османской империи вводили свои обычаи. Если мы будет всех мерить одним аршином, рискуем не учесть много особенностей. Регулирование длины шортов и рукавов - мне кажется, не то, чем мы должны заниматься. Нам нужно воспитывать детей, причем начиная со школы - а не действовать с помощью штрафов. Хотя в целом озабоченность Виталия Милонова я разделяю и считаю, что в обществе происходит деградация. Значит, будем действовать через школу. Основы православной культуры – вот то, что поможет нам решить эти проблемы», - заключил священник.
 
Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, рассказал, что несколько лет назад жители Нью-Йорка добились права ходить по улицам города с голым торсом. 

«Появилось даже сообщество людей, которые так ходят. Фото его представителей, признаться, вызывают неприятное чувство. Я вспоминаю своего классного руководителя Владимира Мироновича Сапожникова - блестящего учителя математики, незаурядного человека. Он рассказывал нам о своем отце, в частности, как тот еще в начале советской эпохи ехал в трамвае, и туда зашли раздетые люди с транспарантами: "Долой стыд". То, что мы наблюдаем сейчас на улицах наших городов, по которым ходят не только взрослые, но еще формирующиеся люди - дети, наверное, можно охарактеризовать словами этого транспаранта. В этом вопросе я согласен с господином Милоновым и протоиереем Всеволодом Чаплиным - проблема существует, и игнорировать ее нельзя. Нельзя отказываться от попыток законодательно регулировать этот вопрос. Это как если бы мы не регламентировали то, что касается ненормальных половых отношений – например, гомосексуализма, - или отказались от необходимости законодательно закрепить понятие "семья". Между тем вроде бы очевидное подвергается сейчас пересмотру. Так что такое семья? Союз мужчины и женщины или мужчины и мужчины? Или женщины и женщины? Этот вопрос тоже нужно регламентировать. Если мы не хотим сегодня видеть вокруг себя бесстыдство, мы должны сказать об этом на языке закона. Но это вопрос тактический. Куда важнее, мне кажется, определить стратегическую задачу - а это воспитание с детства у каждого человека нравственного чувства», - заключил о. Филипп.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Остановите искусственную исламизацию!
Новый комментарий от р.Б.Алексий
28.12.2024 22:46
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Константин В.
28.12.2024 22:43
С падением Сирии наступают последние времена?
Новый комментарий от влдмр
28.12.2024 21:38
Антигосударственный манифест самарских архитекторов
Новый комментарий от Агафон
28.12.2024 21:30
Русский дух повержен на обе лопатки
Новый комментарий от р.Б.Алексий
28.12.2024 21:22
Астафьев – русский писатель
Новый комментарий от С. Югов
28.12.2024 20:19
Путину нужно срочно менять Систему
Новый комментарий от Игорь Бондарев
28.12.2024 19:45