«Новые вызовы требуют адекватной мобилизации сил»

В Общественной палате РФ прошли слушания, посвященные деятельности Россотрудничества и других структур по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом

Бывший СССР  Новости Москвы  Украинский кризис 
0
287
Время на чтение 16 минут
12 мая 2015 года в Общественной палате Российской Федерации состоялись общественные слушания на тему «Деятельность Россотрудничества и других российских государственных и общественных структур по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом», сообщает сайт Materik.ru. Организационно-аналитическую поддержку слушаниям оказал АНО «Институт стран СНГ». 

Выступили: председатель Комиссии по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом Елена Сутормина; заместитель руководителя Россотрудничества Александр Радьков; член Общественной палаты, директор Института стран СНГ Константин Затулин; председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий; члены Совета Федерации Игорь Морозов, Сергей Цеков, Андрей Соболев; первый заместитель секретаря Общественной палаты, Герой России Вячеслав Бочаров; член Общественной палаты Сергей Марков; заместитель директора Департамента по работе с соотечественниками за рубежом МИД России Владимир Гончаренко; первый заместитель председателя правления Российского Фонда Мира Анатолий Салуцкий; директор Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом Игорь Паневкин; директор Московского Дома соотечественника Владимир Лебедев; руководители русских и русскоязычных общественных объединений из Украины, Казахстана, Молдавии, Латвии и Эстонии и другие. 

В ходе слушаний были затронуты наиболее актуальные вопросы форм, методов и инструментария работы с российской диаспорой за рубежом, подчеркнута необходимость ее лучшей координации и финансирования, выделения приоритетов в новых условиях, дана оценка деятельности Россотрудничества, других государственных и неправительственных институтов, представивших официальные отчеты и сообщения о проделанной работе и перспективах на 2015 год. 
 
Директор Института стран СНГ, член Общественной палаты РФ К.Затулин подготовил и направил проект рекомендаций по итогам слушаний. 

К работе по подготовке рекомендаций были привлечены сотрудники Института стран СНГ, оказавшего всемерную аналитическую и организационную поддержку проведению слушаний. Ожидается, что Совет палаты обсудит и примет в окончательной редакции рекомендации к правительству, Федеральному Собранию, министерствам и ведомствам, а также общественно-государственным и некоммерческим организациям, средствам массовой информации и российскому бизнесу, вовлеченному в работу по поддержке Русского мира и наших соотечественников за рубежом.

Участники слушаний отмечают, что «актуальность слушаний обусловлена санкциями и вызовами, брошенными России в прошлом, 2014 году, в отместку за ее суверенную внешнюю и внутреннюю политику. Делаются попытки использовать русских и русскоязычных соотечественников за рубежом во вред интересам России, для критики ее действий. В самой крайней форме результаты такой работы проявляются в натравливании киевскими властями русских Украины на русских Новороссии». 

«Новые вызовы требуют адекватной мобилизации сил: перехода от отдельных мероприятий с участием активистов русского движения к широкомасштабной работе с диаспорой, которая поддержит распространение российского влияния в странах проживания при сохранении и укреплении связей с исторической Родиной – Россией. Ключевыми направлениями в этой работе являются, во-первых, сохранение в среде российской диаспоры, прежде всего в образовании, русского языка, а во-вторых, поощрение национального самосознания и самоидентификации русского и русскоязычного населения за рубежом, включая открытие шлюзов для широкого предоставления соотечественникам, особенно в ближнем зарубежье, гражданства Российской Федерации. Русский язык и возможность без волокиты и обязательного переезда в Россию получить российское гражданство, - вот то необходимое и достаточное, которое можно и должно противопоставить политике ассимиляции и измельчения российской диаспоры за рубежом», - говорится в рекомендациях слушаний. 

Увы, констатируют участники слушаний, «присутствие России в образовательном пространстве постсоветских стран явно недостаточно. Приходят новые поколения, которые не знают русского языка. Если не принять срочных мер по развитию системы русских школ и высшего образования на русском языке за рубежом, коллапс Русского мира продолжится. Сохранение русскоязычного ареала в странах Евразийского экономического союза является важнейшим условием успеха всего проекта». 

Участники мероприятия подчеркивают, что «Россия проигрывает сравнение с западными и некоторыми азиатскими странами по программам работы с молодежью, в том числе по образовательным программам. Квота на обучение в вузах страны молодых соотечественников из постсоветских стран на порядок меньше мест, которые предлагают Европейский союз, США, Турция и даже Румыния». 

Авторы рекомендаций обращают внимание на то, что для тех, кто проживает за рубежом, российское гражданство является наиболее ярким, ответственным способом идентификации и доказательства своей «русскости», принадлежности к числу соотечественников Российской Федерации. Федеральный закон «О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом» содержит норму об упрошенном предоставлении гражданства соотечественникам, однако в Федеральном законе «О гражданстве РФ» нет никакого упоминания о соотечественниках, кроме участников программы переселения, то есть тех, кто уже переехал в Россию и уже не является проживающим за рубежом. Норма основополагающего закона об отношении России к своим соотечественникам за рубежом не нашла отражения в профильном законе о гражданстве. 

Однако, констатируют участники слушаний, поручение Президента Российской Федерации от 12 декабря 2012 года об упрощенном порядке предоставления гражданства соотечественникам - «носителям русского языка» фактически провалено. После поправок, принятых в Закон о гражданстве и Положение о рассмотрении вопросов гражданства, процесс получения гражданства для «носителей русского языка» остался, говоря словами Президента России, «затруднён и до безобразия забюрократизирован», то есть таким, каким его раскритиковал Президент. Вместо того, чтобы распространить эту норму на всех русских и русскоязычных, – выходцев из Российской Империи и Советского Союза, – в новой редакции Закона о гражданстве сказано, что только те из них имеют право считаться «носителями русского языка», чьи предки происходят с территории, соответствующей нынешним границам Российской Федерации. Это означает, что потомки тех русских, которые жили на Украине, в Казахстане, Латвии и других бывших союзных республиках, никоим образом не могут надеяться на получение гражданства по упрощенной схеме. 

Фактически для «носителей русского языка» установлена сложнейшая процедура отказа от имеющегося у них иного гражданства, хотя даже это, отмечают авторы рекомендаций, является избыточным требованием. Требуется не личное заявление соотечественника о желании выйти из чужого гражданства, а справка иностранного государства, удостоверяющая этот факт. Опыт, особенно на Украине, показывает, что такую справку для получения российского гражданства иностранные власти, как правило, не предоставляют. 

Участники слушаний отмечают, что за год с момента принятия поправки о «носителях русского языка» в Закон о гражданстве, заявление о его получении на основании новой нормы подали 9 тысяч человек. И только 250 из них получили гражданство Российской Федерации – только те, кто никакого иного гражданства не имел. 

По словам авторов рекомендаций, «пример Украины показал низкую результативность работы по поддержке соотечественников и развитию публичной дипломатии в этой стране, за исключением Крыма, где Россия, Москва все постсоветские годы предпринимали целенаправленные усилия для сохранения духовного и материального русского, российского присутствия». Однако существенная часть населения Украины сейчас живет под влиянием антироссийского агитпропа. Масштаб усилий по утверждению положительного образа России в годы, предшествовавшие кризису и гражданской войне на Украине, совершенно не соответствовали контрпропаганде и развитию активности западных структур и грантовых программ в «третьем секторе», особенно в журналистском сообществе. Формализм в работе с соотечественниками на большей части территории Украины, «нулевая эффективность» созданных с этой целью советов, центров и организаций в полной мере проявились в ходе событий, отмечают участники слушаний. 

«Эти родовые недостатки, к сожалению, присутствуют в работе на всем пространстве Русского мира в новых независимых государствах. В том числе, что особенно нетерпимо, и в странах-участниках Евразийского союза, ближайших союзниках России. Такое положение дел указывает на необходимость кардинального пересмотра подходов и методов работы по поддержке российских соотечественников, развитию народной дипломатии», - подчеркивается в рекомендациях. 

Участники слушаний обращают внимание на то, что в настоящее время в Российской Федерации на поддержку соотечественников за рубежом и сохранение русского языка и российской культуры в мире нацелена деятельность большой сети государственных и неправительственных структур: Министерства иностранных дел с подчиненными ему Федеральным Агентством «Россотрудничество», посольствами и консульствами России за рубежом, комитетов Государственной Думы Российской Федерации и Совета Федерации, подразделений Министерства образования и науки и Министерства культуры Российской Федерации, Федеральной миграционной службы, реализующей, в частности, Государственную программу содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, общественно-государственного Фонда «Русский мир», Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М.Горчакова, АНО «Институт диаспоры и интеграции» (Институт стран СНГ), инициировавшнго настоящие слушания, Дома русского зарубежья им. А.Солженицына, подразделений органов власти субъектов Российской Федерации, как, например, «Центр гуманитарного и делового сотрудничества с соотечественниками за рубежом – Московский Дом соотечественника», других организаций, представители которых также участвовали в слушаниях. 

Для координации работы по данному направлению в 1994 году создана и действует Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом, которую в настоящее время возглавляет министр иностранных дел России С.В.Лавров. Функции секретариата Правительственной комиссии выполняет Департамент по работе с соотечественниками МИД России. 

Общественная палата в лице Комиссии по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом и других подразделений обретает свою роль и становится активным участником в этом сообществе в целях более широкого приобщения к работе с соотечественниками гражданского общества и организаций некоммерческого сектора, а также осуществления общественного контроля за деятельностью органов власти по данному направлению. В 2014 году заключено Соглашение о сотрудничестве Общественной палаты со Всемирным координационным советом российских соотечественников. Общественная палата участвует в проектах по поддержке русского языка за рубежом с совместно с Российским Фондом мира, с Международным информационным агентством «Россия сегодня» и другими организациями. Встречи членов Общественной палаты с соотечественниками за рубежом происходят на различных площадках, в том числе, непосредственно в странах их проживания, на круглых столах, тематических слушаниях Общественной палаты. 

Авторы рекомендаций отмечают, что за последние 15 лет в сфере поддержки и консолидации зарубежной русской общины было сделано немало. Так по всему миру появились общественные структуры, призванные объединить усилия организаций российских соотечественников – страновые координационные советы, во главе которых находится всемирный координационный совет. Каждые три года собирается Всемирный конгресс соотечественников. Ежегодно звучат отчеты о вовлечении новых организаций в процесс консолидации, о проведении большого количества различных культурно-массовых мероприятий. «И это действительно так. Но никогда не делалось замеров эффективности реализуемых мероприятий в рамках таких программ. Нет в отчетах информации, что в том или ином государстве изменилось отношение к России, что снизился градус русофобии, или у России за определенный период времени появились новые союзники», - подчеркивают участники слушаний. 

Также они отмечают, что расширение деятельности Россотрудничества, ведущей структуры в системе исполнительной власти, работающей по гуманитарным программам поддержки соотечественников, сдерживается недостаточным ресурсным обеспечением. Несмотря на неоднократные решения, принятые руководством страны, об усилении деятельности по сохранению и развитию Русского мира, вопрос адекватного финансирования Россотрудничества не решается со времени его создания в 2008 году. В то же время аналогичные институты во многих странах мира имеют бюджеты, в десять раз превышающие российские расходы. Ситуация, которая на сегодня сложилась в обеспечении работы по поддержке Русского мира, идет вразрез с цивилизационными интересами Российской Федерации. 

Дело, однако, отнюдь не только в недофинансировании данного направления государственной политики. В ряде случаев отсутствует должная координация и слаженная организационная работа всех звеньев государственной машины, ответственных за политику в отношении соотечественников. 

Авторы рекомендаций констатируют, что, несмотря на большой объем работы по поддержке соотечественников за рубежом, который проводится посольствами РФ, представительствами Россотрудничества, участвовавшими в слушаниях государственными и общественными структурами, сохраняется маргинальное общественно-политическое положение диаспоры, за редким исключением не имеющей своих представителей в органах власти стран проживания. Купировать целенаправленную работу местных национальных элит и спецслужб, направленную на ассимиляцию русского населения, раскол в среде активистов русского движения, плохо удается. 

Кроме того, соотечественники отмечают инерционность и негибкость представительств Россотрудничества за рубежом в решении вопросов поддержки проектов, направленных на решение актуальных социально-политических проблем, важных для сохранения условий полноценного функционирования русского языка в стране, в пользу сотрудничества с Россией, евразийской интеграции. Тем самым подрубаются ростки «мягкой силы», народной дипломатии, о которых много говорится с различных трибун. Нередки отказы соотечественникам в поддержке тех или иных мероприятий, проектов на том основании, что они «несвоевременны» по политическим соображениям, что «могут навредить» отношению к Посольству России со стороны властей страны проживания. Подобная ситуация заложена фактом ведомственной подчиненности Россотрудничества. Понимая всю деликатность этого вопроса, участники слушаний выступают за максимальную ответственность Россотрудничества в работе государства с соотечественниками за рубежом, перенесении ее координации с внешней политикой на уровень Правительственной комиссии, возглавляемой министром иностранных дел. И ухода, таким образом, от ситуации «у семи нянек дитя без глаза» в конкретных странах.

Также авторы рекомендаций подчеркивают, что важнейшим показателем для выбора партнеров в работе с соотечественниками, должна быть их деятельность по пропаганде ценностей Русского мира, по защите достоинства России и повышению, укреплению ее авторитета в странах проживания соотечественников. В настоящий период одним из актуальных критериев является позиция активистов, руководителей, организаций соотечественников по отношению к событиям на Украине и возвращению Крыма в Россию. 

Участники слушаний обращают внимание на то, что работа с диаспорой должна строиться дифференцированно для дальнего и ближнего зарубежья. «Необходимо также учитывать специфические для каждой страны проживания соотечественников особенности и события, требующие безотлагательной публичной реакции и безотлагательной помощи в проведении акций, приуроченных к ним, что не позволяет делать закрепленный в утвержденных планах перечень праздников, дозволенных для поддержки. Так, соотечественники-одесситы не получили поддержки на проведение мероприятий, приуроченных к годовщине трагедии 2 мая, как не получают поддержки наши соотечественники на Украине в своей борьбе против раскола Православной Церкви и уничтожения приходов Московского Патриархата», - говорится в резолюции. 

«При всей важности проведения мероприятий и развития связей с активом русского зарубежья, эта деятельность не может и не должна заслонять необходимость принятия исполнительной и законодательной властью решений, направленных на базовые цели: борьбу за сохранение русского языка и привлечение к России всей массы наших соотечественников через процедуры их самоидентификации, особенно в странах ближнего (нового) зарубежья», - подчеркивается в рекомендациях. 

Участники слушаний рекомендуют: 

Правительству Российской Федерации: 

- увеличить финансирование, усилить полномочия и ответственность Россотрудничества за работу с соотечественниками за рубежом; 

- резко увеличить квоты на обучение соотечественников из стран СНГ, Прибалтики, Грузии, Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья в вузах Российской Федерации; 

- выделить и обеспечить особое направление в финансировании программ по поддержке Русского мира и позитивного имиджа России в мире, предусматривающее строительство и оборудование объектов недвижимости социального значения (школ, гимназий, филиалов вузов, больниц и госпиталей) в ближнем зарубежье; 

- с целью привлечения внебюджетных средств на финансирование программ поддержки соотечественников за рубежом разработать систему моральных и материальных стимулов для инвесторов, законодательно закрепив для них определенные преференции; 

- пересмотреть условия участия Российской Федерации в Программах содействия международному развитию, с целью сосредоточения российского вклада в постсоветских государствах, являющиеся объектами оказания помощи по данным Программам. Обеспечивать информационную поддержку гуманитарным проектам международных организаций, осуществляемых с российским участием, для транспарентности вклада России; 

- принять меры для обеспечения прав граждан Российской Федерации, проживающих в странах СНГ, на бесплатное медицинское обеспечение в соответствии с Межправительственным соглашением 1997 года; 

- проработать вопрос о внесении поправок в Договор между Россией и Эстонской республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения 2012 года для урегулирования вопроса об учете стажа гражданина России, проживающего в Эстонии, за годы его службы в Вооруженных силах СССР

- рассмотреть вопрос о выдаче бессрочного заграничного паспорта гражданам России старше 70 лет, постоянно проживающим за рубежом. 

Федеральному Собранию Российской Федерации: 

- внести поправки в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» для введения упрощенного порядка приобретения российского гражданства соотечественниками, проживающими за рубежом, в том числе: 

- дать право лицам, относящимся к соотечественникам в соответствии с Федеральным законом «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» на упрощенное приобретение гражданства без требований переезда на территорию России и отказа от иного гражданства; 

- участникам Государственной программы содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей дать право на приобретение российского гражданства при наличии регистрации по месту пребывания на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для поселения; 

- для детей, родители которых имеют разное гражданство, одно из которых - российское, дать право на оформление российского гражданства по заявлению одного родителя - гражданина России, вне зависимости от места нахождения ребенка (на территории России или за ее рубежами); 

- вернуться к рассмотрению вопроса о выделении отдельного зарубежного одномандатного округа на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с учетом большого количества граждан России, постоянно проживающих за рубежом. 

Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации: 

- подготовить предложение для внесения изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемого указом Президента России, в отношении процедуры отказа «носителя русского языка» от имеющегося у него иного гражданства, заменив ее общими требованиями, которые предъявляются другим соискателям российского гражданства, указанными в пункте 10 названного Положения. 

Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом: 

- принять решение о пересмотре финансирования программ и проектов, осуществляемых структурами, работающими с соотечественниками за рубежом, с целью концентрации ресурсов на приоритетных для России проектах, имеющих целью изменение общественного мнения в странах проживания в отношении политики и действий России, с привлечением патриотически настроенных соотечественников, проявивших себя в ходе акций последнего года, связанных с событиями вокруг Украины; 

- активизировать работу по координации деятельности федеральных и региональных государственных и неправительственных структур, работающих по программам поддержки соотечественников, на основе оперативно вырабатываемых приоритетов, в соответствии с внешне- и внутриполитической обстановкой, в которой находится Российская Федерация; 

- решить вопрос о создании единого, постоянно пополняемого и корректируемого банка данных о российской диаспоре за рубежом. 

Россотрудничеству: 

- разработать программу по работе с российскими соотечественниками за рубежом, нацеленную на максимально эффективную работу по формированию дружественного России гражданского общества в зарубежных странах, с опорой на все имеющиеся интеллектуальные патриотические ресурсы как внутри, так и вне России; 

- пересмотреть квоты на обучение в Российской Федерации, сосредоточив их на нужды соотечественников в ближнем зарубежье; 

- шире привлекать российские неправительственные организации для проведения мероприятий по поддержке соотечественников в странах их проживания; 

- обеспечить соотечественникам, проживающих за рубежом, льготный режим пользования объектами, подведомственными Агентству, при проведении ими мероприятий, для занятий в секциях, кружках по интересам; 

Фонду Русский мир: 

- пересмотреть подходы в организации кабинетов русского языка за рубежом по подбору помещений и кадров, с тем, чтобы обеспечить их доступность для посещения широким массам населения и приоритетное право на работу в них представителям организаций российских соотечественников. 

Фонду поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом: 

- проанализировать деятельность открытых при содействии Фонда центров правовой помощи. Создать реестр данных центров, выработать критерии для оценки эффективности их деятельности, обеспечить долгосрочную поддержку эффективно работающих центров, снимая финансирование с тех, кто не отвечает критериям. 

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации: 

- активнее включаться в работу по поддержке российских соотечественников, проживающих за рубежом, организовывать свою деятельность на программной основе по опыту Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана, координируя ее с федеральными программами по данному направлению. 

Средствам массовой информации, радио, телевидению: 

- широко освещать события в жизни российской диаспоры (всемирные конгрессы, международные тематические конференции, ассамблеи Русского мира), обеспечивать работу журналистов и съемочных групп на данных масштабных мероприятиях, собирающих соотечественников из всех уголков мира, для создания портфелей ауди- и видеоматериалов о жизни русского мира с целью создания циклов передач в российском и зарубежном эфире. 

Участники парламентских слушаний обращаются: 

- к российскому бизнесу и неправительственным организациям с призывом активнее включаться в программы поддержки соотечественников за рубежом, координировать свою работу в этом направлении через Правительственную комиссию по делам соотечественников за рубежом; 

- к деятелям образования, литературы, театра, современной журналистики с просьбой обратить внимание на потребности русского мира за рубежом: 

- в знаниях о современных образовательных технологиях для сохранения русского языка у новых поколений российских соотечественников; 

- в знакомстве с современной русской литературой, театром; 

- в информации о жизни Русского мира в СМИ, интернете.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Бывший СССР
Литература – дело государственное
Навстречу внеочередному съезду Союза писателей России
20.02.2025
В этот день почил о Господе архимандрит Кирилл (Павлов)
Сегодня мы также вспоминаем выдающихся русских первопроходцев Е.П.Хабарова и С.И.Дежнева, а также поэта В.И.Лебедева-Кумача и писателя И.С.Соколова-Микитова
20.02.2025
День памяти писателя Николая Загоскина
Сегодня мы также вспоминаем видных государственных и военных деятелей генералов Я.И.Ростовцева, А.И.Остермана-Толстого и В.И.Вешнякова, химика Н.Н.Зинина, адмирала А.А.Бирилева, врача П.П.Кащенко, военачальника П.С.Рыбалко, актера И.О.Горбачева, посла А.Г.Карлова и математика И.Р.Шафаревича
19.02.2025
В этот день Царь Пётр I издал указ о престолонаследии
Сегодня мы чтим память Святителя Феодосия, архиепископа Черниговского, и вспоминаем генералов Д.М.Карбышева и И.Д.Черняховского
18.02.2025
«Шаг вперед, два шага назад»
Снова к Ленину с известным результатом?
17.02.2025
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Украинский кризис
ХАБАДская свадьба
Главный раввин России Берл Лазар породнился с раввином Одессы и юга Украины Авраамом Вольфом
18.02.2025
«Круг замкнулся»
Никакие выборы на Украине никакую нормальную власть не обеспечат
14.02.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Дзержинск – новое название на карте России
Новый комментарий от Русский танкист
19.02.2025 23:23
Славянство. Прошлое, настоящее и варианты будущего
Новый комментарий от Константин В.
19.02.2025 22:57
«Шаг вперед, два шага назад»
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
19.02.2025 21:07
Кому мешает генерал Карбышев?
Новый комментарий от Рабочий
19.02.2025 19:21
«Батюшка с Западной Украины»
Новый комментарий от Рабочий
19.02.2025 18:32