Общественная палата предложила учредить в Москве «зоополицию» - специальную структуру, которая занималась бы контролем за популяцией бездомных животных, проверками по фактам жестокого обращения с животными, а также профилактической и разъяснительной работой с владельцами домашних животных, пишет Regions.ru. При этом зоополицию предполагалось наделить полномочиями «вплоть до возможности наложения штрафа или изъятия домашнего животного у владельца с последующей передачей в специализированный приют или другому, более ответственному хозяину».
Однако в столичной мэрии отказались от этой идеи, сославшись на дополнительные расходы. Кроме того, как говорится в ответном письме, «вопросами жестокого обращения с животными и соблюдения правил выгула должны заниматься правоохранительные органы».
В мэрии отметили, что с 2011 года в Госдуме пылится так и не рассмотренный законопроект «Об ответственном обращении с животными». Кроме того, в департаменте ЖКХ заявили, что за последние 7 лет количество безнадзорных собак снизилось почти в 15 раз. Чиновники указали, что бездомные кошки и собаки отлавливаются, стерилизуются и содержатся в приютах за счет бюджета, при этом 15% из них находят новых владельцев.
Правда, проверка Контрольно-счетной палаты Москвы показала, что из столичной казны оплатили содержание вдвое большего количества животных, чем могут вместить государственные приюты: численность животных на госопеке могла быть завышена на 18 тыс. голов. Кроме того, приюты не смогли предоставить доказательства на передачу «в добрые руки» более 9 тыс. животных.
«Как вы думаете, нужна ли «зоополиция»? Какие проблемы, связанные с домашними животными, кажутся вам серьезными?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, считает, что «в первую очередь нужно думать о людях, которые проживают на улицах – о бездомных». «Вот на них нужно обращать внимание, помогать им, чтобы они вернулись к нормальной жизни и смогли начать трудиться», - убежден он.
«Но раз уж мы заговорили о животных, следует обратить внимание вот на какую проблему: бездомные собаки. Их слишком много, и они порой ведут себя очень агрессивно. Страшно даже проходить мимо мест, которые они облюбовали. Такое происходит во многих городах и населенных пунктах нашей страны. Впору не их защищать, а от них защищаться. Что-то нужно делать с животными, которые нападают на людей – иногда стаями», - предложил владыка.
«Что же касается создания зоополиции – ну, если кто-то хочет делать добро, пускай делает. Но вначале нужно решить остальные проблемы. Есть более серьезные вопросы, требующие безотлагательного вмешательства», - заключил епископ.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, полагает, что самой важной проблемой является то обстоятельство, что «люди, которые себя чувствуют неуверенно, массово стали покупать бойцовских собак». «Это придает им вес в собственных глазах и рождает страх в глазах окружающих, - продолжил он. - Эти люди создают опасную ситуацию в общественных местах. Не раз уже были случаи, когда бойцовские собаки по недосмотру, а то и по наущению хозяев нападали на людей. Говорю по своему опыту: меня укусила собака в центре Москвы на Тверской в присутствии хозяйки! И бездомные собаки, конечно, тоже представляют опасность. В Подмосковье, где места свалки, зоны отдыха людей, бегают стаи собак и могут загрызть не то что ребенка, а взрослого».
«Эту проблему надо решать в соответствии с законами, а не с чувствами, - призвал пастырь. - Вообще гуманность касается человека, а не животного. Отношения человека и человека – это одно, а человека и животного – это другое. Конечно, жестокость по отношению к животным проявлять нельзя – но и очеловечивать их ни к чему. Давайте тогда не будем убивать телят и свиней, не будем кушать мясной пиши... Откуда взялось это псевдогуманное отношение к животным? Гуманное отношение к животным – это не заставлять их чрезмерно страдать и не относиться жестоко. Вот это непреложно. А остальное нигде не прописано, ни в каких нравственных или других законах».
«Что касается приютов, то нет необходимости содержать там тысячи собак, - считает он. - Думаете, им там дают полноценное питание и ухаживают добросовестно? Приют – это кормушка не для собак, а для людей, которые его содержат. Это все оседает в руках мелких и крупных жуликов. У нас голодают десятки тысяч людей, а тут списываются деньги на кормление собак. Да воруют эти деньги! Это система лицемерия, фарисейства и воровства. И весь этот комплекс искусственно придуманных проблем нужно решать более рационально и приемлемо, чем пытаются сейчас».
«Что необходимо: при первом же случае неправильного обращения хозяев с животными отнимать этих животных и принимать к ним меры соответствующие обстоятельствам. Государство должно делать все, чтобы у людей была нормальная жизнь – безопасная и без ущемления свободы. Церковь к этому относится лояльно и благословит любые средства, которые не станут источником для воровства, жестокости и лицемерия. Пусть в Думе решают, как это сделать так, чтобы не было смешно и зазорно», - заключил отец Александр.
Протоиерей Константин Головатский, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, предложил защищать права животных при помощи волонтерских организаций. «У нас много неравнодушных людей с добрым сердцем, которые жалеют животных и могут на себя это взять, - пояснил он. - Волонтерские движения нужно поддерживать и всячески им помогать. Мне кажется, этих мер было бы достаточно. Ну а проблем, конечно же, много. Например, повсеместное нарушение правил поведения владельцев животных в общественных местах. На городских пляжах купаются с собаками, не убирают за ними, когда выгуливают, выводят на прогулку без поводка и намордника».
«Но проблем у нас хватает везде – в том числе на дорогах, где не соблюдают правила дорожного движения, не уступают дорогу пешеходам. Это часть общей большой проблемы – культуры поведения в общества. Ее, конечно, нужно решать, и волонтерские организации в этом не помогут. Возможно, нам необходимо ужесточить ответственность за различные правонарушения – это волнует многих людей», - заключил отец Константин.
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, считает самой большой проблемой, связанной с животными – жестокое, подчас садистически жестокое с ними обращение. «А если убийство животных совершается еще и в присутствии детей, это ужасно, - отметил он. - Нередко жестокие сцены показывают по телевизору, у экрана которого могут находиться дети. Зачем озлоблять людей, уродовать детскую психику? Если имеющихся мер воздействия недостаточно, нужно подкорректировать наше законодательство. Садизм недопустим. Да, каких-то животных – агрессивных, бешеных - приходится усыплять. Но это нужно делать гуманно и так, чтобы дети не видели. Все должно быть по закону и по совести».
«Тем не менее, - продолжил пастырь, - я считаю, что зоополиция нам не нужна. Проблему жестокого обращения с животными государство не должно решать в одиночку: в ее решении необходимо принимать участие и общественным организациям, и каждому из нас. Если мы хотим жить в нормальном обществе, мы должны следить за тем, что происходит у нас под носом. Если что-то противоправное – сообщать в полицию, которая будет принимать меры. Если этих мер недостаточно, нужно вносить поправки в закон. Если такая цель есть у законодательных органов и исполнительной власти, ее можно достичь».
Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, считает, что «предложенный законопроект оторван от реальности». «У нас что, так остро стоит проблема с бродячими животными? – задается он вопросом. - Думаю, соответствующие службы с ней справляются. Единственная проблема, которая на слуху у многих и активно обсуждается в СМИ и соцсетях – догхантеры, рассыпающие в общественных местах отраву: еду с толченым стеклом, иголками. От этого страдают и домашние животные. Догхантеры, конечно, прикрываются благими намерениями: мол, собаки могут покусать. Я считаю это живодерством. Быть может, следует ужесточить ответственность хозяев, если их пес гуляет без поводка и намордника, но уничтожать животных недопустимо».
«Сама же идея создать полицию "имени Полиграфа Полиграфовича Шарикова" неактуальна. Лучше бы финансирование направили частным приютам. У нас в Благовещенске есть такой, куда приносят подкидышей: котят, щенков, и каждый горожанин может выбрать себе там даже породистую собаку. Всем городом мы собираем этим животным на корм, крупы. Думаю, лучше поддержать тех людей, кто уже занимается этим вопросом. А специально создавать структуру во время кризиса, набирать штат специалистов, действующих под девизом "Мы их душили-душили" - безумная затея, - уверен отец Святослав. - Деньги, что ли, девать некуда?»
Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, сказал, что «у государства первоочередными должны быть другие задачи, которые напрямую касаются выживания наших сограждан - как бюджетников, так и тех, кто занимается малым бизнесом». «Чтобы малые предприятия могли существовать дальше, предпринимателям необходимо предоставлять доступные кредиты, различные льготы», - предложил отец Николай.
«Вообще мне кажется, ситуация с коррупцией в нашей стране не меняется в лучшую сторону, - посетовал он. - В СМИ чиновники дают такие интервью, что складывается впечатление: они просто ждут, когда будут сняты санкции, а сами ничего делать не хотят. Поэтому создавать дополнительную структуру несвоевременно – если есть в бюджете дополнительные средства (что было бы странно), нужно установить контроль над коррупционными схемами, бюрократией, из-за чего страдают самые обездоленные– многодетные семьи, инвалиды, вынужденные собирать по 20-30 справок, чтобы получить положенные от государства льготы или пособия».
«Что же касается животных – проблемы, конечно, есть, но пока можно оставить их решение на усмотрение полиции, - полагает пастырь. - Быть может, следует увеличить штрафы в отношении граждан, которые не следят за своими животными, не обеспечивают им должный уход. Если им придется платить не тысячу рублей, а, скажем, 50-100 тысяч, это заставит призадуматься многих. Злостных нарушителей можно заносить в базу данных. Вот это, скорее всего, поможет решить проблему».
Священник Стефан Домусчи, кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой нравственного богословия Православного института св. Иоанна Богослова, уверен, что России не нужен специальный орган по надзору за животными. «Все правильно, этим должна заниматься обычная полиция. Другое дело, что законы не работают. Приняли закон о курении, и каков результат? Даже на вокзалах курение не пресекается. Стоят люди, ждут электричку, курят. Вышли из электрички – курят. Хотя там, казалось бы, полиция может это контролировать, вокзал же не большая улица. Так же и с животными, - отметил он. - Хозяева, когда выгуливают с ними, не убирают за своими питомцами, и никто их за это не штрафует. И не будет штрафовать. В то, что вдруг начнут это делать, поверить трудно. Поэтому можно создавать какую угодно полицию, но и та, которая есть, могла бы нормально работать, реализуя свои полномочия».
Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, заявил: «Сегодня нам нужно думать, прежде всего, о людях, а не о животных. О том, как улучшить жизнь отдельно взятого человека и народа в целом. Давайте сначала создадим зоополицию, потом будем бороться за права животных, а как же люди? Думаю, этот вопрос должен регулироваться существующим законодательством, создавать новую структуру не нужно».
«На вопрос о проблемах, связанных с домашними животными, я бы ответил словами Антуана де Сент-Экзюпери: "Мы в ответе за тех, кого приручили". Если мы завели животное, обязаны обеспечить его пропитанием и кровом, - убежден отец Филипп, - создавать ему комфортные условия: есть животные, которым комфортно жить в условиях города и квартиры, а есть такие, которые могут жить только за городом. Это ответственность и по отношению к нашим домочадцам – если у кого-то из них, например, аллергия, не нужно заводить домашнее животное, чтобы потом от него избавляться. И еще это ответственность по отношению ко всем окружающим. Как бы хозяин ни любил своего питомца, он не имеет право выгуливать его там, где гуляют дети. Я против, чтобы на пляж, где отдыхают мои дети, кто-то ходил с животными».
«Мне кажется, - продолжил пастырь, - при столкновении в городской среде интересов животного и человека преимущество должно быть у человека. А владелец животного владельца должен принимать участие в формировании городской среды. Если мы против того, чтобы собак выгуливали на детских площадках, значит, должны быть площадки для животных. Это задача, которая не может решаться в ущерб людям. Я категорически против того, чтобы у нас не хватало детских площадок, зато были площадки для животных. Пока у нас не решена эта проблема, бороться за права животных – безумие».
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, считает, что этот «вопрос крайне важный и требует трезвого взгляда». «Я убежден, что эти рассуждения о специальной полиции – отвлекающий маневр. А конструктивное решение состоит в ужесточении ответственности за нарушение существующих правил и в ужесточении самих правил. Правила существуют и находятся в компетенции городских властей, но нарушения этих правил не вызывают у нас должной реакции. Если бы обычная полиция и санитарные службы исполняли свои обязанности, нарушителей подвергали соответствующим штрафам, безнадзорных животных конфисковали и подвергали уничтожению, как и полагается, то поменялись бы и настроения у людей», - полагает отец Макарий.
«Это лишь нарушение общественного порядка, не более того. А пока закон бездействует, человеческий грех вырастает как сорняк. Как только закон начинает действовать, сорняки выкорчевываются, люди начинают вести себя благоразумно. Поделюсь зарубежным опытом. Если в США на улице появляется собака без хозяина, - хоть с золотым ошейником! - ее отлавливают. На ошейнике должен висеть идентификационный номер. По этому номеру устанавливают хозяина и проверяют, оплачены ли налоги. Потом уведомляют, что отловлена собака, с хозяина причитается штраф за выпуск собаки на улицу плюс пени за хранение собаки. Хозяин платит за нарушение и получает собаку назад. Если такой бирки нет, собаку, либо передают в частную организацию, которая расплачивается городу за отлов и содержание собаки, либо, если в течение 48 часов хозяин так и не обнаруживается, собака подлежит уничтожению. Я в США видел много проблем, но бродячих собак не видел», - заключил пастырь.