О гонении на Церковь

Слово протоиерея Александра Шаргунова в день Пресвятой Троицы

Пастырская проповедь 
0
1294
Время на чтение 4 минуты
В праздник Пятидесятницы мы совершаем великую вечерню с тремя продолжительными коленопреклоненными молитвами и приносим наше исповедание веры и наше покаяние пред Господом за себя и за Церковь. Как апостолы в Сионской горнице были малым стадом, ничтожным перед могуществом мира, так и теперь наша Церковь — такое же малое стадо в этом мире. И вся надежда учеников и апостолов была на обещание, данное им Господом при Вознесении. Но мир, окружавший тогда первых христиан, отличался от сегодняшнего мира. Тогда вся иерусалимская площадь около храма Соломона была заполнена морем людей, собравшихся на праздник Пятидесятницы. Этот праздник — день, когда на горе Синайской был дан закон, заповеди Божии. Люди собрались здесь со всех концов света, и разноязыкий говор наполнял все пространство. И все человечество, казалось, ждало какого-то решительного момента. 

Когда апостолы молились, как мы читаем, дом внезапно наполнился шумом с неба, как бы от несущегося сильного ветра. На каждом из апостолов почили разделенные огненные языки, и они исполнились Духа Святого. Это была такая сила новой жизни, что они не могли удержать ее в себе. Их неудержимо влекло к людям, в море народа, чтобы проповедовать о Христе распятом и воскресшем, даром Которого они приняли эту силу. Их проповедь была столь удивительна, что мы не можем себе представить. Весь народ с изумлением внимал богодухновенным, льющимся благодатно, пламенем Духа Святого исполненным, словам апостола Петра. «Что это значит? Мы их знаем — они из Галилеи, люди невежественные. Само имя их презренно и недостойно упоминания. И вот они исполнены такой премудрости и такой силы, которым невозможно противостоять». Апостол Петр говорит, обращаясь к народу, что об этом пророчествовал пророк Иоиль: «Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши» (Иоиль. 2, 29). «Да, знает твердо весь Израиль, — говорит Апостол, — что Бог наш воскресил сего Иисуса, Которого вы распяли». 

Это слово было таким, что многие из присутствовавших там в отчаянии бросились к ногам апостолов, восклицая: «Мужи и братия! Что нам делать?» Те самые люди, которые пятьдесят с небольшим дней назад кричали: «Распни, распни Его!», обращаются к апостолам, потому что с ними Бог, через них действует сила Божия. Их слово — слово Божие, исполненное благодати: «Да покается каждый из вас и да крестится во Имя Иисуса Христа в прощение грехов». И сразу крестилось множество — три тысячи человек. А после второй проповеди уверовали во Христа пять тысяч человек. Так Церковь росла, распространяясь по всему миру — до пределов земли, до конца времен, до наших дней. И благодать Божия достигает нас с вами. 

Мы знаем, о чем сегодня идет речь. Мы видели Духа Святого, Который пришел и вселился в нас, и свидетельствуем, что Он живет в нас. Мы исповедуем веру в Него, познание Его и совершение Его, и откровение Им всего, что Господь исполнил нашего ради спасения. Но мы знаем также, что не все приняли это слово благовестия, этот дар новой жизни. То вавилонское смешение языков, исцелить которое пришел Дух Святой, соединяющий всех в истине и любви, продолжается в истории противостоянием Церкви Христовой. Враги знают, что нельзя ничего сделать с Духом Святым, и нельзя коснуться Христа Воскресшего и снова распять Его. Поэтому они принимаются за Церковь, зная, что здесь — Христос и здесь — сила Духа Божия. 

С самого начала мы видим ожесточенные гонения на Церковь Божию, попытки стереть ее с лица земли. Но скоро враги поняли, что Церковь только крепнет и растет от этих гонений. И тогда, вдохновляемые сатаной, они предприняли усилия разрушить ее изнутри с помощью лжеучений. Через многие испытания проходит Церковь. И в XX столетии мы стали свидетелями тех же самых событий. А в Русской Православной Церкви все это проявилось еще ярче и масштабнее. 

Сатана хорошо усвоил, что гонениями он только умножает число святых мучеников Христовых, которые кровью своею обретают бесценный дар Духа Святого — жизнь вечную. Поэтому сегодня он делает все, чтобы растлить нашу веру, сделать нас «ни холодными, ни горячими» (Откр. 3, 15), чтобы не было в нас этой причастности Духу Святому, Которым единственным спасается всякий человек. «Кто не имеет Духа Христова, тот и не Его» (Рим. 8, 9). И как говорит преподобный Серафим Саровский, весь смысл жизни христианской заключается в том, чтобы личным подвигом покаяния здесь, на земле, стать причастным Пятидесятнице Христовой — с тем чтобы не лишиться ее в блаженной вечности. И страшнее всего — равнодушие к истине, особенно когда она подвергается нечестивым нападкам. Не происходит ли это, когда мы смотрим безучастно на попытки массового растления людей, на проникновение его даже в Церковь? 

Принося коленопреклоненное покаяние перед Святой Троицей, будем, прежде всего, молить Господа о прощении тех грехов, которые угрожают сейчас гибелью всему человечеству. Это грехи гнусного, как говорит апостол Петр, корыстолюбия, разврата мерзкого и себялюбия. То, что открыто противится любви Божией, то, что есть корень всех зол, и то, что отвергает тайну жизни, тайну человеческой личности как вместилища Духа Святого. Если кто-то из нас хотя бы в малой степени причастен этим грехам — которые, по слову святителя Феофана Затворника, все больше становятся в мире нормой, — пусть осознает, какое он должен принести покаяние. Будем сознавать себя виноватыми во всех грехах, которые исповедуем мы каждодневно, когда читаем молитву Духу Святому. Дух Святой, Который называет нам эти грехи, знает, что они в нас есть. Если мы слепы к ним и не приносим покаяния, то нет в нас надежды на причастность Духу Святому, жизни истинной. Наше покаяние сегодня и всегда должно быть таким, чтобы мы увидели наш грех и поняли, что он означает Крест Христов, смерть Христову, тайну Его Воплощения, тайну Его страдания и Воскресения. Только через видение этого можем мы стать причастными Духу Святому. Таким должно быть покаяние, чтобы открылась нам любовь Божия, явленная Христом в Его Воплощении, на Его Кресте, чтобы мы узнали любовь Отца Небесного к нам и Духа Святого, животворящего нас этой любовью. 

Будем сознавать себя, как первые ученики, обществом особым, отдельным от всего мира, не сливающимся с ним. Мы отличаемся от всех людей тем, что имеем в себе новую жизнь, крепость Божественную, соль, которая освящает всю нашу жизнь здесь, на земле, и без которой распадается все на свете. Через нас Господь все хранит, и от нас зависит все, что будет дальше, в том числе — с нашими близкими. 

Только тогда, когда нам на самом деле открывается благодать Христова, узнаем мы превосходящую всякое разумение милость Божию и крепость Божию. И если в нас будет верность истине Христовой, строгость личной нашей жизни, чувство ответственности, личной и общей, за судьбы всего мира, в покаянии и молитве, Господь одолеет всех врагов наших. И может быть, Он приведет многих из них к Церкви Своей святой, как некогда гонителей Христовых, и они будут восклицать: «Мужи и братия, что делать нам?» 

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

13. М.Яблокову

Господин М.Яблоков! Если Вы слушаете проповеди пятидесятников, что тогда Вы делаете на РНЛ? Здесь общаются ПРАВОСЛАВНЫЕ, ведь сверху указано: Православие Самодержавие Народность. А я как раз многократно слушала выдающихся проповедников современности, имею четкое представление, поэтому есть с чем сравнить. Со своей стороны подчеркну только, постарайтесь правильно понять, что прокомментировано мной и почему этому уделено внимание. Жаль, что у Вас не оказалось других аргументов, кроме "проповедей пятидесятников". Ознакомьтесь с историей проповедничества Русской православной церкви, прочитайте о великих проповедниках, тогда, возможно, Бог вразумит Вас и Вы правильно поймете прочитанное. Ещё можно послушать (или почитать) проповеди выдающихся православных священнослужителей, которые давно покинули наш мир. Например, о. Павла Флоренского или о. Анатолия Жураковского и др. Вспомните, как в начале 1920-х гг. коммунистами были учреждены так называемые диспуты атеистов и православных священников, на которых победоносно и убедительно звучало православное СЛОВО. И диспуты отменили, так как у ведущих атеистов не хватило духу противостоять тем великим проповедникам. Сегодня же не хватает именно такого огня! И если бы сейчас восстановить такие диспуты, думаю, мало бы нашлось достойных ораторов, побеждающих словом...
Лукьяновская / 07.06.2015, 13:55

12. Ответ на 11., Лукьяновская:

Вам к пятидесятникам надо. Вот там проповеди вам понравятся! :))
М.Яблоков / 03.06.2015, 20:32

11. Ответ единомышленнику

Спасибо за понимание! Слава Богу, что не перевелись ещё русские горячие православные сердца. А все эти комментарии как раз и являются ярким свидетельством оскудения веры, непонимания актуальности проповедничества, а ведь Христос постоянно говорил проповеди своим ученикам. Теперь это никому не надо. Вот постоял на службе, по мнению М. Яблокова, — так и возрадуйтесь все, а с чем пришёл в храм и с чем вышел — не ваше дело. Зато, как ему самому показалось, горел. А проповедь сравнивать с прелестью... Не встретился ему достойный проповедник, иначе он бы понимал, о чём речь.
Лукьяновская / 03.06.2015, 18:02

10. Re: О гонении на Церковь

Комсомолка Ксюша Собчак, говорят, продолжает славное дело......
Lucia / 02.06.2015, 12:21

9. Ответ на 4., Лукьяновская:

Сложилось впечатление о непонимании или даже примитивном восприятии.

Ну о невнимании говорить не приходится - при невнимании не было бы комментариев вообще. А примитивное реагирование .... знаете ли, чем острей и драматичней ситуация - тем проще и быстрей реагирование.
Лебядкин / 02.06.2015, 11:39

8. Ответ на 7., Lucia:

Да, бывает, службу сокращают, проповедь удлиняют...

Вот-вот. Главное - это словоблудие, а не молитва...
М.Яблоков / 01.06.2015, 12:13

7. Ответ на 5., М.Яблоков:

"Куда запропастились проповедники? Где горение сердца?"Если совершается традиционная служба, то никакая проповедь не нужна. На Афрне вообще никто не проповедует. А "горение сердца", если это не прелесть, конечно, не в проповеди проявляется.

Да, бывает, службу сокращают, проповедь удлиняют...
Lucia / 01.06.2015, 12:01

6. 4. Лукьяновская

Вы правы. С горечью констатирую. Самое же отвратительное - "приватизация" церквей со всеми вытекающими отсюда последствиями...

5. Ответ на 4., Лукьяновская:

"Куда запропастились проповедники? Где горение сердца?" Если совершается традиционная служба, то никакая проповедь не нужна. На Афрне вообще никто не проповедует. А "горение сердца", если это не прелесть, конечно, не в проповеди проявляется.
М.Яблоков / 31.05.2015, 22:16

4. Cнова о гонении

Первые комментарии не вызвали ни малейшего интереса, не ясно, что прокомментировано. Сложилось впечатление о непонимании или даже примитивном восприятии. Но не об этом речь. Предлагаю подискутировать на тему о гонениях "изнутри", невольно (или вольно?)создаваемых яркими представителями современного духовенства. Сегодня праздник Святой Троицы и, как известно, в храмах звучат молитвы, читаемые только один раз в год. Текст их на слуху с детства, но, как оказалось, прочитать их можно совсем не молитвенно, а как художественное произведение. Именно такое чтение замечено в храме Всех Святых на Соколе. Очень удивило чтение настоятеля отца Василия. Интонационные ударения почему-то прошли мимо таких слов, как "призри", "не остави", зато громогласно прозвучали слова "в старости" и "предстоящия люди". Разве в таком тоне мы должны обращаться к Всемогущему Богу? Да и во время литургии молитвы священника в алтаре заглушали песнопения "Иже Херувимы...", "Тебе поем..." и др. Какая необходимость в таком громогласии? А как же молиться, когда хор — не слышно, священнические молитвы — незнакомы, да и не нужно знать простому смертному их содержание. Под куполом храма должно парить песнопение, общение с Богом в алтаре — быть тайным, ведь неспроста придумали иконостасы. Молитва должна идти из души тоже тайно, а значит, богоугодно. Так вот, не это ли один из вариантов гонения? Такого незаметного и завуалированного. Только уже конкретно на членов Церкви. К тому же и Шестопсалмие на Всенощной в этом же храме звучит всего 5 мин. Да это же не молитва, а демонстрация достигнутой скорости чтения Псалтиря! Выходит, храм, а молитвы в нём, можно сказать, практически нет. Выводы делайте сами. А представители духовенства пусть задумаются. Согласитесь, такое нужно искоренять. Кстати, праздничная проповедь священника тоже удивительная — такой себе ответ ученика перед учителем. Куда запропастились проповедники? Где горение сердца? Ведь сегодня День рождения Православной Церкви!! Далеко на рядовой праздник. Ещё в 1976 г. в Троице-Сергиевой лавре ректор МДА епископ Владимир сказал такую проповедь на этот праздник! До сих пор в памяти!
Лукьяновская / 31.05.2015, 19:00
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Чудо человеческой любви
Слово в день зачатия прав. Анной Пресвятой Богородицы
21.12.2024
Неужели мало спасающихся?
Евангелие субботы (Лк, 72 зач., 13, 18—29)
21.12.2024
Перед лицом открытого противостояния
Евангелие пятницы (Лк, 108 зач., 21, 37—22, 1—8)
20.12.2024
Церковь всегда будет нуждаться в таких пастырях
Слово в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских
19.12.2024
Искусство жить или неумолимое требование
Евангелие, читаемое в дни памяти святителей (Лк, 24 зач., 6, 17—23)
19.12.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Для чего святые творят чудеса?
Слово в день святителя и чудотворца Николая
18.12.2024
Восстанет народ на народ и царство на царство
Евангелие среды (Лк, 104 зач., 21, 5—7, 10—11, 20—24)
18.12.2024
Радость о Господе среди скорбей
Слово в день памяти святителя Геннадия Новгородского, преподобного Иоанна Дамаскина и великомученицы Варвары
17.12.2024
Зло еще не раскрылось до конца
Евангелие вторника (Лк, 106 зач., 21, 12—19)
17.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О здравом смысле бытия
Новый комментарий от Игорь Бондарев
21.12.2024 16:09
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от АБС
21.12.2024 16:08
«Мы можем и должны остановить своё вымирание»
Новый комментарий от учитель
21.12.2024 16:00
У них всё возможно
Новый комментарий от Александр Волков
21.12.2024 15:51
С падением Сирии наступают последние времена?
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
21.12.2024 14:27
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от kuzanez
21.12.2024 14:27