Что значит быть слепым от рождения

Слово протоиерея Александра Шаргунова в Неделю о слепом

Пастырская проповедь 
0
736
Время на чтение 4 минуты
Христос воскресе! 

Понимаем ли мы, что значит быть слепым от рождения, жить всегда в беспросветной тьме? От этого нельзя убежать — нет ничего и никого, и есть только тьма без конца, за которой вечная тьма после смерти. 

«Кто согрешил, он или родители его»? — спрашивают с тревогой ученики Господа о человеке, слепом от рождения. Все беды связаны с грехом, даже землетрясения, наводнения и засухи — из-за наших грехов. И есть таинственный закон правды, по которому наказание за грехи бывает до третьего и четвертого рода, а милость Божия праведнику простирается в тысячу родов. Однако закон этот всегда — сокровенный и таинственный, и мы должны остерегаться делать прямолинейные выводы. Разве напрасно сетует Екклесиаст, что столь часто праведники претерпевают бедствия, а нечестивые благоденствуют! Здесь — точка преткновения для очень многих людей, не только для вчерашних профессиональных атеистов, отрицающих существование Бога из-за страшных страданий и несправедливости в мире, хотя в самом их возмущении можно увидеть порой добрую слепоту, неосознанное стремление к Богу. Наше желание совершенства, высшей справедливости есть уже некий свет Божий внутри нас. 

«Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии», — говорит Господь. И это не значит, что кто-то из людей рождается безгрешным, а значит, что Бог бесконечно милостив. Высший Промысл Божий — приобщение Богу, и он может касаться пути человека, начиная с самых глубин рождения. «Бог наказал его», — выносят скорый приговор равнодушные окружающие, не видя, что Господь посетил его или, иначе сказать, — с особенной любовью взглянул на него. Как говорит блаженный Августин, мы видим, потому что Бог видит нас. Бог видит нас, и Он хочет, чтобы мы видели Его. 

Один тяжелобольной молодой человек рассказывал, как в детстве он был благочестивым мальчиком, часто ходил в церковь, и ему дано было узнать, что такое благодать, как милостив Господь. Но потом с ним случилась беда — он упал с дерева и был навсегда парализован. Вначале это было невыносимо страшно — он был большой и сильный, стыд и гнев закипали в нем. В течение месяцев он оскорблял Бога. То что с ним произошло, он понял через молитву. Однажды он сказал себе: «До этого несчастного случая я знал, что Бог меня любит, что же изменилось сейчас?» И постепенно начал все осознавать. Ему стало совершенно ясно, что Бог коснулся его лично и хочет что-то сказать ему через эту болезнь. И он молился, чтобы войти в мысль Божию о нем, и увидеть, что он страдает не зря. Тогда ему стали открываться грехи, в которых он жил. Ему надо было их познать — это то, что удаляло его от Бога. Может быть, кто-нибудь скажет: «Какие у мальчика могут быть особенные грехи?» Но мы знаем, что святые, по мере приближения к свету Христову, все более оказываются способными видеть свою греховность. Иногда он говорил Господу: «Если я, исцелившись, вновь начну удаляться от Тебя, я предпочитаю не исцеляться». Даже смерть была ему уже не страшна. В конце концов, она не есть настоящее зло, она дает нам возможность идти к Богу. 

Если бы знал человек, говорит преподобный Серафим Саровский, что значит увидеть Бога, то согласился бы идти к Нему через любую тьму. Страдания бывают различные, но самое ужасное — страх, что ты навсегда лишишься Божественного света, потому что уже не чувствуешь связи с Богом. Многие думают, что путь к Богу — весь сияние, мир и радость. Но Бог, дав однажды увидеть свет, испытывает душу. Одно дело — принять Бога в Его личном откровении, с радостью и ликованием, и другое — идти, как Бог ведет, пока душа не научится со смирением отвечать на волю Божию. Сияющий свет, который открыл чудесный мир, тускнеет, несмотря на все наши усилия сохранить верность Господу, и все, что остается, — это вера. Это испытание может быть долгим, иногда перемежаясь с краткими утешениями, после которых душа может погружаться в еще больший мрак. В некоторых случаях эта тьма может быть связана с неблагоприятными внешними обстоятельствами: несчастный случай, разлад в семье, болезни, полная неудача в делах. И здесь возникает соблазн — объяснить нашу тьму внешними трудностями. Мы должны проникнуть гораздо глубже, чем скорби земного существования, если хотим преодолеть тьму души. Только так может открыться тьма Богооставленности распятого Христа, без которой нет света Воскресения. Только на этом пути возможно подлинное прозрение души в ее способности оставаться с Господом, какими бы непереносимыми ни были внешние обстоятельства, в ее способности сострадания ко всем во тьме и сени смертной сидящим. 

Мы живем в такие времена, когда нам дается узнать особенные скорби: вечная тьма, то есть самое мерзкое зло, которое скрыто угрожает душе, пока она до конца не освободится от греха, совершенно открыто присутствует сегодня во внешнем мире. Наступает ночь — как говорится, «уже позже, чем кажется». Миллионы людей рождаются слепыми — их ли вина или их родителей, что они рождаются и живут всю жизнь во тьме безбожия? И сегодня все делается, чтобы эта самая страшная слепота была как бы естественной для человека. 

Видя слепорожденного, Христос не подчеркивает связи между грехом и слепотой, как Он это обычно делал. Он говорит, что это произошло, чтобы явилась на этом человеке слава Божия. Что нам делать, как Бога молить, чтобы быть присутствием Христовым в мире, чтобы слава Божия открылась людям? Когда жизнь наносит нам страшные удары, мы должны показать миру, как христиане могут жить, и как, если надо, — умирать. 

Никто не может прозреть, никто не может видеть без света — исцеляет только свет, только любовь. «Доколе Я в мире, Я свет миру», — говорит Христос, и мы должны быть, по дару Его, светом мира, чтобы другие прозрели. Однако никто из нас не может стать светом, пока не пройдет через собственную тьму, силясь одолеть ее — до конца, до тьмы креста, в которой тьма всех от века слепых, до тьмы Креста Христова, и значит — до света Креста Его и Воскресения.
 
Один взгляд Христа исцеляет — если бы ты только мог посмотреть Ему в глаза! И твой брат, твой ближний — как он прекрасен, если бы ты только мог видеть! Если бы ты мог прозреть, и в каждом лице человеческом узнать Христа святое Лицо!
 
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Тайна скорого услышания
22 ноября — празднование иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.2024
Дом, который оставляет Христос, становится пуст
Евангелие пятницы (Лк, 73 зач., 13, 31—35)
22.11.2024
Знамение нашего спасения
20 ноября — празднование иконы Божией Матери «Взыграние Младенца»
21.11.2024
Силоамские башни не перестают падать
Евангелие четверга (Лк, 70 зач., 13, 1—9)
21.11.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
«Законодательством, полицией, налоговой инспекцией мир не исцелим»
Человек не должен лениться, но нельзя трудиться постоянно без отдыха и молитвы
23.11.2024
С нами больше, чем с ними
21 ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
20.11.2024
«Почему Шнеур Залман не призывал молиться за победу французского оружия?»
У Наполеона была идея создания еврейского государства в Эрец Израэль на сто пятьдесят лет раньше, чем это совершилось
20.11.2024
Меч рассекающий
Евангелие среды (Лк, 69 зач., 12, 48—59)
20.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 20:09
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 19:52
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06