Как сообщалось, Законодательное собрание Санкт-Петербурга подготовило пакет поправок в федеральные законы, которые в ближайшее время будут внесены в Госдуму РФ. В комитете Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов отметили, что инициатива основана на идее увеличить налоговые доходы государства и обязательно будет рассмотрена на заседании комитета.
Предлагается, в частности, ввести уголовную ответственность за тунеядство, для чего внести в Конституцию РФ положение, что труд – не только право, но и обязанность каждого гражданина. «Уклонение от трудоустройства (занятости) свыше шести месяцев при наличии подходящей работы наказывается исправительными работами на срок до одного года либо принудительными работами на срок до одного года», - такой поправкой предлагают дополнить УК РФ депутаты Заксобрания Санкт-Петербурга. Подходящей считается работа, которая соответствует уровню квалификации работника, условиям последнего места работы, состоянию здоровья и транспортной доступности рабочего места.
Не будут считаться тунеядцами граждане до 18 лет, инвалиды, родители детей-инвалидов, женщины с детьми в возрасте до 14 лет, священнослужители и ряд других категорий граждан. При этом «теневые» работники, не оформленные должным образом, попадают под понятие тунеядцев.
«Как вы относитесь к идее петербургских депутатов? Какие последствия может иметь принятие такого закона?» - с такими вопросами корреспондент
Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, напомнил, что в
СССР был такой закон.
«Государство заставляло человека трудиться. Петербургские депутаты, вероятно, вспомнили об этом, посмотрев на пример Белоруссии. Но многие не работают не потому, что не хотят – просто негде. Они уезжают в
Москву, в Санкт-Петербург, да и там их зарплаты порой хватает лишь на то, чтобы прокормиться, одеться и оплатить квартиру. Я считаю, если у людей нет там жилплощади и перспектив ее получить, можно предложить им работу "на земле" в регионах. Это будет трудом во благо Родины. В Оренбурге, например, земли много. Можно выдавать от одного гектара до ста, запретив продавать эту землю. Если человек честно трудился на ней какое-то время, часть этой земли – к примеру, площадью до одного гектара - можно передавать собственность. Думаю, так можно будет обеспечить работой всех, кто в ней нуждается – многие уезжают из своих городов в мегаполисы, потому что не могут ее найти. Правда, как научить трудиться в поле жителей больших городов, я себе не представляю. Все же думаю, научатся. А потом, возможно, захотят остаться там навсегда», - подчеркнул владыка.
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, отметил, что, видимо, петербургским депутатам стало тоскливо жить, поэтому они и придумывают такие причудливые законопроекты, не вызывающие ничего, кроме улыбки.
«Если депутаты действительно хотят увеличить доходы государства и уменьшить расходы, скорее, следует подумать, как обеспечить людям доступ к "длинным и дешевым" деньгам, чтобы сделать экономическую активность населения легальной. Но этого не добиться такими странными проектами. Возможно, депутаты больше думают о своей занятости - если что-то нужно контролировать, значит, нужны и контролеры. И все же надеюсь: этот пример их законотворчества - лишь форма эмоциональной разрядки, которая, безусловно, нужна в наше сложное время. Но энергию все же следует применять в другом направлении: создать новые экономические возможности, чтобы люди могли легко ими воспользоваться, и если уж не устроиться на работу, которую им предлагают, то "придумать" себе работу и занятость», - заключил он.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, считает, что государство всегда стремится всех построить, подчинить, упорядочить налогообложение.
«Но мне представляется, что тут предлагают опять бороться с собственным народом. На народ перекладывают проблемы, которые должно решать государство. Вы обеспечьте нормальную экономическую ситуацию, чтобы налогообложение было не драконовским, чтобы работодателю не было выгоднее избегать налогов и платить зарплату в конвертах. Разберитесь со всеми этими откатами, взятками, распилами и прочей коррупционной отягощенностью. Нормализуйте все, чтобы было честно, прозрачно, по-человечески и тогда, пожалуйста, вводите драконовские методы против тех, кто нагло и сознательно уклоняется от уплаты налогов или не хочет работать из-за лени, а не потому что в условиях сложной экономической ситуации так проще выживать. Тогда такие меры будут оправданы», - заключил священник.
Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, отметил, что трудовые отношения в цивилизованном государстве должны находиться в правовом поле.
«Конечно, недопустимо, когда предприятие уклоняется от налогов, не оформляя своих сотрудников или занижая размер их заработной платы – впоследствии это сказывается на размере пенсии. Однако с теневым рынком труда необходимо бороться напрямую, - например, усиливая ответственность работодателей. Введение статьи за тунеядство вызывает очень неприятные ассоциации с советской эпохой. Согласно нашей Конституции труд – право человека, а не его обязанность, и стремление государства увеличить налоговые доходы не должно приводить к таким мерам, как возвращение уголовного преследования за тунеядство или введение налога на бездетность. Кстати, истории известны примеры более странных налогов и законов. Например, в средние века в Англии появились законы против нищих, которых объявляли иждивенцами и заключали в работные дома. У нас, по сути, предлагают то же самое – приговаривать к исправительным работам людей, по разным причинам нигде не работающих», - заключил о. Серапион.
Священник Стефан Домусчи, кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой нравственного богословия Православного института св. Иоанна Богослова, напомнил слова апостола Павла: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь».
«Каждый должен трудиться по мере своих сил, таланта, который дал Господь Бог. Человек не может ничего не делать, не приносить пользу обществу, проедая при этом чьи-то деньги. Если такой человек был монахом, его выгоняли из монастыря, указывали ему недостойность поведения, если просто верующий христианин - призывали к работе. Все люди должны чем-то заниматься, - но это вопрос совести, а не административного наказания или уголовного преследования. Каждый должен понимать: просто так есть хлеб неправильно. Вопросы совести невозможно втиснуть в законодательство – ни в административное, ни в уголовное. Кроме того, нужно понимать: не всякий, кто работает, оформлен официально. И, напротив, не всякий, кто официально где-то числится, на самом деле работает. Если речь идет о необходимости обязательного официального оформления, должны быть созданы условия труда, достойная заработная плата. Многие не могут найти достойной работы. А кто-то и не желает искать. Чего мы хотим, если по телевизору нам показывают тех, кто живет, купаясь в роскоши, ничего при этом не делая? Какие герои на экране, такие и идеалы в жизни. Пока в фильмах и передачах в качестве тех, кто живет достойно, не будут показаны честно трудящиеся люди, никакие законы не помогут», - заключил священник.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, скептически относится к этой инициативе.
«К какому тогда классу отнести, например, домохозяек, у которых дети, допустим, уже выросли и превысили возраст 14 лет? Мою жену, наверно, тогда посадят в тюрьму, потому что она не работает, зато она готовит пищу для нас, стирает, моет и приводит все в порядок. Это неперспективная инициатива, не за то берутся. Пускай лучше эффективнее работает производство, больше создают особых условий и возможностей для людей, производящих новый продукт, а не просто перепродающих. В общем, есть масса иных способов улучшить экономические показатели. Тем более, в ближайшее время они сами собой начнут улучшаться: на Ближнем Востоке постоянная война, цена на нефть начнет расти, и все успокоятся. А принудительные работы за тунеядство – это смешно. Нарушители будут улицы мести? Расходы на веники превзойдут экономический эффект от закона!» - восклицает он.
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, выступает против введения таких законов. Разве люди, которые получают «зарплаты в конвертах», в этом виноваты? Они устраиваются на работу на тех условиях, которые им предлагают. Я знаю многих, кто получает «серые зарплаты», при этом обеспечивают пропитание себе и своей семье. Их что, нужно приравнять к тунеядцам? Это неправильно, считает священник.
«Можно понять и предпринимателей: если они будут работать прозрачно, ничего не скрывая, их предприятие обанкротится. Думаю, необходимо вносить коррективы в нашу систему налогообложения. А вообще депутатам следовало бы решать более насущные проблемы. Они должны быть помощниками президента, а не удовлетворять свои амбиции. В основе закона должна быть жизнь, а этот законопроект нежизнеспособен», - заключил он.