Федеральное министерство строительства и ЖКХ предлагает направлять в государственную собственность обнаруженные драгоценности в ходе планируемой массовой кремации останков из заброшенных могил, сообщает
Regions.ru.
Напомним, что Министерство
предлагает кремировать останки из заброшенных могил. Ведомство приблизительно оценивает площадь заброшенных захоронений в 18–25 тыс. га. Эксперты в области похоронного дела говорят, что это могут оказаться десятки миллионов могил.
При этом специалисты даже приблизительно не берутся оценить возможное количество драгоценных камней, золотых и серебряных украшений, других ценностей, которые находятся в данных захоронениях. В самом Минстрое РФ заметили, что сегодня не представляется возможным провести оценку возможных выявленных ценностей ввиду отсутствия статистических данных.
В Православии как минимум принято хоронить покойника с нательным крестом. Как правило, покойному вкладывается икона в руки. Некоторых хоронили с орденами, представляющими порой немалую ценность. На покойнике обычно оставляют обручальное кольцо, остаются и золотые коронки на зубах.
Разработанный Минстроем России законопроект «О похоронном деле в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» определяет брошенное место захоронения как место захоронения, в отношении которого отсутствует информация о захороненном(ых) в нем лице(ах), находящееся в течение длительного времени в ненадлежащем состоянии, имеющее признаки разрушения намогильных сооружений (надгробий), признанное таковым в установленном порядке. Соответственно, обнаруженные при перезахоронении культурные ценности, ввиду отсутствия данных о захороненном, а также о лицах, ответственных за захоронение, поступают в государственную собственность в соответствии с гражданским законодательством, — рассказали газете «Известия» в пресс-службе Минстроя РФ.
Статус заброшенных могилы будут получать по решению суда, после заключения специальной региональной комиссии, в которую войдут уполномоченный орган в сфере похоронного дела, представители прокуратуры и санэпидемнадзора. Освобождаемые площади заброшенных могил министерским законопроектом предлагается использовать для новых погребений.
Эта новость вызвала, в частности, такие комментарии на сайте «Известий»:
«Моя бабка, мать отца, была убита солдатами НКВД/ГПУ 23.12.1925 года. При допросе, т.к. ее отец был царским офицером (убит во время русско-японской войны, в 1906 году). Рядом лежит ее мать (умерла 04.04.1934 г.). Я бы ухаживал за могилками, но во время войны были сожжены все кресты и кто где лежит - этого никто не знает (т.е. остались лишь холмики земли). Не надо трогать мертвых! По разным причинам у людей могут быть возражения в отношении мародерства захороненных. Бабка имела при себе нательный крестик. Ей было 20 лет, и хоронила ее мать, муж (мой дед) и многочисленные родственники. Мир праху моих родных!»
«Всё-таки, я думаю, человек своим трудом и подвигом заслужил два куба покоя и уважения - неважно, помнят о нем родственники или нет».
«Государство решило пойти по скользкой тропке "грабителей могил"? Мало того, что нас при жизни буквально "выдаивают", так еще и после смерти обобрать решили? Тогда чего уж мелочиться: давайте отменим похороны вообще. Станем перерабатывать покойников на удобрения, мыло, кожу на абажуры и так далее - чем там еще гитлеровцы в концлагерях промышляли?»
«Как бы вы прокомментировали планы Минстроя? Не кажется ли вам безнравственным такое обращение с усопшими?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, отметил, что он против того, чтобы тревожить покой усопших.
«И нехватка земли не должна быть предлогом для подобных действий. Например, у нас в Рязани находится могила генерала Скобелева - известный герой войны, великий военачальник. Его могила была заброшена в советский период. Но пришло время, и все восстановили, вспомнили, что это замечательный воин и герой. А если взять многие старинные могилы дворян и крестьян, где похоронен целый род? Я бы осторожнее относился к подобным вопросам, тем более в России уж земли-то предостаточно», - продолжил он.
По словам священника, думая об удобствах для ныне живущих горожан, мы можем утратить память о прошлом, и будущие поколения останутся лишенными духовных основ. Как во «Мцыри» Лермонтова: «Я видел у других Отчизну, дом, друзей, родных, а у себя не находил не только милых душ - могил!»
«А кто гарантирует, что среди останков, которые будут предавать сожжению, не окажется мощей святых, например? Надо к этим вопросам относиться с осторожностью и всячески сохранять нашу память, а могилы – это же память. И отношение к могилам - это уровень нравственности народа. Законодатели пишут сейчас законы, как им заблагорассудится, и руководствуются не высокими соображениями, а исключительно каким-то секундным желанием. Но так они могут навлечь на себя гнев людей, души которых находятся, может, в раю, а тела покоятся в земной обители. Тем более, как правило, люди просят, чтобы их похоронили в конкретном месте. Так что по возможности не тревожьте прах предков», - заключил о. Сергий.
Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, отметил, что у нас большая страна и неосвоенных земель – даже не сотни, а миллионы гектаров.
«Можно понять людей, которые хотят быть захороненными вблизи своего жилища - там, где уже есть престижное или обустроенное кладбище. И трудно смириться с тем, что личные вещи похороненного любящими родственниками человека, принадлежащие ему одному, кто-то будет осматривать, отбирая ценные. Мне кажется, это кощунство. Усопшие ведь не завещали вскрывать могилу через сколько-то лет? Если бы у нас, как в Европе, заключались договоры – к примеру, родственники не оплачивают аренду земли, и через 30 лет усопших изымают и кремируют, - другое дело. Но там это оговорено заранее. А пока, я считаю, никакого права тревожить прах усопших, тем более присваивать драгоценности, личные вещи ни у муниципалитета, ни у федеральных властей нет – этического права. Стройте новые кладбища, вкладывайте в них деньги, обустраивайте их и хороните усопших там. А к старым кладбищам нужно относиться почтительно, благоустраивать их: это память народа, а не пещера с сокровищами», - подчеркнул священник.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, заявил, что идея, по меньшей мере, странная, вряд ли она найдет поддержку и одобрение у наших соотечественников.
«Мне кажется, эта инициатива откроет потрясающие возможности для злоупотреблений - да просто легализует гробокопательство, поиск драгоценных вещей в могилах усопших. Такие инициативы мне кажутся антинародными и антигосударственными», - продолжил он.
Почему-то, отметил о. Александр, у нас не называют авторов этих странных предложений. Говорят: «в таком-то министерстве есть сотрудники, которые выступили с инициативой». Почему их не называют? До сих пор с гордостью мы произносим «столыпинские реформы». «А эти люди почему прячутся? Пусть тоже назовут свои имена!» - подчеркнул священник.
Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, считает, что это идиотизм. Чиновникам нечем заняться? Закон о похоронном деле еще не принят, и, насколько помнит священник, речь шла о том, чтобы «подселять» недавно усопших к уже лежащим.
«А сегодня речь идет уже об изъятии драгоценностей. У меня ощущение, что этим кто-то спекулирует, пытаясь столкнуть между собой политические силы и вызвать бурную общественную реакцию. Какой здравомыслящий человек может поддержать идею об изъятии материальных ценностей у усопших? Это даже не кощунство - святотатство. Так поступали большевики - глумились над мощами святых и изымали ценности. Мы хоронили усопших с крестами и Евангелиями, инкрустированными драгоценными металлами и камнями. А сегодня хотят уподобиться людям, которые вели идеологическую войну с Церковью. Это осквернение памяти усопших. Деньги, вырученные таким способом, будут плохо пахнуть. Я не знаю, что бы сделал, если бы подобное сотворили с кем-то из моих родных и близких, ушедших в мир иной. Думаю, это вызовет волну народного протеста, и чиновникам, выступающим с подобными инициативами, не поздоровится. В регионах проблемы с местами захоронений нет. Да и вообще, у нас в России много свободных земель. Если есть проблемы в
Москве и Санкт-Петербурге - выделите место для захоронений в области в 20-30 км от города, обустройте его и хороните там. На Руси существовал такой обычай: убирать на Радоницу не только могилы своих предков, но и соседние. Думаю, православные могли бы таким способом сказать «нет» этому предложению», - заключил о. Святослав.
Священник Михаил Артеменко, клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области, психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное, отметил, что такое обращение с усопшими ему кажется безнравственным, даже если это безвестная могила на заброшенном кладбище.
«Мы должны чтить места захоронения. На дореволюционных кладбищах, думаю, таких могил много. Мы знаем: самоубийц, некрещеных людей на кладбищах не хоронили, там покоятся усопшие православные христиане. Возможно, среди них есть святые. И мы так будем относиться к их останкам? В нашей стране хватает места, чтобы хоронить людей. Думаю, не составит труда установить на заброшенном кладбище общий памятник, общий крест. Открыть учреждение вроде похоронного бюро, сотрудники которого следили бы за сохранностью могил, ухаживали за ними. Относиться к усопшим нужно по-человечески, независимо от того, когда они умерли, что с ними произошло, есть ли у них родственники. На их месте рано или поздно будем мы», - заключил священник.
Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, отметил, что он, будучи архитектором-реставратором, знает, как поступали с заброшенными могилами и кладбищами.
«Раньше усопших часто хоронили вокруг соборов, которые затем прирастали территориями, и на месте могил оказывались стены приделов, пристройки. Как поступали в таких случаях? Останки собирали и делали костницу, куда складывали кости. А надгробные плиты могли использовать при строительстве храма. Так, например, сделали на территории Данилова монастыря - в ходе реставрационных работ останки умерших были собраны в костницу, и над ней построили часовню. Усопших не сжигали – трупосожжение не православный, а языческий обычай. Ну а что касается найденных драгоценностей - не знаю, как тут быть. Те, которые мы находили в ходе реставраций, отдавали в музей или оставляли на покойных – никто, например, не спарывал золотые пуговицы с одежды. Брать у покойника - все равно брать чужое. Усопшим нужно отдавать дань уважения. Редкие интересные вещи можно отдать в музей, а нательные крестики, колечки и сережки забирать, мне кажется, некрасиво», - подчеркнул о. Петр.
Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, отметим, что мы видим жадность и алчность людей, которые не останавливаются ни перед чем.
«Сначала они заберут у усопших драгоценности, а что потом? Как предположил один из оставивших комментарий, предложат перемалывать кости на муку для удобрений? Такое вполне возможно, если у людей в глазах одни доллары. Им могут прийти на ум и более фантастические идеи. У меня замирает сердце от таких ужасных предложений. Наверняка так будут поступать с простыми, никому не известными тружениками. Но они тоже жили, любили, страдали, и к их памяти нужно относиться с уважением! Почему у нас всегда такое ужасное отношение к простым людям? Я никогда не поддержу предложение разорять могилы, и рад, что есть люди, разделяющие мою точку зрения. Быть может, вместе нам удастся достучаться до чиновников», - заключил священник.
Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, напомнил канонические правила, которые говорят: тело усопшего, которое в наших богослужебных текстах называют мощами, должно быть погребено.
«Это святыня, это то, из чего должен воскреснуть человек - а мы ожидаем всеобщего воскресения. В эти послепасхальные дни об этом уместно вспомнить. Я не стал бы давать резкие оценки инициативе законодателей – думаю, они руководствуются не экономическими соображениями, не извлечением прибыли. Это, несомненно, будет убыточным предприятием. Думаю, законодателями движет другое: забота о ныне живущих, которым тоже предстоит отойти в мир иной. Для их погребения тоже будут нужны места. К сожалению, мест в крупных городах России, - например, в Москве, - и правда не хватает», - продолжил о. Димитрий.
По его словам, всякая попытка решить эту проблему, руководствуясь экономическими соображениями, безнравственна, и напоминает экспроприацию церковных ценностей, которую проводили большевики, желая унизить Церковь, ограбить ее, прикрываясь насущными социальными проблемами, - например, голодом в Поволжье. Конечно, экономически затея себя не оправдала - ценностей у Церкви оказалось не так много, как предполагали большевики, и «выручка» от этого безнравственного дела едва-едва покрыла затраты на проведение экспроприации, отметил священник.
«В большинстве христианских могил никаких ценностей нет. В отличие от язычников, считавших, что человеку для загробной жизни необходима утварь, оружие, драгоценности, христиане относятся к погребению по-другому. Мы понимаем: человек в загробную жизнь не унесет с собой ничего. Ценности могли быть у людей весьма обеспеченных, чьи могилы и сейчас, наверное, представляют собой историческую ценность и поэтому не могут быть разрушены. А большинство покойных были бедными людьми, у которых не было ни золотых нательных крестов, ни коронок», - заключил он.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, отметил, что, конечно, это безнравственно и духовно небезопасно.
«Я, конечно, не верю всяким суевериям, - что если дом построить на могиле, то покойники замучают жильцов и так далее. Это оставим голливудским фильмам ужасов. Но все же так лучше делать: даже по санитарным нормам на кладбищах нельзя строить, не говоря уже о нравственной стороне вопроса. А если нашли чье-то погребение, то после исследования археологов останки надо перезахоронить на действующем кладбище, а не вытаскивать золотые зубы у покойников. Да, например, при храме в деревне территория маленькая, а кладбище, как правило, существует давно. Но все равно не надо лезть в чужую могилу. Если родственникам негде захоронить, то обычно копают могилу, где захоронены их предки, и ставят гроб сверху. Не нам тревожить умершего. А потом - сколько злоупотреблений может быть под этим соусом! Если чиновники из Минстроя или администрация кладбища получили денег от нуворишей, то запросто могут снести могилу заслуженного человека. Если бы у нас не было такой патологической жажды денег, то и инициатив таких не было. А то олигарх денежку пожертвовал, и снесли могилу князя... Я живо представляю себе, как это легко может пройти без сучка и задоринки. И доказать, что это неправомерно, будет невозможно: доказать правду у нас в стране труднее, чем с помощью длинного рубля добиться противозаконного», - заключил о. Георгий.