Министерство культуры провело анализ действующей федеральной программы патриотического воспитания на 2011–2015 годы и заключило, что цели программы были определены неверно и ошибка делает программу бессмысленной и даже вредной, пишет
Regions.ru.
Экспертиза проводилась Центром общенациональной и этнокультурной политики, исследования проблем правосознания и патриотизма Института наследия им. Д.С.Лихачева при Минкультуры.
Эксперты существенным недостатком программы ориентацию в основном на военно-патриотическое воспитание, в то время как воспитание любви к Родине остается на втором плане. Крайне недостаточно, по мнению экспертов, раскрыты методы и формы работы по практической реализации программы. Обозначенные показатели, отмечается в экспертизе, совершенно недостижимы, не являются адекватными критериям реализации программы, а качественные показатели вообще отсутствуют.
Акцент сейчас сделан на специализированные структуры, целью которых является патриотическое воспитание. В их числе государственные (суворовские и нахимовские военные училища и кадетские корпуса, пансионаты воспитанниц Министерства обороны), общественно-государственные (ДОСААФ) и общественные организации (военно-патриотические, поисковые, военно-спортивные ассоциации и клубы, военно-патриотические клубы при РПЦ и скаутские организации). Как правило, они действуют под эгидой Росвоенцентра при правительстве. Таким образом, в настоящее время доминирует военно-патриотическое воспитание, что существенно ограничивает целевую аудиторию, средства и возможности.
Выходом из сложившейся ситуации, по мнению экспертов, является более активное привлечение всех заинтересованных общественных институтов, чтобы объединить и направить их усилия в формировании общекультурной, правовой, экономической основы для становления патриотических чувств у российских граждан. По мнению специалистов Института наследия, патриотизм следует рассматривать как нравственную основу для формирования активной жизненной позиции граждан, которые должны различать понятия «Родина» и «государство».
В заключение отмечается, что необходимо повышать роль семьи и школы в формировании у граждан России чувства любви к стране и гордости за нее. Это означает, что воспитание патриотизма должно пронизывать весь процесс школьного обучения, причем соответствующие установки и факты должны даваться и истолковываться не в лоб, поскольку прямое внушение, навязывание подобных установок вызывает психологическое отторжение, пишет газета «Известия».
В целом предлагается напрямую увязать программу патриотического воспитания cо Стратегией государственной национальной политики РФ на период до 2025 года и Концепцией государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года. Относительно первой указывается, что в ней предусмотрено развитие этнографического и культурно-познавательного туризма, организация посещения молодежью городов-героев и городов воинской славы, объектов культурного наследия народов России. «Невероятно, но в числе мероприятий по реализации государственной программы патриотического воспитания такие экскурсии не предусмотрены», — отмечают эксперты.
Предлагается рассмотреть и более современные подходы в сфере патриотического воспитания. В пример авторы приводят опыт Китая, где молодежное подразделение КПК занялось повышением патриотизма любителей онлайновых игр.
Кроме того, отмечается, что проведение мероприятий патриотического характера не всегда должно осуществляться под лозунгами именно патриотизма. Порой целесообразно использовать термины «гражданственность», «любовь к малой Родине», «ответственность за стариков», «почитание предков, родословной». А сама программа не должна быть статичной и утвержденной один раз — необходимо вносить изменения в соответствии с происходящими событиями и следить за соответствием формируемого содержания социокультурным запросам общества.
Помимо того что программа акцентирует внимание на военно-патриотической составляющей, приоритет государственного перед личным началом в понимании патриотизма постепенно увеличивается. По мнению экспертов, это может представлять угрозу, если любовь к государству увеличивается за счет любви к Родине при их противопоставлении, что может вызвать «казенный и недуховный патриотизм», который противостоит патриотизму как духовно-творческому акту самоопределения личности и нации. «Его следствием может быть принцип "Может, моя страна и неправа, но это моя страна", который ничуть не лучше антипатриотического принципа: "Где хорошо, там и Отечество". Органичное чувство патриотизма и национального достоинства должно формироваться не только благодаря формальной принадлежности к великой державе, но и из осознания сопринадлежности к той или иной малой общности, великой культуре и т.п. Гражданин — не кусок дерева, из которого «система» будет вырезать Буратино-патриота. Патриотизм — это прежде всего социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее», — добавляют авторы.
«Как бы вы прокомментировали выводы экспертов? Что, на ваш взгляд, лучше всего способствует воспитанию патриотизма?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, заявил: «Получается, что до сих пор люди, занимавшиеся патриотическим воспитанием, занимались не тем? Не хочу и не могу с этим согласиться. Суворовские и нахимовские военные училища и кадетские корпуса - где, как не там, воспитывается любовь к Родине? Дети, поступающие туда, знают: отныне их будущее - защита Родины. Я не верю, что там их не учат ее любить».
«Другое дело, что нам к уже существующим методам воспитания патриотизма стоит добавить нравственный закон. Заповеди блаженства из Евангелия, 10 заповедей Божьих - возможно, именно они заполнят образовавшуюся пустоту? А мы говорим: "до сих пор все было плохо, давайте начнем сначала". Где гарантия, что в следующий раз все будет иначе? Что не придет новый представитель Министерства культуры и не скажет: "Это тоже было неправильно"? Ломать уже построенное и осуждать легко. Если бы все действительно было так плохо, никто не поступал бы в кадетские корпуса, в военные училища. Надо поблагодарить людей, которые трудились до этого, воспитывая новое поколение, и оказать им посильную помощь», - подчеркнул владыка.
Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, отметил, что наш опыт и ближайших наших предков свидетельствует: все новое, что мы хотим создать - это старое, которое благополучно забыто.
«Искать способы воспитания подрастающего поколения нужно не в спорте и не в компьютерных играх – хотя и там тоже. Но все же не это главное. За что шли воевать солдаты, которых описывает Лев Николаевич Толстой? Что вдохновляло чудо-богатырей Суворова? Что было значимым для наших предков, воевавших в Первую Мировую? - Родная земля, традиции, память предков, честь. Министерство культуры сделало правильный вывод – необходимо приучать любить свою землю, свой город, свою большую и малую семью. Да, быть может, непросто любить свой городок с рассыпающимися хрущевками, с протекающими теплотрассами, с нетрезвыми соседями. Но именно эту задачу нужно ставить. Доставшееся бесплатно плохое жилье человек не любит, проклинает, за него умирать не пойдет. А если он своими руками построил дом, сам вырастил детей - не позволит все это ни ругать, ни разрушать. Нашу энергию, в том числе, государственных мужей, думаю, нужно направить на другие цели: учить любить Родину не только комментариями в блогах, а на деле. Если человек сам покрасил свой подъезд, убрал территорию перед домом, он будет это беречь и защищать, возникни такая необходимость. И научит созидать своих детей. К сожалению, этот навык у наших современников утерян», - подчеркнул он.
Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная
Москва», отметил, что отчасти эксперты правы. Нельзя сказать: «эффективно только военное воспитание или патриотическое, и не стоит обращать внимание на все остальное, что воспитывает патриотический дух и самосознание».
«В первую очередь патриотом ребенка, молодого человека, делает любовь к родной истории. Причем не столько даже военные победы, сколько достижения родной страны и родного народа пробуждают чувство гордости, формируют настоящую, глубокую любовь к Родине. Мне кажется, нам нужно больше рассказывать, чего добился наш народ, чем он может гордиться. Да, это не только великие военные победы, коих у нас множество, но и научные открытие, уникальное расширение территории - от маленького Московского княжества до огромной страны, достижения в области балета, покорение космоса. Но как религиозный человек не могу не отметить: великие победы и великие достижения России, которые у многих ассоциируются именно с нашей страной, свершились во многом благодаря религиозной культуре: архитектуре, музыке, иконографии. Все это заставляет гордиться нашей страной, народом и воспитывает патриотично настроенного человека», - подчеркнул священник.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, отметил, что воспитанию патриотизма лучше всего способствует углубленное изучение истории, а главное, подвигов людей, оставивших в ней след.
«Причем изучать нужно не только отечественную историю, но и древней Греции, да и вообще мировую. Не стоит говорить о патриотизме только лишь нашего народа, сужать понятия. Любовь к своей Родине – любовь любого человека, живущего в какой угодно стране. И, конечно, нужно пересмотреть школьные программы, включив них действительно необходимое нашим детям. Да, патриотизм, в первую очередь, связан с какими-то военными событиями, но бывает и гражданское мужество, гражданская доблесть. Об этом тоже нужно говорить, а самое главное - о людях, оставивших след в истории - неважно, в каком веке они жили. И тогда будет видно: патриотизм - качество, присущее каждому нормальному человеку. А вот особенности нашего национального патриотизма на этом фоне будут видны ярче», - заключил он.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, отметил, что лучше всего воспитанию будет способствовать вложение в него средств и конкретная деятельность: патриотические форумы, лагеря, поездки, поиск захоронений военных.
«То есть должна быть не просто болтовня или лекции какие-то, а практическая работа с молодежью, включающая идейное содержание. Деятельность должна быть и социальной. Любовь к малой родине, к своим предкам можно воспитать, опираясь на нашу тысячелетнюю историю. И для этого у нас есть возможности. Заново изобретать ничего не надо, у нас есть опыт православных общин и приходов. Есть и молодежные православные лагеря. То есть этот опыт можно развить для более широкого применения», - сказал о. Андрей.
Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, отметил, что невозможно несколькими программами воспитать у подрастающего поколения чувство любви к Родине.
«Этот вопрос, кстати, не так давно обсуждали на Центральном телевидении приглашенные эксперты, в том числе педагоги. Они пришли к выводу: работа должны вестись систематически, в ней нужно принимать участие всем общественным организациям. 18 марта в Горске проходило заседание комитета Общественной Палаты Оренбургской области, где, в числе прочих, обсуждался вопрос гармонизации отношений в молодежной среде. Там присутствовали религиозные объединения – в частности, представители Орской епархии, молодежные организации, женсоветы – те, кто занимается этим вопросом, а также воспитательной работой», - сообщил он.
Проблема, по словам священника, состоит в том, что государство само еще не определилось, как быть – отсюда и «узконаправленность» существующих программ. И пока этого не произойдет, в подходах к воспитанию мало что изменится.
«Перечисленные факторы показывают, насколько важны заповеди Христовы, которые утверждает Церковь – Заповеди блаженства. Они побуждают любить Родину, ближних, оказывать помощь нуждающимся. Нужно решить, что должен представлять собой воспитательный процесс - пока что этого, к сожалению, не произошло. Всем заинтересованным в этих переменах необходимо время от времени собираться для обмена опытом. Такое взаимодействие дает хорошие результаты. Интересны и всевозможные формы работы с детьми - от международных детских лагерей, слетов до различных акций. Хорошую акцию провело недавно УМВД России по Оренбургской области совместно с общественным советом при этом управлении - "Мы за дружбу наций". Мы посетили школы, техникумы. Дети с удовольствием слушали лекции - им это было интересно. Таких мероприятий у нас проходит много, и я бы посоветовал обратить внимание на региональный опыт – думаю, наш опыт можно использовать и во всероссийском масштабе», - заключил священник.