7 апреля в Кремле под председательством Президента России Владимира Путина состоялось заседание Государственного совета, на котором рассматривался комплекс мер по развитию малого и среднего предпринимательства, сообщает сайт Кремля.
В числе вынесенных на обсуждение тем – повышение эффективности государственной поддержки малого бизнеса, расширение доступа предпринимателей к кредитным ресурсам, решение проблем, связанных с кадровым обеспечением, налоговым и правовым регулированием, в том числе трудовых отношений, проведением проверок со стороны контрольно-надзорных органов.
Выступая перед участниками заседания, В.В.Путин отметил, что, «действительно, в последние годы мы значительно улучшили деловой климат». «Вместе с тем малый и средний бизнес развивается по‑прежнему медленно. Он представлен прежде всего индивидуальными предпринимателями и микропредприятиями, его вклад в ВВП страны не превышает 21 процента. Для сравнения скажу, и вы многие знаете об этом, что в других странах с развитой экономикой это доля 50 и более процентов, у нас - 21 процент. Доля в общем обороте продукции услуг - всего 25 процентов. Крайне мал и показатель инвестиций в основной капитал - это всего 6 процентов от их объёма по стране в целом. Мы видим с вами, что люди не спешат браться за создание своего бизнеса. Так, сейчас лишь около 6 процентов граждан являются начинающими предпринимателями или владельцами нового дела», - подчеркнул Президент России.
Слова В.В.Путина комментирует в интервью «Русской народной линии» доктор социологических наук, профессор, первый проректор Международной академии бизнеса и управления Екатерина Владимировна Добренькова:
Президент России
Владимир Путин говорит все правильно, но его слова не реализуются на практике. С ноябрьского обострения кризиса слышны лозунги о понижении налогов, преференциях малому и среднему бизнесу, социальных программах. Но до сих пор бизнесу ничего не предложено, если государство продолжит в том же духе, то малый и средний бизнес скоро загнется.
В России на местах всегда игнорируют решения высшей власти. Два варианта объяснения проблемы: в регионах преследуют собственные интересы или не понимают настоящей ситуации в стране. Ныне весьма тяжело выбить чиновников-управленцев в регионах из мертвой колеи. Эти деятели привыкли жить по-старому, мешая развиваться малому и среднему бизнесу. К сожалению, я не чувствую положительных сдвигов. Яркий тому пример –
Москва, где недавно был конфликт по поводу закрытия киосков. Это происходит во время кризиса, когда все центральные улицы столицы пустеют, арендаторы съезжают из офисов по причине невозможности оплачивать аренду. Многие конторы закрываются, потому что к ним перестали приходить клиенты, отсутствуют парковочные места, ведь по всей Москве парковка стала платной, некоторые московские улицы превратились в пешеходную зону. Бизнес покидает центр столицы России.
В тяжелое время кризиса закрывают киоски, которые торгуют не только продуктами питания, но и газетами. С арендаторами не были продлены контракты, поэтому все их помещения подлежат сносу, как незаконные здания. Власти Москвы придумали новые тендеры на аренду новых киосков, купленных на бюджетные деньги, и то пока только в центре Москвы в качестве эксперимента. И предлог нашли благовидный - унификация всех киосков для облагораживания внешнего вида улиц Москвы. Но мы знаем, что любой конкурс - это опять повод для коррупции. Не проще было бы обязать всех собственников киосков заменить старые киоски на новые, и не тратить такое количество бюджетных денег на закупку новых киосков? Может быть, это тоже кому-то выгодно потратить как можно больше бюджетных денег? Давайте вместе подумаем, кому это выгодно? Я думаю, что все уже догадались. Вот только зачем они нас за дураков держат? А ведь в этом малом бизнесе задействовано более тридцати тысяч человек, которые в ближайшее время окажутся просто на улице.
Ныне необходимы специальные программы по развитию среднего и малого бизнеса, но до сих пор я не видела ни одной реальной программы, направленной на поддержку предпринимательства, за исключением малых грантов, существующих в любом регионе. Однако этого недостаточно.
Введение единого социального налога (ЕСН) весьма больно ударило по бизнесу. До его возникновения предприниматели работали по упрощенной схеме налогообложения, где ЕСН составлял 14%, мгновенно выросших до 34% три года назад. Это было непомерное бремя для малого и среднего бизнеса. С 1 января 2015 года ЕСН вырос и для сельхозпредприятий, работающих по упрощенной системе налогообложения. Почему правительство декларирует одно, а делает иное? О чем оно думает? Нужно применять срочные меры, пока бизнес не загнулся, но как говорится: пока гром не грянет – мужик не перекреститься. Сегодня нет никакого прогресса: как было, так все и катится по накатанной дорожке. Чувство, будто наше доблестное правительство даже не знает об этом.
К сожалению, в регионах мало мыслящих людей, еще Гоголь писал о том, что в России две проблемы: дураки да дороги. Мне кажется, что эти вопросы так и останутся не решенными. Сегодня ничего не изменилось на местном региональном уровне со времен XIX века. Стоит лишь открыть произведение Салтыкова-Щедрина «Очерки губернского города» и прочитать, что ныне происходит в российской провинции – местечковость, кумовство, сватовство. Чиновники сидят на своих местах и не имеют личных проблем – у них все замечательно, у них большие зарплаты по местным меркам, отличная пенсия, и они сидят на своих креслах и доят местный бизнес. О какой программе по развитию малого и среднего бизнеса может идти речь, если в стране такое отношение к собственному народу и предпринимательству?!
На минувшей неделе я разговаривала с сельскохозяйственными предпринимателями из Липецкой и Тульской областей, которые мне рассказали, что творят местные власти с бизнесом. Это полный беспредел и беззаконие! Для региональных чиновников закон не писан, они делают то, что им выгодно. Эти деятели даже землю выдают по блату, а не по закону, без объявления всяких тендеров. А если кому-то не нравится, то на это есть прокуратура, которая вам поможет найти, что вы делаете не по закону, чтобы не «выступали».
Подумать только, тульские полицейские собирают дань с пасечников, как в 90-ые годы! Это безобразие творится из-за порочности системы. Сколько правительство лозунгов не произноси, но чиновники на местах не смогут реализовать их задумки, потому что система заточена на то, чтобы себя прокормить. Надо вырываться из порочного круга, менять правила игры, иначе ничего не изменится. Коррупция настолько поразила все чиновничье структуры, что одним махом ничего не решить. Новые программы вновь приведут к коррупции. Сегодня половина бюджетных денег не доходит до пункта назначения, поэтому какой толк, что правительство декларируют оказание помощи предпринимательству. Разве до сельхозпроизводителей дошли эти миллиарды? Нет! Мы получили лишь половину положенных средств.
Безумные ставки по кредитам мешают развитию малому и среднему бизнесу. Конечно, снизили ставку до 14%, но разве банки стали давать дешевые кредиты? Нет! Попробуйте взять кредит дешевле 20-22% годовых. Может ли при такой ставке развиваться бизнес? Это нереально и невозможно! Ни в одной стране мира нет подобных ставок для развития предпринимательства. Правительство пообещало сельхозпроизводителям компенсировать ставку в размере 14,5% годовых, а что толку, если они не компенсировали за предыдущий год! Но платить-то надо сегодня, и где деньги достать предпринимателям?
Конечно, Россия – уникальная страна, ведь у нас балом правит олигархический капитализм. В государстве все построено по принципу монополии, которые присутствуют везде – в нефтегазовой отрасли, в металлургии, даже в торговле (сетевые магазины), чего нет нигде в мире. А в сельском хозяйстве правят холдинги, выпирая отовсюду фермеров. В России создана огромная система монополий-империй, которые лоббируют свои интересы через Государственную Думу, принимают нужные им законы и «дербанят» всю страну. У нас нет механизмов, направленных на развитие малого и среднего бизнеса, фермерства. Если вы посетите Европу, то обязательно зайдите в маленькие частные магазинчики, где фермеры продают собственную продукцию – молоко, бекон, сыр. В Германии существует всего один-два крупных холдинга, строго контролирующиеся государством. В России нет подобного развития малого бизнеса, поэтому наш фермер не может отдать в магазин свою качественную продукцию.
Приведу в качестве яркого и напутственного примера – Германию. Правительство Германии оказывает серьезную поддержку малому и среднему бизнесу. Любой иностранец, приезжающий к немцам с намерением открыть свое дело и создающий три-четыре рабочих места, пользуется льготной ценой на аренду помещения, различными субсидиями под низкий процент и кредитами. А у нас пойдите-ка, снимите в аренду помещение! Система тендеров коррупционна – невозможно снять помещение по недорогой цене: наткнешься на перекупщика или взяточника. Нам не ведомо, чтобы человек пришел и заявил: я желаю открыть пекарню, дайте мне помещение по льготной цене, а я создам для государства два-три рабочих места.
Наше правительство с 2008 года обсуждает проблему сетевых торговых магазинов, но до сих пор чиновники не могут изобрести закон, который поставил бы «сетевиков» на место. Согласно условиям подобных магазинов – ни один нормальный производитель ничего не может продать напрямую, поэтому товар пропадает или продукция идет по рукам перекупщиков, попадая на полки по завышенной цене. Фермеры получают совершенно маленькую прибыль от своего плода труда в то время, как перекупщики имеют сверхдоход. Крестьянин продает молоко за 17-18 рублей за один литр! А какова его стоимость в магазине? Перекупщики и «сетевики» разницу кладут к себе в карман.
Где это видано, чтобы производитель имел на 100% меньше прибыли, чем перекупщики, которые ничего не производят! Надо менять правила игры. Сегодня существует паразитический класс, наживающийся на производителях и покупателях. В России нет механизмов, регулирующих торговую сферу деятельности. Для блага покупателя, государство должно помочь производителю. Неужели правительство думает, что при требовании сдерживать цены в торговых сетях, торговцы сделают это за свой счет? Нет, это производитель недополучит денег, это его заставят понизить цену перекупщики и торговцы.
Например, правительство ввело экспортную пошлину на зерно с целью сохранить более низкие цены на внутреннем рынке. Но государство вновь переложило свою собственную проблему роста курса доллара и продуктов питания на производителя. Неужели правительство думает, что после введения огромной экспортной пошлины экспортеры, когда вычтут этот налог, станут покупать по той же цене у производителя, который еле-еле сводит концы с концами?! И здесь недополучит производитель! На фермерах висит столько кредитов, что не одно поколение будет за них расплачиваться. Мой призыв к правительству: Дайте спокойно вздохнуть производителям!
Далее у меня возникают следующие вопросы: почему правительство вводит экспортную пошлину именно на зерно? Почему не ввели на удобрение, подорожавшее в два раза? Почему страдает именно сельхозпроизводитель? К сожалению, у меня нет ответов на эти вопросы. Чувство, будто в правительстве сидят одни вредители и думают о чем-то другом! Им главное сиюминутно решить проблему сдерживания цен на продукты питания для успокоения народа, а уже потом придумают, как облегчить жизнь производителю. Но потом будет поздно…
Ну почему в других странах все по-другому? Вот, например, в Новой Зеландии местные производители, отказавшись от государственной поддержки, в течение трех-пяти лет вывели свою страну на первое место по производству молока и сливочного масла. Это яркий пример невмешательства государства в дела бизнеса.
В России законы можно повернуть как угодно. Система банкротства создана только для избегания уплаты долгов. В некоторых регионах предприниматели специально банкротятся, чтобы не выплачивать долги по налогам, но перед этим активы выводят в другое предприятие, являющееся кредитором, и дальше спокойно работают. Подобная порочная система действует все последние 20 лет. Не надо создавать новые законы и придумывать механизмы, порождающие систему новых фиктивных предприятий, не нужно никаких налоговых каникул, не нужно никаких субсидий, которых годами ждут производители и которые часто оседают не в тех карманах. Это все неэффективные механизмы поддержки малого и среднего бизнеса. Система поддержки должна быть прозрачна и эффективна! Верните упрощенную систему налогообложения, с теми же условиями, что уже были, предоставьте дешевые кредиты, как в Европе, перестаньте менять правила игры, чтобы вернуть доверие бизнеса и просто не мешайте ему работать! И не надо больше ничего, бизнес сам все заработает.
38. Истина и благодать лучше. Ответ на 36., Silvio63:
37. Ответ на 33., Углич:
36. Re: Как спасти малый и средний бизнес в России
35. Что имеем. Все о том же ... http://goo.gl/QzQ4Am Дополнение к 31., Углич:
34. Ответ на 29., Silvio63:
33. Дорогой и уважаемый Владимир Владимирович! Дополнение ко вчерашней линии с Вами. (И посту 5.)
32. Re: Как спасти малый и средний бизнес в России
31. Время. Ответ на 30., Адвокат:
30. Ответ на 28., рудовский:
29. Ответ на 20., Углич: