Пять человек обратились в Центральную избирательную комиссию (ЦИК) Казахстана с заявлениями о выдвижении своей кандидатуры для участия во внеочередных президентских выборах, сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу центризбиркома.
«На данный момент в ходе избирательной кампании выдвинуто пять претендентов. Одна из них женщина», - сообщается в пресс-релизе.
Правом самовыдвижения воспользовались Аскар Сыргабаев, Сафиолла Алдажанов, Лимана Койшиева, Бахыт Абдукаримов, Сухраб Аминжанович, следует из сообщения ЦИК. Как отмечают наблюдатели, имена вышеуказанных граждан широкой публике не известны, высоких должностей в правительстве республики они не занимали.
Как сообщили в ЦИК, в течение ближайших пяти дней, комиссия должна будет установить их соответствие требованиям, предъявляемым к кандидатам в президенты Казахстана.
Как сообщила в среду пресс-служба главы государства, президент Нурсултан Назарбаев поручил генеральному прокурору республики Асхату Даулбаеву обеспечить соблюдение законов в республике в период проведения внеочередных выборов.
«Президент Казахстана обратил внимание на необходимость обеспечения законности в период подготовки и проведения президентских выборов», - отмечается в пресс-релизе, распространенном по итогам встречи главы Казахстана с генпрокурором.
Назарбаев также подчеркнул необходимость дальнейшего усиления надзора за обеспечением целевого использования средств, выделяемых из Национального фонда на поддержку экономики. Кроме того, президент поручил главе надзорного ведомства контроль за соблюдением прав предпринимателей и трудовых прав граждан страны.
В свою очередь, в ходе встречи Даулбаев проинформировал главу государства о деятельности правоохранительных органов, о ходе исполнения поручений по усилению защиты социально-уязвимых слоев населения и предпринимателей, а также о мерах, направленных на пополнение бюджета и возврат в государственную собственность неиспользуемых земель.
Как сообщалось ранее, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев 25 февраля подписал указ о проведении 26 апреля текущего года внеочередных выборов главы государства. С инициативой о проведении избирательной кампании выступил Совет Ассамблеи народа Казахстана (АНК).
В соответствии с казахстанским законодательством, правом выдвигать своих кандидатов на пост главы государства наделены официально зарегистрированные республиканские общественные объединения. Решение о кандидате принимается большинством голосов от общего числа членов высшего органа республиканского общественного объединения и оформляется выпиской из протокола.
Также предусмотрена возможность самовыдвижения граждан путем подачи соответствующего заявления в Центральную избирательную комиссию республики.
О предстоящих выборах президента Казахстана рассуждает в интервью «Русской народной линии» заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук Андрей Грозин.
По большому счету, тут все лежит на поверхности. Я не стал бы глубоко углубляться в какую-то конспирологию. Те объяснения, которые были даны в процессе озвучивания этой инициативы Ассамблеей народа Казахстана, правящей партии «Нур Отан», в целом отвечают реальности. Там было сказано, что приближаются тяжелые испытания в экономическом, геополитическом смысле, и нужно подтверждение мандата доверия от народа. Детализации, что ожидается, и почему понадобился этот подтверждающий мандат, не было. Но, скорее всего, у руководства страны есть реальная информация о том, что в 2016 году, когда запланированы по закону выборы, избираться действующему президенту будет гораздо труднее, чем сейчас.
Я полагаю, что в силу экономических причин ожидается ухудшение общесоциальной ситуации в стране. И для того, чтобы не рисковать и подстраховаться, выборы проводят сейчас, когда еще не было в Казахстане всеми ожидаемой девальвации, пока Национальный банк держит курс тенге, пока падение цен на сырье, которое для Казахстана гораздо более критично, чем для России, не истощило национальный фонд благосостояния, из которого понемногу начали вытаскивать деньги. Но пока еще подушка безопасности есть. Возможно, у Астаны есть опасения того, что этих ресурсов, накопленных за многие годы, может просто не хватить. Это одно объяснение.
Другое объяснение – это внешнеполитический контекст. На Казахстан усиливается давление со всех сторон, все хотят его внешнеполитической определенности:
Москва, Вашингтон, Брюссель, Пекин. Хотя Пекин об этом в открытую не говорит, но все желают перетащить Казахстан в свой лагерь. В ходе масштабных геополитических мировых трансформаций наши бледнолицые друзья хотят оторвать Казахстан от Евразийского экономического союза, проекта евразийской интеграции. Москва хочет добиться большей определенности от Казахстана как ближайшего регионального союзника. Пекин хочет, чтобы Казахстан сосредоточил свои ресурсы, которые у него есть, на расширение партнерства в рамках китайской концепции для региона – это экономический пояс Великого шелкового пути. Находясь в такой ситуации, когда Казахстан пытаются растащить в разные стороны, неплохо иметь подтверждение того, что за президентом, как и раньше, стоит абсолютное большинство населения.
Третье объяснение – это необходимость консолидации общества и элиты. Всякие выборы всегда консолидируют и административный аппарат, и общественное настроение. По большому счету, это не выборы, а референдум о доверии по факту, когда как по форме – это внеочередные выборы. В Казахстане почти никогда не бывало очередных выборов, только в 2005 году были единственные выборы, которые прошли в установленный законом срок. Все остальные выборы - президентские, в парламент - были внеочередными. Сейчас эти выборы позволят консолидировать элиту, проверят ее еще раз на эффективность, кто как проведет выборную кампанию, кто какие результаты покажет. По итогам, когда будет формироваться новое правительство, очевидно, будут сделаны выводы. Видимо, будет какое-то обновление в рядах VIP-фигур казахстанского политикума и в центре, и на местах. Кроме того, разговоры о предстоящем преемнике нервируют действующего президента. Таким образом, он дает всем понять, что все могут выдохнуть, успокоиться и заниматься своим прямым делом – спасать страну от кризиса, консолидировать общество и политическую систему вокруг лидера, который будет править как минимум еще пять лет, до 2020 года.
Никакого майдана там нет, потому что нет движущих сил, которые могли бы осуществить что-то подобное. Для того, чтобы осуществить майдан, нужна оппозиция, нужны сети неправительственных организаций, связанных с Западом, нужны боевики, которые будут воевать с милицией на площади. Ничего этого нет. Оппозиция в Казахстане – это даже не бумажный тигр, она еще слабее, чем у нас. Оппозиция там совершенно не влиятельная, она сидит по своим блогам в Фейсбуке и Твиттере. Это касается и нациков, это касается еще менее влиятельных и менее многочисленных либералов. Это настолько бессильное объединение говорунов, о котором всерьез и говорить-то не стоит.
Оппозиция может сыграть единственную хоть какую-то роль только в двух случаях – если расколется элита, и элита будет заинтересована в том, чтобы использовать оппозицию в качестве еще одного из инструментов борьбы с конкурентами – это первый вариант. Второй вариант - если будет усиленное внешнее давление для того, чтобы спровоцировать майдан. Сейчас ни первого, ни второго в краткосрочной перспективе не предвидится. Наоборот, выборы будут восприниматься всеми зарубежными игроками положительно, потому что это определенный момент стабилизации ситуации. Все понимают, что Назарбаев – это еще минимум на пять лет. Все успокаиваются, все сворачивают свои проекты по раскачиванию ситуации, если таковые были, и откладывают их до лучших времен, потому что сейчас ни в социальном смысле, ни в политическом нет предпосылок, чтобы организовать что-то похожее на майдан.
Назарбаев не бросается в объятия Москвы, потому что не хочет, чтобы им вплотную занялись, как это случилось с Аскаром Акаевым в 2005 году. Это вполне здравая нормальная позиция. Я не думаю, что в Москве кто-то реально рассчитывает на то, что Казахстан или Беларусь, наши надежные партнеры во всех смыслах этого слова, могут реально повлиять на тот расклад, который есть сейчас в отношениях между Москвой и коллективным Западом. Это слабые союзники. Если их пытаться затащить в наши боевые порядки, толку от этого пополнения будет не очень много, а вреда может оказаться больше.
Помните, как Гитлер говорил о союзниках итальянцах: если они будут мне врагами, мне хватит двух дивизий для того, чтобы разбить их, если они будут нейтральными, мне понадобится четыре дивизии для того, чтобы следить за ними, чтобы они не наделали каких-нибудь глупостей, а если они станут союзниками, тогда мне понадобится восемь дивизий, чтобы поддерживать их. Это тот же примерно вариант, что и с нашими союзниками. Однозначно определенной геополитической ориентации Астаны в Кремле особенно сильно никто не ждет и не рассчитывает на нее, потому что нам нужен более-менее стабильный Казахстан – Казахстан, в котором не происходят майданы, в котором есть лидер, с которым можно обо всем договориться в случае необходимости. А его внешнеполитические зигзаги – так они у всех такие. Если наш партнер по Союзному государству не всегда ведет себя так, как бы нам хотелось, то чего ожидать от более отдаленного государства, гораздо более сильного в экономическом смысле?!
Казахстан – это не Узбекистан, Казахстан – это государство, которое по-прежнему остается основным нашим региональным союзником. Казахстану отводится другая роль – как стабилизатора ситуации в южном подбрюшье, государства, которое отделяет нас от пояса государств, от которых можно ожидать в любой момент самых разнообразных, иногда неприятных сюрпризов.
2. Re: Власти решили не рисковать и подстраховаться
1. Re: Власти решили не рисковать и подстраховаться