Четверть россиян соблюдают в той или иной степени Великий пост, сообщил известный социолог Михаил Тарусин. «По данным наших ведущих социологических центров, пост соблюдают около 25% от числа опрошенных. Но из них строгий пост держат не более 5-7 процентов. Еще около 15% держат пост частично», - заявил он в эфире программы «Вечность и время» на телеканале «Спас».
Примерно таковы же данные «Левада-центра»: 20% опрошенных накануне Поста собирались отчасти соблюдать положенные ограничения, 5% намеревались поститься по всем правилам, но только на Страстной, и, наконец, 2% сказали, что будут держать пост все семь недель. За последние 10 лет доля тех, кто в той или иной мере соблюдает налагаемые Постом ограничения, выросла на 5%.
Как в свою очередь отметил глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, некоторые считают, что пост в пище - «это все отжившее, мало интересное современному человеку, нужно от этого отказаться, главное - быть хорошим человеком, а остальное - ерунда».
«Иногда читаешь статьи иных священнослужителей, некоторых православных публицистов, в этих статьях все чаще проводится появившаяся в эмигрантской богословской среде мысль о том, что попытка связать пищу и духовное состояние человека - это чушь какая-то, это устаревшее воззрение, которое не должно быть для современного человека приемлемым», - заявил священник. Он напомнил, что многие святые говорили: «То, что ты ешь, определяет то, как ты думаешь, а телесная чистота в отношениях с другим полом определяется тоже отчасти тем, как ты ешь».
Вместе с тем о необходимости некоторых изменений в традиционной практике поста говорят не только те, кто вообще пост считает ненужной обузой. Некоторые критики указывают, что прежде пост означал выбор еды более простой и дешевой, высвобождая время и деньги для более богоугодных целей. Сейчас это не совсем так. Кроме того, современный человек значительно чаще вынужден есть вне дома, не им и не специально для него приготовленную еду – раньше такой проблемы не существовало. Поэтому, заявляют они, следовало бы пересмотреть церковные уставы, и, не отказываясь от поста как от практики, приспособить требования к современности.
«Как бы вы прокомментировали данные социологов и слова о. Всеволода? Нуждаются ли, на ваш взгляд, в пересмотре традиционные установления о том, что дозволено и что не дозволено в пост?» - с такими вопросами корреспондент
Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, отметил, что данные социологов свидетельствуют о том, какая часть общества считает себя православными, придерживается традиционных установлений.
«Но, возможно, не все эти люди воспринимают пост смысле в духовном. Какие-то коррективы в свое меню постящимся, конечно, можно вносить в связи с имеющимся большим выборов продуктов, с теми климатическими условиями, в которых мы живем. Но пересматривать традиционные церковные уставы, в том числе относительно поста, нельзя. У них тысячелетняя история, и они универсальны. Не соглашусь с теми, кто считает, что сейчас поститься стало труднее – напротив, у нас есть все возможности поститься в соответствии со своими вкусовыми предпочтениями. Сейчас пост, на мой взгляд, даже легче соблюдать, нежели когда мы были ограничены в выборе продуктов, испытывали сложности с продовольственным обеспечением, а что-то и вовсе покупали по карточкам. Не секрет, что некоторые люди воспринимают пост только лишь как диету, считая, что такое ограничение полезно для здоровья. При этом забывают о духовной составляющей Великого Поста. Но, если человек соблюдает пост именно в это время, даже и вне Церкви, это будет полезно все равно, так как направит его и укрепит», - подчеркнул священник.
Протоиерей Георгий Кожеватов, клирик кафедрального собора св. вмч. и Победоносца Георгия в Орске, заметил, что почему-то у мусульман проблем с отказом от определенной пищи не возникает. А мы, христиане, хотим, чтобы было «слаще и мягче». Так не получится, продолжил батюшка.
Конечно, добавил он, главное во время Поста - воздержание от злых наклонностей, дурных привычек, пороков, борьба с ними. А «телесный пост» помогает нам в этом. В это время не так одолевают нас страсти. Нам не хочется сердиться, ругаться.
Священник напомнил, что давным-давно было сказано: «Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет - ищет причины». «У нас есть послабления для больных, немощных, в этом вопросе к каждому человеку индивидуальный подход. Но палку перегибать тоже нельзя. Если мы будем везде делать послабления, отказываться от традиций, мы потеряем смысл, веру, перестанем жить по-христиански. К тому же я не соглашусь, что поститься сейчас стало труднее. Для нашей семьи, напротив, Пост - большая материальная поддержка. Мы существенно экономим на продуктах. А еще и тело становится легким, и мысли делаются более возвышенными, тебя не тянет на плохие поступки. В Пост мы также отказываемся от просмотра развлекательных передач. Как-то не хочется их смотреть, лучше уж почитать книгу», - заключил отец Георгий.
Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, отметил, что, действительно, практика поста со временем претерпевает изменения.
«Не могу согласиться, что раньше поститься было легче, так как люди питались дома. А разве в школах они не ели? И разве путешествия из пункт А в пункт Б совершались быстрее, нежели сейчас? Нет. Люди также находились в поле, на работе, в дороге. А на каких предприятиях были такие условия для приема пищи, как сейчас? Говорить, что раньше было легче, значит, пытаться оправдать свою расслабленность. А современному человеку ограничивать себя действительно тяжело. С тем, что пост претерпел изменения, я согласен. Раньше не было такой информационной активности. Сегодня пост - это не только физическое воздержание, но и отказ от потока информации. Вот это новшество поста действительно нужно отразить в Уставе. И призыв некоторых пастырей отказаться от просмотра новостей на время поста я считаю чрезвычайной полезным в духовном плане деянием. А обсуждение оптимизации, модернизации диетических установлений, я считаю неактуальным. Я еще не встречал людей, которые бы тяготились тем, что не могут найти для себя меру поста. Среди прихожан, с которыми я общаюсь, каждый определяет для себя сам, что он может есть, а что нет. Если, например, их здоровье предписывает каких-то послаблений, их делают. Каждый конкретный вопрос решается в частном порядке», - подчеркнул отец Алексий.
Игумен Агафангел (Белых), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область), отметил: «Важно, чтобы наша внутренняя духовная жизнь, наша религиозность имела и какое-то правильное внешнее выражение». И как раз пост - традиционный, от церковного опыта, опыта жизни миллионов христиан пример воздержания. Священник задается вопросом: « Можно ли есть мясо, колбасу и при этом оставаться христианином?» Конечно, можно, считает он. Но возникает вопрос: «если ты не можешь следовать за святыми в малом, во внешнем, что от тебя ждать в дальнейшем»? Внутреннее ведь намного труднее. Еще апостол Павел сказал: «И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего».
«С другой стороны, мы должны трезво смотреть на вещи, и понимать: монастырский устав Поста, который прописан в наших книгах, не во всем применим для человека работающего. Трудно на тяжелой работе, допустим, практиковать сухоядение, вкушая пищу без масла. Или съедать в день лишь по куску хлеба. Так что не стоит переносить практику монахов, да еще и живших в теплом климате (в Палестине, Египте, на Ближнем Востоке) в наши северные места. Если мне не изменяет память, еще Ломоносов шутливо укорял преподобных Отцов Египетских в том, что они прописали в правилах поста вкушение смоквы, сушеных фиников и прочего, что никогда не росло у нас на севере. Поэтому, думаю, нужно трезво смотреть на вещи, соотносить пост со своими возможностями, советоваться со своим духовником. А что касается того, что в пост нужно есть более дешевую пищу – об этом говорили еще в древности. Кстати, в более ранней практике пост - это полное воздержание от пищи. В общем, нужна золотая середина», - подчеркнул священник.
Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, отметил, что данные социологов свидетельствуют: для многих наших сограждан церковный пост - событие немаловажное.
«Если постится четверть населения, это уже немало. Люди пытаются хотя бы с внешней стороны приобщиться к православной культуре, к религии. Конечно, хотелось бы, чтобы в эти дни больше людей ходило в храмы на исповедь, причастие, задумывалось об изменениях в своей жизни, о покаянии и сокрушении греха, - это, увы, делает меньшая доля, нежели та, что выдает нам здесь статистика. Тем не менее, число соблюдающих Великий Пост радует», - добавил он.
По словам священника, отец Всеволод Чаплин прав - иногда люди, чуть больше окружающих знающие о богословии, православных традициях, начинают делать скоропалительные выводы о Посте, не проникаясь глубиной этого делания. Они отрицают фундаментальные вещи, ссылаясь на некие аргументы. Но «физический пост» должен быть одухотворен постом духовным. Поэтому хочется, чтобы было поменьше скоропалительных суждений, не подкрепленных внутренним опытом, подчеркнул о. Николай.
«Все последние церковные документы регламентируют нюансы, возникающие во время поста, благословлением духовника. Конечно, есть профессии, требующие большой физической нагрузки. Есть также люди болящие, коим требуются некоторые скоромные продукты. Эти вопросы обычно каждый решает со священником, так что в пересмотре традиционных установлений о Посте, на мой взгляд, надобности нет», - заключил священник.
Священник Стефан Домусчи, кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой нравственного богословия Православного института св. Иоанна Богослова, считает, что основная проблема - мнение многих нецерковных людей, что пост может быть действенным вне прямой связи с духовной и богослужебной церковной жизнью.
«Нельзя сказать, что это некая сформулированная позиция: просто людям надо с чего-то начинать, и они начинают с еды. Люди стараются не вкушать определенные виды пищи, - быть может, не участвовать в каких-то развлекательных мероприятиях, но при этом они редко начинают больше молиться, чаще исповедоваться и причащаться. Поэтому пост для них оказывается бесплодным. Часто они не выдерживают его и срываются - в нем отсутствует духовная основа», - продолжил он.
По словам священника, ограничивать себя в пище проще, нежели соблюдать «духовный пост». «Я не согласен, что из изречений богословов эмигрантской среды можно сделать такие выводы. Они действительно акцентировали внимание на духовной стороне поста, но, во-первых, не в ущерб посту пищевому, а, во-вторых, это было связано со средой, куда они попали - в светское государство, жизнь которого никак не связана с Православием», - добавил батюшка.
Он напомнил слова Христа: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст». «Православная традиция настолько многообразна, что при желании можно найти слова святых, которые подходят именно тебе. Очевидно одно: условия жизни современного человека не такие же, как у палестинского монаха. Мы еще как-то сумели адаптировать богослужебный, монашеский Устав, сделав его приходским (например, по богослужебному Уставу Всенощная должна идти всю ночь, но у нас она ни в одном храме так долго не длится). К сожалению, адаптации Постового Устава к приходскому почти не произошло», - подчеркнул он
Священник отметил, что популярные сайты и календари транслируют именно монастырскую норму. Слава Богу, сейчас там стали делать пометку «по монастырскому уставу». «Иначе получалось: для беременных, пожилых, школьников - для всех была одна норма. Конечно же, это не так», - подчеркнул он.
Отец Стефан рассказал, что еще в советское время женщина, пожаловавшись священнику, что не может есть в столовой на заводе постную еду и вынуждена есть скоромную, услышала: «Все ешь. Главное, людей не ешь».
«Это же не выдумка западных богословов, это реальность советского времени. Священник так сказал из человеколюбия. Мне кажется, нам просто нужно все расставить по своим местам: пища и богослужение – средства для достижения определенной цели. Человек должен стать хозяином самому себе в своих взаимоотношениях с богом, с ближними, суметь отказаться от обуревающих его страстей, научиться любить других. Конечно, соблюдать уставы и традиции важно, но не менее важно помнить, что они - средства для достижения цели», - подчеркнул священник и привел слова Христа: «Суббота для человека, а не человек для субботы».
«Церковный устав – это святыня, которую мы храним. Ее никто не должен подвергать осмеянию. В то же время человек с его жизненной ситуацией часто оказывается важнее формальных правил», - заключил о. Стефан.
Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, отметил, что в наше время, когда любой натуральный продукт может быть заменен неким постным суррогатом, который по вкусу, цвету и запаху не отличается от скоромной пищи, возникает вопрос: «А зачем вообще нужен пост?» Может быть, действительно, вопрос о пище уже не актуален, и стоит найти иные способы самоограничения, не гастрономические? Когда говорят: «давайте признаем, что связи между меню и духовным состоянием нет», может, следует согласиться?
«Нет. Как бы нам ни казалось, что мы многое испытали, и все понимаем лучше, нежели наши предки, нужно вспомнить изречения Святых Отцов. Они прямо указывали на связь духовного состояния человека с той пищей, которую он ест. Причем говорили, конечно же, не о том, что духовное состояние определяется именно пищей. Это было бы передергиванием учения Церкви об аскезе, о Посте. Речь о том, что человек, преодолевая один из своих основных инстинктов, духовно совершенствуется. Если мы на этом низменном уровне бытия человека способны преодолеть себя, значит, у нас появилась точка опоры, чтобы начать преодолевать себя и в духовном плане. Но не наоборот. Нельзя сначала преодолеть духовные пристрастия, а потом отказываться от какой-то пищи. Эти идеи не новы: человек всегда стремился найти возможности обойти Божьи заповеди и как-нибудь это оправдать. Адам и Ева могли делать все, что хотели, но только не есть плоды дерева познания добра и зла. А когда Адам все же нарушил заповедь, сослался на слова жены. Так что уже первый человек пытался найти оправдание своему отказу от выполнения Божьей заповеди», - подчеркнул он.
«Говорить о пересмотре традиций Поста с тем, чтобы оправдать невыполнение тех или иных заповедей Божьих, установлений, канонов, конечно, смешно. Давным-давно Святые Отцы заметили, что чревоугодие приводит к блуду. И не случайно Пост предполагает воздержание не только гастрономическое, но и в супружеских отношениях. Думаю, и история от первого человека до сегодняшнего дня, и весь опыт, накопленный Церковью, свидетельствуют: нельзя не только пересматривать традиции Поста, нужно как величайшую святыню эту традицию сохранить, передать следующим поколениям, и воспользоваться ею для духовного преодоления самого себя. Для того, чтобы быть с Богом», - заключил о. Филипп.
Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, отметил: «О том, что поститься стало большее число людей, мне говорят и мои прихожане, многие из которых работают в сфере торговли. На время Поста им приходится пересматривать ассортимент продаваемой продукции. Так что такая тенденция, действительно, наблюдается».
Но, заметил батюшка, уход от «пищевого Поста», попытка заменить его духовным ему кажется не совсем правильным.
«Мы всегда представляем торжество как пир. Образ пира - один из самых древних библейских образов. Даже Царство Небесное представляют в виде пира. Основные моменты жизни человека, например, рождение, смерть, торжество, скорбь, всегда связывались с принятием пищи», - подчеркнул священник.
По его словам, если в языческие времена смерть сопровождалась тризной – «беспробудным» вкушением сытной пищи с целью избавиться от страха смерти, в христианское время на поминальной трапезе рекомендовался отказ от мясной пищи и употребления алкоголя.
«Если кому-то трудно определить по составу продуктов, постные они или нет, может, действительно, не стоит простаивать подолгу у прилавка, «вычисляя», яичная ли это вермишель. Но в целом предпочтение более скромной пищи все равно определяет наш настрой. Согласитесь, странно, если человек говорит, что постится, а сам при этом ест ветчину, запивая ее коньячком.
К тому же отрыв плоти от души не такое уж христианское мироощущение. То, как человек питается, в какой-то степени определяет его мировоззрение. Даже пословица «Полное брюхо к ученью глухо» подтверждает: объедаться – не значит становиться духовным. Поэтому мы всегда стараемся настраивать наших духовных чад на то, что пища во время поста должна быть скуднее, чем обычно. Это полезно и для здоровья. Хотя, конечно, мы не настаиваем на чересчур строгом соблюдении Поста. Да, мы отказываемся от мясной пищи, но если по состоянию здоровья кому-то необходима молочная, делается послабление. Помню, когда я учился в семинарии, нам Великим Постом давали рыбу - видели, что семинаристы ослабевали. Так что задача нанести вред здоровью во время Поста, конечно же, никогда не ставилась. Тем не менее, ограничения многое значат. Люди, которые по состоянию здоровья не могут полностью перейти на постную пищу, часто скорбят об этом. Для них было больше духовной радости, когда они могли выдерживать Пост. Ну и, конечно, отказ от скоромной пищи никак не ограничивает духовную работу, которую мы обязательно планируем на Великий Пост. Хорошо бы в это время постараться победить также какую-то свою зависимость - алкогольную, табачную. А еще ограничить просмотр развлекательных передач. Во время Поста, мне кажется, гармоничным должно быть все», - заключил о. Петр.