«Романтизация блатного мира неоправданна и действует разрушительно»

Известные пастыри о вреде шансона и попсы

Новости Москвы 
0
1875
Время на чтение 7 минут
Федеральная служба исполнения наказаний объявила войну «блатной романтике» – об этом заявил первый заместитель главы «тюремного» ведомства Анатолий Рудый, пишет Regions.ru. Популярность воровской культуры, по его словам, не идет на пользу молодому поколению. Каким образом ведомство планирует бороться с криминальными сериалами и блатным шансоном, пока неизвестно.

«Блатная» эстетика чрезвычайно в России чрезвычайно популярна: так называемый «шансон» слушают полицейские, военные, юристы, чиновники, шоферы – и вообще едва ли не все, за исключением разве что интеллигенции. Фестивали такой музыки проходят в престижных залах – вплоть до Кремлевского дворца, - а исполнители получают почетные звания. Фильмы и сериалы о жизни бандитов пользуются устойчивым успехом. 

Один из опрошенных газетой «Новые Известия» экспертов, соавтор памятника певцу Михаилу Кругу, продюсер Вадим Цыганов сказал: «На сегодняшний день самое страшное не шансон, а попса под девизом "Бери от жизни все". Вот что развращает подростков. Попсовая идеология гораздо опаснее. А в шансоне очень много потрясающих исполнителей и песен, которые призывают людей к милосердию и состраданию, помогают человеку. Все же зависит от духовного наполнения. А в современной попсе его нет, и именно она разрушает личность человека». 

Другой эксперт, заместитель директора «Левада-Центра» Алексей Гражданкин, считает, что бороться с «приблатненностью» культуры бессмысленно: «Блатная романтика популярна – это факт. Но ведь сама жизнь к этому подталкивает. В половине семей страны кто-то сидел в тюрьме. Надо улучшать условия жизни, создавать для молодежи другие цели и ориентиры. А когда у подростков нет возможности реализовать себя каким-то иным способом, то они смотрят на тех представителей, которые хоть и в противоправной деятельности, но чего-то добились. А все криминальные сериалы, песни никто же не навязывает. Такая блатная романтика отвечает вкусам, предпочтениям населения. Абсолютно не действенный способ – запрещать людям смотреть криминальные сериалы или слушать радио "Шансон"». 

«Вредит ли обществу эта "блатная романтика"? Чем, на ваш взгляд, объясняется ее распространенность? Следует ли с нею бороться, и если да, то как? Согласны ли вы, что современная эстрада ("попса") ничем не лучше, если не хуже?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям. 

Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, вопрошает: «Ну и как можно со этим бороться, какими методами?» «Да, - продолжил он, -  блатная романтика ничего хорошего собой не представляет и наносит серьезный вред - это так. Можно вспомнить Варлама Шаламова, который об этом подробно писал в «Очерках преступного мира». А о нем он знал прекрасно, - испытал на себе, что значит сидеть в лагерях. Он считал, что всякая романтизация блатного мира неоправданна и действует разрушительно. Ничего хорошего ни в лагерном опыте, ни в опыте блатного мира нет. Это преступная среда, и попытки ее романтизации теми, кто сидит, или пытается им сочувствовать, оказывают нравственно развращающее воздействие». 

«А что до сериалов с криминальной составляющей – это, действительно, бедствие, которое началось еще в 90-х и продолжается до сих пор, - посетовал пастырь. - У меня есть друг сценарист, у которого я как-то спросил: "И не надоело тебе писать про бандитов?" А он ответил: "Так ничего другого же не заказывают". Спрашивается, от кого исходит заказ? Получается, мы будем придумывать способы борьбы с этим злом, а "сверху" по-прежнему будут поступать такие заказы. Тут нужно разобраться. Если одни и те же государственные институции будут массово производить этот продукт, попутно призывая к борьбе с "блатной романтикой", и тратить на нее деньги налогоплательщиков, получится, мягко говоря, странно. Тогда полностью меняйте культурную политику, не заказывайте такие фильмы. По крайней мере, не столь массово. Совсем от них, конечно, не избавиться, да может, это и не нужно. Но и ставить их производство "на поток" тоже не следует». 

«Что же касается песен - на мой взгляд, попса и шансон не так уж отличаются друг от друга. Попса - это тоже феномен массовой культуры, куда вкладывают большие деньги, получая еще больше. Да, она оказывает развращающее воздействие. Происходит оболванивание людей, а для чего? Чтобы сделать их более внушаемыми, когда предлагают рекламу тех или иных услуг товаров, часто связанных с безнравственным образом жизни. Если народ нельзя победить, нужно изменить его сознание, оглупить, развратить, подчинить конкретным целям или задаче, сделать из него неспособного думать потребителя. Попса, конечно, не единственное средство манипуляции сознанием народа, но одно из средств», - заключил отец Андрей.
 
Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, отметил, что так называемый шансон тоже бывает разный. «Есть и хорошие, и плохие песни, - пояснил он. - В большинстве из тех, что слушают в маршрутках, кафе говорится о каких-то человеческих качествах, о том, что человек способен искренне любить, быть отзывчивым. Это песни о тоске по нормальному общению, о желании покончить с такой жизнью. В них я не вижу ничего плохого. Конечно, есть песни, в которых поют про "гоп-стоп". Но их не так уж и много». 

«Нужно аккуратно подойти к этому вопросу, разобраться, что именно вредит молодому поколению, - считает отец Святослав. - А вредит, в первую очередь, плохой пример - например, сериалы вроде "Некст", "Бригада", где романтизируют преступную жизнь, легкие деньги. И молодежь это видит и стремится подражать главным героям. Так что проблема скорее как раз в кинематографе. А если вырезать эту субкультуру "под корень", людей только обозлишь. Неплохо было бы создать экспертный совет, куда вошли бы деятели культуры, представители общественности и традиционных конфессий. Но любые решения нужно принимать обдуманно, чтобы людям не показалось, что опять вводят цензуру». 

«В любом случае, попса вреднее шансона, - подчеркнул он. - Ну что это такое: "Ты целуй меня везде, я ведь взрослая уже"?! А это крутят на дискотеках. Такие песни, в отличие от шансона, который заставляет хоть о чем-то задуматься, примитивны. Для плясок текст же не важен. Вот о такой культуре, на мой взгляд, нельзя говорить, не употребив приставку "анти". Человеку она не дает ничего. Половину сегодняшних эстрадных песен вообще нельзя выпускать в эфир. Так что если выбирать между шансоном и попсой, я бы выбрал первое». 

«А вообще нам нужно поддерживать молодые дарования, которые пишут осмысленные тексты – иначе мы разучимся думать. А нация, которая разучилась думать, безнадежна», - заключил отец Святослав.
 
Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, полагает, что блатная романтика, шансон - просто внешние проявления определенного общественного настроения. «Бороться с ними не имеет смысла - нужно бороться с теми нравственными посылами, которые порождают такие песни, - уверен он. - Запретить песни, фильмы, где воспевают блатную романтику, но не искоренить существующие в нашем обществе основы преступности - веру в справедливость преступников, в их безнаказанность – просто бессмысленно. Вот когда наше общество перестанет быть коррупционным, не будет симпатизировать уголовникам, тогда мы избавимся и от блатной романтики».
 
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, сказал: «Действительно, - если полстраны сидело, как людям не любить блатные песни? Они уже почти стали народными, частью российской культуры. А запрещать их глупо. В 90-е годы мальчики на вопрос, кем они хотят быть, отвечали: "Бандитами", а девочки хотели стать проститутками. Они видели, как живут и те, и другие». 

«Попса – это вообще ужас российской эстрады, - заявил пастырь. - Лишь некоторых исполнителей можно слушать, остальные – жалкая пародия на певцов. Но бизнес диктует свои правила. Кроме того, мы видим, как себя ведут политики, чиновники, что они говорят. Нам нужно в первую очередь воспитывать детей, закладывая нравственные основы. Нужно менять систему образования и культуры. А если ставить в театрах такие постановки, как в Новосибирске, и чиновники, и милиционеры будут и дальше с удовольствием слушать, как зэк бежал из лагеря. Запретами ничего не изменишь. Если людям будет стыдно ругаться матом и слушать его, молодой человек постесняется включать в машине девушке блатную дребедень, тогда мы добьемся желаемого. Конечно, если у кого-то вся жизнь была связана с зоной, как ему не слушать такие песни? Пусть слушает. А молодежь нужно воспитывать».
 
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, рассказал анекдот по этому поводу. «Подходит покупатель к ларьку с дисками, и спрашивает: "Где у вас шансон?" А продавец интеллигентного вида ему отвечает: "Из шансона у нас только Азнавур, а блатняк там, на верхней полке". Я против даже употребления самого слова "шансон" применительно к музыке уголовников, - продолжил он. - Шансон - благородная французская музыка, для простых жителей Парижа. Мне как человеку, ценящему русскую культуру, неприятно, что уголовная лексика проникает в речь наших сограждан, она звучит и в залах Госдумы – не потому, что там собрались уголовники, просто наши депутаты считают приемлемым употреблять такие слова». 

«У меня сидел отец, я тогда еще был ребенком. Он, в прошлом офицер, прошедший войну, работал в торговле, и его просили достать дефицитные вещи – холодильник, телевизор. Вначале достал одному, затем второму. А потом получил за это восемь лет. Он отсидел половину, вышел по УДО. И я никогда не слышал от него ни одного блатного слова. У нас была хорошая семья, никто никогда не произносил грубостей. А когда слышишь, как общаются депутаты, наши звезды, диву даешься. Нехорошо это», - пояснил батюшка.

«"Блатняк" появился не во времена перестройки, а намного раньше, - напомнил он. - Любители таких песен были и есть. Я помню, как еще вначале 80-х из соседних окон доносились песни Аркадия Северного. Так что "блатная романтика", наверное, зачем-то нужна, но ей нужно отвести определенное место. Такие песни не должны главенствовать на центральных каналах телевидения. Есть телевизионные каналы, просто заполненные этой чернухой. Я каждый раз удивляюсь: может, их выкупили бывшие или действующие мафиози?»

«Я не знаю, разделяет ли мнение чиновника, пусть даже пенитенциарной системы, наше правительство – если да, быть может, тогда оно могло бы повлиять на политику телеканалов и радиостанций. Ну а что касается попсы, уверен: в это вложены большие деньги, задействованы интересы многих людей. Нужно больше серьезной, по-настоящему хорошей музыки - чтобы не было страшно включать телевизор», - заключил отец Георгий.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Нехватка кадров? Безработица? Нет, безхозяйственность!
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.11.2024 13:29
Запад не верит в нашу решимость
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.11.2024 13:02
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от viner
27.11.2024 12:56
С урологами на дружеской ноге
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.11.2024 12:45
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
27.11.2024 12:44
Церковь всегда одна
Новый комментарий от протоиерей Вячеслав Пушкарёв
27.11.2024 11:10
Дьявольский удар готовится в первый день Рождественского поста
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
27.11.2024 10:26