Государь-Император Александр Николаевич имеет особое значение для Петербурга, поскольку он принял мученический подвиг в центре города, где ныне воздвигнут один из красивейших храмов северной столицы – Спас-на-Крови, подле которого в день Царственных мучеников, 17 июля, в день рождения Николая I и в праздник Державной иконы Божией Матери, проходят Царские стояния. Это петербургская царская голгофа, ставшая предшественницей екатеринбургской голгофы в Ипатьевском доме.
В этом году мы вспоминаем 160-летие восшествия Александра Николаевича на престол. Мы желали почтить его память особенным образом, как мы отмечали день памяти Императора Николая I, и когда был проведен цикл мероприятий под названием «День Императора Александра II в Санкт-Петербурге».
Наш памятный день начался с Божественной Литургии в храме Спаса-на-Крови, которая совершается не первый год. Возглавляют эти службы архиереи. В 2013 году служил владыка Мстислав, в 2014 году – епископ Царскосельский Маркелл, а ныне Богослужение возглавил правящий архиерей Санкт-Петербургской епархии митрополит Варсонофий, который впервые служил в этом храме. Владыке сослужил настоятель собора протоиерей Сергий Куксевич с сонмом духовенства, в котором сподобился быть и я. Многолетнее совершение архиерейским чином Богослужения в этот день в храме Спаса-на-Крови свидетельствует о том, какое большое значение предает наша епархия этой памяти. К сожалению, на службе было не так много богомольцев, но это уже недостаток оповещения людей о готовящейся Божественной Литургии в этом храме.
После поминальной Литургии владыка Варсонофий совершил панихиду на месте смертельного ранения Государя-Императора Александра Николаевича, где сохранились булыжники, запечатлевшие кровь Царя, упавшего на них от взрыва бомбы. На это памятное место был возложен особый венок красных роз в виде креста, который ознаменовал собой царскую голгофу Петербурга.
Далее начался цикл мероприятий, первое из которых состояло в том, что группа паломников (костяк состоял из сотрудников нескольких музеев – Суворова, Достоевского, св.пр.Иоанна Кронштадтского) прошла последним путем Императора в день его мученической гибели – из Михайловского манежа на Екатерининский канал. Давно я желал пройти пешком с молитвой последний путь Царя. В этот день, 1 марта 1881 года, Государь был на Божественной Литургии в соборе Зимнего дворца, затем он отправился в Михайловский манеж, где принимал доклады гвардейских полков и развод караула по Петербургу. Это было его последним прощанием с любимой армией и гвардией, но об этом еще никто не подозревал. Был итоговый смотр.
Далее выехав из Михайловского манежа, Государь промчался по Итальянской улице, изменив свой маршрут. Как известно, террористы ожидали, что Император проедет по Малой Садовой и выедет на Невский проспект, где его ожидали Желябов и его подельники. В районе нынешнего Елисеевского магазина террористы сделали подкоп, и Царя ждал взрыв страшной мощности. Однако по желанию Государя маршрут был неожиданно изменен, и он проследовал в Михайловский дворец, где пил чай со своей двоюродной сестрой Великой княгиней Екатериной Михайловной и с братом Великим князем Михаилом Николаевичем.
Затем Император отправился в Зимний Дворец, промчавшись вдоль Екатерининского канала, предполагая выехать на Мойку, где его поджидали передислоцировавшиеся террористы, которыми руководила Софья Перовская. Именно она отдала команду на бросание бомбы, взмахнув белым платком. Первой взрывное устройство не причинило вреда Императору, его верный конвоир терский казак Александр Малеечев принял на себя удар взрывной волны. Он следовал на коне за коляской, которую интуитивно закрыл своим телом, приняв на себя основную часть осколков и погибнув на месте. Государь остановил коляску, хотя кучер желал мгновенно мчаться в Зимний дворец, и вышел, чтобы понять, что произошло, ведь он слышал крики страдания своих верноподданных. Выйдя, он обнаружил убитого конвоира, а также корчившегося в муках мальчика 14 лет Николая Захарова, которого по повелению Государя немедленно доставили в госпиталь на Екатерининском канале. Однако, к сожалению, мальчишка скончался от полученных ран. Третьей жертвой террористов стала Евдокия. В тот день она была именинницей, но получив ранения, женщина умерла в больнице, врачи не смогли ее спасти. Четвертым погибшим оказался незнакомый молодой человек, его личность не удалось установить. От первой бомбы погибло четыре невинных человека.
Далее Игнатий Гриневицкий бросил вторую бомбу под ноги Царю, отчего он скончался полтора часа спустя в Зимнем дворце. Когда идешь последним маршрутом Государя, невольно вспоминаются его последние дела и слова. Конечно, нам всем необходимо пройти этой дорогой, взойти на царскую голгофу. Это шествие должно стать традиционным мероприятием.
На последнем пути Императора находится одно из его детищ – т.н. Александровский кадетский корпус, основанный в 1874 году. Первоначальное название заведения Третья военная гимназия, переименованная после кончины Александра II в его честь. Государь уделял повышенное внимание образованию, особенно военному просвещению. Этот кадетский корпус стал кузницей кадров. Известно, что в этой гимназии факультативно учились сыновья Великого князя Константина Романова – Иоанн и Олег Константиновичи. В этом заведении учился известный в Советское время протоиерей Владимир Шамонин. Как дворянин он учился в Александровском кадетском корпусе, который описал в замечательной поэме «Детские годы». Ныне этот здание расположено на углу Итальянской и Садовой улиц, в котором располагается консультативно-диагностическая поликлиника Военно-клинического госпиталя.
Мы предварительно обратились с письменной просьбой разрешить в этот день помолиться и послужить панихиды по Государю-Императору, основателю кадетского корпуса. Мы встретились с заведующим поликлиникой № 442 Александром Николаевичем Цымбалом, который отнесся к нашей просьбе с пониманием, пойдя навстречу. Кстати, он, будучи военным врачом, является большим знатоком истории и написал книгу, посвященную этому учреждению. В его книге отражена история кадетского корпуса.
Памятный день выпал на субботу, когда поликлиника не работает, но, тем не менее, заместитель по медицинской части Евгений Борисович Некора специально вышел на работу, открыл нам поликлинику, которую мы смогли рассмотреть. В этом учреждении был храм в честь Сергея и Германа Валаамских, хотя здание используется уже по иному назначению, но все равно в нем помнят о кадетском корпусе. В большом зале представлен стенд, посвященный истории корпуса, где висят фотографии самого здания, храма и Императора Александра II. При входе в поликлинику сохранилось основание его бюста, а в хозяйственном помещении сохранилась и мраморная колонна с надписью, на которой находился сам бюст Государя.
Мы послужили панихиду и, ознакомившись с внутренними помещениями бывшего корпуса, обсудили идею возможного восстановления бюста Царя. По крайней мере, есть все предпосылки для осуществления этой задумки. В свою очередь, мы выразили сердечную благодарность заведующему поликлиникой Александру Николаевичу Цымбалу и его заместителю Евгению Борисовичу Некоре. Мы почувствовали в этих людях помощников, сподвижников и патриотов, завязалось живое сотрудничество, которое является одним из плодов памятных дней Государя в Петербурге. Мы напоминаем о нашей истории, возникают новые инициативы и появляется желание поставить бюст Царя на его исконное место.
Далее мы решили в этот день почтить тех, кто разделил мученический подвиг с Государем-Императором. В частности, нам удалось узнать, что сохранилась могила Александра Малеечева, того самого терского казака, который грудью защитил коляску Императора, первым приняв мученическую кончину. Он был похоронен на Громовском кладбище. Хотя его могила была разрушена, но ровно год тому назад она была восстановлена, и на ней был воздвигнут замечательный крест. В этом году мы посетили могилу погибшего конвоира, до нас кто-то утром молился, потому что вся могила Александра Малеечева была украшена цветами. Вместе с нами к могиле прибыл конвой Его Императорского Величества – общественная организация, которая существует при Тихвинском храме Сестрорецка и находится под духовном руководством архимандрита Гавриила. Наследники конвоя Его Императорского Величества являются хранителями памяти. В составе двадцати конвоиров в полной амуниции и обмундировании построили роту почетного караула. Послужили панихиду, и пропели казаку «Вечную память», а также провозгласили громогласное «Ура!». Стоя подле могилы казака, я отметил, что подвиг за Царя не пропадает даром – как был воспет подвиг Ивана Сусанина в литературе и музыке, так и подвиг конвоира не канул в лету: сохранилась могила, поставлен огромный кованный красивый крест, сделанный с любовью. Заметно, что могилу посещают, хотя нет прямых потомков в Петербурге, но зато есть духовные наследники, которые помнят казака, пожертвовавшего собой, отдавшего свою жизнь за Царя. Имя Александра Малеечева будет поставлено в один ряд с Иваном Сусанином и Остапом Комиссаровым. Мы должны помнить терского казака, навещая его могилу в памятный день.
Затем мы побывали у памятников Александру II в Петербурге, коих осталось только два. Один стоит в Академии связи на Суворовском проспекте подле исторического здания Академии Генштаба. Как не удивительно, но этот памятник был подарен к 300-летию Петербурга администрацией Киева и является копией монумента Трубецкого, установленного в киевском музее русского искусства. Трудно сказать, удачное ли место выбрано для памятника в Петербурге: с одной стороны центр города, Суворовский проспект, а с другой, внутренний двор Академии связи, который является режимным объектом, поэтому к памятнику не подойти. К сожалению, мы не смогли возложить цветы, а лишь издали, взирая на памятник через красивую решетку ограды, помолились. Этот памятник является украшением города, но он малоизвестен широкой публики Петербурга.
Второй памятник Императору был установлен в 2005 году Центральным банком России на улице Ломоносова у центрального здания ЦБ в Петербурге. Как известно, Александр II совершил многие финансовые реформы, в том числе, был инициатором учреждения Государственного банка России. Нынешние банкиры из благодарности Государю поставили ему бюст, освященный митрополитом Владимиром в 2005 году. Мы послужили панихиду возле монумента Царю и возложили цветы. Современные представители банковского мира в тот день не вспоминали своего основателя Императора Александра II – наши цветы оказались единственными, а Банк не проводил никаких памятных акций.
Мы побывали в некоторых учреждениях, основанных Императором, в частности, были у здания Александровской больницы для бедных на Фонтанке, где также стоял когда-то памятник Царю, от которого остался только фундамент, но ничто не мешает его восстановить. Монумент был бы украшением набережной.
Подобная царская инспекция города свидетельствует, что память об Императоре недостаточно отражена в Петербурге, поэтому требуются определенные акции. К сожалению, 150-летие отмены крепостного права, которое три года тому назад вспоминали в нашем городе, не было запечатлено в конкретных формах. Мы предварительно обратились к руководству Эрмитажа с просьбой посетить комнату, в которой умер Царь. Администрация музея пошла нам на встречу, и мы получили от Пиотровского официальное разрешение на посещение этой комнаты. Конечно, нам не дали разрешение на служение панихиды, но мы возложили цветы, перекрестились, не совершая полной панихиды, пропели «Вечную память». В этой комнате присутствует материальная доска, а также установлен бюст Императора Александра II. По крайней мере, не пройдешь мимо этой комнаты, не вспомнив о кончине смертельно раненного Государя.
Подобной мемориализации памяти в Зимнем дворце требуют другие места, где преставились наши великие Государи: Николай I, Екатерина II. Есть простор для деятельности для такого высокого музея, как Эрмитаж.
Особенным образом мы почтили петербургского Ивана Сусанина Осипа Комиссарова, который спас Александра II во время покушения на него Каракозова 4 апреля 1866 года. Когда Император выходил из Летнего сада, то террорист в толпе направил на него пистолет и вдруг… крестьянин из Костромской губернии Осип Комиссаров, увидев замышляемое злодейство, ударил под локоть преступника в мгновение, когда Каракозов нажал на курок. Пуля пролетела над головой Царя. Александр II отметил особой милостью своего спасителя, ему было даровано дворянство и имение, он превратился в национального героя. Его память мы почтили панихидой.
Выстраивается целая галерея спасителей Царей из народа: Иван Сусанин, Осип Комиссаров, Александр Малеечев. На подобных людях стояла Россия, и ни в коем случае нельзя предавать забвению их священные имена.
На Александра II покушались семь раз. 5 февраля 1880 года в стенах родовой резиденции Романовых в Зимнем дворце прогремел взрыв страшной силы. Этот теракт совершил Халтурин, который рассчитывал взорвать всю Царскую семью во время ужина в столовой комнате. Но необыкновенно пунктуальный Царь в тот день в первый раз за весь год опоздал на десять минут в связи с задержкой поезда его шурина. В результате этого взрыва жизнь Государя была сохранена, но погибло 11 нижних чинов Финляндского полка, несших конвойную службу в комнате под столовой. Взрыв был произведен в подвале. Халтурин рассчитывал, что разрушит два этажа, таким образом, он сознательно пошел на убийство безвинных простых русских солдат. После этого случая был объявлен всенародный сбор. На пожертвования людей был сооружен достойный красивый памятник погибшим в Зимнем дворце на Смоленском кладбище, который сохранился до наших дней, хотя и в обезображенном виде. Мы посетили это место, нашли этот памятник больших размеров, устроенный в виде пирамиды, которую украшает двуглавый орел, оружие солдат, символика Финляндского полка. Слава Богу, сохранилась доска, на которой выбиты имена солдат. Совершая панихиду, я каждого назвал поименно, хотя они погибли в другой день, 18 февраля, в день памяти Великого князя Сергея Александровича. В день памяти Царя мы почтили тех, кто отдал за него свою жизнь. Это чудо Божие, что могилы этих людей, как на Громовском, так и на Смоленском кладбище, сохранились. Нам есть куда пойти и поклониться до земли нашим благочестивым предкам, совершившим подвиг верноподданнического служения до смерти своему Царю.
Этот день памяти на меня произвел глубокое впечатление. Посещая место гибели не только Царя, но и его верноподданных, я как никогда ощутил единство русского Царя и его народа, кровную, мученическую, голгофскую связь. Царь не оставался в одиночестве на Голгофе, народ стоял с ним подле креста, как в Ипатьевском доме, так и на набережной Екатерининского канала и в Зимнем дворце. Царская кровь проливалась вместе с русской народной кровью! Это переживаешь как глубокое единство Церкви, Царя и народа.
Протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель храма св. ап. Иоанна Богослова (историческое Леушинское подворье), директор мемориального музея-квартиры св. праведного Иоанна Кронштадтского в Кронштадте