На заседании правительства Москвы 17 марта было заявлено о сокращении московских чиновников на 30%, сообщает пресс-служба правительства столицы.
«Несмотря на то что соотношение численности населения и количества служащих в Москве самое маленькое среди других регионов страны, тем не менее я считаю, что возможности оптимизации численности более чем достаточно. Это связано в первую очередь с теми реорганизациями, которые проходили в последнее время. Речь идёт и о переходе на электронный документооборот и предоставление электронных услуг, и о развитии и концентрации большинства (90 процентов) услуг, которые предоставляются государственной службой в многофункциональных центрах предоставления госуслуг (МФЦ), устранении дублирующих функций, снижении административных процедур и так далее. Всё это даёт возможности для дальнейшей оптимизации госслужбы», — отметил мэр Москвы Сергей Собянин.
По итогам рассмотрения вопроса Сергей Собянин объявил о подписании указа «О денежном вознаграждении лиц, замещающих отдельные государственные должности города Москвы». Согласно документу, денежное вознаграждение Мэра Москвы и членов Правительства Москвы уменьшается на 10 процентов. Сергей Собянин также рекомендовал Московской городской Думе, Московской городской избирательной комиссии, Контрольно-счётной палате, уполномоченному по правам человека в городе Москве и уполномоченному по защите прав предпринимателей принять аналогичные решения о сокращении денежного вознаграждения депутатов и должностных лиц этих государственных органов.
Принятое на заседании правительства постановление «О сокращении предельной численности и уменьшении фонда оплаты труда государственных гражданских служащих города Москвы и работников органов исполнительной власти города Москвы и Аппарата Мэра и Правительства Москвы и о внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 20 марта 2012 года № 99-ПП» предусматривает сокращение предельной численности сотрудников органов исполнительной власти города Москвы на 30 процентов. Сокращение должно быть проведено до 1 июля 2015 года.
«Мы провели анализ каждого департамента и каждого комитета, штатного расписания каждого структурного подразделения. И по итогам этого анализа мы видим возможность сокращения общей штатной численности — примерно на 30 процентов. Это самое большое сокращение со времён перестройки и создания госслужбы города Москвы», — подчеркнул Сергей Собянин.
Речь идёт не только о вакансиях, но и о работающих служащих. «Необходимо будет сократить более трёх тысяч реально работающих служащих. При этом должен сказать, что это в основном работники вспомогательных служб: кадровые, юридические, информационные и другие службы, которые при сокращении не дадут ухудшения эффективности и оперативности деятельности департаментов и комитетов», — добавил мэр Москвы.
Предполагается, что сокращение в первую очередь затронет вспомогательные подразделения (бухгалтерии, кадровые, юридические, информационно-технические, документационные и хозяйственные службы), так как именно они имеют наибольшие ресурсы повышения производительности труда за счёт внедрения современных информационных технологий, централизации и стандартизации управленческих процедур. Государственным служащим и работникам органов исполнительной власти города, высвобождаемым в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, будут выплачены компенсации, предусмотренные действующим законодательством. Дополнительные выплаты проводиться не будут. Также высвобождаемым сотрудникам будет оказана помощь в трудоустройстве через московский городской центр «Содействие», который в настоящее время занимается трудоустройством медицинских работников. В целом реализация принятых на заседании решений об оптимизации численности государственных служащих позволит сделать Правительство Москвы более компактным и эффективным.
Грядущее сокращение московского чиновничества комментирует в интервью «Русской народной линии» доктор социологических наук, профессор, первый проректор Международной академии бизнеса и управления Екатерина Владимировна Добренькова:
Чиновничий аппарат можно условно разделить на два звена госслужащих: высший (руководящий) и низший (исполнители). Последние работают с людьми, документами, совершают проверки. Благодаря депутатам, которые за последнее время приняли столько законов, увеличивающих количество документооборота на предприятиях и позволяющих проводить все новые и новые проверки, штат подобных исполнителей рос из года в год. Ведь с каждым принятым законом увеличивался объем необходимых документов, количество проверяющих органов, зорко следящих за бизнесом и вакансий для огромного числа госслужащих, которые занимаются только тем, что принимают документы от граждан и организаций и занимаются сбором информации, зачастую абсолютно ненужной, потому что многие данные просто «рисуются» или подделываются, только чтобы их не проверяли.
Мэр Москвы Сергей Собянин не лукавит, говоря о том, что можно сократить неисчислимое количество чиновников за счет автоматизации процесса документооборота. Одно дело, когда госслужащие рассиживают на своих местах, принимая граждан и отфутболивая их по разным инстанциям, а иное, когда этот процесс автоматизирован, все становится легче и проще. Давным-давно необходимо было воплощать в жизнь граждан автоматизированный документооборот. Но стоит отметить, что не все регионы страны смогут осуществить эту затею, в отличие от столицы, в которой есть возможность полноценной компьютеризации работы чиновников, создания МФЦ, базы электронных данных, где человек регистрируется и оплачивает услуги через интернет. Я весьма сомневаюсь, что в регионах, где до сих пор не решен вопрос с плохими дорогами, смогут сделать автоматизированную систему управления.
Слава Богу, что додумались до создания Многофункционального центра, весьма облегчающего жизнь людям, где человек может выполнить все, что пожелает: взять необходимую справку, оформить загранпаспорт, детское пособие и т.д. Это удобно, в отличие от бюрократической волокиты чиновников, которые постоянно отфутболивают граждан.
Не может быть и сомнений в том, что сокращение чиновников за счет автоматизации управления является хорошей идеей. Но необходимо отметить, что госслужащие, заведующие документооборотом, имеют низкие зарплаты, поэтому в чиновничьей среде развита коррупция: граждане приносят денежки в конверте для ускорения процесса выдачи различных справок. Таким образом, чиновник пополняет свой маленький кошелек за счет щедрости граждан, вынужденных платить. Введение автоматизированного процесса позволит устранить взяточничество и мздоимство.
В высшем аппарате чиновников ситуация не двигается с мертвой точки и вряд ли в ближайшее время стоит ждать перемен. За последние десять лет увеличилось количество различных организаций, были введены новые ставки, что привело к раздуванию чиновничьего аппарата. Настала пора сокращать ненужные структуры и в управляющих государственных органах и их штат, особенно в регионах, ведь в Москве, где проживает около 10% населения страны, оправдано наличие необходимых государственных. структур и то не всегда (проверяющие органы тоже не мешало бы почистить). В соотношении «чиновник-гражданин» заложены огромные резервы, которые нужно сокращать, ведь в регионах создано немыслимое количество служб, существующих с советских времен и потерявших всякий смысл своего бытия. Это касается не областных администраций, а в первую очередь районных. За последние двадцать лет демографическая ситуация в стране пребывала в плачевном состоянии, села и районные центры настигла сумасшедшая убыль населения, в то время как количество служб осталось неизменным. Зачем мы держим эти структуры? За счет высокой смертности увеличилась разница в соотношении «гражданин-чиновник» на душу населения в регионах. В Москве иная ситуация, благодаря притоку людей со всей России и из зарубежа, а в провинции, наоборот, количество граждан сокращалось за счет оттока людей и естественной убыли населения. Но, повторю, количество чиновничьих структур оставалось неизменным, поэтому соотношение «гражданин-чиновник» было нарушено.
Прежде всего, нужно освобождать денежные средства в дотационных регионах за счет сокращения кадров. Например, в каждом областном центре существуют районные администрации, у которых денег «кот наплакал». На эти финансовые средства госслужащие ничего не могут сделать, ведь большая часть денег идет им на зарплаты. Появляется вопрос: Зачем?! У нас до сих пор существуют государственные структуры, которые только кормят себя? Должно быть соотношение: приток денежных средств за счет различных налоговых сборов и зарплата чиновников. Ведь если они поглощают весь финансовый приток, то зачем их содержать? Это нонсенс! Налоги граждан идут не на ремонт детских садиков, школ, дорог, а на содержание чиновников, работающих в районной администрации.
В регионах существуют ненужные структуры, дожившие до наших дней еще с советских времен. Например, управления сельского хозяйства, где до сих пор работают главный агроном, главный зоотехник, не говоря уже о начальнике управления. Но во многих районах все сельскохозяйственные организации давно уже частные, а животноводческие хозяйства и вовсе отсутствуют. Поэтому для чего продолжают существовать эти должности? Люди занимаются только тем, что собирают информацию, отчеты с частных хозяйств и пересылают ее в область, не испытывая иной функциональной нагрузки, хотя имеют зарплату в три-четыре раза больше, чем сами работники сельского хозяйства. А при этом сами хозяйства испытывают дефицит кадров: нет ни зоотехников, ни ветврачей и агрономов.
Сколько можно сэкономить денег только за счет сокращения этих должностей? Если посчитать количество районных администраций по всей стране, то выйдет огромная сумма денег, которые могли бы пойти на поддержание инфраструктуры детских садов, школ и иных социальных учреждений, находящихся в ужасном состоянии. Однако в регионах об этом никто и не помышляет. Есть иной путь развития: объединение районных администраций за счет сокращения кадров и укрупнения структур. Напомню, что регионы постигла убыль населения, в то время как госструктуры остались, поэтому объединение районных администраций помогло бы сэкономить огромное количество финансовых средств. Чиновники-лентяи пусть потрудятся на ином месте на благо страны. Уж не говорю о том, что они получают пенсии от 30 тысяч рублей, в то время как пенсионеры имеют лишь по 5-6 тысяч рублей в месяц. Зарплата чиновников – это главный фактор народного возмущения в регионах. Надеюсь, что кризис поможет преодолеть бюрократизм, и опыт Москвы будет применяться в регионах.