Эти мысли были высказаны мною ровно год назад в прямом эфире моей программы на «Православном радио Санкт-Петербурга» 18 марта 2014. Передача вышла как раз в разгар крымских событий, когда еще не было известно, чем все может закончиться. Тогда вся страна, затаив дыхание и вознося молитвы, следила за историей в режиме онлайн. Теперь эти события получили название Русской весны. Крым вернулся домой — в Россию. Думаю, что будет не безынтересно прочитать текст этой расшифрованной передачи спустя год, чтобы вновь пережить эмоциональный подъем тех дней, а также сравнить, что же изменилось за год.
В эти дни Великого поста, когда мы в первую очередь должны молиться и каяться, когда нужно избегать празднословия, тем не менее, невозможно умолчать о Крыме и не обратить свой взор в его сторону.
Крым сейчас у всех у нас в сердцах, Крым у всех сейчас на уме. Мы все глубоко переживаем за Крым, пристально следим за всем, что там происходит. Эти переживания меняются каждый день, как меняются стремительно и события в Крыму. Сегодня Крым — это и наша радость, и наша тревога, и наша надежда, и наше ожидание. Еще в феврале наши взоры были прикованы к трагическим событиям в Киеве, теперь в марте все наши взоры обращены к Крыму.
Мы говорим о том, что Крым возвращается домой. Иначе как чудом это возвращение назвать невозможно. Это чудо, которое в очередной раз открывает нам, как Господь даже злые дела и великие скорби обращает ко благу.
И действительно, сколько мы скорбели о киевском майдане, который, казалось, стал нашим поражением на
Украине, но Господь неожиданно обратил его к победе - возвращению Крыма в Россию.
За последние десятилетия с начала 90-х годов нас приучили к поражениям. Мы уже привыкли, что Россия только разбрасывала свои земли. Будучи разделена, Россия оставляла своих сыновей и дочерей в других государствах. И это стало скорбной нормой нашей современной истории: Россия оставляет, теряет, раздает.
А в эти дни мы впервые за два десятилетия переживаем совершено другое новое чувство — чувство приобретения, чувство возвращения, чувство собрания нашей земли, собирания нашего народа. В эти дни мы видим чудо Промысла Божия, как Господь без единого выстрела Своим мановением возвращает России ее достояние, несправедливо отобранное в советское время произволом волюнтаристских вождей партии, которые могли в одну ночь, не спрашивая живых людей, сделать их юбилейным подарком, передав в другую республику. Хотя тогда и была единая страна, и никто не мог подозревать, что случиться ее развал, тем не менее, два миллиона русских людей даже не спросили, даже не поставили в известность, передали в другое государство. В одну ночь люди заснули в России, а наутро проснулись уже на Украине. Русскими людьми манипулировали как крепостными крестьянами. Это была величайшая несправедливость, не имеющая оправдания и срока давности.
То, что происходит сейчас с Крымом, - это акт исторической справедливости. Мы впервые за последние десятилетия слышим на самом высоком уровне высокие слова о Русском народе, слова, которые не могут не трогать до глубины души: «Россия своих не сдает! Россия своих не забывает! Россия своих не оставляет!» В эти дни нас посетило чувство единого народа, который как богатырь встает вопреки политическим границам, созданным в советское время в нашем едином русском доме. Россия как богатырь встает и собирает своих детей, собирает свои земли, отобранные у нее. Мы сейчас переживаем одни из самых радостных, вдохновенных и счастливых дней в нашей истории. Наверно, такие чувства последний раз наш народ переживал 9 мая 1945 года. Да, - это
День Победы! День Новой Русской Победы!
В эти дни, я думаю, каждый из нас переживает особенную радость и гордость в лучшем смысле этого слова, не как гордыню, но как достоинство за то, что мы - русские, за то, что мы можем защитить своих братьев, за то, что мы можем блестяще, виртуозно, в высшей степени профессионально решить проблему воссоединения Крыма как на политическом, так и на военном уровне.
Мы должны запомнить эти дни и это время. Может быть, в нашей жизни они больше не повторятся, не будет такого общенародного счастья, такой настоящей общенациональной радости. И, если мы здесь на берегу Невы так радуемся, то можно только себе представить, как же радуются русские люди там, в Крыму! Ведь они 60 лет были в другой республике, где и в Советское время, а особенно в последние годы, насаждалась откровенная украинизация и русофобия, где русские люди подвергались агрессивной дерусификации на своей земле.
Мы, несомненно, переживаем великие исторические дни, которые обязательно будут вспоминать и осмыслять потомки. Уверен, будет еще написана полная история этого возвращения Крыма, мы узнаем многие подробности, неведомые нам сейчас. Сегодня мы имеем информацию с экранов телевизоров и интернет ресурсов, но, тем не менее, очевидно, что происходит невиданное духовное событие в истории собирания Руси.
Только не нужно противопоставлять русских и малороссов (украинцев): мы - один народ, и воссоединение, возвращение Крыма России, не должно быть каким-то обидным фактом по отношению к украинцам и Украине. Это не значит, что мы хотим обидеть их и что-то забрать. Это не должно нас разделить, потому что мы действительно один народ, я даже не говорю - братские народы, а в принципе – один. И Крым ни у кого не отбирается, он остается нашим общим домом, нашей общей жемчужиной. Мы как один народ будем владеть этим святым островом вместе. Украинцы там жили и будут жить, и никто их никогда не утеснит. Мы не должны поддаваться той логике, по которой действуют бандеровцы, ищущие образ врага в москале. Нет, мы должны создавать в образе украинца образ друга малоросса, и нас не разделят ни эти бандеровцы, ни майданы, ни яроши. Передача Крыма в Россию - это возвращения Крыма тем же украинцам, которые живут в России. Ведь еще неизвестно, где больше проживает украинцев: на Украине или в России. У нас украинцы представлены во всех сферах жизни, включая и высший политический эшелон, достаточно вспомнить В. Матвиенко или петербургского губернатора Г.Полтавченко, которые, судя по их фамилиям, оба имеют малороссийские корни.
Что же такое для нас Крым? Чем же он нам так дорог?
Является ли присоединение Крыма только умножением территории России? В том-то и дело, что нет. Крым для России - нечто большее. Я убежден, что Крым нам нужен, не только потому, что там стоит наш флот, не только потому, что там великолепные курорты, хотя, конечно, это тоже немаловажно.
Крым нужен нам, прежде всего, потому, что он внутренне сохранил свою русскость, люди там ее гораздо глубже переживают. За 60 лет украинизации их не смогли лишить русского национального самосознания, своей исторической памяти, их не смогли украинизировать, они остались русскими людьми. Русские люди сохранили свою русскость и свою верность России. В этом особый подвиг жителей Крыма. И этим Крым должен вдохновить всю Россию. Крым должен напомнить всем русским, что мы – русские. И сейчас именно это происходит: впервые за многие десятилетия мы ощущаем себя единым неделимым Русским народом.
Заметим, что в эти исторические дни все политические разногласия были преодолены. Все фракции в Думе голосуют как один. Даже Жириновский и Зюганов, обычно живущие, как кошка с собакой, обращаются друг к другу: «Гена», «Володя». Крым примирил нас, наполнил памятью о нашей истории, напомнил России об ее исторической миссии. Мы обретаем второе дыхание, мы переживаем второе рождение. Крым напомнил нам, кто мы сами есть, напомнил о нашей миссии, о том, что мы должны заботиться о наших соотечественниках, и не только в Крыму, но в Прибалтике, в Азии, в Закавказье. Они также должны знать, что «Родина слышит, Родина знает», они также нуждаются в этом чувстве нашего единства, чувстве нашего локтя.
Крым важен для нас как один из духовных камней нашего национального бытия.
Хочу напомнить об одном событии, которое произошло в Крыму 1025 лет назад, когда он еще назывался Таврида, в городе Херсонес, который русские тогда называли Корсунь. Тогда в 988 году к неприступной крепости Херсонес подступили войска руссов под предводительством языческого Князя Владимира. Крепость была осаждена. При этом требование Князя было достаточно необычно. Он не требовал сдачи города как такового, не требовал дани или выкупа, но просил отдать ему в жены сестру византийского императора Василия – Анну. Уникальный поход — за невестой. Жители Херсонеса были весьма удивлены. Не в их воле было выдать Князю сестру императора.
Предыстория вопроса была такова. Князь Владимир в то время был достаточно молодым, а главное холостым человеком. Давайте зададимся вопросом: «А в каком возрасте Князь Владимир принял крещение и крестил всю русскую землю?» По историческим источникам ему было от 25 до 30 лет. Возраст Христов. Сейчас в этом возрасте никто бы не доверил Князю Владимиру руководить страной. По конституции глава государства должен быть не младше 35 лет. А Князь Владимир совершил величайшее деяние, которое определило всю последующую судьбу нашего отечества. (Видимо, прежде люди взрослели раньше - Александр Невский тоже свои победы совершил рано, Невскую победу, которая обессмертила его имя, - в 21 год).
Будучи молодым человеком, Князь Владимир понимал, что Русская земля должна обрести истинного Бога. Он был, безусловно, человек духовно одаренный, в его душе проснулся вечный духовный зов Божий, то, чувство, которое называют тоской по Богу. И он стал выразителем нашей национальной тоски по высшему идеалу.
Мы знаем, что к Князю приходили послы из восточных и западных стран, и сам Князь Владимир потом посылал своих доверенных лиц в разные страны к разным народам испытать их веры. Тогда был осуществлен уникальный в истории человечества акт выбора веры. Уникальность этого акта в его внешней и внутренней свободе. Известно, что часто та или иная религия в истории – вера — навязывается силой. Так была обращена латинская и северная Америка. Так силою оружия часто действуют исламисты. Но здесь редчайший случай - нас никто не заставлял, не неволил, не было принуждения - это был свободный выбор веры. Все помнят прекрасную историю о том, как именно Православие открылось нашим послам на Богослужении в соборе Святой Софии в Константинополе. Именно София Константинопольская стала местом, где души наших предков были потрясены горним миром через Богослужение…. Они тогда сказали: «Не знаем, где мы были – на Небе или на Земле». После этого была еще беседа Князя Владимира, уже готового воспринять святое крещение, с греческим монахом-философом, который напомнил Князю о Страшном суде. Князь Владимир избрал Православие, руководствуясь, в конце концов, своей внутренней духовной интуицией.
При этом Князь Владимир понимал, что является отнюдь не частным отдельным лицом. И веру он выбирает не только лично для себя, но для всего своего народа и для всех своих потомков. Его личное крещение - это выбор всего народа, это выбор исторического пути, как сейчас говорят, геополитический выбор. Он свое личное крещение связал с судьбой своего народа. Он понимал, что Руси нужно выходить на просторы мировой истории, восходить на вершины мировой цивилизации. Русский народ через крещение должен войти в семью православных народов, причем в прямом смысле этого слова. Он сразу определил для себя стратегическое направление - породниться с византийскими императорами. Это гениальная идея отражает масштаб его мышления, его историческую прозорливость.
В то время сложилась благоприятная историческая обстановка. Византийский Император Василий оказался ввязан, с одной стороны, в войну с арабами, а с другой стороны, у него объявился соперник, некий Фока Варда, военачальник, который восстал на императора. Возникла сложная внутриполитическая ситуация, нужна была помощь мощных надежных союзников, каковыми считались руссы, и он решил ввести в Византию ограниченный контингент руссов. Князь Владимир согласился, но с одним условием, в котором и состояло решение геополитической задачи Руси. Он предложил императору выдать ему в жены его сестру византийскую царевну Анну. В сложившейся ситуации у Императора не оставалось выбора. Он согласился в надежде, что после военных действий он сможет этот вопрос «замять». В итоге, в Византию был послан отряд руссов численностью до 6000 воинов, как устанавливают историки. Они сыграли свою роль, стабилизировали ситуацию, Император остался на престоле. Но далее Император «забыл» то, что обещал Князю. Руссы помогли, он сохранил власть, а вот с сестрой ему было расставаться жалко.
Языческий Князь был неровня христианской невесте. Князь Владимир понял, что его, как сейчас говорят, разводят. Он не захотел остаться обманутым простаком. И тогда Князь Владимир, не желая идти прямо на Константинополь (мы знаем, что его отец – Святослав – ходил и даже на вратах укрепил свой щит, но это была разовая акция, которую нелегко повторить), решил осадить главную город-крепость в Тавриде - Херсонес.
Здесь я возвращаюсь к началу истории. Необычная осада, о которой до сих пор спорят ученые, не в силах понять мотивы Князя Владимира, что ему было надо в этом городе? Многие историки считают неубедительной версию, что его интересовала только невеста. До сих пор для историков остается загадкой, в чем был смысл Корсунской осады. Смысл же состоял не только в требовании невесты как таковой, а в осуществлении духовного и цивилизационного выбора Князя Владимира. Это было, можно сказать, обручение с Византией, венчание с Православием. Это было соединение в браке России с Царьградом на равных, установление глубокого духовного родства.
Что же произошло далее? Херсонес был укрепленной крепостью, наскоком его взять было невозможно. Осада грозила затянуться, что не входило в планы Князя. Она длилась уже несколько месяцев. И тут Сам Господь помог русскому Князю. В Херсонесе нашелся священник, в некоторых источниках его называют епископом Анастасием, который выстрелил в сторону русского стана из лука. Князю принесли стрелу с запиской, где указывалось, что жизнедеятельность этого города поддерживается особым каналом – трубопроводом, который, если перекрыть, то можно взять город голыми руками. Мы сейчас не в состоянии понять, чем руководствовался этот священник, почему он так поступил.
Князь Владимир поступил по его наводке, город Херсонес сдался. Князь вошел победителем в крепость. Тогда византийский Император серьезно задумался, стоит ли из-за сестры терять весь Крым. Он решил не продолжать конфликт с Князем Владимиром. В Херсонес прибыл корабль из Константинополя, на котором находилась царевна Анна.
Но здесь происходит еще одно чудесное событие, о котором рассказано в житии Князя Владимира. Он неожиданно слепнет. Конечно, в этом некоторые историки сомневаются, говорят, что это агиографический штамп, чудо только ради жития, вставленное по закону жанра. Но мы понимаем, что нет необходимости приписывать чудеса Богу, Бог не нуждается в нашем чудотворчестве, Он Сам творит чудеса. Событие было экстраординарное, нужно было открыть Князю Владимиру всю духовную глубину происходящего. Князь, может быть, мыслил еще по земному, а Господь раскрывал ему небесный смысл крещения Руси. Князь Владимир слепнет, и царевна Анна обращается к нему: «Если хочешь избавиться от этой болезни, крестись скорее, иначе не выздоровеешь». Крещение для него становится исцелением, прозрением, обретением истинного зрения. Князь Владимир повелевает Корсунскому архиепископу, видимо, тому самому Анастасию, который стал его духовником, крестить себя.
Может быть, в планы Князя не входило креститься именно в Херсонесе, может, он предполагал принять крещение в Киеве вместе с дружиной, но Господь устроил так, что Князь Владимир принял крещение именно в Херсонесе.
В городе, который нынче называется Севастополь, зажглась зарница будущего крещения всей Руси.
Приняв крещение, Владимир возвращается в стольный град Киев со своей законной супругой, с которой обвенчался опять же в Херсонесе, городе, где совершился первый русский христианский брак.
В Киеве Князь призывает весь свой народ принять святое крещение. Он употребляет необычный аргумент: «Кто мне друг, пусть придет на Днепр и примет Крещение. Кто мне верит, кто мне доверяет, кто считает меня своим князем, вождем; у меня нет времени заниматься подробной катехизацией, но поверьте мне, и, если мне верите, креститесь, потом вы все поймете» (это мой парафраз на тему летописи!) Крещение Русского народа стало актом доверия Князю Владимира. Он стал восприемником и крестным отцом своего народа!
Итак, если искать истоки нашей веры, истоки нашего Крещения, то они восходят к Тавриде. Все началось в Крыму.
В Херсонесе до сих пор показывают то место, где крестился Князь Владимир. Оно овеяно древними преданиями. Сколько чувств здесь переживает русское сердце! Думал ли тогда святой князь, что на этом месте его благодарные потомки спустя 1000 лет построят храм его имени? В этом храме тоже нужно обязательно побывать каждому русскому человеку, так же, как на своей родине. Здесь понимаешь, что ты стоишь у точки отсчета нашего духовного бытия, отсюда духовно пошла земля Русская. Принято называть Киев - матерью городов русских, но как тогда назвать Крым, Херсонес-Корсунь? Я бы сказал, что Крым - это бабушка Святой Руси. Крым - это наша первая купель, где крестился Князь Владимир и его гвардейская дружина, и отсюда проистекла Киевская купель, из которой, в свою очередь, произошло крещение всей Руси.
Поэтому скажем еще раз, для нас Крым - это не просто территория, это наш исток, это глубинный родник нашей души, из которого проистекли многие многоводные реки нашего духа. Крым наша малая духовная родина! Все мы, русские крещеные люди, связаны с Крымом. Если мы проследим нити нашей духовной биографии, то увидим: мы крестились в детстве потому, что наши родители крестились, наши деды, наши прадеды, и так все восходит именно туда. Поэтому мы не можем не любить Крым, не чувствовать его родным, не жить им.
Сейчас весь мир восстанет на нас, потому что все понимают, что возвращение Крыма России - это возвращение нашей духовной точки опоры и точки отсчета нашего бытия, возвращение к своим истокам. Крым дает нам почувствовать, что мы можем, что нас могут и должны слышать. Как в свое время говорил один из государственных мужей эпохи Екатерины Второй, что к тому, что говорят в России и в Крыму, должен прислушиваться весь мир.
Сейчас на нас восстанет весь мир, будет колоссальное политическое давление, как на всю страну, так и лично на ее руководителя
Путина.
Нужно отдать должное его мужеству, видно, в нем проснулись глубинные русские корни. Он понял, что дальше отступать некуда. Ведь, если бы был сдан Крым, мы бы совершили акт внутреннего предательства. Нас бы тогда никто не считал ни народом, ни страной. С нами можно было бы делать все, что угодно. Это был экзамен, хотя он еще не закончился.
Мы видим, что по всей России Крым поднял народную волну. Люди выходят на митинги, находят время – мы же все заняты, но находят желание выйти и пропеть песню, поднять флаг, сказать Крыму: мы с тобой, ты наш, мы своих не оставим. Эти слова – как новый лозунг нашего времени, в них мы получили национальную идею: Россия своих не оставляет.
Крым напомнил нам, что мы Россия, что мы русские.
Нужно вспомнить, что и само Черное море в древности называли именно Русским морем. Россия никогда не забывала Крым. В нем жили и тавры, и кемирийцы, и скифы, и греки, и турки. Он был в составе и Византии, и Османской империи. При Екатерине Алексеевне Крым стал частью России, и это было настолько естественно, что он сразу стал возрождаться. Там в кратчайшие сроки были основаны десятки городов. 1783 год - присоединение Крыма, и в том же году основывается Севастополь, Симферополь, другие города, строится множество храмов. Этот полуостров сразу стал частью России. На его счет строились самые грандиозные планы. Я думаю, что присоединение Крыма можно сравнить по значению с основанием Петербурга. У нас одно окно на север в Европу - Петербург, и второе на юг – Севастополь. У Потемкина был проект переноса столицы Российской Империи на юг в Крым.
Крым - это форпост Православия, святой остров. Крым для нас – это, безусловно, краеугольная часть Святой Руси.
Он освящен подвигами величайших святых. Ведь по земле Крымской проходил апостол Андрей Первозванный, там, в изгнании, подвизался и служил священномученик Климент, проповедовали святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, именно с Крыма, или, по старому названию, с Тавриды, началась их проповедь. В Крыму есть целый собор мучеников Херсонесских – это 7 мучеников. Теперь мы должны больше почитать этих святых, также вернувшихся в Россию. Верим, что их молитвами Крым чудесно обретен Россией.
Крым прославился и в XIX веке подвигами святителя Иннокентия Херсонского, а в XX веке Крым был освящен трудами святителя-целителя Луки Крымского, которого знает сейчас весь мир. Это один из самых любимых святых в Православии, многие греческие города просят частичку мощей Луки Крымского.
Мы должны молиться Крымским святым - Херсонесским мученикам, Луке Крымскому, Иннокентию Херсонскому, Клименту Римскому, который пострадал в Крыму, Мартину мученику Крымскому. Этот сонм Крымских святых молится о Крымской земле.
Крым – наш южные морские врата России. Он обильно полит русской кровью, освящен кровью русских героев.
Само слово Крым в переводе означает - «стена», «защитный вал». Сейчас этот перевод обретает символический смысл. Крым поставил предел тому беспределу, который творит в этом мире Америка, когда она просто заламывает руки другим государствам, когда она развязывает войны (Ирак, Сербия, Ливия). Но Крым, наконец, ставит в этой диктатуре точку.
Мы должны всеми силами поддержать Крым молитвой, сборами, пожертвованиями, поездками. Помню, когда в Сирии произошли недавние скорбные события, по всем храмам собирали средства, чтобы помочь сирийскому народу. Неужели мы не поможем нашим русским людям? Давайте поддержим Крым и нашими поездками. Киев грозит срывом туристического сезона, давайте совершим паломническую поездку. Крым - лучшее место для отдыха. Крым – лучшее место для молитвы. Херсонес и Севастополь – города русской славы, и сейчас они сияют новой славой.
Мечта Потемкина в каком-то смысле сбылась в эти дни. Севастополь сейчас является нашей духовной столицей России.
Дерзну сказать, что это не только Крым присоединяется к России, но и современная Россия должна воссоединиться с Крымом, который сохранил свою русскость, свою верность, свою историческую память. Хотелось, чтобы именно к этому присоединилась вся Россия.
Протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель храма св. ап. Иоанна Богослова (историческое Леушинское подворье) в Санкт-Петербурге, директор Мемориального музея-квартиры св. праведного Иоанна Кронштадтского