«Без принятия Креста Господня, своего креста невозможно обрести счастья»

В Крестопоклонную неделю Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в соборе Христа Спасителя в Калининграде

Великий пост 
0
208
Время на чтение 7 минут
Вчера, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, день празднования Державной иконе Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда, сообщает Патриархия.ru.

Его Святейшеству сослужили викарий Калининградской епархии епископ Балтийский Серафим, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, секретарь Калининградской епархии протоиерей Марьян Позунь, епархиальное духовенство.

На богослужении присутствовали губернатор Калининградской области Н.Н. Цуканов, мэр г. Калининграда А.Г. Ярошук, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда.

После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине.

Также была вознесена молитва о новопреставленном писателе Валентине Григорьевиче Распутине, который скончался накануне, вечером 14 марта.

За Литургией Святейший Патриарх совершил иерейскую хиротонию диакона Владимира Толстого, учащегося Сретенской духовной семинарии.

Проповедь перед причастием произнес иерей Михаил Собачинский, клирик собора Христа Спасителя г. Калининграда.

Богослужебные песнопения исполнили Патриарший хор кафедрального собора Христа Спасителя г. Калининграда (регент — Е. Шевлекова), мужской хор Андреевского храма г. Калининграда (регент — А. Родионов) и детский хор Андреевского храма г. Калининграда под управлением И. Швец.

После причастия Святейший Патриарх Кирилл совершил поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню.

По окончании Литургии епископ Балтийский Серафим приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству образ Христа Спасителя.

Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом: 

«Всех вас сердечно поздравляю с четвертым воскресеньем Великого поста, именуемым Крестопоклонным. Это особый день, когда мы вспоминаем распятие Спасителя. И в этот день читается Евангелие от Марка (Мк. 8:34-9:1). Слова из этого Евангелия хорошо всем известны. Я приведу эти слова: "Кто хочет душу свою сберечь, тот погубит ее. А кто погубит душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее".

Слова хорошо известные, но очень непонятные. Что означает погубить душу ради Христа? Понять это невозможно, если не вдуматься в первую часть фразы: кто хочет сберечь душу свою, тот погубит ее. А для кого или для чего? Не сказано. И только из контекста можно понять, что если не сказано, для кого и во имя чего человек может погубить свою душу, то становится ясным, что речь идет о самом человеке и фразу эту нужно понимать так: кто сбережет ради себя душу свою, тот погубит ее.

В русском тексте, так же как и в славянском, используется слово "сбережение". А может быть стоило использовать иное слово — "сохранение"? Нет. И древние славянские переводчики, Кирилл и Мефодий, а за ними и другие используют это слово "сбережение" неслучайно, потому что оно имеет иной смысл, чем "сохранение".

Станет понятно, о чем идет речь, если мы в качестве примера приведем желание людей сохранить свои деньги. Они их сберегают, есть даже такое понятие — сберегательная касса. Сбережение средств означает их защита, создание условий, при которых они не подвергаются инфляции, когда они не обесцениваются, когда никто не может эти деньги похитить, и когда человек их просто не теряет, а, может быть, даже более того, сберегает деньги, или средства, или вкладывает деньги в что-то, что приносит бОльший доход, становится еще более богатым человеком. Сбережение — это не застывшее понятие, оно подразумевает некую динамику.

Так вот, эту первую часть текста следует понимать так, что если кто сберегает душу свою ради себя, он ее губит. Мы всю свою жизнь работаем над своей душой, вне зависимости от того, правильно или неправильно, умножая душевные силы или расточая их. Но с самого детства мы работаем над своей душой, обретая знания, расширяя свой кругозор, обогащаясь опытом. И так происходит в течение всей жизни: человек не только накопляет свой разум новыми знаниями, но обогащает себя опытом, воспитывает так или иначе свои чувства, свою волю. Это и есть сберегание души. И если все то, что человек создал, в том числе и благодаря наследственности от родителей, и внешнему влиянию, благодаря своей собственной внутренней работе, — если все то, что он обрел и сберег, он обращает исключительно на пользу самому себе, то, по слову Божиему, он губит свою душу, он ее теряет.

Мне приходилось иногда беседовать откровенно с людьми очень богатыми, которые сумели создать капитал и удачно его сберегают, становясь все более богатыми и богатыми. Мне приходилось общаться с этими людьми в трудные минуты их жизни, и я не единожды слышал одну и ту же фразу: да все бы отдал, только бы…. А дальше следовало то, что являлось предметом страданий человека.

Иногда, говорят так, вспоминают детство, родителей, свою не очень богатую жизнь, но такую мирную и спокойную жизнь. И говорят: все бы отдал, чтобы вернулись эти дни. А иногда вспоминают свою настоящую любовь, которая не уходит из сердца, а сопровождает человека всю его жизнь, и тогда говорит вне зависимости от того, как устроилась его жизнь: да все бы отдал, если бы…

И очень часто в конце жизни человек, живший только ради себя, понимает, что внутри ничего нет, пустота. И возникают мысли: о, если бы все начать сначала! Так вот, Господь нам всем говорит: чтобы избежать этих скорбных мыслей, этого фиаско жизни, чтобы не потерять душу, сберегая ее для самого себя, нужно потерять ее ради Христа и Евангелия.

А что это означает? А это значит поставить Господа в центр своей жизни и все это сбережение духовных сил направить в ту сторону, которую Он нам предлагает выбрать в качестве единственно правильной и спасительной — жить не для себя. Господь не предлагает каждому из нас становиться аскетом, одиноким человеком, подвижником, монахом. Он не предлагает нам идти на страдания. Он просто предлагает посвятить жизнь свою исполнению Его закона, Его заповедей, Евангелия. И тогда сохраним все, что имеем, все то, что нажили, в том числе и материальное. Если все это поставлено в правильную систему координат, если все это работает в соответствии с нами определяемыми правильными целями, то жизнь человека становится радостной. Потому что с ним Господь, с ним точно и правильно определены цели жизни. И тогда все работает и все приносит духовное, а нередко и материальное благополучие.

Удивительны и другие слова: "Но что, если человек приобретет весь мир, а душе своей повредит?" из того же самого отрывка из Евангелия от Марка, которое мы сегодня слышали. В самом деле, какой смысл в приобретении всего мира, если ты самого главного не приобретаешь? Если твоя душа не приобретает мира, покоя, радости, внутренней тишины, счастья, для чего все остальное? И поэтому в другом месте Священного Писания находим слова: нужно не для себя, а в Бога богатеть (см. Лк. 12:21).

Разве Господу нужны наши деньги или наши богатства? Он не требует, чтобы мы их отдали Ему, но эти удивительные слова "в Бога богатеть" перекликаются с сегодняшними евангельскими словами "душу свою потерять ряди Христа и Евангелия", то есть наступить на самого себя, поменять все местами, Бога поставить в центр жизни, а не самого себя.

А с чего же начать? Кто-то услышал эти слова сегодня, вышел из храма, задумался, и решил: да постараюсь я исполнить все то, что Патриарх сегодня сказал, ведь и я хочу быть счастливым. Но для того чтобы правильно начать, нужно другие евангельские слова вспомнить: кто хочет последовать за Мной — отвергнись от себя, возьми крест свой и иди за Мной (см. Мф. 16:24). Крест — это то страдание, которое проистекает не от нашей глупости и не от наших страстей и ошибок, а которое приходит извне. Допустим, мы не заслуживали человеческого порицания, мы ничего плохого не делали, а на нас начинают клеветать. Или вроде никому ничего плохого ты не делал, а вокруг тебя вдруг появляются враги. Или вдруг посещает нас Промысл Божий болезнью, скорбью, изменой, когда самые близкие люди становятся предателями — вот это крест. Это не то, что мы сами продуцируем, не то, что мы сами глупостью своей или греховностью создаем для самих себя, поставляя в тяжелое жизненное положение, а это то, что вдруг объективно, со стороны, вне зависимости от нашей воли вдруг входит в нашу жизнь.

Но как же мы часто бываем подавлены этими обстоятельствами! Как негодуем, как иногда с ропотом к Богу обращаемся: чего же я плохого сделал, почему вдруг такая беда? Если такая мысль в голову приходит, то уж точно Господь крест на нас возлагает. И для того, чтобы душу свою спасти, а вместе с этим спасением — обрести здесь полноту жизни, внутренний покой, уравновешенность всех своих внутренних сил, даже определенный, проистекающий из наших усилий жизненный успех, вот для этого нужно в первую очередь научиться нести крест, который Бог нам вручает. Если мы начинаем этот крест с себя сбрасывать, если начинаем винить весь мир и близких своих, иногда родственников, которые ни при чем, но на которых можно сорваться — на начальнике срываться не будешь — так вот, если не будем ни на ком срываться, не будем гневаться, раздражаться, на Бога роптать, а спокойно предадим себя в руки Божии и примем на себя этот крест и понесем его, то это и будет первый шаг на нашем пути к тому, чтобы «в Бога богатеть», чтобы не губить душу свою, но, принимая Христа и Его заповеди, обретать спасение.

Сегодняшний день учит нас очень многому, может быть, самому главному в жизни — как справляться с трудностями, как преодолевать жизненные испытания, что означает накапливать душевные силы и ради чего это следует делать. Помогает нам понять и то, что работа только для самого себя завершается поражением — душа, личность человека, гибнет, а иногда и внешняя жизнь разламывается на кусочки. Бог призывает нас к такому образу жизни и к такому целеполаганию, действуя во имя достижения которого мы становимся счастливыми. Это главная тема сегодняшнего дня. Казалось бы, что общего имеют Крест Христов, которому мы покланяемся, и человеческое счастье? А оказывается, эти два понятия теснейшим образом связаны. И без принятия Креста Господня, своего собственного креста невозможно обрести человеческого счастья.

Да поможет всем нам Господь следовать именно тем путем, который Он нам сегодня предлагает. Сердечно вас поздравляю с Крестопоклонным воскресеньем.

Хотел бы в память о пребывании в Калининграде для калининградского кафедрального собора передать драгоценный ларец с мощами поволжских угодников Божиих. Пусть эта святыня пребывает здесь. Прикладываясь к святым мощам, просите у святых угодников помощи и заступления в вашей жизни. И да хранит всех вас Господь. Аминь».

В дар кафедральному собору Калининградской епархии Святейший Патриарх Кирилл передал ковчег с мощами поволжских святых.

Верующим были розданы иконки Христа Спасителя с Патриаршим благословением.

Затем состоялся прием от имени губернатора Калининградской области Н.Н. Цуканова, по окончании которого Святейший Патриарх Кирилл отбыл в Москву.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Великий пост
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 19:52
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Vladislav
23.11.2024 19:49
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06