Любовь к Родине за 45 минут не воспитывается

Православные священнослужители об уроках патриотизма в школах

Бывший СССР  Новости Москвы 
0
164
Время на чтение 12 минут
Общественная палата РФ готовит программу патриотического воспитания россиян, которая предлагает новые подходы, учитывающие психологию подрастающего поколения. Документ будет направлен в Министерство образования и науки РФ. Общественники надеются, что часть предложений сможет войти в разрабатываемую ведомством госпрограмму «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016–2020 годы». Кроме того, программа может стать руководством к действию для представителей образовательных учреждений, пишет газета «Известия». 

«Патриотизм не должен быть навязчивым, поскольку в таком случае вызывает только отторжение. Не нужно уходить от реалий современной жизни, важно учитывать интересы подрастающего поколения — их привязанность к соцсетям и всевозможным гаджетам и в то же время желание быть полезными, как-то выделиться и реализоваться среди сверстников», — говорится в проекте программы. 

Одна из инициатив проекта программы — введение в школах уроков патриотизма. В этом предмете предлагается максимально уйти от теории и познакомить детей с современными героями. Для этого организовывать периодические экскурсии в РАН, на киностудии, в центры подготовки олимпийских чемпионов и т. п. 

В программе большое внимание уделяется работе с современными социальными медиа. По мнению общественников, учителя должны научиться правильно преподносить школьникам события, в том числе на различных интернет-площадках, чтобы они были им понятны и интересны, а также научить детей и подростков использовать социальные сети для собственного роста, объяснить, как не потеряться в информационной войне. 

Еще одна тема программы — это развитие детского гражданского активизма. В проекте программы говорится о том, что «необходимо донести до ребенка, что патриотизм начинается не с любви к родине как к чему-то абстрактному. Патриотизм — это когда ты не мусоришь у около своего подъезда, когда начинаешь с самого себя, а не с кого-то другого. Это более прикладные, приземленные вещи, которые в совокупности дадут гораздо больший эффект». 

Кроме того, в программе описаны подходы к развитию детского внутреннего туризма, поскольку «патриотизм — это любовь к малой родине». 

Важная часть программы — предложения по работе с детскими издательствами и школьными библиотеками. В частности, предлагается сделать рейтинг книг по патриотическому воспитанию и переиздать часть из них с более яркими и привлекательными обложками. В Общественной палате уже готовится к изданию книга о Героях России, один из авторов которой — первый заместитель секретаря ОП Вячеслав Бочаров. Издание будет распространяться по российским школам. 

В ближайшее время концепция программы патриотического воспитания будет представлена на общественных слушаниях, в рамках которых эксперты профильных ведомств, депутаты Госдумы и представители различных молодежных организаций смогут внести свои дополнения. 

В проекте программы говорится, что одна из ее задач — «грамотно отделить патриотизм от национализма и любых проявлений агрессии, ксенофобии. Зачастую, прикрываясь патриотизмом, детей уводят в крайне правую или, напротив, левую сторону. Патриотизм — очень «нежная» субстанция, сложнее всего держаться золотой середины, чтобы в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране не обидеть тех или иных чувств». 

В Минобрнауки отметили, что готовы рассмотреть предложения ОП. Пока проект госпрограммы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016–2020 годы» находится в стадии разработки, ведомство открыто к рассмотрению любых предложений, в том числе от Общественной палаты РФ. 

«Как вы относитесь к идее «уроков патриотизма» - не будут ли они как раз тем навязыванием, от которого авторы программы предлагают уйти? Как воспитать ребенка патриотом в наши дни?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
 
Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, считает, что здесь все зависит от преподавателя. Когда поднимали вопрос о преподавании «Основ православной культуры», многие боялись: «А не будут ли священники читать в школах молитвы»? Сегодня уже, наверное, все поняли: изучение «Основ православной культуры», да и других религиозных культур - благо. Но, все зависит от учителя – впрочем, как и при преподавании любых других дисциплин, продолжил владыка. 

«Этот предмет нам нужен. И поздновато подняли вопрос о включении его в школьную программу. Нужно было делать это намного раньше. Теперь опасаются, что для школьников это станет навязыванием ненужного им предмета. Знаете, иногда не стоит спрашивать, хотят они этого или нет. Если спросить детей, а хотят ли они вообще ходить в школу, изучать те или иные предметы, нетрудно догадаться, какой ответ мы услышим. Этот предмет, без сомнения, нужен. Но я хотел бы видеть на уроках патриотического воспитания не только учителей, но представителей нашей армии, полиции, спортсменов, деятелей культуры и представителей духовенства. У каждого из них, уверен, свое видение любви к родине, и они могут предать это детям. Думаю, благодаря ним наши дети станут мудрее, смогут по-настоящему любить свою родину, ради которой на полях сражений проливалась кровь», - подчеркнул епископ.
 
Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная Москва», отметил, что, «откровенно говоря, такие уроки чаще всего становятся формальностью, оставляют не самое благоприятное впечатление у учеников, которые и без того перегружены информацией и стараются слушать только то, что с них будут спрашивать». 

«Здесь же свободная лекция на общую тему, не обусловленная какими-то стандартами. Не думаю, что детям это будет интересно - к сожалению. Патриотизм, конечно, нужно воспитывать, но это сложная задача. На мой взгляд, самый простой способ воспитания патриотизма – показывать примеры высот духа, творчества, которые могут вызвать гордость за свой народ и, таким образом, заставить гордиться своей принадлежностью к нему, к нашей стране. Если спросить, что самого красивого создал народ на протяжении веков, мы, скорее всего, укажем на тот или иной монастырь, церковь. Эта красота и в архитектуре, и в пении, и в иконографии. Поэтому, может, нам стоило бы еще раз вспомнить еще о том, что создал наш народ, показать то, что может вызвать у нас чувство гордости и сопричастности. Это не означает, что мы должны обращать внимание только на религиозную составляющую - у нас много того, чем мы могли бы гордиться. Но подходить к воспитанию патриотизма нужно не формально, а творчески», - добавил священник, отметив, что  к «урокам патриотизма» лично у него скептическое отношение. «Я хорошо помню похожие уроки в советской школе. Никаких чувств, кроме скуки, они не вызывали», - заключил батюшка.
 
Игумен Агафангел (Белых), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область), рассказал, что окончил школу в 85 году, и помнит, как воспитывался патриотизм в советской школе. 

«У нас были всякие "уроки мира", - помню, я рисовал даже какие-то плакаты, но никто это всерьез не воспринимал, как и наше членство в пионерской организации. Все понимали, что это официоз. При этом все были неосознанными патриотами своей страны. Все мы знали - это наша любимая страна. В некотором смысле в то время патриотическое воспитание и впрямь было на хорошем уровне: издавали правильные, нужные для детей книги, снимали фильмы - причем не только ура-пропагандистские, а хорошие, настоящие произведения искусства. Мы были искренними патриотами всех пятнадцати республик сразу. Это было органично, естественно: мы смотрели на старших, на ветеранов. Даже слушая американскую музыку и как-то пытаясь противопоставить себя текущей политической системе, мы были за Россию, а не за коммунизм, например. Когда сейчас, после 30 лет метаний в поисках собственной идентичности - национальной, государственной - мы ищем и не можем найти то, что лежит на поверхности, наверное, еще одной ошибкой может стать попытка официально провозгласить патриотизм доминирующим направлением в воспитании подростков», - продолжил он. 

«Мы прекрасно знаем: все эти официальные программы на самом деле работают не так, как предполагается, должны работать. Я не понимаю, что это такое - уроки патриотизма. Мне сложно представить, кто их будет проводить, как это все будет происходить. "А ну-ка, дети, давайте сейчас поговорим о патриотизме"? - это же смешно! Патриотизм формируется не за 45 минут в неделю, он состоит из множества компонентов, это часть нашего миропонимания. В первую очередь патриотизм формируется в семье - когда отец, мать, бабушка, дедушка говорят о своей стране не только с радостью, а иногда и с болью (переживание о недостатках нашей страны - немалая часть патриотизма). Во-вторых, какой пример нам детям и подросткам показывают наши медийные персоны? Они говорят о патриотизме, а их дети живут и учатся за границей, капиталы находятся там же. Конечно, это лицемерие, и не может восприниматься всерьез, особенно подростками, чуткими ко всякой фальши. Поэтому, действительно, нужно начать себя – но не детям, а нам, взрослым. И, прежде всего, тем людям, на которых смотрит все население нашей страны», - заключил о. Агафангел.
 
Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, полагает, что авторы программы глубоко заблуждаются, считая, что «навязчивый патриотизм» может вызывать у детей раздражение. 

«Это классический случай, когда взрослые принимают собственные психологические реакции за реакции ребенка. Дети по своей природе патриоты. Они любят Родину и готовы радоваться ее успехам. Но в 90-е годы СМИ нашему обществу вдолбили, что патриотизм - это плохо и вызывает раздражение. Да, есть в нашей стране такие люди, у кого он действительно вызывает раздражение. Но такие люди есть в каждом обществе. А детей - наше будущее - необходимо воспитывать правильно. Патриотизм - здоровое, естественное чувство человека, и он должен воспитываться безо всяких оговорок. Когда упоминают ксенофобию, необходимо понимать: у всякой ксенофобии есть причины. Когда ливонские рыцари напали на Русь, естественно, Александр Невский испытывал ксенофобию. Прошло время либеральных подходов в образовании, необходимо вернуться к лучшим традициям отечественной школы, которая воспитывала патриотов, победивших в Великой Отечественной войне. На примере этих героев нам и нужно воспитывать своих детей - тем более, сейчас, когда мы сталкиваемся с попытками пересмотреть итоги этой войны», - заключил о. Серапион.
 
Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе, полагает, что не стоит такие уроки называть так тенденциозно. 

«В официальных документах они могут быть названы так, как удобно разработчикам, а поступить в школу под другим названием, более понятным детскому восприятию. Главное, чтобы эта программа была интересной прежде всего детям. А это будет зависеть от такого, насколько интересно и интерактивно можно подать эту тему. Современным детям можно и нужно говорить о великих святых воинах – Александре Невском, Дмитрии Донском и других. Но при этом можно и нужно использовать современные образы героев, например десантников 6-й роты Псковской дивизии, которые смогли горсткой бойцов, ценой своей жизни остановить банду из 2500 тысяч бандитов, уничтожив более 700 человек», - подчеркнул он.
 
Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, считает, что этот вопрос давно назрел. 

«В любой сколько-нибудь уважающей себя стране патриотическому воспитанию уделяют как можно больше внимания. И напротив: страны, где вместо патриотизма стали говорить об интернационализме, космополитизме, глобализме, обезлюдели, так как их население уехало в "глобальный мир" овладевать его возможностями. Это печальный урок. Далеко ходить не нужно – в бывших республиках СССР - прежде всего, прибалтийских - большая часть населения не живет и не работает в своей стране. Правительство даже не может собрать население для решения важных государственных вопросов, потому что никому это не нужно. Такая страна обречена. Еще пара поколений, и там вообще некому будет жить. Так вот, говоря о патриотизме, прежде всего, стоит обратить внимания на положительный опыт патриотического воспитания у других народов. Как-то я собирался за границу на съезд молодежной организации РПЦ. Он проходил в Америке, и нужно было получить визу. Пока я ждал около посольства своей очереди, на огромном телеэкране, сменяя друг друга, появлялись изображения различных американских пейзажей. На их фоне люди разных цветов кожи и разного возраста с придыханием и подъемом говорили: "Ай эм американ". Страна, которая занимается патриотическим воспитанием, начиная с порога, с посольства в другой стране, в другом конце света – достойный пример для подражания. Да, это нужно делать не тогда, когда в столице живет несколько миллионов не говорящих по-русски приезжих, многие из которых нелегалы и не собираются приобщаться к нашей культуре и нашей истории, так как не чувствуют себя частью этой страны. Нужно начинать со своей границы», - продолжил священник. 

«Я уж не говорю про культивируемый американский миф, что это самая лучшая страна, куда все должны пытаться прорваться, а кто не может – отщепенец. Так какая страна ведет себя разумнее: та, которая охраняет свои границы, чтобы не пропускать тех, кого там не хотят видеть - или страна, где делают все, чтобы удержать людей, которые хотят из нее убежать, как это было в СССР?  Однако, мне кажется, это, по разным причинам, не лучшие примеры. На мой взгляд, лучший пример патриотического воспитания в Израиле. Попробуйте там сказать, что в мировой истории есть что-то более страшное, нежели Холокост - уничтожение евреев в годы Второй Мировой войны. В лучшем случае вы будете подвергнуты остракизму. Там с детства учат детей помнить свою историю. Но я думаю, весь этот мировой опыт, да и наш собственный, который был приобретен в период существования Российской империи, Советского Союза (тоже, кстати, действенный и полезный) окажется для нас бесполезен и будет обречен на неудачу, если допустить разрушение основной ячейки общества - семьи. Если наши глубокоуважаемые общественники не будут уделять внимание этому главнейшему вопросу, все окажется бесполезным. И яркие обложки книг, и деликатное преподавание патриотического воспитания учителями, и разработка общих подходов к сложным историческим вопросам. Если человек в своем малом мире – в своей семье - не получил основ,"большая государственная семья" тоже будет для него пустым звуком. Все происходящее в мире говорит о том, что его будущее связано с глобализацией. Мир становится теснее, стираются всевозможные границы - национальные, расовые, политические, половые, границы нравственного и безнравственного. И никакой патриотизм, конечно, не устоит, если не будет основной опоры, позволяющей человеку быть не массой, а индивидуальностью. И эта опора - семья. Мне кажется, главный вопрос, которая сейчас нужно поднимать – поддержка, развитие, укрепление традиционной многодетной семьи», - заключил о. Филипп.
 
Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, отметил, что «мы должны понимать: современное подрастающее поколение воспринимает информацию, в том числе необходимую для того, чтобы формировалось патриотическое чувство, совсем иначе, нежели их ровесники, скажем, 30 лет назад». 

«Информация из учебников, интересный рассказ учителя, заданные на дом необходимые литературные произведения или исторический материал, наверное, дадут какие-то знания. Но учтем, что человек забывает информацию, которую не прочувствовал, которую не преподнесли в понятной ему форме. Поэтому нужно пытаться использовать все современные технологии. С их помощью дети будут знать не только свое прошлое, но и видеть то хорошее, что есть у нас сейчас. Они должны гордиться своей страной. Совсем отказываться от уроков патриотизма, конечно же, нельзя, они практикуются во всех развитых странах - где молодые люди получат хотя бы начальные знания, если не в школе? - Многие родители ими не обладают. Так что вводить в школах уроки патриотизма, без сомнения, необходимо. Однако все нужно делать в меру, не перегружать детей непонятными и сложными понятиями терминами. И, конечно, большую часть информации они должны узнавать привычными им способами. Например, из тех же соцсетей, или с помощью различных гаджетов. В младших классах, например, можно преподавать патриотические уроки по часу в неделю, делая акцент на том важном, что детям необходимо знать. А со старшеклассниками, которых увлечь сложнее, закреплять пройденный материал более привычными для них способами. Мне кажется, это было бы самым эффективным», - подчеркнул он.
 
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, отметил, что, «конечно, любое систематическое навязывание тех или иных идеалов в определенный момент должно вызвать и отторжение у самих школьников, и не очень положительную общественную реакцию». 

«Но я думаю, в наш век масс-медиа без этого, к сожалению, не добиться нужных результатов. Мы видим, как топорное навязывание примитивных принципов приносит свои плоды - например, в информационной политике. Мы видим, насколько эти методы успешны на Западе и в других странах, где нужно определенным образом сформировать общественное мнение. А мы почему-то боимся «навязать» правильную и необходимую информацию, которая могла бы сформировать нужную идеологию. Проблема в том, что мы немного стесняемся своего прошлого, собственной любви к Родине, отношения к тем тысячелетним традициям и принципам, на которых основана наша страна. Только недавние события немного всколыхнули общество в патриотическом плане, но все-таки работа по формированию верных принципов у подрастающего поколения должна быть планомерной. Я думаю, какие бы шаги ни предпринимались в этом направлении, они все будут иметь определенный результат - даже если у кого-то и вызовут отторжение. Капля воды камень точит. Если постоянно говорить о каких-то вещах, нужный результат будет достигнут», - продолжил он. 

«Поэтому ничего бояться не нужно. Какими бы ни были программы по патриотическому, нравственному воспитанию, формированию правильной идеологии, они в наше время полезны и необходимы, и это нужно всячески приветствовать. Но, естественно, необходимо стремиться реализовывать их не формально, а вкладывая душу. На мой взгляд, патриотическое воспитание нужно проводить не только за счет распространения тех или иных идей в обществе, и, в частности, среди молодежи, но и путем оздоровления самого общества. Мы должны начать с самих себя. Это касается и современной рекламы, и кинопродукции, и СМИ – все должно быть направлено на достижение определенной цели. Если мы хотим, чтобы дети росли патриотами - значит, не нужно показывать фильмы, которые воспитывают у них любовь к несовместимым с патриотизмом вещам. Если мы хотим, чтобы у нас выросло морально здоровое поколение, не надо способствовать распространению сквернословия и непристойностей через рекламные, информационные каналы. Мы должны стараться оздоровить современное общество, и воспитывать других на собственном примере. Своим примером детей воспитать гораздо проще. Мне кажется, сейчас, когда Россия переживает не самые лучшие времена, это хороший стимул для нравственного очищения», - заключил священник.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Бывший СССР
БРИКС: в чем образ будущего?
Подход должен быть творческим, оригинальным, не копирующим слепо прошлые проекты, хотя из них и есть, что позаимствовать
23.11.2024
День памяти священномученика Августина
Также сегодня мы вспоминаем генерал-адмирала Ф.М.Апраксина и поэта П.А.Вяземского
23.11.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 19:02
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Туляк
23.11.2024 18:56
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Советский недобиток
23.11.2024 18:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06