«Общественность не должна самоустраняться»

Православные священнослужители о предложении Общественного совета при Минкульте разработать этическую хартию театральных деятелей

Александр Сергеевич Пушкин  Новости Москвы 
0
237
Время на чтение 9 минут
Общественный совет Министерства культуры РФ обратился к руководству Союза театральных деятелей (СТД) РФ с просьбой разработать этическую хартию театральных деятелей, пишет Regions.ru. Решение о разработке этической хартии приняла рабочая группа по театральному искусству Общественного совета в среду по предложению члена группы, режиссера и актера Николая Бурляева. 

«На сцене сейчас очень много безобразий, надо с этим что-то делать, - сказал Бурляев. - В нашем театре сейчас много непозволительного - мата, патологии, обнажения. Мы должны очиститься от всей мерзости, в которой жили двадцать пять перестроечных лет». 

Председатель СТД Александр Калягин заявил, что любую цензуру извне он считает недопустимой, но сама по себе идея такого документа его не пугает: «Если положения, которые там будут прописаны, окажутся обращенными только к внутренним нормам, это нормально. Была же хартия у американских кинематографистов - кодекс Хейса, в конце концов». 

«Кодекс Хейса» был неофициальным стандартом Голливуда с 1930-х по 1960-е гг.: фильмы, нарушающие его, не получали проката в большинстве кинотеатров Америки. Его основными принципами были отказ от подрыва нравственных устоев (преступления, злодеяния, пороки и грехи не должны изображаться привлекательными, и напротив – положительные герои должны жить правильной жизнью) и уважение к писаному и неписаному закону. Аналог такому кодексу призывал создать для российского кинематографа Владимир Путин в 2011 году. 

Идея создать этический кодекс вызвана, по-видимому, громким скандалом вокруг новосибирской постановки оперы Вагнера «Тангейзер»

Разговоры о необходимости этического кодекса для журналистов и кинематографистов идут давно, да и театральные режиссеры не впервые привлекают к себе внимание скандалами. Еще в 2005 году руководители ведущих шести российских телеканалов подписывали «Хартию телевещателей против насилия и жестокости», обязуясь, что будут действовать строго в рамках законодательства и не допустят распространения «информации и материалов откровенно циничного и оскорбительного характера и/или пропагандирующих культ насилия и жестокости». Между тем депутат Госдумы Любовь Слиска в интервью Regions.ru спустя некоторое время подчеркивала, что после принятия почти три года назад хартии «объем телепрограмм с жестокими сценами лишь увеличился». Причина тому – забвение принципа «Нет нормы без санкции». 

«Почему, на ваш взгляд, в России не удается создать работающую систему, которая блокировала бы нарушающие общественную мораль спектакли, фильмы и телепрограммы? Кто, на ваш взгляд, должен взять на себя этот контроль? Как его следует осуществлять? Нужны ли какие-либо санкции и, если да, то какие?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, напомнил слова А.С.Пушкина о том, что цензура нужна, чтобы защитить читателя от писателя и одновременно писателя от читателя. 
 
«Мне кажется, контроль над театральным киноискусством, да и любым искусством необходим - в стремлении получать максимальную прибыль некоторые деятели принимают безнравственные решения. Сейчас говорят, что скандал разгорелся вокруг постановки оперы Вагнера. Это неправильно. Речь идет об искажении оперы Вагнера. И в этой связи, мне кажется, решение есть. Можно принять закон о недопустимости искажения классических произведений. Не нужно поправлять Вагнера, он и без того талантливый человек. Не хотите ставить его оперу так, как он ее задумал - придумайте что-нибудь свое. А если не можете придумать, - не смейте портить Вагнера, отравлять людям настроение и принижать идеалы. Организовать контроль сложно, пусть этим занимаются специалисты, но и общественность не должна самоустраняться. А на ее замечания и требования обязательно должны реагировать», - подчеркнул священник.

Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, отметил, что сферу искусства должны регулировать общественные организации и государственные органы. Первые должны выразить свое мнение вторым, объяснить, с чем не согласны и по какой причине. 

«На нарушение этических норм в любых сферах - в театральной деятельности, кинематографии, в отношениях между людьми - население реагирует быстро. Иллюстрацией неадекватной реакции на раздражители могла бы стать Украина - государство недоглядело, общество распустилось, и произошли необратимые изменения, разрушившие это государство. Что касается этических норм, они суть основа законов. Именно этические нормы первичны, а закон вторичен. У нас не принято людоедство, оно запрещено законами, потому что этические нормы его не допускают. А вот когда нормы ослабевают, в законах появляются лазейки, облегчающие оборот наркотиков и прочие вещи, разрушающие государство. Если мы не утвердим этические нормы, рискуем потерять и законы, и порядки, которые хоть как-то еще держат наше государство. И почему бы не начать с театральных площадок?» - задается вопросом священник.

Протоиерей Александр Куцов, настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии, отметил, что это многогранная проблема. 

«С одной стороны, оскорбление чувств верующих с точки зрения закона недопустимо. С другой - нет структуры, которая могла бы как-то вразумлять и направлять в нужное русло представителей киноиндустрии и других видов искусства. Конечно, если они нарушают закон – оскорбляют чувства верующих - их можно привлечь даже к уголовной ответственности, но с ними никто сейчас не связывается. Снова начнутся разговоры, что "это искусство, ему нужно дать свободу творческого выражения". Тем не менее, все понимают необходимость нравственного начала. Даже те, кто выпускает безнравственные или антирелигиозные произведения. Поэтому, мне кажется, в самой культурной среде должен быть некий орган, который бы за это отвечал. Мне кажется, было бы неплохо вынести этот вопрос на рассмотрение Государственной думы или на референдум. Тогда уже само общество может дать ответ на вопросы, чего оно хочет, к чему стремится. Кстати, этот опрос заодно и показал бы, какие нравы у нас в стране, выявил, что у нас норма, а что патология», - подчеркнул он.

Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, отметил, что, вероятно, создать такую систему не получается, потому что в обществе нет единства - в том числе идейного и культурного. 

«Чтобы такие вещи реально обсуждались и цензурировались, нужен общественный совет, который должен иметь законные основания для своего существования. Он может если и не прямо что-то запрещать, то по крайней мере, давать оценки и рекомендации по поводу каких-то в нравственном отношении вызывающих или сомнительных произведений. В кинотеатрах же у нас сейчас пишут, что просмотр того или иного фильма разрешен с определенного возраста? Видим мы и предупреждение, что в той или иной картине курят. Наверное, что-то подобное можно было бы сделать и в отношении других видов искусства, например, театра. Зрителей можно предупреждать, что та или иная постановка в нравственном отношении вызывающая или рискованная - если уж ее не запретили к показу. Думаю, предложения о том, как это все может происходить на практике, должны поступить от Министерства культуры», - заключил священник.

Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, считает, что этот вопрос должны решать государственные структуры. 

«Мы с вами лишь заказчики законодательства и государственных норм, которые обеспечивали бы развитие культуры, искусства, не допускали растления молодежи. Для нас очень важно, чтобы государство эту функцию выполняло. Пусть оно решает, как сделать так, чтобы на наших экранах, сценах мы могли видеть настоящее искусство, а не голый натурализм. Если на сцене показывают то, что творится подворотне, это не искусство. Максим Горький написал "На дне" про самую маргинальную часть общества того времени. Для этого ему не понадобилось ни одного матерного бранного неприличного слова, ни одного неприличного действия – вот это и есть искусство: не шокируя и не развращая народ, продемонстрировать истинное состояние общества и при этом показать ему же, как оно может выйти из этого состояния. Не следует считать, что искусство - это когда якобы максимально правдиво показывают пороки общества, хотя на сцене просто имитируют разврат. Развратные действия недопустимы так же, как и сквернословие. Это умаляет людей искусства, унижает нас, зрителей. И конечно, этому нужно поставить преграды. Истинное искусство способно облагораживать и обогащать нас, даже если нам показывают не самые светлые, а может, и темные стороны жизни. Дай Бог нашим государственным мужи, которые занимаются этими вопросами, преуспеть и исполнить заказ нашего общества – заказ весьма актуальный и своевременный», - подчеркнул о. Александр.

Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, отметил, что человека удерживает от тех или иных проступков совесть. Если она отсутствует, на смену культуре приходит антикультура. 

«Понятно, что Васнецова, Шишкина и Пушкина уже не будет. Но то, что мы иногда видим на экранах и со сцены, не может считаться произведением искусства даже с большой натяжкой. К сожалению, многие не осознают, что это разврат, считая увиденное нормой. А вот людям старшего поколения, воспитанным на других идеалах, тяжело смотреть на происходящее. От них нередко можно услышать, что сейчас все перемешалось: любовь, ненависть, зависть, добро, зло. В советское время была цензура и идеологическая однобокость. К этому возврата нет, и слава Богу. Каждый человек имеет право высказаться в искусстве: и режиссер, и поэт, и художник, и писатель… Но когда на сцене имитируют половой акт, и это вызывает аплодисменты, приходишь в ужас. Я не хочу жить в стране, где процветает такое искусство. У нас могут делать хорошие фильмы и постановки, а вот такое безобразие нужно ограничивать, чтобы не развращать нашу молодежь, да и остальное общество. Думаю, это задача Министерства культуры», - заключил он.

Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, заметил, что никакие общественные советы не помогут, пока общество не разберется в том, что хорошо, а что плохо. 

«К сожалению, из-за сформировавшегося после падения железного занавеса идеологического вакуума все западные "либеральные ценности" хлынули к нам широким потоком. К этому советские люди были неготовы. В Голливуде как-то сумели договориться, и "кодекс Хейса" действовал, но у нас это вряд ли получится. Новые тенденции перекочевали в публичное пространство: у нас политики начали материться, да и на театральных подмостках стали употреблять "крепкие слова". Я немного знаком с содержанием оперы Вагнера "Тангейзер", поставленной Кулябиным – в ней от Вагнера не осталось ничего. Это, по сути, порнография с участием Христа. И люди этого не понимают. Для них Христос – исторический персонаж, над которым можно творчески забавляться. Но для нас он наш Бог, которого мы любим, как любят отца и мать. Захотел бы Кулябин, чтобы кто-то показал, как его мама занимается любовными утехами? Думаю, нет», - продолжил он. 

«Я смотрел интервью с этим режиссером. У меня сложилось впечатление, что ему плевать на наше мнение, мы для него мракобесы. Сейчас стало модно издеваться над христианами, антирелигиозные скандалы в цене. Когда люди творчески самовыражаются за счет оскорбления чувств других, должны работать законы. Я считаю, это лучше, чем если тысячи людей пойдут громить театр – а в Новосибирске вышли на улицы тысячи. Именно для этого нужны законы. Ну и, наверное, необходимо как-то реагировать на подобное театральным деятелям.  На пленуме Межсоборного присутствия, прошедшем в феврале под председательством Святейшего Патриарха, рассматривался проект документа с рабочим названием "Церковь и культура". Я тогда выступил с инициативой внести в этот документ (а он будет официальной позицией Церкви по отношению к культуре вообще) термин "антикультура". Есть культура, духовно-нравственные ценности народа, формировавшиеся на всем историческом пути. И есть антикультура. Это вещи, несущие разрушения, провоцирующие народ. Если мы сегодня не защитим культуру – то, что понимали под этим наши предки и пока еще понимаем мы, завтра синонимами этого слова станут похабщина, матерщина и публичное заголение. Поэтому здесь действительно что-то нужно предпринимать - и в законодательной, и в культурной сфере. Если для человека не существует нравственных рамок, напиши ему хоть тысячу хартий или деклараций, это ничего не изменит. Как говорил Христос, доброе дерево приносит хорошие плоды, плохое - худые или вообще их не приносит. Если режиссер безнравственный человек, он будет создавать пустышки, называя свои "произведения" так же, как называли их классики. В "Тангейзере" Кулябина от Вагнера не осталось ничего. А в интервью он нам говорит: "Вы замахнулись на Вагнера, это классика"... Поэтому нам действительно нужно что-то делать, бить тревогу», - заключил о. Святослав.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Сергеевич Пушкин
«А ныне только лишь слова»
Печалит, что государство и общество не откликается на запрос народа, выбравшего «Словом года» – Пушкина
23.11.2024
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
«...В России Пушкин длится»
Русская поэзия в журнале «Берега» (5, 2024)
06.11.2024
Памяти Якова Петровича Кульнева
Гости с Южного Урала преодолели более трёх тысячи километров, чтобы отдать дань памяти воинов 1812 года
01.11.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 19:02
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Советский недобиток
23.11.2024 18:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 15:29
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 15:16