«Встреча», «заигрыши», «лакомка», «разгул», «тёщины вечёрки» «золовкины посиделки», «прощёное воскресенье» - эти названия дней Масленицы в России у всех на слуху хотя бы раз в год.
Что главное не забыть на масленицу? Девять из десяти мужчин ответят: к тёще на блины сходить и прощения в воскресения у всех попросить. А девять из десяти женщин – что блинами как следует накормить семью, и прощение, тоже, конечно.
Почти так, да не всё, не вполне.
Масленица – не один только разгул, веселье, объедение, хоть уже без мяса. Корень традиционной русской масленицы – семья, и особый упор, пожалуй – на скрепление семьи мужа с семьёй жены. Здесь и милосердие родителей мужа по отношению к невестке – на весь первый день масленицы её отпускали от всех дел к своим маме-папе, а вечером – сами все шли к сватам угоститься, уважить. И смотрины-сватовство на второй день, чтобы уже на Красную горку после поста и пасхи новая семья зародилась. И привечай тёща зятя в третий день, и зять тёщу – в пятый. И молодая невестка всю мужнину родню – в шестой. И прощения просить – у родни друг друга – прежде всего, ведь недоговоренные обиды – самый коварный червь между родами. Даже к могилам ходить в этот день за прощением – традиция. Весь это смысл оттого, что как только мужчина и женщина становятся семьёй – оба рода и каждый в них человек просто обязаны стать общей семьёй.
Единственный, пожалуй, день масленицы, где доминирует разгул, это четверг – начало Широкой Масленицы. Здесь веселье и забавы уже сами по себе – суть обряда. И представляется так, что вся богатая внешняя обрядовая составляющая масленицы – лишь дисциплинирует участников к исполнению её на самом деле «семейного» смысла. И думается именно поэтому в казанской земле масленичные традиционные обрядовые песни – в основном не разгульные, а лирические. Да, потому что здесь не повсеместно чисто русское и чисто православное окружение…
Но вернёмся к современности.
В советское время, помнится, в парке Горького в центре Казани проходил праздник «Проводы зимы». Не Масленица, конечно, но с некоторыми её атрибутами. С приходом «перестройки» и «суверенитетов» про неё вовсе забыли. Первый городской праздник масленицы возобновило Общество русской культуры г. Казани совместно с Центральной библиотечной системой города в 1994 году. С тех пор казанская маслёна претерпевала много перипетий. Характерен курьёз, когда в 1997 г. на расширенном заседании казанского горсовета чиновник родом из татарской деревни, совсем не ведавший русскую культуру, но, тем не менее, курирующий всю культуру города, в ответ на наше предложение проводить ежегодно проводы масленицы на городском уровне сказал, что религиозные праздники за счёт городской казны проводить не следует. Потом, правда, признался, что толком не знает, что такое масленица. На это тогдашний градоначальник Камиль Исхаков язвительно пошутил, дескать блины ест, а про масленицу – не знает. Все посмеялись, но ещё много лет общегородской, организованной администрацией города масленицы – не проводилось.
Были и праздники, состоявшиеся благодаря, например, приближающимся выборам. Вот, стоит на такой масленице кандидат в депутаты со своей командой, и раздают всем кто подходит блины бесплатно (благо возможности профильного предприятия, которым руководит – позволяют), заворачивая в соответствующую листовку, и приговаривая: «С масленицей Вас! Голосуйте за N». Это уже не курьёз, по-другому называется…
Добрая традиция массовых уличных забав студенческой молодёжи в дни масленицы заведена с конца девяностых в одном из статусных вузов страны – Казанском национальном техническом университете им. А.Н. Туполева – бывшем Казанском авиационном институте – КАИ. Связано это и с целым рядом субъективных факторов, таких, как, например, день рождения этого вуза, приходящийся на рубеж зимы и весны. Но, факт, что традиция здешнего праздника с масленичной атрибутикой закрепилась тут прочно, и, похоже, на всю жизнь вуза.
И, вот, с 2002 года администрация Кировского района г. Казани стала ежегодно проводить этот праздник на любимом горожанами Озере Лебяжьем. И, конечно, не благодаря как таковой администрации, а энтузиазму тогдашнего её работника Алексея Кузьмина и его соратников – любителей народного творчества.
Что ж до города в целом, то только в 2012г. в Казани был проведён праздник, который вполне можно было назвать общегородским – в центре города, с многими сотнями гостей и рекордным, наверное, по высоте, восьмиметровым чучелом, во время сжигания которого и предваряющего его огневого шоу на страже бдели два пожарных расчёта. Другая помощь города была скудна, ничтожна, вновь всё держалось на Обществе русской культуры Республики Татарстан и молодых активистах, которых сплотил своими удивительными проектами казанский педагог и путешественник Андрей Козлов.
Всё в тот раз, благодаря слаженной работе креативной команды, было интересным. О креативе же можно судить например, по блинам, выпекаемым на перевёрнутом ведре и раздаваемым бесплатно за масленичные прибаутки или песни.
С тех пор празднование масленицы в Казани стало объективно востребованным горожанами, и сейчас без праздника масленицы здесь – уже, ну никак.
Что же до площадок, организованных в земле казанской в нынешнем году, то их будет много и в Казани и по Республике, перечислю наиболее значимые.
В субботу 21 февраля с 12-00 масленицу начнут отмечать на территории Ледового городка у театра кукол «Экият» и «татарской деревни». Там будет еще и ярмарка народных промыслов.
В воскресение 22 февраля пройдёт традиционная масленица на оз. Лебяжьем, что средь леса на выезде из Казани по московской трассе. Начало – с 11-00.
Поистине сказочное празднование уже теперь традиционно будет проводиться на Острове-граде Свияжск – одном из древнейших и, пожалуй, главном центре православной духовности земли казанской. Но здесь гостям потребуется приготовить несколько сот рублей.
Для меня же лично главным местом казанской масленицы станет в этот раз микрорайон «Молодёжный жилой комплекс» - МЖК, на поле между школой №146 и школой №113, начнётся он в 11-00 в субботу 21 февраля. Почему для меня это место – главное? Потому что я во второй половине восьмидесятых непосредственно участвовал в строительстве МЖК и жил там до второй половины девяностых, там росли и пели со мной народные песни мои дети. Там мы соседствовали по площадке с Александром Салагаевым, ставшим мне настоящим другом. Это там, у него на кухне бурлила мысль, строились планы, конструировались различные проекты, начавшись с Общества русской культуры г. Казани, а затем переросшие своей совокупностью по сути – в русское движение Республики Татарстан, вдвоём мы тянули эту лямку больше 20 лет, и другие соратники, конечно, помогали укоренить здесь почти уже вянущее и почти вышедшее корнем наружу дерево русского духа. Прошедшим летом профессора-социолога с мировым именем, общественного деятеля, моего ближайшего соратника и друга Александра Леонидовича Салагаева – не стало. Тяжело тянуть теперь, и грустно как-то… И вдруг, звонит бессменный лидер казанского МЖК Ильдус Салахов, и предлагает присоединиться к их народному празднику «Проводы зимы»! Было очень радостно принять такое предложение, ведь на финише праздника «Масленица» – вполне в традициях вспоминать близких, кого нет с нами.
Но превзошли всех в этом году с прощёным воскресением, с моей точки зрения, в Никольском сельском поселении Лаишевского района Республики Татарстан. Кто ещё не знает эту столицу русских народных традиций, древних песен и обрядов, просвещу: Именно в Русском Никольском локальная деревенская традиция весенних хороводов на Николин день 22 мая, за 20 лет превращена в крупнейший в регионе фестиваль русского фольклора «Каравон», собирающий уже блее десяти тысяч гостей и приобретший мировую известность. Отрадно осознавать, что он – детище Общества русской культуры и энтузиастов Никольского поселения, но сейчас – не об этом.
Вот что пишет мне главный из Никольских подвижников краеведения и возрождения народных традиций Сергей Алексеевич Трусов.
«В конце июля 2014 года поисковый отряд «Ак Барс», созданный при Управлении Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татарстан, принял участие в Международной Вахте Памяти.
В ходе раскопок директором Федеральной службы судебных приставов Артуром Олеговичем Парфенчиковым в Орловской области был найден смертный медальон и останки бойца, которому он принадлежал. Спустя десятилетия прочитать бумажный вкладыш на месте не представилось возможным, потому находка была направлена на экспертизу в г. Казань. И вот, недавно пришла весточка — надписи на бланке удалось полностью прочитать. Погибшим оказался наш земляк рядовой красноармеец 356 стрелковой дивизии Шестериков Иван Гаврилович, 1902 года рождения, уроженец деревни Тарлаши Столбищенского, ныне Лаишевского района Республики Татарстан. Погиб 22.02.1943 у деревни Кукуевка, Болховского района, Орловской области. Его сын, Виктор Иванович, 1939 года рождения, проживает сейчас в селе Тарлаши.
22 февраля 2015 года состоится торжественно-траурная церемония захоронения останков погибшего воина на кладбище села Тарлаши, в день гибели. С 9.00 отпевание в Покровской церкви. Начало митинга в 11.00 у памятника погибшим в центре села!»
Что тут скажешь? Только, вот, что: «Вот это – настоящее прощёное воскресенье!»
И много где ещё, конечно, в земле казанской это прощёное воскресенье завершится огнём сожженных символических чучел Масленицы, и будет доноситься местное, традиционное:
«Прощай, масляна неделя, начался великий пост!»
А в догонку, недошутившие шутники:
«Утром, в ужин и к обеду – подают от редьки хвост!»
Но это – не унылость голодного конца зимы дохнула. Это – шутка, и всякий православный – знает, что великий пост – не ради голода, а ради сосредоточения.
Сказано ж: Россия сосредотачивается.
Михаил Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан