Со дня государственного переворота в Киеве, 22 февраля 2014 года, прошел ровно год. Бандеровская идеология, возведенная на уровень государственной; Национальная гвардия, призванная воевать с собственным народом; карательная операция на Юго-Востоке; до сих пор не расследованные трагедии в Одессе, Мариуполе, крушение «Боинга» «Малазийских авиалиний»; несколько миллионов беженцев из разрушенных городов Донецкой и Луганской областей; гуманитарная катастрофа для тех, кто продолжает жить в так называемой «зоне АТО» - еще не полный список того, что пережила Украина с момента прихода к власти команды евроинтеграторов. И, наконец, надежда на мир, которая появилась после встречи «нормандской четверки» в Минске 12 февраля 2015 года.
«Можно ли было предотвратить государственный переворот на Украине? Каковы его причины и последствия?» - на эти и другие вопросы отвечает в интервью «Русской народной линии» политолог, заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ Богдан Безпалько:
Вначале нужно порассуждать о причинах государственного переворота на Украине, ведь без этого невозможно понять, можно ли было его предотвратить. Глубинными причинами государственного переворота является политика всех руководителей страны, начиная от Кравчука, заканчивая Ющенко и Януковичем, которые делали ставку на украинский национализм в том или ином его виде, в мягкой форме или в откровенно русофобской! Либо в упаковке «Украина – не Россия», как озаглавил свою книжку Леонид Данилович Кучма, уроженец русского города Днепропетровска, называвшегося когда-то Екатеринославом. Все руководители Украины не прикладывали никаких усилий по формированию альтернативной идейной базы, которая была бы направлена на создание общности жителя Белоруссии, Украины и России. Я специально употребляю именно термин «житель», а не «украинец» или «белорус», потому что это автоматически вызывает определенные понятийные ошибки, о которых писал Евгений Чернышёв.
Когда мы говорим о жителях Украины – украинцах, мы автоматически присваиваем всем жителям государства национальные и этнические характеристики, что в корне не верно, и что сейчас очень хорошо демонстрируют жители Донбасса, а при определенных возможностях продемонстрируют и все жители юго-востока Украины. Все президенты поддерживали украинские националистические организации, смену исторической и образовательной парадигмы, направленной на формирование русофобского сознания. Интенсивность этих процессов во времена каждого из президентов была разной. В этом я вижу причины государственного переворота.
Миновало 23 года. За это время сформировалось новое поколение, выросли люди, воспитанные в рамках жесткого радикального национализма, который призывал убивать «москалей». Я сам встречал подобных людей, которые весьма жалели, что не могли принять участие ни в одном военном конфликте против России или жалели о том, что им сложно уехать в Чечню, воевать против российских войск, или у них не было возможности воевать в Абхазии против союзников России. В любом случае выросло новое поколение, которое ощущало себя уже гражданами Украины, привитое им чувство формировалось через систему образования, начиная от детского сада до университета. Эти люди осознавали, что их страна – не просто не-Россия, но антиРоссия.
Сложный украинский мир сейчас анализировать не будем, для этого потребуется специальная статья. Но в любом случае, через систему образования, средств массовой информации и неправительственные организации было сформировано значительное число людей со знанием русофобского характера в той или иной степени. Поэтому этих людей организовали, профинансировали, вручили им определенные лозунги и убедили в том, что они движутся к светлому западному будущему, ведь до сих пор еще не удалось достаточно легко устроить государственный переворот.
Можно ли его было предотвратить? Вполне возможно его было предотвратить чисто технически. Если бы в свое время применили полицейские органы: «Беркут», часть внутренних войск, если было бы больше решительности у президента Януковича, если бы он проводил более здоровую кадровую политику в отношении тех, кто его окружает, как среди чиновников, так и среди богатых людей, то ему удалось бы задавить майдан. Но, рано или поздно, в любом случае, этот переворот попытались бы осуществить еще и еще раз до тех пор, пока к власти на Украине не пришли бы политики, соответствующие людям, заказавшим этот переворот.
Но, с другой стороны, мы видим, все, что Господь не попускает, оно к лучшему. Очень часто, читая житие святых, мы видим, что дьявол искушает человека и радуется этому, но потом он очень жестко сожалеет и злиться, потому что в результате своего грехопадения люди обретают веру и истинное покаяние, к которому во время своей благополучной жизни они были не способны.
Быть может, мои слова слегка напоминают проповедь, но, мне кажется, что сейчас для Украины как раз наступило время определенного, если не очищения, то становления точек над i. Вы хотели получить жесткое националистическое идеологизированное государство?! Вы его получили. Но вместе с этим к вам пришла гражданская война. Вы хотели убивать врагов нации и славить ее таким образом (лозунг украинских националистов – «слава нации, смерть врагам») – вот получили такую возможность в Одессе. Но, вместе с тем, вы получили Илловайский и Дебальцевский котлы, в которых погибли тысячи, как националистов, так и простых граждан Украины, мобилизованных нынешней властью, пришедшей в результате Майдана, который вы так приветствовали. Вы хотели как можно дальше отойти от России? Действительно, это получилось и нанесло России определенный ущерб. Но, вместе с тем, финансовые потери от разрыва экономических связей, от закрытия Россией своих рынков для украинских товаров составили гигантские суммы и подорвали экономику Украины. И никто, ни Европа, ни Соединенные Штаты Америки, не собираются компенсировать все эти потери.
В нынешней ситуации Россия испытывает большое напряжение, но вместе с тем она получила ряд определенных бонусов. Мы видим, что в России вспомнили, что на Украине живут русские и в массовом сознании эти русские вызывают все больше любви, уважения и сочувствия. Мы начали задумываться о том, что должны друг другу помогать и действовать сообща. Мы впервые вспомнили о Великой Отечественной войне не как о чем-то забытом и весьма покрытом пылью музеев, а как о чем-то очень живом, что касается каждой семьи. Мы осознали, что нацизм, о котором постоянно говорили разного рода деятели и правозащитники, - это не просто абстрактное явление, которое замыкается в ряде маргинальных субкультур, вроде скинхедов или футбольных фанатов, а вполне жесткое и реальное явление, которое может быть направлено против нашей страны, Церкви и людей! И это все происходит, те люди, которые когда-то в 30-40-х призывали к этническим чисткам и сжиганию людей, сейчас становятся живым указанием для ныне живущих, которые пытаются повторить все их «подвиги». А чисто геополитически Россия получила Крым без крови, без войны.
Россия перестала поддерживать украинскую экономику десятками миллиардов долларов и занялась рядом вопросов, связанных с развитием собственного производства. Мы перестали финансировать Украину в те моменты, когда она изображала из себя дружественное нам государство, каковым она не была никогда. Нельзя всерьез рассчитывать, что человек, написавший книгу «Украина – не Россия» и придерживающийся политики сидения на двух стульях, будет союзником России.
Мы видим, что Белоруссия сейчас все больше и больше становиться похожей на Украину, притом, что в этой стране нет традиций жесткого национализма, нет глубоких национально-исторических традиций, русский язык распространен несравненно больше, чем на Украине. 92% жителей Белоруссии говорят на общерусском языке.
Ныне, когда все перестали использовать маски, изображать из себя друзей, братьев, мы получили реальную ситуацию. Используя образы в современной культуре, можно сказать, что мы отключились от «матрицы» и увидели реальный мир, тот, каким он являлся и будет в ближайшие десятилетия. Мы не устраиваем Запад и украинских националистов не потому, что мы не обладаем демократическими традициями, или, наоборот, обладаем чертами национального характера, очень отрицательными по отношению к ним, а просто потому, что мы существуем как самая большая страна, как самая большая кладовая залежей природы, как цивилизация, до сих пор составляющая альтернативу идеологической монополии Запада, направленной на расчеловечение людей, как страна, которая выступает одной из хранителей христианства и традиционных ценностей. Когда мы все это осознаем и понимаем, и когда наши враги нам об этом вещают и обвиняют, нам становится ясно, на что можно рассчитывать, кто в реальности является нашим другом и союзником, а кто попутчиком, и как нам дальше строить нашу жизнь.
Я думаю, что отчаиваться не стоит, потому что возможностей, чтобы преодолеть все эти трудности, у нас более чем достаточно.
6. Re: Русофобия – главная причина майдана
5. Re: Русофобия – главная причина майдана
4. Лев Гумилев:"Когда украинец умнеет, он становится русским"
3. Re: Русофобия – главная причина майдана
2. Re: Русофобия – главная причина майдана
1. Re: Русофобия – главная причина майдана