«Результаты опроса свидетельствуют о настоящей катастрофе»

Известные пастыри об одобрении россиянами «гражданских браков» и принципиальных матерей-одиночек

Семья 
0
1493
Время на чтение 9 минут
В преддверии дня святого Валентина ВЦИОМ провел опрос с целью выяснить, как в России относятся к людям, которые строят не нормальную семью – где состоящие в браке мужчина и женщина заводят и воспитывают детей, - а выбирают иные формы совместной жизни, пишет Regions.ru.

Судя по опросу, большинство таких форм наше общество вполне приемлет. Так, 87% наших сограждан не видят ничего плохого в случаях, когда женщина, не состоящая в браке, рожает ребенка: 72% говорят, что в жизни всякое бывает, а 15% даже одобряют таких женщин. 

Так называемый «гражданский брак» (то есть незарегистрированное сожительство) считает вполне приемлемым 81%, а осуждают только 16%. 

79% не видит ничего плохого в парах, сознательно избирающих бездетность. 62% считают, что каждый подобный случай следует рассматривать отдельно и 17% полагают, что их вовсе не следует упрекать. 25 лет назад такой образ жизни осуждала треть опрошенных, сегодня – только 18%. 

Только супружеские измены все еще осуждает значительная часть наших сограждан – хотя и тут тех, кто считает такое поведение неприемлемым, меньше половины. Неверных мужей осуждают 39% опрошенных (женщины заметно чаще, чем мужчины: 46% к 32%). Жену-изменницу осуждают 43% опрошенных, и в данном случае мнения мужчин и женщин разделились незначительно (41% и 45% соответственно; любопытно, что и здесь женщины строже). 

«Как вы расцениваете такие настроения в обществе? В чем их причины? Можно ли и нужно ли их изменить?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям. 

Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, посетовал, что «из результатов опроса видно, что нравственное падение нашего общества продолжается из года в год. Но если люди хотят создавать подобие семей и не иметь детей, они не думают о завтрашнем дне. Кто завтра подаст им кусок хлеба или кружку воды? А еще они не думают о своей стране. Все это печально». 

«В происходящем в какой-то степени виноваты и СМИ, - уверен он. - Нужно больше говорить о хороших, крепких семьях, поощрять людей, решившихся на мужественный поступок – иметь много детей. Нужно открывать глаза людям и говорить: это больше счастье, если есть нормальная семья и дети. Порой доводится слышать аргументы в пользу так называемого "гражданского брака". Как правило, их приводят молодые люди. Парням приятно, когда о них заботятся, а они притом могут с легкостью прервать такие отношения, сказав девушке: "прости, не сошлись характерами". Но если этих парней спросить, как бы они отнеслись к тому, что на месте этой девушки была бы их сестра, многие отвечают: "плохо". Такие союзы - попытка уйти от ответственности. Выход один: поддерживать крепкие семьи, больше о них рассказывать. Такие семьи – наше богатство». 

Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, считает, что этот опрос показывает реальное отношение к семье в нашем обществе. «Большинство наших сограждан страдают от того, что не сложилась семья, не удалось выстроить отношения, - полагает он. - У людей за плечами опыт сожительств и разводов. Исходя из него, они и дают ответ. Но это не значит, что они считают такие формы совместной жизни правильными». 

«Думаю, - продолжил отец Константин, - нам нужно более активно заниматься воспитанием у молодежи семейных ценностей. Если изначально юноши и девушки будут ценить целомудрие и крепкие, дружные семьи, они не допустят впоследствии роковых ошибок. Но воспитание подрастающего поколения нужно начинать как можно раньше». 

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, считает, что «если опрос действительно отражает умонастроение нашего общества (не исключено, что социологи не очень удачно выбрали опрашиваемых) - это катастрофа. Ведь уже много лет у нас в стране рождается в несколько раз меньше детей, чем этого требуется для нормального развития государства. Если у нас не будет восстановлена крепкая традиционная семья, у нашего народа просто нет будущего. Земля наша богата, обильна, и сколько жадных глаз и рук тянется к ее богатствам!»

«Опрос свидетельствует: мы не просто утратили традиции - произошел катастрофический перелом в сознании наших современников, - посетовал он. - На таком фундаменте восстановить демографическое здоровье нации невозможно. Нужно принимать самые безотлагательные, эффективные и, по возможности, малозатратные меры, чтобы восстановить правильное отношение к такой святыне, как семья. Мириться с таким положением вещей нельзя».
 
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, сказал: «Мы же знаем, чем закончится этот мир. Вот постепенно все и катится туда. Когда люди выбирают себе комфортную жизнь - это признак неизбежного Второго пришествия. Если, предположим, дама обеспечена и может содержать ребенка, то ей удобнее быть одной и удобнее воспитывать ребенка самой, - особенно если еще и родители могут помочь. Зачем ей муж, которого надо слушаться, зачем ей строить семью? А так никакой ответственности! То же самое касается так называемых "гражданских браков" – никакой ответственности и сознательности». 

«В нашем обществе усиленно насаждают гедонизм, - констатировал отец Александр. - Люди выбирают комфорт, а не долг перед верой и семьей. Ослабевает дух исполнять волю Божию. Церковь как может этому сопротивляется: не было бы Церкви да не держались бы в обществе остатки христианского нравственного сознания, все бы шло гораздо быстрее, - как на Западе, где достигли небывалых успехов вплоть до содомских «браков». Но мы сопротивляемся - для этого Церковь и стоит. А насколько преуспеем – как Бог даст. Прогнозы делать невозможно, а оценки Церковь дает однозначные». 

«Сегодня трудно найти семью, в которой рождается детей, сколько Бог дает, - посетовал пастырь. - В городах это просто невозможно. Выбирают оптимум – двое детей. Но этих людей осуждать трудно: городская семья двоих детей еще прокормит, а если больше, то можно оказаться вне социума. В сельской местности к этому проще относятся, там и рожают больше. Так что мы идем в неизбежном направлении, - туда, куда и предсказывал Иоанн Богослов. Затормозить этот ход мы пытаемся всеми силами, - чтобы дать хотя бы нашим детям пожить в обществе с нормальными обычаями и нравами, чтобы их жизнь была полноценной и счастливой. Все-таки еще не все потеряно. Главное, в России пока осознают, что нормальные браки, в которых рождаются дети – это правильно. Другое дело, что не все так могут, и тут уж Бог им судья».
 
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, считает, что «вот так выглядит результат дурацкого европейского либерализма, который за последние 20 лет очень сильно пропитал наше общество». «К сожалению, - отметил он, - у Церкви не получилось побороть европейский дух, который можно определить как эгоцентризм, возведенный в принцип. Конечно, нужно менять отношение к семье. Это даже обсуждению не подлежит. Семья Богом задумана для продолжения рода. Женщины, которые рожают детей "для себя" и не собираются выходить замуж, обрекают детей на ущербность. Человек, недополучивший полноценной родительской любви в детстве, не сможет эту любовь потом отдавать другим. И люди не понимают этого – им эгоцентризм глаза застит. А в результате такие результаты опроса получаем».
 
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, отметил, что «обыденностью стало то, что еще несколько десятилетий назад мы называли грехом. Если так пойдет дальше, со временем и измены могут стать нормой – в них тоже не будут видеть ничего плохого. А затем в педофилии и гомосексуализме. Чем дальше человек удаляется от Бога, тем больше мерзостей будет в его жизни. Людям нравится так жить. Жить с Богом - это постоянно совершать какие-то подвиги. А им не хочется трудиться, это некомфортно. Более того, хочется, чтобы совершаемыми ими проступки все остальные воспринимали как должное и не порицали. Вот так хочется жить современному человеку. Поэтому все эти пороки расхваливает наше либеральное общество, тем самым продолжая растлевать молодежь».

«Чтобы переломить ситуацию, нужно изменить отношение в обществе к этому. Оградить наших детей от разрушающей их психику информации. Поднять на должный уровень наше образование. Без него человеку трудно различить, что хорошо, а что плохо. Нужно, чтобы и в детских садах, и в школах, и в университетах осознавали ответственность за воспитание подрастающего поколения. Нужно вернуть нашу культуру. Нужно поощрять многодетные семьи - вместо того, чтобы высмеивать их или осуждать. Больше рассказывать в СМИ о тех, кто в наше трудное время рожает по нескольку детей, и еще берет приемных. Я считаю, положение еще можно изменить, - было бы желание», - заключил отец Андрей. 

Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, полагает, что «главная причина таких настроений в обществе – эгоизм. Союз рассматривается людьми прежде всего как способ релаксации, приятного времяпрепровождения. Комфортным считается такой союз, который не обременен дополнительной ответственностью. Его легко расторгнуть, поменять на другой. Подмена даже в том, что его называют "гражданским браком". Если мы говорим "брак", значит, отношения вроде бы законные. На самом деле гражданский брак - это зарегистрированный государством союз, в отличие от брака церковного». 

«Есть и еще более непонятная форма союза, которую называют "гостевой брак", - рассказал отец Петр. - Часто его инициаторами бывают успешные женщины. Они добились положения в обществе, сделали карьеру, приобрели квартиру, машину. И теперь, по их собственному признанию, хотят видеть мужчину пусть и редко, но зато в белой рубашке, с цветами, надушенного. По их мнению, это лучше, нежели ежедневно за ним ухаживать. Для этих женщин такой "гостевой брак" - тоже приятное времяпрепровождение». 

«Да, - продолжил он, - это, быть может, и комфортно, но неправильно. У любого человека есть определенная установка на долгосрочный союз и ответственность друг за друга. Брак, который регистрируют в ЗАГСе - это договор, где оговаривается имущественная ответственность супругов друг перед другом. Если один из них становится недееспособным, может подать на алименты. А союзы, где не оговорена имущественная ответственность, уязвимы. Никто же не знает, что будет дальше, а приятно проведенное вместе время, оказывается, не защищает человека.  Да и осознание того, что партнеры друг другу никто, психологически давит. Не все хотят быть независимыми. Напротив, многим нужны крепкие отношения. Настоящий брак - это и эмоциональная связь, и ответственность друг за друга. А "свободные союзы" доказывают, что, в общем-то, люди не дорожат ни друг другом, ни своими отношениями, а только лишь комфортом. Это, конечно, плохо сказывается на отношениях».

«Матерями-одиночками тоже нередко становятся из эгоизма – когда женщина осознанно "рожает для себя", - уверен пастырь. - Но ребенок тоже человек! И никто из этих женщин не задумывается, а хорошо ли ребенку расти в неполной семье? Ведь если такая неполная семья планируется заранее – это, по сути, сознательное лишение ребенка прав на полноценную семью, где есть мама и папа. В таких семьях с самого начала ребенок и развивается неполноценно: впоследствии из-за того, что рос в неполной семье, он зачастую не может создать свою. Так что результаты опроса свидетельствуют о настоящей катастрофе. Мы теряем один из самых древних институтов общества, - а ведь о здоровье и жизнеспособности общества лучше всего судить по крепости семьи». 

Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, сказал: «Если эта статистика верна, она демонстрирует нам триумфальное шествие западных «ценностей». На их фоне семья в собственном смысле – то есть священный союз мужчины и женщины - становится формальностью или бессмыслицей. Во многих странах уже и союз мужчины и женщины не рассматривается как единственно возможный. Люди вступают в однополые "браки", заключаются "браки" между родственниками…. В нашей стране понятие семьи еще не до такой степени разрушено, как на Западе, но, мне кажется, все неуклонно к этому движется. Современная западная пропаганда ориентирована на молодые неокрепшие умы. Среди молодежи бытует мнение, что "люди должны вместе пожить". Это может длиться год, 10-15 лет, и в итоге становится чем-то обыденным. Насаждается вседозволенность, половая распущенность. Все это подается как "разрушение преград и стереотипов ради того, чтобы люди друг друга любили". На самом же деле речь идет об обычном эгоизме». 

«У людей старшего поколения есть фундаментальные ценности, они имеют представление о модели нормального брака. Но насаждение пороков воздействует и на нормальные семьи, - им в этой атмосфере разврата и вседозволенности неуютно. Нашу молодежь убеждают, что все продается и покупается. Но все это обман. Его можно преодолеть, только поняв: это зло. Оно не только отдаляет человека от Бога, но и людей друг от друга. "Свободные отношения" - это, по сути, потребительское отношение к другому. А решение здесь одно – укрепление института брака, в том числе на государственном уровне. Ну и, конечно, воспитание. Мальчиков - как будущих мужчин, ответственных за свою семью, детей, жену. Девочек – как будущих матерей и верных подруг. И если мы всего этого не сделаем, мы деградируем вслед за Европой», - предостерег отец Николай.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Семья
Судьи между Сциллой и Харибдой
КС России защитил право жертв домашнего насилия на огласку инцидентов
22.11.2024
«Это – ожесточённая многоплановая атака враждебных сил»
Эксперты обсудили болевые точки общественно-политической ситуации в стране и предложили алгоритмы общественного реагирования на них
21.11.2024
Формула семьи: Скачковы
«Господь помогает нам руками других людей»
20.11.2024
Для выживания России нужны радикальные меры!
О плюсах и минусах обновлённой демографической стратегии
19.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06