Что нам делать, какое принести покаяние, чтобы стать живыми?

Слово протоиерея Александра Шаргунова в мясопустную родительскую субботу

Пастырская проповедь 
0
1061
Время на чтение 4 минуты
Накануне Великого поста — времени нашей сугубой молитвы, — перед Неделей о Страшном Суде мы совершаем поминовение всех от века усопших православных христиан. Церковь учит нас молитве. Чтобы никогда она не была у нас отвлеченной. А всегда — перед лицом той реальности, которая есть смерть наших близких и нас самих. Такой молитвой молился наш Господь в Гефсимании накануне Крестных страданий, призывая Своих учеников бодрствовать и молиться с Ним. Мы все помним слова преподобного Силуана Афонского, что «молиться за других — кровь проливать». 

Молитва — это сражение любви. Каждый из нас в меру своих дарований призван быть на первых рубежах в этом сражении любви против греха и смерти. Чтобы стали живыми все чада Божии — алчущие, жаждущие, больные, заключенные в темницы здесь на земле и в вечности. В этом сражении молитвы мы остаемся немощными — мы никогда не умеем, не знаем, как молиться. Сами мы не можем любить так, как заповедует нам Христос. Но мы знаем, что Бог есть любовь. И любовь Божия, как свидетельствует апостол, излилась в сердца наши Духом Святым, Которого Отец наш Небесный дает не мерою и без конца.
 
Если у нас нет любви, то, что мы совершаем, — еще не молитва. Молитва — это любовь, все отдающая. Только даром этой любви мы сможем узнать Христа в каждом из Его братьев, в каждой из Его сестер здесь на земле и в вечности. За литургией мы слышим эти слова: «Господи, когда мы видели Тебя?» Мы думаем о Христе, как если бы Он был далеко или что встреча с Ним произойдет гораздо позднее, в то время как Он здесь и сейчас. Самые благочестивые из нас ищут Его в сокровенности сердца, в молитве, но порою так, как если бы мы должны были непременно избежать общения с другими, чтобы найти Его. 

Но речь идет о Христе. Не об образе Его, который мы сами создаем. Речь идет о воплотившемся Возлюбленном Сыне Божием, реально воплотившемся, то есть облекшимся в наше человечество — в твое и в мое. Это человечество воспринял и не перестает воспринимать Сын Божий. И никто не может познать, что Иисус есть Христос без Его братьев и сестер. Он присутствует с нами во всякой человеческой личности. Апостол Иоанн Богослов, возлюбленный ученик Христов, которому дано было созерцать тайну Воплощения Сына Божия, не перестает повторять в своем Послании: «Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4, 20). По отношению к умершим эти слова можно было бы перефразировать так: «Не любящий брата своего, которого видит, как может любить брата, которого не видит?» И здесь мы слышим ответ, что мы можем сделать, чтобы помочь нашим усопшим. Да, мы можем помочь им только Самим Христом, и потому без конца говорим, что впереди всего должно идти их поминовение за Божественной литургией. Но надо чтобы мы по-настоящему поняли, что означает это поминовение и как оно связано с тем, что говорит о Страшном Суде Христос. Святой Иоанн Златоуст свидетельствует, что признаком истинного причащения Христу является наша способность видеть после этого в каждом человеке «другого Христа». 

В Евангелии о Страшном Суде Господь отождествляет Себя со всяким человеческим существом, но особенным образом с теми, кто страдает. Мы не любим страдание, отворачиваемся от него. Мы не в силах смотреть смерти в лицо. Хотя без страданий и без смерти не живет никто. А Господь отождествляет себя с каждым человеческим существом, именно потому, что мы все находимся в этом состоянии. В состоянии нашего человечества. Господь требует от нас стать перед тем, что неотступно окружает нас: этот человек голоден, он испытывает жажду, он наг, он бездомен, он болен, он в тюрьме. Как если бы речь шла о высшем последнем суде в каждое мгновение нашей жизни. Всякий человек, которого мы встречаем, близкий нам или незнакомый — вот что мы должны увидеть — таков. Всякий человек нуждается в том, чтобы он был узнан Богом и нами, и был любим. В этом и заключается вся подлинная духовность, все опрокидывающая правда Христова: «Кто видел своего брата, тот видел Бога». 

Самое потрясающее здесь — это то, что речь не идет об исключительных случаях. Например, о таких страданиях, которые переживает сегодня наш народ. Исключительными случаями Господь призывает нас к исключительному ответу на то, о чем Он говорит. Но речь не идет только об исключительных действиях, речь идет о наших каждодневных отношениях с каждым человеком. Мы могли бы сказать как те, кто оказались ошуюю Господа: «Господи, я не делал никакого особенного зла. Почему я не могу войти в Царство Небесное?» Но Господь говорит о чем-то более глубоком. Он говорит о том, что мы безвозвратно упустили. Он не обвиняет тех, кто находится ошуюю, что они кого-то убили или кого-то оклеветали. Он упрекает их за то, что они ничего не сделали, когда видели своего брата голодным, жаждущим, нагим, заключенным в темницу, бездомным, больным. Вот, что должно нас потрясать. Наша жизнь банальна, пуста, прежде смерти мертва, потому что она вся — бесконечный ряд упущенных возможностей. Наше сердце слепо — мы не видим ни Бога, ни человека — ни здесь на земле, ни в вечности. Как научиться нам исполнить завет преподобного Серафима Саровского о стяжании Духа Святого, чтобы прозреть? 

Через неделю мы вступим в Великий пост. Что нам делать, какое принести покаяние, чтобы стать живыми? И снова скажем: наше покаяние не заключается в чрезвычайных действиях. Речь идет об изменении сердца, о Пасхе, о переходе от смерти к жизни. Апостол Иоанн Богослов говорит: «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти» (1 Ин. 3, 14). Мы должны задуматься сегодня о двух вещах. О том, что многие из наших умерших оказались ошуюю Бога прежде Страшного Суда. И что нашим участием в их судьбе определяется и наша судьба. Сила нашей молитвы зависит от того, как мы реально воспринимаем тайну Воплощения Христова. Верою мы призываемся начать видеть каждого человека, как Бог видит его. Надо, чтобы свет Отчей любви коснулся наших сердец, и мы увидели рядом с другими здесь на земле и в вечности присутствие Христово. Чтобы мы стали верующими людьми — теми, кто побеждает смерть верой, которая «действует любовью» (Гал. 5, 6). 

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Тайна скорого услышания
22 ноября — празднование иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.2024
Дом, который оставляет Христос, становится пуст
Евангелие пятницы (Лк, 73 зач., 13, 31—35)
22.11.2024
Знамение нашего спасения
20 ноября — празднование иконы Божией Матери «Взыграние Младенца»
21.11.2024
Силоамские башни не перестают падать
Евангелие четверга (Лк, 70 зач., 13, 1—9)
21.11.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
«Законодательством, полицией, налоговой инспекцией мир не исцелим»
Человек не должен лениться, но нельзя трудиться постоянно без отдыха и молитвы
23.11.2024
С нами больше, чем с ними
21 ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
20.11.2024
«Почему Шнеур Залман не призывал молиться за победу французского оружия?»
У Наполеона была идея создания еврейского государства в Эрец Израэль на сто пятьдесят лет раньше, чем это совершилось
20.11.2024
Меч рассекающий
Евангелие среды (Лк, 69 зач., 12, 48—59)
20.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06