Как сообщалось, 5 февраля Президент России Владимир Путин провёл совещание с членами Правительства, посвящённое вопросам государственной политики в социально-экономической сфере. В частности, Глава государства жестко отчитал чиновников, из-за которых в нескольких регионах страны отменены маршруты электричек. Ситуацию проанализировал в интервью «Русской народной линии» доктор экономических наук, профессор, заведующий сектором Института экономики РАН Олег Сухарев:
Я много лет пишу о дисфункции экономических систем, институтов и управления в нашей стране. К сожалению, у нас не много продуманных решений и, к сожалению, нет должной оценки их последствий. От качества подготовки и выполнения решения зависит системный результат. В информационном плане система обеспечения принятия решений в России крайне неэффективна. Очевидно, что Правительство не справляется с информационным потоком, с обработкой информации, с вопросами подготовки и согласования решений. Это проблема для всех подсистем российской экономики - у нас не информация под диссертацию, а диссертация под информацию. У нас суд принимает решение, выносит приговор, который вступает в законную силу, а далее решение просто не поступает в Росреестр, потому что в суде работает один мальчик, который занимается рассылкой сотен, если не тысяч решений, и не успевает (не говоря уже о том, что может ошибаться) выслать решение, нарушая все сроки и не считаясь с законными правами гражданина. Чиновники Росреестра отказывают в соответствующих услугах (при положительном решении суда!). Всё это – проблемы организации системы управления и информационных каналов всех подсистем. Все поставлено с ног на голову! Это и есть дисфункция, когда не определены функции, нормативы их исполнения и не налажено должное исполнение. Работа Правительства не является исключением. Впервые о дисфункции я написал в 1998-1999 гг. введя эту концепцию в экономическую теорию, затем развил свою теорию дисфункции экономических систем и институтов. Выводы никто не делает, ни из какой информации в принципе – это и есть самый важный атрибут дисфункции управления, когда не слышат аналитиков и не используют предлагаемый ими инструментарий (даже оценки ситуации). Слышат только того, кого выгодно слышать и кем удобно или выгодно «восхищаться»!
Возмущение Президента было абсолютно оправданным, поскольку это неэффективное решение было принято без его участия. Конечно, оно вызвало повсеместный протест людей на местном уровне, которые не смогли добраться до места работы, до своих родственников, которые оказались отрезанными от крупных центров, ведь железнодорожное сообщение является основным средством передвижения. Одна из жительниц даже предъявила экономически грамотную претензию, поставив весьма серьезный вопрос, заявив буквально так: «Да, в царское время была проложена дорога до нашего поселка и она была рентабельной, а теперь, выходит что все не рентабельно». И журналисты не стали вырезать этот риторический вопрос, который чрезвычайно серьезен, потому что ведь произошла не просто отмена пригородных электричек, что является компетенцией вроде бы РЖД, а нечто большее. Однако за эту проблему отчитывался вице-премьер Дворкович. Президент РФ потребовал исправить ситуацию не просто в течение месяца, а немедленно.
Но экономическая проблема кроется глубже, она состоит в неуклонном повышении тарифов и в убыточности пассажирских перевозок, в том числе пригородных. Дело в том, что объем перевозимых граждан снизился, многие ветки ликвидированы. Я знаю одну ветку между Жуковкой и Клетней в моей родной Брянской области, это ветка была примерно 30-40 километров, однако рельсы сейчас разобраны и ветки фактически нет. Это два пункта (районных центра), которые в советское время были связанны железной дорогой, и по которой возился лес из Клетни на Жуковку и далее на Брянск или Смоленск, а теперь этой ветки нет. И на Клетню ходят автобусы и маршрутки, причем транспортники показывают наибольшую выгодность автомобильного сообщения. Отмена этих электричек была вызвана тем, что людям предложили автомобильный транспорт, который вроде бы более рентабелен и выгоден. Но, на автомобильном транспорте цена билета для людей несколько выше. Пенсионеры сразу возмутились – это ущемление их прав, причем прав конституционных. И Президент выступил как гарант Конституции за людей, потому что граждан России лишили средств передвижения, естественно, дискриминируя их в материальном положении. Я не говорю уже о том, что будет с этими ветками в дальнейшем. Сначала ликвидировали электрички, потом эти ветки будут приходить в запустение, как ветка между Клетней и Жуковкой, потом они будут просто разобраны или не пригодны к эксплуатации. Но демонтаж железнодорожного хозяйства является прямым уроном национальной безопасности нашей страны!
Самое плохое состоит в том, что из этих ситуаций и случаев, провалов в управлении отдельными видами хозяйств и экономикой в целом, не выносится правильных уроков, ведь пороки лежат в базисных постулатах экономической политики, которая приводит к росту издержек крупных монополистов, делает многие виды их производств неэффективными. «Скоро» дойдем до абсурда, когда неэффективной станет подача газа для потребителей. РЖД не справляется с пассажирскими перевозками, поэтому вынуждены их сокращать, увеличивая тарифы на грузовые перевозки. Конечно, динамизм развития экономики России снизился, переезжать стало некому. Но решение перспективных задач развития российской экономики должно опираться на имеющуюся инфраструктуру, а если мы ее свернем, т.е. отменим электрички, а затем уберем железнодорожное полотно, как это местами делалось в конце 90-х – начале 2000-х годов, то тогда, когда мы будем преследовать цель интенсификации развития, мы не сможем ее достичь по причине ограничений, связанных с состоянием инфраструктуры, которое и сегодня нельзя признать хорошим. Мы сами своими руками разрушим условия для будущего роста. Это же железнодорожное сообщение, которое необходимо развивать, делать его скоростным, эффективным для повышения мобильности населения, делать гибкими рынки труда, перемещения людей из одних регионов, где избыток по ряду профессий, в другие регионы, где имеется дефицит труда по этим же профессиональным группам. Экономическая политика должна обеспечивать выгодность вложений в инфраструктуру и прибыльность от ее использования. Следовательно, необходимо начать с оценки затрат, с их оптимизации по всем цепочкам, для того, чтобы сделать развитие этой инфраструктуры и вложения в нее выгодными. В этой связи повышение процента, который мы сейчас наблюдали до 17% и снижение до 15%, полностью обнажает недальновидность людей, осуществляющих политику. Это боязливые действия, совершенные без понимания сути влияния процента и процентной ставки на экономику и инфляцию.
У Центробанка не было плана противостоять девальвации. Когда хирург проводит операцию, у него есть план, который он внимательно изучает. Если что-то во время операции пошло не так, у него есть схема реанимационных действий. Конечно, бывают ошибки и у хирургов с летальными исходами, но они подробно разбираются, возбуждаются уголовные дела, все это расследуется детально, потому что есть план реанимации при том или ином изменении давления, при свертываемости крови, при тех или иных параметрах. Безусловно, экономическая система – это та же многопараметрическая система и управление ею, особенно денежными властями, должно предполагать наличие инструментов, условно говоря, «в загашнике». Если активизируются спекулянты, если цена на нефть будет снижаться, то, как мы будем действовать, какие инструменты мы вынем из этого «загашника», если цена нефти будет 60 долларов за баррель, и если стоимость опустится до 45-50 долларов?! У нас же правительство, как и ЦБ, не имело даже обсчета бюджетных параметров под величину 50-60 долларов за баррель! Неужели стодолларовая эйфория привела к управленческому отупению всех подсистем, отвечающих за базовые решения? Это никудышная работа, какие бы дифирамбы ни пелись сейчас отдельными политиками. Да, Центральный банк не стоит, возможно, вводить в стресс такими правдивыми оценками, чтобы ещё более не ухудшить его работу, но из данной ситуации должны делаться более откровенные выводы (которые, вероятно, не стоит объявлять в прессе), особенно руководством самого Центрального банка и Президентом страны. Плана на форс-мажор у этой денежной системы не было. Это факт, потому что все действия носили ситуационный, «пожарный» характер, что автоматически действует не в сторону высокой эффективности применяемых инструментов. Главное, что не изменяется первооснова денежно-кредитной политики – именно это наносит основной вред России. Аналогична и ситуация по электричкам.
Президент прав: отмена электричек - это головотяпство. Но Президент, к сожалению, не идет дальше и не ставит вопроса об изменении философии, сути и стержня экономической политики. Он сам, возможно, пока еще не ощутил, что природа таких решений – в системной и структурной неэффективности. Скажу более – она в самой природе капитализма. В частности, информация прошла такая: с 1 января 2015 года железнодорожный оператор ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» (ЦПКК) отменил электрички в ряде регионов Центральной России». Однако, давайте посмотрим, кто владеет ЦПКК, какова структура собственности этой компании? Ведь менеджмент, который принимает решения, назначается собственниками и контролируется ими. Так вот, по имеющимся в интернете открытым данным, 50% минус 2 акции принадлежит некоему ООО «МПК», и по 25% плюс одна акция соответственно у ОАО «Российские железные дороги» и Московской области. ООО «МПК», вроде как принадлежит кипрской компании и всего двум владельцам – российским бизнесменам.
Следовательно, менеджеры ЦПКК могли действовать, выдвигая более высокую цену на пассажирские перевозки, под действием указанной частной компании (двух капиталистов), а муниципалитетам в качестве реакции на такое поведение осталось реагировать отказом от датирования подобных перевозок по повышенной цене. Нужно отметить, что делалась попытка заместить их автомобильными перевозками, которые вроде бы как дороже для пассажиров, но дороже, в сравнении с той ценой билетов на электрички, которая была прежде, , но не новой, которая была предъявлена. Вот Вам и кризис и «проработка» Дворковича Президентом РФ. А муниципалитеты как не имели денег так и не имеют, мало того, РЖД, как видно по структуре собственности, имеет не такое уж высокое влияние на данный процесс (если верить имеющимся данным по собственникам в средствах массовой информации). Я уже не задаю коренного вопроса о том, почему именно такая структура собственности, кто это допустил и зачем, ведь она не уберегла от абсолютно неэффективного решения и нагоняя Президента, да и не повысила ощутимо эффективность функционирования данной подсистемы?
Интересно отметить, что, например, А.Улюкаев за день-два до этого совещания озвучил, что Правительство РФ поддерживает инфраструктурные проекты, что будет развиваться Байкало-Амурская магистраль, осуществляться модернизация данной инфраструктуры, за счёт средств из Фонда национального благосостояния. Вроде бы все правильно. И через день ситуация с электричками и разбор у Президента РФ. Это символ деградации железнодорожной инфраструктуры. Я привел пример всего одной исчезнувшей ветки. Наверняка, таких веток десятки, если не сотни. Отдельные регионы и деревни потому и вымирали. Мы наблюдали исчезновение крупных поселков, крупных населенных пунктов. Это все следствие недовложения в инфраструктуру, плюс «реформы» 90-х годов, которые все подкосили.
Безусловно, необходимо начать с анализа затрат и решать обратную задачу, как нам снижать затраты у естественных монополистов с тем, чтобы сохранить объемы перевозок. Нужны также государственные инвестиции, господдержка и изменение государственной политики в области тарифов, ценовых линий на билеты, тарифов на грузоперевозки и так далее, в том числе с воздействием на структуру собственности этих компаний, потому что свёртывание электричек диктует капиталисту элементарная выгода. Иными словами, капитализм российского типа демонтирует саму страну, в конце концов, при пролонгации подобных схем, он может её ликвидировать.
Приведу ещё пример как капитализм ретуширует подлинное содержание проблем развития. У меня есть сведения по Брянску, где «Сименс» фактически открывает совместное производство с одним из российских производителей стрелок, стрелочных переводов и шлагбаумов. «Сименс» фактически прибирает к рукам российский рынок. Только это произойдёт не сразу, со временем, но первые шаги с его стороны сделаны. Собственник этого предприятия торговался два-три года с тем, чтобы лучше ему «продаться» окончательно. Это стратегия собственника – она разрешена законом. Но разве Российской Федерации и РЖД это выгодно? Зачем нам «Сименс», когда мы сами производили шлагбаумы и стрелочные переводы? Есть еще машиностроительные возможности производить эти механизмы самостоятельно, в противном случае, при контроле над этими элементами со стороны западных фирм, возникает прямая угроза экономической и национальной безопасности. Ведь стрелки и стрелочные переводы – это функционирование российских железных дорог. Почему этим должен заниматься «Сименс»? Брянское телевидение протрубило «ура» открытию этого совместного производства, но не сказало об одной маленькой детали, о которой говорят отдельные работники этого предприятия – об ожидаемом 10% сокращении персонала вследствие этого слияния. В основном будет сокращен инженерный состав, а их осталось немного на этом российском предприятии. Мы теряем российских инженеров, которые могут курировать производство этой продукции. Она не такая высокотехнологичная, но достаточно точная, там есть требования по точности и по безопасности. Частный собственник так захотел и решил, по российскому законодательству нет никаких видимых нарушений. Но, с точки зрения стратегии страны, неужели мы не видим пороки таких объединений и таких решений?! Почему Правительство РФ устраняется от решения подобных институциональных проблем. Почему латают дыры, но не разбираются с капитализмом под видом «священности» частной собственности, но забывая, что её эти «новые капиталисты», получили дёшево и в большинстве случаев не праведным трудом.
Поэтому, безусловно, не одно решение с отменой электричек является порочным. Здесь вопиющее нарушение, потому что люди на местах возмутились, а по поводу других событий – люди не имеют возможности возмущаться. Если будут сокращения персонала, кто же возмутится? Это пройдет тихо. И будут шлагбаумы, стрелочные переводы, но они будут в перспективе «сименсовские», а не российского производства. Куш какой-то получит отдельный капиталист, а Россия? Да, «Сименс» будет работать пока на нашей базе и мощностях, но какова перспектива для наших отечественных инженеров и производств? Эта перспектива стратегически расплывчатая, потому что «Сименс» прибирает к рукам наш внутренний рынок. А мы поддаёмся, собственники идут на эти сделки, потому что им это выгодно - отдать часть собственности, продать и пойти на выгодные условия «Сименса». На эти миллионы евро дети этих собственников смогут жить!
Несмотря на «пессимистические примеры и предостережения» (экономическую науку часто называют «мрачной» в связи с этим), должен сказать, что всё-таки доволен Президентом РФ, потому что он последнее время озвучивает всё то, что мною, простите за наглость, было написано во второй половине 1990-ых и в 2000-ые гг. Как говорится, лучше поздно, чем никогда.
20. Re: «Отмена электричек - это головотяпство»
19. Re: «Отмена электричек - это головотяпство»
18. Ответ на 17., Андрей Карпов:
17. Re: «Отмена электричек - это головотяпство»
16. Re: «Отмена электричек - это головотяпство»
15. Ответ на 13., зиф:
14. Причина в демографии!
13. Ответ на 12., Наблюдатель.:
12. Ответ на 6., зиф: наступает год козы...
11. Ответ на 10., Т.В.: