Допустимо ли ношение хиджабов в публичных местах?

Мнения известных пастырей по данному вопросу разошлись

Новости Москвы 
0
1080
Время на чтение 8 минут
Глава ДУМ Российской Федерации и Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин направил Владимиру Путину письмо с просьбой защитить право мусульманок носить платки в образовательных учреждениях, пишет Regions.ru.

На 11 февраля в Верховном Суде Российской Федерации назначено рассмотрение апелляционной жалобы на решение Верховного cуда Мордовии по признанию незаконной части постановления правительства РМ о запрете ношения головных уборов в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях. 

Ректор Российского университета дружбы народов, бывший министр образования Владимир Филиппов по этому поводу заявил, что вопрос о ношении хиджабов в России отдан на решение образовательных учреждений, и это правильно. «На данном этапе рано говорить о едином решении в масштабах всей страны - носить ли на Кавказе, в Татарстане и в Москве, пока нужно действовать на уровне образовательных организаций. Мы должны в большей степени развивать их автономию: студенты, зная, что там такие правила, скажут: я не пойду туда учиться, пойду в другое учреждение», - сказал В.Филиппов «Интерфаксу». Он подчеркнул, что по действующим нормам в России демократические органы управления школой или вузом - наблюдательные и общественные советы, родительские комитеты - самостоятельно решают, как учащимся допустимо одеваться. 

В.Филиппов сообщил, что в самом интернациональном вузе России - РУДН - девушки хиджабы не носят, однако не потому, что это запрещено «сверху», а потому, что сам студенческий коллектив выработал такие нормы поведения в вузе. 

«Кто, на ваш взгляд, должен решать вопрос о допустимости религиозной одежды в учебных заведениях – само это заведение, регион, федеральный центр? Считаете ли вы сами приемлемыми хиджабы в школах?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям

Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, признался, что «резко пресекать возможность использования элементов национальной идентичности в образовательных учреждениях я бы не стал». 

«Регионы различаются и по составу населения, и по культуре, поэтому я считаю, было бы разумно принять соответствующие правила на уровне региона, - отметил он. - Если в Дагестане или в Чечне поддержат инициативу ношения религиозной национальной одежды, а в Белгороде или Курске примут решение воздержаться, это будет выбор региона, сделанный в зависимости от национального состава жителей». 

Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, сказал: «Да, православные девушки тоже носят платки, но у них платок - не ритуальная одежда вроде монашеского апостольника. Православный христианин не отличается от окружающих. Самая главная святыня у него находится под рубашкой – нательный крестик. Некоторые священники даже делают замечание прихожанам, носящим крестик поверх одежды - это же не украшение. А ношением хиджабов мусульманские девушки подчеркивают свою разницу с окружающими». 

«Лично я не вижу ничего плохого, если девушка - мусульманка носит хиджаб, - пояснил он. - Ведь это же не паранджа, он не закрывает лицо. Тем не менее, мне кажется, решать, носить такой ритуальный головной убор или нет, должны сами студенты. Может, в вузах стоило бы узнать, как смотрят на это другие студенты. Могли бы высказать свои пожелания и преподаватели». 

«А вообще нужно с осторожностью подходить к этому вопросу, - предостерегает пастырь. - Мы открываем семинарии, у нас есть православные университеты, где обучают светским специальностям. Может, мусульманам тоже пойти по такому пути – открывать университеты со светскими специальностями, но для мусульман? Ношение в таких учебных заведениях хиджабов никого бы не дискриминировало и не пугало».
 
Священник Михаил Артеменко, клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области, психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное, считает, что такие вопросы должно управления образования. «На мой взгляд, - отметил он, - носить хиджабы в школах все же недопустимо. Разрешив их, мы разрешим любую религиозную одежду. А если ребенок кришнаит и пожелает ходить во всем розовом? А если молодой человек, учащийся старших классов, - сатанист? Мы забываем, что открывая форточку, мы открываем дверь». 

«Мне кажется, - продолжил отец Михаил, - должен быть стандарт школьной формы. Пусть он допускает религиозные символы, не бросающееся в глаза – например, нательный крестик, который все равно под одеждой, - но не демонстрирует религиозные, культурные и иные отличия. А мусульманку в платке видно издалека».
 
Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, подчеркнул, что «носить ли головные уборы в храме, у нас решают сами женщины». «Это рекомендовано, но многие женщины приходят в храм с непокрытой головой и никто их оттуда не выгоняет, - отметил отец Петр. - Так же и с брюками: еще Патриарх Алексий сказал, что в наше время брюки - такая же женская одежда, как и юбка, и не могут служить основанием не пускать женщину в храм. Только в монастырях дело обстоит по-другому, но там женщина при входе может получить платок, если его у нее нет, а если пришла в брюках, то и юбку». 

«Кстати, - продолжил пастырь, - когда я был в Стамбуле, я обратил внимание, что женщины на улице не носят хиджабов. Если они идут в мечеть, им там дадут возможность закрыть плечи, выдадут юбку. А на улицах можно встретить турчанок в шортах, с непокрытой головой, и даже с татуировками. Никто не обращает на это внимания. Вообще мне кажется, Равиль Гайнутдин выражает свои пожелания, сообразуясь с традициями не нашего государства, а Саудовской Аравии. Насколько я знаю, и сами мусульмане часто бывают этим недовольны. Я слышал их жалобы, что он снес татарскую мечеть на Проспекте Мира, - которая, кстати, была памятником архитектуры. Ваххабиты, к слову, отрицательно относятся к татарской национальной одежде, они считают, что нужно одеваться как арабы. Мне кажется, как одеваться, пусть мусульмане решают в мечетях и в своих духовных учебных заведениях».
 
Священник Игорь Шумилов, настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на, уточнил: «В Новом Завете говорится только, что женщина должна молиться с покрытой головой, причем только замужняя женщина. Об этом рассуждает апостол Павел в 1 послании к Коринфянам (стихи 5 -15). Бывая на Святой Земле, где совместно проживают арабы-мусульмане, арабы-христиане и иудеи, я вижу, что люди носят одежду, подобающую своему вероисповеданию и все относятся к этому спокойно. Наверное, это дело привычки. Гуляя по улицам Иерусалима, встречаешь арабских школьниц-подружек в хиджабах и без них, идущих из школы одной компанией, мальчиков-иудеев в кипах, носящих цицит и другие элементы религиозной одежды в компании со сверстниками, одетыми по-светски. Очень хочется, чтобы и наши дети так же естественно и без стеснения жили в традициях своей веры, и не смущались проявлениями веры других людей». 

«По-настоящему верующий никогда не будет проявлять агрессию по отношению к человеку другой веры, - убежден отец Игорь. - Это неверующий, несмотря ни на какую внешнюю браваду, чувствует свою внутреннюю ущербность по сравнению с верующим человеком и поэтому старается уничтожить всякие проявления веры других людей». 

«У нас была страна с агрессивным, насильственно предписанным атеизмом. И это до сих пор откликается печальным эхом религиозного невежества и бескультурья, - посетовал он. - Вчерашний дремучий атеист теряется и цепенеет, видя непривычные для него религиозные символы, а затем пытается избавиться от этого дискомфорта, старается запретить, убрать из жизни то, чего не может понять и поэтому боится. А демагогических выкриков - сколько угодно. Они подходят практически к любой ситуации, главное - показать как ты "заботишься" о людях».
 
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, признался, что разрешил бы носить платки – «а вот паранджа, например, неприемлема. Открытое лицо само по себе показывает доброжелательное отношение к человеку». 

«Есть у меня духовное чадо, молодая женщина, - рассказывает отец Георгий. - Она благочестива, носит платок постоянно. Ей предложили работу в епархиальном управлении, - а там женщины на работе не носят платки, исключение составляют только монахини. Пришла она в платке, а ей выговорили, - мол, что ты ходишь как живой упрек нам, снимай платок, чтобы была как и мы. И она сняла платок, не посоветовавшись со мной. А потом я пришел туда и увидел странную женщину - то ли моя прихожанка, то ли нет. Я тогда сказал: "По сердцу моему так хорошо тебе в платочке". И она надела снова платок и носит его одна среди остальных, все уже привыкли. То есть тут дело еще в личности - как привык человек, как ему комфортнее и удобнее». 

«Я не знаю, как себя чувствует мусульманка без хиджаба, но если будто голой, то мне жалко ее. Это может мешать ей учиться, потому что вместо сосредоточения на тонкостях науки она вынуждена озираться, не смотрит ли на нее кто-то осуждающе. Так что вуз должен обустроить свой внутренний устав, - ведь еще со Средневековья в учебных заведениях были заведены свои уставы как хранение традиций, чести и достоинства для преподавателей и студентов. И если человек чувствует себя будто не в своей тарелке, лучше уступить ему. Главное, не устраивать из этого очередную акцию, чтобы мулла на проповеди что-то произнес и все как один возмущенно встали», - заключил пастрырь.
 
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, считает этот вопрос интересным и важным. «Опасна здесь только узость мышления, - если кто-то начнет отстаивать свое решение исходя из одного узко взятого требования, - отметил он. - Надо смотреть шире, учитывая наши религиозные, исторические и социальные принципы. И надо понимать, что речь идет именно о платке, - а то некоторые по незнанию путают хиджаб с никабом, то есть паранджой, которая закрывает лицо полностью, оставляя только прорезь для глаз. Кстати, во времена Нового Завета христианки тоже закрывали лицо покрывалом - а у мусульман в некоторых странах и до сих пор так делают. Но в современной России это недопустимо. Человек вне своего дома должен быть с открытым лицом. Это элементарные нормы безопасности: человек в маске не должен находиться в общественном пространстве». 

«Но к хиджабу это не относится, - это и правда просто головной убор, как косынка или шляпка, - пояснил отец Макарий. - Носить хиджаб или нет - личное дело каждого. Зачем запрещать? Вот приду я в вуз, а мне скажут: "У нас нельзя носить черные носки, можно только синие". Абсурд же! Так почему мусульманкам или русским должны запрещать надевать платочек? Мы видим, как в европейских странах ущемляют права верующих. Половые извращения объявляют нормой и внедряют это всюду, оскорбительные карикатуры защищают законами, запрещают людям той или иной веры носить одежду, которая ничему не мешает». 

«Думаю, - продолжил он, - правительство России должно принять меры, чтобы исключить такие запреты, которые ничем не обоснованы кроме социальных или религиозных предрассудков. Но, повторю, одежду, закрывающую лицо, носить непозволительно. Это противоречит установившемуся порядку и прямой безопасности. А в остальном мы обязаны предоставить свободу, и это правильно. Если Президент так и сделает, это будет важным шагом в нашей религиозной жизни».
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Запад не верит в нашу решимость
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.11.2024 13:02
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от viner
27.11.2024 12:56
Нехватка кадров? Безработица? Нет, безхозяйственность!
Новый комментарий от Ленчик
27.11.2024 12:54
С урологами на дружеской ноге
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.11.2024 12:45
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
27.11.2024 12:44
Церковь всегда одна
Новый комментарий от протоиерей Вячеслав Пушкарёв
27.11.2024 11:10
Дьявольский удар готовится в первый день Рождественского поста
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
27.11.2024 10:26