В Госдуму внесен проект закона, позволяющий гражданам России указывать в паспорте свою национальность. Автором инициативы выступила член Совета Федерации Жанна Иванова, сообщает
Regions.ru.
«Национальная принадлежность гражданина Российской Федерации не только воспринимается в качестве одной из важнейших ценностных категорий для отдельной личности, но и выступает гарантом сохранения самобытности каждой национальной (этнической) общности многонационального народа Российской Федерации», — подчеркивается в сопроводительном документе законопроекта.
Желающие получить в паспорте запись о национальной принадлежности должны будут оплатить пошлину. При этом отметка может быть аннулирована по письменному заявлению гражданина. В этом случае ему может быть выдан новый паспорт. Сведения о национальности по инициативе родителей могут быть также внесены в свидетельство о рождении ребенка.
Последняя перепись населения России состоялась в 2010 году. Согласно полученным данным, в стране проживает более 142 миллионов человек. Русскими себя назвали более 110 миллионов человек, татарами — свыше 5 миллионов,
украинцами - 2 миллиона, башкирами — 1,5 миллиона, чувашами и чеченцами — по 1,4 миллиона человек.
Практика внесения национальности гражданина в паспорт существовала в
СССР. Гражданину при получении документа предлагалось на выбор указать национальность отца или матери. Кроме того, до 1990 года в документ вносилась информация о наличии судимости.
Вопрос о возвращении в паспорт «пятого пункта» (только по желанию владельца паспорта) поднимали не раз. Сторонники этого шага заявляют, что нежелание государства официально зафиксировать национальность ущемляет их самосознание. Противники опасаются, что «пятый пункт» может, как это случалось в советские времена, стать причиной дискриминации, а также воспрепятствует формированию общей гражданской идентичности.
Напомним также, что не раз высказывались предложения указывать в документах (опять же по желанию) вероисповедание; сейчас такого вопроса не задают даже во время переписей населения.
«Как вы относитесь к предложению указывать, по желанию самого гражданина, в документах его национальность? Чем, на ваш взгляд, объяснить, что такие пожелания регулярно высказываются?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, отметил, что главный вопрос, который сейчас стоит перед нашим государством и перед всеми нами, – самоидентификация русского народа, его восстановление в законных правах.
«И, конечно, мы не можем рассчитывать, что спустя столько лет, когда русских истребляли или в лучшем случае игнорировали их существование, многие захотят соотносить себя с русскими. Не исключено также появление таких "национальностей", как эльфы, тролли, сибиряки, москвичи – как в ходе последней переписи. Но и это тоже будет важным сигналом, "тревожным звонком" для всех - и может быть, заставит нас наконец-то встряхнуться. А что это необходимо, у меня нет никаких сомнений – каждый должен приходить к самоопределению, соотносить себя со своим народом, своей историей, понимать, где находится, куда движется. И, конечно, наше государство не может игнорировать эту естественную потребность людей. А параллельно должны быть запущены процессы, помогающие людям идентифицировать себя. Для того, кстати, и существуют средства массовой информации, которые все это время работали на обратный результат, а могли бы помочь нам восстановиться как народу, восстановить основу нашего государства – для русского человека это важно», - подытожил священник.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, заявил, что приветствовал бы возвращение в паспорт графы «национальность».
«Для многих, кто принадлежит к той или иной национальной общности, это действительно важно. Люди не желают об этом забывать, - более того, хотят, чтобы и их дети осознавали свою принадлежность. Конечно, указание национальности должно быть делом добровольным, и очень хорошо, что вопрос ставится именно так. А дальше уже пусть каждый решает сам. Хочет принимать на себя эти хлопоты, платить пошлину – слава Богу, не хочет - тоже слава Богу. Мне кажется, это здравое предложение», - подчеркнул он.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, заявил, что вполне понятно, почему к этой теме все время возвращаются.
«Национальность - одна из очень важных сторон самоидентификации. Например, я бы хотел, чтобы ко мне относились как к человеку именно такой национальности, а не другой. Я не обижусь, если кто-то, не зная мою национальность, назовет меня, предположим, болгарином – но хочется, чтобы ко мне относились адекватно моему внутреннему состоянию, в соответствии с которым я - русский, и никогда не скрывал этого. Более того, я желал бы указать и вероисповедание, потому что, например, до революции графы "национальность" в документе не было, а графа "вероисповедание" была. Так что указывать и то, и другое по желанию возможно и вполне уместно. Кстати, перепись населения показала такие курьезные ответы на вопросы о национальности! Если кто-то хочет быть хазаром или еще каким скифом – пожалуйста. Но если человек ответственно относится к этому и хочет, чтобы люди к нему относились так же, то каждый русский запишется русским. А если человек иных этнических корней хочет, чтобы его записали русским, это тоже нормально. Другое дело, если русский захочет назваться сарматом. Курьез, но неприятный. Потому что отказаться от звания "русский" – это отказаться от идентификации своей культуры и истории», - продолжил он.
«Кстати, это единственная причина, из-за которой я попросил оставить мне старый паспорт - именно из-за графы "национальность". Потому что отсутствие этой графы в нынешнем паспорте считаю недостатком новой системы. А тех, кого возмущает инициатива вернуть графу в паспорт, возмущает все, что укрепляет нашу самоидентификацию, государственность и национальное самосознание. Если страна состоит из людей, которые не уважают свой народ, культуру, - она обречена на распад. А если мы хотим укреплять страну, мы должны поощрять людей, которые дорожат своей национальностью, культурой и историей. И один из методов поощрения – это как раз право на указание своей национальности в паспорте», - заключил священник.
Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, сообщил, что в своем паспорте нового образца, полученном в начале 2000-х годов, в одной из пустующих граф сам карандашом написал «русский» - если бы внес изменения ручкой, паспорт считался бы недействительным.
«Видел я и вкладыши, распространявшиеся разыми общественными патриотическими организациями, в которые можно вписать сведения о своей национальной идентичности. Я считаю, сейчас, когда различные силы навязывают идеи мультикультурализма, что выливается в разные уродливые формы, этот законопроект очень своевременен. На мой взгляд, графа "национальность" должна появиться. Более того, ее отсутствие - это дискриминация. Мы же утверждаем, что живем в свободном демократическом обществе, а нам, по сути, запретили выказывать свою национальную идентификацию», - продолжил священник.
«Я ввел бы еще одну графу: вероисповедание. Мы живем в свободной стране, и не должны стесняться таких вещей. Можно также заполнять эту графу по желанию, чтобы не вызвать, как опасаются некоторые критики, "социальной напряженности". Мне кажется, большая часть населения укажет свою национальность. Однако, на мой взгляд, необходимо что-то вроде приложения к закону, где был бы перечень всех известных национальностей – во избежание глумлений на этот счет. Я читал уже в соцсетях комментарии: пользователи пишут, что запишутся эльфами или асфальтоукладчиками - в общем, представителями несуществующих национальностей. В Советском Союзе "пятый пункт" не мешал нам жить дружно. Так что, на мой взгляд, это нужный закон, который даст еще одно направление для осознания людьми своей национальной идентичности», - заключил он.
Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, считает, что если мы вводим пятую графу в паспорт, как это было в Советском Союзе, она должна быть обязательна для всех.
«А бесконечная чехарда юридических коллизий приводит к путанице. Это какой-то непонятный либерализм. К тому же не совсем понятно, как это все будет происходить. Предложение вернуть в паспорт графу "национальность", на мой взгляд, хорошее. Но как она будет влиять на самоидентификацию личности, мне трудно представить. Кем бы мы ни значились в паспорте, национальность мы определяем себе сами, внутренне; по этим "внутренним законам" мы и живем. Никто не запретит человеку любить свою культуру и язык вне зависимости от записи в паспорте. Поэтому в предлагаемом документе мне видится какой-то скрытый подтекст. Мне странно, что кто-то боится «репрессий» – похоже, у нас в стране можно бояться чего угодно. Кого не спросишь, все запуганные - диву даешься. Как они до сих пор живут в нашей стране, непонятно. Пусть меньше боятся, а больше делают. Я думаю, если человек действительно хочет представлять свою национальную культуру без всяких фашистских, шовинистских и расистских выходок, никаких препон не будет. Все прекрасно знают, что я украинец, и никто никогда не поставил мне это в упрек, - даже сейчас. Наоборот, во время культурных мероприятий, которые проходят у нас в области, ко мне нередко обращаются с просьбой перевести тексты, поправить произношение, подсказать какие-то особенности национального колорита. В общем, отношение самое дружеское и теплое», - заключил о. Вячеслав.
Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе, отметил, что идея вполне здравая: даже с точки зрения социологии и статистики нам необходимо знать, какова численность народов, населяющих Россию.
«Национальная идентичность неотъемлема от человека и только очень недальновидный человек станет утверждать, что если я назову себя русским, чем я горжусь по праву, я тем обижу башкира, осетина или еврея. Я не сторонник теорий заговора, но упорное игнорирование этого вопроса на протяжении многих лет поневоле заставляет задуматься, в чем причина такого упорного неприятия этой простой процедуры», - заключил священник.
Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, считает, что если чтить свободу волеизъявления граждан, то право указать свою национальность в паспорте тем, кто того хочет, следовало бы дать. И государство не должно чинить здесь препятствий.
«Может ли указание национальности стать причиной каких-то ограничений по национальному признаку? Это вопрос, пожалуй, к работодателям. Но у нас же есть законы, запрещающие дискриминацию – этого должно быть достаточно. Кроме того, если человек сам хочет указать национальность, - наверное, его не смущает, что кому-то она может не понравиться. Другое дело, если указывать национальность будет обязательно. Тут всякое может быть: мы уже проходили это в советское время», - продолжил батюшка.
«Я думаю, больше всего должны быть заинтересованы указанием национальности представители малых народов. Они боятся раствориться в русском море, и их можно понять. Кроме того, хочу отметить: в наше время вопросы национальной самоидентификации – отнесения себя к той или иной культуре, этносу - весьма сложны. Возьмем, к примеру, вопрос разграничения русского, украинского, белорусского этносов. По существу, да и исторически, это единая русская нация. В России сейчас много перебравшихся с Украины или из Белоруссии, много межнациональных браков, и вопрос о выборе той или иной культурной принадлежности бывает весьма болезнен. А в юном возрасте, когда человек еще не совсем сформировался, предоставлять ему возможность указывать национальность, мне кажется, не совсем правильно. Может быть, эта графа должна появляться позже, чтобы никакие внешние силы не воздействовали на человека, не подталкивали его к решению, пока он сам его не принял. В этом случае мы и свободу соблюдем, и не будем создавать дополнительные разделения между представителями этносов, традиционно проживающими на территории Российской Федерации», - заключил о. Димитрий.